Роль банков в инновационном развитии рф

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение роли банков в инновационном развитии экономики России.
В этой работе были поставлены следующие задачи: рассмотреть общее развитие инноваций в экономике, банковскую систему в РФ, проблемы развития банковской системы в условиях инновационного развития.

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 55.27 Кб (Скачать файл)

Инновации в системе операционного  риск-менеджмента кредитных операций позволят повысить эффективность управления рисками банка в целом. Их внедрение  в различные сферы деятельности коммерческих банков, должно стать одним из направлений инновационного развития экономики России.

Проблема моделирования управления издержками в подразделениях кредитной  организации в условиях финансово-экономического кризиса. Обосновали возможность повышения адекватности модели принятия решений «человеком рациональным» (обычно используемой для моделирования деятельности в подразделениях организации) путем учета в ее спецификации категорий «мотивация» 1 и «лингвистические переменные»2. Предложенная реализация такой модели построена на основе условной оптимизации функции прибыли подразделения организации, с применением микроэкономического правила равенства предельных издержек предельному доходу «MC = MR», – для функции прибыли вида:

 ,

где C(Q,q,v) – производственная функция сотрудников подразделения организации, зависящая от качества (Q), количества (q) и скорости (v) обрабатываемой информации (например, потока заявок на выдачу кредитов);

(F(X)–Const) – учет издержек на принятие сотрудниками подразделения решений (включая издержки на мотивацию сотрудников руководителем подразделения) в виде лингвистических переменных;

λТЦ – множитель Лагранжа, «теневая цена» – показывает объем, на который уменьшится прибыль подразделения при росте на единицу издержек на обработку информации сотрудником подразделения.

Альтернативой государственной финансовой поддержке инновационных проектов должны стать кредиты коммерческих банков, и предложили разработать меры по повышению заинтересованности последних в кредитовании инноваций. Необходимо формирование долгосрочной инвестиционной стратегии обеспечения инновационных процессов и национальной системы финансирования инноваций в соответствии со структурными и институциональными особенностями экономики России с использованием зарубежного опыта.

Для обоснования  этих предложений были приведены  следующие аргументы:

• кредитно-финансовые организации России могут стать  лидирующими агентами по финансированию инноваций при наличии соответствующих  ресурсов. Причем в отличие от негосударственных  пенсионных фондов и страховых компаний, имеющих право инвестировать  лишь определенную часть своих средств, у коммерческих банков отсутствуют  подобные ограничения, что предоставляет  им наибольшие возможности по поддержанию  инноваций. В этой связи, необходимо разработать эффективные механизмы  поощрения кредитно-финансовых организаций  за поддержку инноваций (налоговое  стимулирование, льготное кредитование Банком России конкретных инновационных  проектов) или разделения кредитно-финансовыми  институтами рисков инновационных  проектов с государством;

• применительно к российской экономике наиболее адекватными  представляются кластерная и мезокорпоративная  системы финансирования и кредитования инноваций с учетом особенностей российской национальной экономики и ее инновационного развития в средне- и долгосрочной перспективе.

Роль  синдицированного кредитования в инновационном  развитии экономики России. Значительное отставание российской практики от зарубежной в этой сфере, обусловлено низкой степенью взаимодействия банков; недостаточным опытом синдицированного кредитования; отсутствием эффективной правовой основы и слабым методическим обеспечением; нерациональной организацией риск-ориентированного управления в банках – участниках синдикатов; незначительными размерами собственных и привлеченных средств.

Обоснована необходимость развития синдицированного кредитования в России. Этот метод кредитования способствует привлечению дополнительных средств на внутреннем и мировом рынках для осуществления крупных долгосрочных финансовых проектов и перераспределению банковских рисков. Механизм синдицирования создаст условия для развития банками вторичного рынка своих долей в синдицированных кредитах по договорам цессии или уступки, что позволит повысить ликвидность долговых обязательств банка.

