Роль налога на прибыль организа-ций в налоговой системе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексное исследование системы налогообложения по вопросу взимания налога на прибыль организаций и определение его места в налоговой системе РФ. Данная цель предполагает постановку и решение следующих задач:
1) рассмотреть теоретические основы взимания налога на прибыль в России, в частности историю возникновения и характеристику элементов данного налога;
2) проанализировать действующий порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в бюджеты различных уровней;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
1.1 Исторические аспекты возникновения налога на прибыль в налоговой си-стеме РФ………………………………………………………………………………5
1.2 Характеристика элементов налога на прибыль……………………………... 10
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПОСТУПЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В БЮДЖЕТЫ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ………………………………………………………… 16
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В РФ………………………………………………………………………... 20
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………….. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………… 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………. 32

Файлы: 1 файл

гуля.docx

— 87.51 Кб (Скачать файл)

     Для большей наглядности приведем динамику соотношений поступлений налога на прибыль организаций и всех налоговых доходов федерального бюджета на рис. 1. 

     

     Рис. 1. Динамика поступлений администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет по видам налогов в 2008 - 2010 гг., млн. руб.

     Данные  рис. 1. отображают, что соотношение  налога на прибыль к общей сумме  поступлений налоговых доходов  составляет в 2008 г. – 0,213:1, в 2009 г. – 0,077 : 1, в 2010 г. – 0,079 : 1. Нетрудно заметить, что наблюдается скачкообразная тенденция, т.е. и поступления налога на прибыль организаций, и поступления всех налоговых доходов федерального бюджета уменьшаются в 2009 г. по сравнению с 2008 г. (на 74% и 30% соответственно) и увеличиваются в 2010 г. по сравнению с 2009 г. (на 23% и 28% соответственно). Уменьшение налоговых доходов произошло за счет снижения таких налогов как налог на прибыль, НДПИ и акцизы, это обусловлено уменьшением ставки налога на прибыль в федеральный бюджет с 6,5 до 2%, более низкой ценой на нефть, а также изменением порядка зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджетную систему РФ. Рост налоговых доходов и, в частности, налога на прибыль связан с постепенным выходом предприятий из кризиса и уменьшением количества убыточных предприятий.

     Таким образом, анализ поступления налога на прибыль показал, что налог  на прибыль является одним из трех основных налогов в федеральном  бюджете. Налог на прибыль организаций в 2008 г. составлял 1∕5 федерального бюджета, в 2010 г. же доля поступлений налога составила 1∕ 10 бюджета РФ. Изучение поступлений в бюджеты в период 2008 – 2010 гг. показало, что налог на прибыль – величина, зависящая от макроэкономической ситуации, что делает его поступления нестабильными, как это произошло в 2009 г. (снижение на 74% в федеральном бюджете и на 49% в республиканском бюджете по сравнению с уровнем 2008 г.). Причинами такого резкого снижения поступлений налога на прибыль являются: уменьшение налогооблагаемой базы, на которую с одной стороны оказало влияние ухудшение финансово-экономического состояния предприятий из-за мирового финансового кризиса, уменьшение ставки налога на 4 процентных пункта, поступающего в федеральный бюджет. С другой стороны, ссылка на кризис позволила отдельным организациям, увеличив расходы, уменьшить налоговую базу или показать убытки. Однако уже в 2010 г. уровень поступлений благодаря государственному воздействию, направленному на стабильное развитие бизнеса, почти достиг показатели 2008 г.

 

     ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В РФ

     Налоговая система РФ на протяжении многих лет  находится в состоянии постоянной подвижности, что очевидно связано  с объективными изменениями экономической  ситуации внутри страны. Система отличается сложностью, механизмы по исчислению и уплате налогов и сборов часто требуют разъяснений среди налогоплательщиков. Именно поэтому одним из условий обеспечения нормального налогового климата внутри страны является наличие современного, грамотного законодательства о налогах и сборах.

