Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 16:42, реферат
Многие решения в предпринимательской деятельности приходиться принимать в условиях неопределенности, когда необходимо выбирать направление действий из нескольких возможных вариантов, осуществление которых сложно предсказать. Если риски не учитывается в хозяйственном плане, тогда они становиться источником с одной стороны, убытков, а с другой – прибылей. Одним из видов снижения рисков в хозяйственной деятельности предприятия является проведение грамотного аудита его хозяйственной деятельности.
Несмотря на кажущуюся простоту отражения в учете предприятия финансовых результатов его деятельности, при аудиторских проверках выявляется достаточно большое число ошибок и нарушений. Ошибки возникают как при оформлении различных хозяйственных операций, так и при их отражении в бухгалтерском и налоговом учете в связи с имеющимися различиями в принципах ведения этих видов учета.
Введение
Многие решения в
Несмотря на кажущуюся
простоту отражения в учете предприятия
финансовых результатов его деятельности,
при аудиторских проверках
Вышеизложенное определяет актуальность темы данной работы.
1. Роль аудиторского заключения
о состоянии бухгалтерской
В соответствии с Федеральным
законом «О бухгалтерском учете
в РФ» регулирование
Первый (высший, законодательный) уровень системы регулирования – это Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и другие федеральные законы.
Второй уровень системы регулирования бухгалтерского учета – методологический – включает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые Минфином РФ, план счетов бухгалтерского учета и инструкцию по его применению и др.
Третий уровень системы нормативного регулирования – методический – представлен методическими указаниями по применению положений (стандартов) по бухгалтерскому учету.
Четвертый уровень представлен
учетной политикой, которую каждое
предприятие формирует для
Таким образом, учетная политика предприятия, первичные документы, регистры аналитического и синтетического учета, финансовая (бухгалтерская) отчетность, регистры налогового учета и налоговые декларации являются источниками информации для аудиторской проверки.
Аудит финансовой отчетности – это процесс, в ходе которого аудитору предоставляется возможность выразить мнение в отношении того, подготовлена ли финансовая отчетность, по всем ли существенным аспектам, в соответствии ли с установленными основами финансовой отчетности.
В ходе проверки аудитор собирает достаточные и уместные доказательства, необходимые для формулирования выводов, служащих основой для выражения его мнения.
Аудитор должен обеспечить высокий уровень уверенности в том, что информация не содержит существенных искажений. Согласно глоссарию уверенность – это выражение убежденности аудитора в отношении достоверности утверждения, подготовленного одной стороной (как правило, проверяемым субъектом) и предназначенного для использования другой стороной (заинтересованными пользователями). Абсолютная уверенность недостижима из-за присущих методике проведения аудита ограничений и несовершенства систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента.
Для достижения цели аудита
в соответствии с требованиями МСА,
профессиональных организаций, нормативных
актов и условий договоренности
определяется объем аудита, т.е. аудиторские
процедуры, которые считаются необходимыми
при определенных обстоятельствах.
Обязанность аудитора – обеспечить
достаточный уровень
использования тестирования;
невозможности проведения сплошной
проверки, зависимости суждения аудитора
от характера, сроков, объема аудиторских
процедур (проверка проводится выборочно,
достоверность доказательств
несовершенства системы
бухгалтерского учета и внутреннего
контроля хозяйствующего субъекта (например,
возможен сговор между кассиром и
главным бухгалтером в целях
присвоения денежных средств, что приводит
к неэффективности
особых обстоятельств, в
том числе наличия связанных
сторон (операции со связанными сторонами
могут быть направлены на искажение
действительного состояния дел)
Для достижения объективных результатов в ходе аудиторской проверки и снижении информационного риска аудитор должен руководствоваться общими этическими принципами, изложенными в «Кодексе этики профессиональных бухгалтеров», принятыми МФБ вместе с МСА. Этих принципов семь (в скобках приводится их толкование согласно Кодексу этики профессиональных бухгалтеров МФБ).
