Роль аудиторского заключения о состоянии бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 16:42, реферат

Описание работы

Многие решения в предпринимательской деятельности приходиться принимать в условиях неопределенности, когда необходимо выбирать направление действий из нескольких возможных вариантов, осуществление которых сложно предсказать. Если риски не учитывается в хозяйственном плане, тогда они становиться источником с одной стороны, убытков, а с другой – прибылей. Одним из видов снижения рисков в хозяйственной деятельности предприятия является проведение грамотного аудита его хозяйственной деятельности.
Несмотря на кажущуюся простоту отражения в учете предприятия финансовых результатов его деятельности, при аудиторских проверках выявляется достаточно большое число ошибок и нарушений. Ошибки возникают как при оформлении различных хозяйственных операций, так и при их отражении в бухгалтерском и налоговом учете в связи с имеющимися различиями в принципах ведения этих видов учета.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 33.01 Кб (Скачать файл)

Введение

Многие решения в предпринимательской  деятельности приходиться принимать  в условиях неопределенности, когда  необходимо выбирать направление действий из нескольких возможных вариантов, осуществление которых сложно предсказать. Если риски не учитывается в хозяйственном  плане, тогда они становиться  источником с одной стороны, убытков, а с другой – прибылей. Одним  из видов снижения рисков в хозяйственной  деятельности предприятия является проведение грамотного аудита его хозяйственной  деятельности.

Несмотря на кажущуюся  простоту отражения в учете предприятия  финансовых результатов его деятельности, при аудиторских проверках выявляется достаточно большое число ошибок и нарушений. Ошибки возникают как  при оформлении различных хозяйственных  операций, так и при их отражении  в бухгалтерском и налоговом  учете в связи с имеющимися различиями в принципах ведения  этих видов учета.

Вышеизложенное определяет актуальность темы данной работы.

1. Роль аудиторского заключения  о состоянии бухгалтерской отчетности  экономического субъекта для  уменьшения информационного риска

В соответствии с Федеральным  законом «О бухгалтерском учете  в РФ» регулирование бухгалтерского учета осуществляется на четырех  уровнях – трех внешних и одном  внутреннем.

Первый (высший, законодательный) уровень системы регулирования  – это Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и другие федеральные  законы.

Второй уровень системы  регулирования бухгалтерского учета  – методологический – включает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые Минфином РФ, план счетов бухгалтерского учета и инструкцию по его применению и др.

Третий уровень системы  нормативного регулирования – методический – представлен методическими  указаниями по применению положений (стандартов) по бухгалтерскому учету.

Четвертый уровень представлен  учетной политикой, которую каждое предприятие формирует для себя. Именно она и подлежит тщательному  исследованию в ходе аудита.

Таким образом, учетная политика предприятия, первичные документы, регистры аналитического и синтетического учета, финансовая (бухгалтерская) отчетность, регистры налогового учета и налоговые  декларации являются источниками информации для аудиторской проверки.

Аудит финансовой отчетности – это процесс, в ходе которого аудитору предоставляется возможность  выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность, по всем ли существенным аспектам, в  соответствии ли с установленными основами финансовой отчетности.

В ходе проверки аудитор собирает достаточные и уместные доказательства, необходимые для формулирования выводов, служащих основой для выражения  его мнения.

Аудитор должен обеспечить высокий  уровень уверенности в том, что  информация не содержит существенных искажений. Согласно глоссарию уверенность  – это выражение убежденности аудитора в отношении достоверности утверждения, подготовленного одной стороной (как правило, проверяемым субъектом) и предназначенного для использования другой стороной (заинтересованными пользователями). Абсолютная уверенность недостижима из-за присущих методике проведения аудита ограничений и несовершенства систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента.