     Как показывает анализ практики взимания налога на прибыль в РФ действующая система исчисления налога содержит в себе значительные недостатки, требующие коренного ее пересмотра. Причем изменению должны подвергнуться не только отдельные ее части и элементы, но сама система исчисления требует нового подхода к ее рассмотрению. Одним из недостатков действующей системы налогов является то, что налог на прибыль серьезно тормозит рост в реальном производственном секторе.

     Существующие  проблемы в области применения налога на прибыль не вызывают доверия к  главе 25 НК РФ. Есть опасность того, что НК РФ в окончательном своем варианте станет слишком объемным и трудным для применения, а это существенно осложнит и без того запутанные отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов. Получается, что законодатели, как бы оглядываясь, устраняют собственные ошибки, забывая многие другие.

     Несомненно, реформирование налогообложения –  весьма трудоемкая работа, и при разработке соответствующего законодательства трудно учесть все нюансы. Однако вряд ли можно согласиться с просчетами, которые имеются в нашей правовой системе. Подобная нестабильность налогового законодательства вызывает эффект, обратный тому, ради которого принимаются поправки законодательством о налогах и сборах. Вместо упрощения процедуры исчисления и уплаты налога происходит всемерное ее усложнение и запутывание, что отрицательно сказывается как на самих налогоплательщиках, так и на деятельности налоговых органов, работники которых также далеко не всегда могут сориентироваться в законодательных хитросплетениях.

     Сочетание интересов государства и производителя, целостная активно действующая  система регуляторов экономики, формирующая цели и выбор стратегии, методы и средства хозяйственной  деятельности каждого предприятия при одновременном учете приоритетных общегосударственных интересов – основное условие выхода страны из кризиса.

     Совершенствование механизма взимания налога на прибыль  в России на сегодняшний день реализуется, главным образом, посредством разработки основных направлений налоговой политики. В части рассматриваемого налога на прибыль организаций следует внести изменения в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям.

     1. Должны быть внесены изменения  в НК РФ, направленные на сокращение возможностей минимизации налогообложения, связанных с переносом на будущее убытков реорганизуемых или приобретаемых компаний. Отсутствие ограничений создает на рынке искаженные стимулы, направленные на приобретение неэффективного бизнеса без последующего его развития. В настоящее время существует возможность посредством присоединения убыточных организаций направить на погашение их убытков всю полученную прибыль.

     2. Необходимо решить вопрос нормативного  регулирования отнесения процентов  по долговым обязательствам на  расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В настоящее время эти правила являются недостаточно эффективными: с одной стороны, они не предотвращают уклонение от налогообложения путем неправомерного отнесения процентов на расходы, с другой стороны, являются трудоемкими и обременительными для добросовестных налогоплательщиков.

     В этих целях предполагается внесение следующих изменений.

     Во-первых, необходимо изменить действующие правила, ограничивающие отнесение процентов на расходы, установленные НК РФ. В частности, в рамках регулирования трансфертного ценообразования необходимо разработать правила определения сопоставимого уровня процентной ставки для их использования при определении рыночного уровня отнесения процентов в отношениях между взаимозависимыми лицами, а также между лицами, сделки между которыми будут признаваться контролируемыми.

     Во-вторых, с учетом внесения изменений в  законодательство, направленных на противодействие минимизации налогообложения посредством трансфертного ценообразования, следует изменить подходы к противодействию практики «недостаточной капитализации».

     В-третьих, следует изменить показатели, на которых  основан расчет предельного уровня процентов по долговым обязательствам, принимаемых к вычету из базы по налогу на прибыль организаций. В настоящее время по долговым обязательствам, оформленным в рублях, в качестве такого показателя применяется ставка рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенная в 1,1 раза, а по обязательствам, оформленным в иностранной валюте, используется фиксированная ставка в размере 15% годовых.

     В целях исправления перечисленных  недостатков предлагается изучить  возможность использования иных индикаторов для установления предельной величины отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы  по налогу на прибыль организаций. При этом уже в ближайшее время в качестве подобного индикатора для процентов по долговым обязательствам, оформленным в иностранной валюте, предлагается использовать ставку рефинансирования Банка России.