1. Независимость. Аудитор
должен быть свободен от какой-
финансовая взаимосвязь с клиентами или с их делами;
работа аудитора на руководящей
должности в организации
выполнение управленческих функций и принятие управленческих решений;
обусловленность выплаты гонорара требуемыми клиентом выводами (мнением) аудитора;
принятие аудитором товаров, услуг или знаков чрезмерного гостеприимства;
преобладающее участие в
капитале аудиторской фирмы лиц,
не имеющих отношения к
работа бывшего партнера
аудиторской фирмы на руководящей
должности в проверяемой
действительное или возможное судебное разбирательство между аудитором и его клиентом;
длительное участие одних и тех же лиц в проверках финансовой отчетности одного и того же клиента.
2. Честность. В Кодексе
профессиональной этики этот
принцип упоминается вместе с
порядочностью и подразумевает
справедливое ведение дел,
3. Объективность (обязательство
быть справедливым, интеллектуально
честным, не иметь конфликтов
интересов, избегать влияния
4. Профессиональная
5. Конфиденциальность (обязательство
аудиторов обеспечивать
6. Профессиональное поведение (аудитор должен заботиться о поддержании хорошей репутации профессии).
7. Следование техническим
стандартам (предоставление
Помимо соблюдения этих принципов,
в целях уменьшения информационного
риска, аудитор должен планировать
и проводить аудит с
1. Знание бизнеса клиента.
2. Понимание систем
3. Риск и существенность.
4. Характер, сроки и объем процедур.
5. Координация, контроль и анализ работы.
6. Прочие аспекты.
Процесс планирования аудита включает:
определение его стратегии и тактики;
составление общего плана аудиторской проверки;
разработку аудиторской программы;
определение конкретных аудиторских процедур;
оценку объема аудиторской проверки.
В соответствии со стандартом
аудиторская организация или
индивидуальный аудитор должны планировать
аудит еще до написания письма-
Качественное проведение аудиторской проверки невозможно без разработки общей стратегии дальнейшей работы и детального подхода, определения времени осуществления и объема аудиторских процедур. Объем планирования всецело зависит от величины проверяемого предприятия, сложности данного аудита, предыдущего опыта аудиторской работы на предприятии и знания деятельности клиента.
В соответствии с аудиторскими
стандартами изучение и оценка системы
бухгалтерского учета и системы
внутреннего контроля должны в обязательном
порядке документироваться
специально разработанные тестовые процедуры;
перечни типовых вопросов для выяснения мнения руководящего персонала и работников бухгалтерии;
специальные бланки и проверочные листы;
блок-схемы и графики;
перечни замечаний, протоколы и акты.
При этом аудиторские организации самостоятельно разрабатывают методики и порядок изучения и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также планируют процедуры аудиторской проверки в зависимости от результатов такого изучения и оценки.
Поскольку целью аудита является
подтверждение достоверности
Финансовая (бухгалтерская) отчетность аудируемого субъекта включает:
бухгалтерский баланс – форму № 1;
отчет о прибылях и убытках – форму № 2;
отчет об изменениях капитала – форму № 3;
отчет о движении денежных средств – форму № 4;
приложение к бухгалтерскому балансу – форму № 5.
Помимо регистров
Предприятия и организации
могут использовать различные первичные
учетные документы – как
Согласно Закону «О бухгалтерском учете» в перечень документов, утверждаемых в приказе или распоряжении руководителя экономического субъекта о принятой учетной политике, включаются формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.
В методике детальной проверки верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам должны быть представлены типовые формы первичных учетных документов. В то же время по мере накапливания опыта работы данный раздел методики должен пополняться формами первичных документов, разработанных предприятиями и организациями самостоятельно с изложением причин, послуживших основанием для их разработки.
Перечень лиц, имеющих
право подписи первичных
Документы, которыми оформляются
хозяйственные операции с денежными
средствами, подписываются руководителем
организации и главным
Планом счетов бухгалтерского учета устанавливается состав обязательных аналитических группировок по каждому бухгалтерскому счету.
Экономический субъект в соответствии с принятой учетной политикой, разработанными системами управленческого, финансового и налогового учета, применяемой формой счетоводства может использовать различные регистры аналитического учета – карточки, ведомости, журналы, а также их машинные аналоги.
Состав регистров
Большое количество предприятий,
где только часть бухгалтерского
учета компьютеризирована, синтезируют
журнально-ордерную или мемориально-ордерную
формы учета с
Информация о работе Роль аудиторского заключения о состоянии бухгалтерской отчетности