Для развития синдицированного кредитования в России необходимы совершенствование законодательной базы, разработка четких правил, регламентирующих эту деятельность банков, принятие федерального закона – кодекса «О кредитном деле в Российской Федерации». В предлагаемом законе надлежит определить сущность и виды синдицированного кредитования, возможные варианты предоставления кредита, состав участников, их права и обязанности, предусмотреть вторичное обращение долговых обязательств, определить структуру и состав договорного оформления. Принятие этого законодательного акта будет способствовать развитию синдицированного кредитования, что позволит банкам принимать более активное участие в реализации инновационных проектов.

Противоречивое  влияние банковской системы на инновационное  развитие экономики, что проявилось в условиях мирового финансово-экономического кризиса, начавшегося в 2007 г. Оказалось, что банки не только стимулируют развитие экономики, но и могут в определенной мере способствовать ее дестабилизации. Одним из источников возникновения кризиса послужил рынок производных финансовых инструментов, созданный банками на основе ипотечного кредитования. Обоснована необходимость принятия следующих мер для стабилизации российской банковской системы и стимулирования повышения ее роли в развитии инновационной экономики: предоставление Банком России кредитов коммерческим банкам с условием их целевого использования исключительно для развития производственных предприятий с последующим жестким контролем за движением ссуженных средств; государственные гарантии по банковским кредитам приоритетным отраслям экономики; снижение налогов по кредитам, ориентированным на инновационное развитие; законодательное ограничение операций коммерческих банков на фондовом рынке с использованием лишь собственных ценных бумаг.

Преимущества использования долговых финансовых инструментов, финансирования инновационного развития экономики: вексельных и облигационных займов, синдицированных кредитов, CLN (credit linked notes), еврооблигаций. Они позволяют предприятиям реального сектора экономики привлечь долгосрочные ресурсы, структурировать гибкую схему уплаты процентов и основного долга, открывают участникам экономики доступ к финансовому рынку, в том числе мировому.

Было отмечено, что для преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса и активизации долговых инструментов недостаточна эффективная реализация принятого государством комплекса мер денежно-кредитной и налоговой политики. Они должны быть дополнены мерами по совершенствованию банковского регулирования и надзора. Целесообразно снизить нормативные требования Банка России (требования по ликвидности, достаточности капитала), для банков, кредитующих социально значимые проекты. Выделение государством ресурсов коммерческим банкам для пополнения ликвидности и решения проблем рефинансирования долгов корпоративного сектора должно быть подкреплено усилением контроля со стороны Банка России в части мониторинга кредитных портфелей банков, разработки форм отчетности о целевом использовании выделяемых средств, контроля за показателями риска. Формирование Банком России достоверной информации о состоянии банковской системы в условиях кризиса может способствовать притоку иностранного капитала, а следовательно, расширению возможностей долгового финансирования.

Двойственная роль внешних заимствований  в инновационном развитии экономики  Российской Федерации – позитивная и негативная. Современный мировой финансовый кризис выявил отрицательное воздействие чрезмерных внешних заимствований на мировую и российскую экономику. Приведены фактические данные, опубликованные на сайте Банка России: на 1 января 2009 г. внешний долг частных российских корпораций и банков составлял 321,6 млрд. дол. США, внешний долг государственного сектора в расширенном определении – 161,8 млрд. дол. Особенностью структуры внешнего государственного долга в расширенном определении является включение в его состав долгов банков и корпораций, в капитале которых участвует государство.

На основе анализа использования внешних  заимствований банками и корпорациями в докризисный период  можно сделать вывод о его низкой эффективности: средства направлялись на рефинансирование прежних долгов, скупку акций, на экспансию за рубеж, иногда на личные потребности менеджеров и владельцев, а не на развитие инновационной деятельности.

Мировой финансовый кризис закрыл доступ для российских банков и корпораций на мировой финансовый рынок, в том числе и в целях  рефинансирования прежних заимствований. Это стало одной из причин кризиса  банковской ликвидности в России с осени 2008 г., что отрицательно повлияло на производственный сектор экономики. Обращено внимание на негативное влияние внешнего долга на экономическое развитие России вплоть до угрозы национальной безопасности страны, поскольку в качестве обеспечения внешних заимствований часто использовались активы предприятий. Это создает риск перехода стратегических предприятий в руки иностранных кредиторов. Большое значение принятого Правительством Российской Федерации комплекса антикризисных мер в объеме почти 12% ВВП для стабилизации ситуации в краткосрочной перспективе.