Для достижения цели аудита в соответствии с требованиями МСА, профессиональных организаций, нормативных  актов и условий договоренности определяется объем аудита, т.е. аудиторские  процедуры, которые считаются необходимыми при определенных обстоятельствах. Обязанность аудитора – обеспечить достаточный уровень уверенности  в том, что отчетность не содержит существенных искажений. На возможность  их обнаружения могут влиять ограничения, возникающие вследствие:

использования тестирования;

невозможности проведения сплошной проверки, зависимости суждения аудитора от характера, сроков, объема аудиторских  процедур (проверка проводится выборочно, достоверность доказательств определяется результатами тестов и личным мнением  аудитора);

несовершенства системы  бухгалтерского учета и внутреннего  контроля хозяйствующего субъекта (например, возможен сговор между кассиром и  главным бухгалтером в целях  присвоения денежных средств, что приводит к неэффективности инвентаризаций и затрудняет обнаружение аудитором  искажений, так как проверяемая  кассовая документация формально будет  отвечать предъявляемым требованиям);

особых обстоятельств, в  том числе наличия связанных  сторон (операции со связанными сторонами  могут быть направлены на искажение  действительного состояния дел).

Для достижения объективных  результатов в ходе аудиторской  проверки и снижении информационного  риска аудитор должен руководствоваться  общими этическими принципами, изложенными  в «Кодексе этики профессиональных бухгалтеров», принятыми МФБ вместе с МСА. Этих принципов семь (в скобках  приводится их толкование согласно Кодексу  этики профессиональных бухгалтеров  МФБ).

1. Независимость. Аудитор  должен быть свободен от какой-либо  заинтересованности в делах клиента,  которая может быть признана  несовместимой с принципами честности,  объективности, независимости. Обстоятельства, которые могут обусловить сомнения  в независимости аудитора:

финансовая взаимосвязь  с клиентами или с их делами;

работа аудитора на руководящей  должности в организации клиента;

выполнение управленческих функций и принятие управленческих решений;

обусловленность выплаты  гонорара требуемыми клиентом выводами (мнением) аудитора;

принятие аудитором товаров, услуг или знаков чрезмерного  гостеприимства;

преобладающее участие в  капитале аудиторской фирмы лиц, не имеющих отношения к аудиторской  практике;

работа бывшего партнера аудиторской фирмы на руководящей  должности в проверяемой организации;

действительное или возможное  судебное разбирательство между  аудитором и его клиентом;

длительное участие одних  и тех же лиц в проверках  финансовой отчетности одного и того же клиента.

2. Честность. В Кодексе  профессиональной этики этот  принцип упоминается вместе с  порядочностью и подразумевает  справедливое ведение дел, откровенность  и правдивость.

3. Объективность (обязательство  быть справедливым, интеллектуально  честным, не иметь конфликтов  интересов, избегать влияния других  лиц, мешающих непредвзятости  аудитора).

4. Профессиональная компетентность  и надлежащая добросовестность (аудитор  должен предоставлять услуги  с должной тщательностью, компетентностью  и старательностью, поддерживать  профессиональные знания и навыки  на требуемом уровне, не должен  вводить в заблуждение клиента  относительно опыта или экспертных  знаний, которыми он в действительности  не обладает).

5. Конфиденциальность (обязательство  аудиторов обеспечивать конфиденциальность  информации, полученной в ходе  предоставления профессиональных  услуг).

6. Профессиональное поведение  (аудитор должен заботиться о  поддержании хорошей репутации  профессии).

7. Следование техническим  стандартам (предоставление профессиональных  услуг в соответствии с применимыми  стандартами, например, МСА, внутренними  стандартами профессиональных аудиторских  объединений и другими нормативными  документами).

Помимо соблюдения этих принципов, в целях уменьшения информационного  риска, аудитор должен планировать  и проводить аудит с определенной долей профессионального скептицизма, т.е. не рассматривать полученную от руководства информацию как обязательно  достоверную. Планирование аудита –  это разработка общей стратегии  и деталей аудиторской проверки. При разработке общего плана аудитор  должен принять во внимание следующие  вопросы:

1. Знание бизнеса клиента.

2. Понимание систем бухгалтерского  учета и внутреннего контроля.

3. Риск и существенность.

4. Характер, сроки и объем  процедур.

5. Координация, контроль  и анализ работы.

6. Прочие аспекты.

Процесс планирования аудита включает:

определение его стратегии  и тактики;

составление общего плана  аудиторской проверки;

разработку аудиторской  программы;

определение конкретных аудиторских  процедур;

оценку объема аудиторской  проверки.

В соответствии со стандартом аудиторская организация или  индивидуальный аудитор должны планировать  аудит еще до написания письма-обязательства  и заключения договора с экономическим  субъектом о проведении аудита, во время предварительного знакомства с потенциальным клиентом.

Качественное проведение аудиторской проверки невозможно без  разработки общей стратегии дальнейшей работы и детального подхода, определения  времени осуществления и объема аудиторских процедур. Объем планирования всецело зависит от величины проверяемого предприятия, сложности данного  аудита, предыдущего опыта аудиторской  работы на предприятии и знания деятельности клиента.

В соответствии с аудиторскими стандартами изучение и оценка системы  бухгалтерского учета и системы  внутреннего контроля должны в обязательном порядке документироваться аудиторскими организациями в ходе аудиторской  проверки. При проведении и документировании этой работы рекомендуется использовать следующие типовые формы:

специально разработанные  тестовые процедуры;

перечни типовых вопросов для выяснения мнения руководящего персонала и работников бухгалтерии;

специальные бланки и проверочные  листы;

блок-схемы и графики;

перечни замечаний, протоколы  и акты.

При этом аудиторские организации  самостоятельно разрабатывают методики и порядок изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего  контроля, а также планируют процедуры  аудиторской проверки в зависимости  от результатов такого изучения и  оценки.

Поскольку целью аудита является подтверждение достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, то достижение этой цели невозможно без подтверждения  того, что все предпосылки или  требования подготовки такой отчетности соблюдены.

Финансовая (бухгалтерская) отчетность аудируемого субъекта включает:

бухгалтерский баланс – форму  № 1;

отчет о прибылях и убытках  – форму № 2;

отчет об изменениях капитала – форму № 3;

отчет о движении денежных средств – форму № 4;

приложение к бухгалтерскому балансу – форму № 5.

Помимо регистров бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности источниками информации являются регистры налогового учета  и налоговые декларации. Этот раздел методики обязательно должен включать таблицу взаимной увязки показателей  форм отчетности – формы №1 и  формы №5.

Предприятия и организации  могут использовать различные первичные  учетные документы – как унифицированные  первичные документы, так и документы, разрабатываемые предприятиями  самостоятельно.

Согласно Закону «О бухгалтерском  учете» в перечень документов, утверждаемых в приказе или распоряжении руководителя экономического субъекта о принятой учетной политике, включаются формы  первичных учетных документов, применяемых  для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые  формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.

В методике детальной проверки верности отражения в бухгалтерском  учете оборотов и сальдо по счетам должны быть представлены типовые формы  первичных учетных документов. В  то же время по мере накапливания опыта  работы данный раздел методики должен пополняться формами первичных  документов, разработанных предприятиями  и организациями самостоятельно с изложением причин, послуживших  основанием для их разработки.

Перечень лиц, имеющих  право подписи первичных учетных  документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным  бухгалтером.

Документы, которыми оформляются  хозяйственные операции с денежными  средствами, подписываются руководителем  организации и главным бухгалтером  или уполномоченными ими на то лицами.

Планом счетов бухгалтерского учета устанавливается состав обязательных аналитических группировок по каждому  бухгалтерскому счету.

Экономический субъект в  соответствии с принятой учетной  политикой, разработанными системами  управленческого, финансового и  налогового учета, применяемой формой счетоводства может использовать различные  регистры аналитического учета –  карточки, ведомости, журналы, а также  их машинные аналоги.

Состав регистров синтетического учета зависит от формы счетоводства. В настоящее время на российских предприятиях применяют три основные формы учета: журнально-ордерную, мемориально-ордерную и автоматизированную.

Большое количество предприятий, где только часть бухгалтерского учета компьютеризирована, синтезируют  журнально-ордерную или мемориально-ордерную формы учета с автоматизированной. Синтез заключается в том, что  такие участки учета, как расчетный  счет, касса, учет материалов, учет товаров, расчеты с поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами, ведутся  на компьютере, поскольку с этими  участками сопряжено большое  количество хозяйственных операций. Остальные участки учета ведутся  по мемориально-ордерной или журнально-ордерной форме счетоводства. Учет кредитов при мемориально-ордерной форме  счетоводства ведется в мемориальном ордере, которому присваивают определенный номер.

Информация о работе Роль аудиторского заключения о состоянии бухгалтерской отчетности