В целях наращивания инновационного потенциала экономики необходимо реализовать комплекс мер. В их числе: усиление финансового контроля за внешними заимствованиями и введение мониторинга их использования; привлечение внутренних заимствований путем укрепления банковской системы и использования государственных гарантий при реализации крупных инфраструктурных и инновационных проектов. Реализация мер должна осуществляться не только за счет государства, но и на основе более эффективного государственно-частного партнерства во избежание «выкачивания» государственных средств банками и корпорациями под видом экстренной помощи. При этом требуется более жесткий контроль за целевым использованием средств для поддержки производственных предприятий.

Заключение

Повышение финансовой устойчивости банков в условиях кризиса и активизацию их роли в инновационном развитии экономики России, представляют интерес меры по повышению качества банковского риск-менеджмента с учетом уроков финансово-экономического кризиса, совершенствованию синдицированного и ипотечного кредитования, усилению банковского надзора с учетом антикризисного законодательства. Двоякая роль огромных внешних заимствований корпораций и банков, меры по их государственно-корпоративному регулированию в целях использования внешних источников кредитования инновационного развития экономики России.

Нашей стране будет сложно преодолевать «расстояние», отделяющее ее от многих успешно развивающихся инновационных экономик. Однако потенциал для перехода к инновационной модели безусловно имеется. Он формируется и развивается на базе:

  • сохранения общепризнанных конкурентных преимуществ нашей страны –

значительных сырьевых и  энергетических ресурсов, широкого спектра  высокотехнологичных секторов, пока еще высокого уровня образования, квалификации трудоспособного населения, исследовательской деятельности, транспортной и производственной инфраструктуры;

  • постепенного повышения роли бизнеса в развитии НИС; расширения интересов предприятий в этой сфере, усиления их «погруженности» в инновационные процессы во всем многообразии и противоречивости;
  • появления значимой инновационной составляющей государственной политики, которая присутствует не только в программных, стратегических документах, но и в конкретных практических действиях по финансовой поддержке инновационных проектов, субъектов инновационной деятельности объектов инновационной инфраструктуры, совершенствованию нормативно-правового обеспечения.

 

Список используемой литературы:

1. Скоробогатов А. «Особый путь» России и стимулирование инновационной активности// Вопросы экономики. – 2009.-№2

2. Лаврушин О.И.  Деньги, кредит, банки: Учебник. 5-е изд. Стер.- М.: Кнорус  2007 560 стр.

3. Деньги, кредит, банки. Учебник  / Под редакцией Г.Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт–Издат, 2006. – 620 с.

4. Инновационное развитие  – основа модернизации экономики  России: Национальный доклад.– М.: ИМЭМО РАН, ГУ–ВШЭ, 2008. – 168 с.

5.Банковский кризис в  России: причины, последствия кризиса  банковской системы - 2008. - Интернет-портал  «Экономический кризис.ру» - http://www.economic-crisis.ru/novosti-crizisa/bankovskij-krizis-v-vrossii.html .

6. Выступление на XХ съезде Ассоциации российских банков (Председатель Банка России С.М. Игнатьев). // Данные Интернет-портала Банка России cbr.ru: http://www.cbr.ru/today/publications_reports/print.asp?file=Ignatiev_XX_arb.htm

7. Гохберг Л.М., Кузнецова  И.А. Технологические инновации  в промышленности

и сфере услуг. М.: ЦИСН, 2001.

8. Красавина, Л.Н. Роль  банков в инновационном развитии  экономики России// Деньги и кредит.-2009.-№10.-С. 67-74.

9. Жить не для себя, не для других, а со всеми и для всех: Ежегодный отчет губернатора Белгородской области Е.С. Савченко о выполнении программ социально-экономического развития области в 2009 году // Белгородские известия.-2010.-№23

 

1 См.: Бурков В.Н, Новиков Д.А. Теория активных систем: состояние и перспективы. М.: Синтег,1999.

2 См.: Заде Л.А. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. М.: Мир, 1976.


Информация о работе Роль банков в инновационном развитии рф