     3. В практике хозяйственной деятельности  нередко встречаются случаи, когда одна организация предоставляет другой организации (не зависящей от нее) беспроцентные займы, векселя, кредиты и т.п. В связи с этим представляется необходимым установить порядок налогообложения экономической выгоды при совершении подобных операций.

     4. Предполагается усовершенствование  механизма учета для целей  налогообложения расходов организаций на освоение природных ресурсов.

     5. Срок полезного использования  амортизируемого имущества определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ.

     Учитывая  принятые в последнее время решения, представляется необходимым провести анализ практики применения повышающих коэффициентов к норме амортизации с целью принятия решения об их дальнейшем использовании.

     Необходимо  отметить и тот факт, что на данном этапе исчисление налога является очень  сложным и трудоемким процессом, что обусловлено большим объемом  документооборота и сложностями  при определении доходов и  расходов. Для решения этой проблемы необходимо максимально унифицировать и упростить порядок определения доходов и расходов налогоплательщика.

     Помимо  указанных в налоговой политике направлений совершенствования, одной из важнейших перспективных задач совершенствования системы налогообложения прибыли является ослабление ее фискальной направленности, либерализация при повышении четкости и ясности налогового законодательства, ликвидация противоречивой нормативной базы, сложных и неопределенных налоговых процедур. Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять свое основное функциональное предназначение - не препятствовать стабильному развитию инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а также законному наращиванию капитала. Фискальная функция налога на прибыль должна быть вторичной.

     Реформирование  налогообложения прибыли, как и  налоговой системы, в целом, должно опираться только на воспроизводственный  принцип, налог должен стимулировать рост производства, его пропорциональность, повышение производительности труда. Необходимо создание налоговых стимулов в виде различных льгот, способствующих развитию бизнеса. Данная мера практически не применялась в последние годы. Деловые объединения предлагают восстановить 10-процентную инвестиционную льготу по налогу на прибыль, которая действовала у нас в стране. Кроме того, бизнес выступает за получение права вычитать из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль до 50 процентов стоимости затрат на обучение специалистов. Это бы позволило активно стимулировать начальное и среднее профессиональное образование.

     Необходимо  поставить в разные налоговые  условия тех, кто занимается инновационным  производством, и тех, кто занимается продажей и перепродажей продукции, а также дифференцировать ставку налога на прибыль для стимулирования роста производства – данное предложение является основным по совершенствованию механизма взимания налога на прибыль организаций.

     Налоговая политика государства в ближайшие  годы будет по-прежнему проводиться  в условиях дефицита федерального бюджета. В этой связи важнейшей задачей Правительства РФ является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

     Реализации  данной задачи способствует новый проект, представленный Минфином РФ. Документ содержит оценку итогов проведения налоговой политики РФ  в 2011 году и основные направления налоговой политики на плановый период 2012 и 2013 годов, одобренных в 2010 году, а также устанавливает приоритеты Правительства РФ в данной области на 2012–2014 годы.

     В частности, по налогу на прибыль организаций в 2012–2014 годах предлагается совершенствование налоговой системы по следующим направлениям1:

  • уточнение порядка налогового учета доходов от реализации имущества, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ.

     При применении метода начисления датой  получения дохода от реализации признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Переход права собственности на объекты недвижимого имущества подлежит государственной регистрации. В связи с тем, что регистрация права собственности может занимать достаточно продолжительное время, при приобретении таких объектов в целях налогообложения прибыли предусмотрена возможность начисления амортизации с момента введения основного средства в эксплуатацию и подачи документов на государственную регистрацию прав.

     Целесообразно законодательно закрепить порядок  признания дохода от реализации такого имущества  в налоговом учете  на более раннюю из следующих дат:

    - дата  передачи по передаточному акту  или иному документу о передаче  недвижимого имущества;

    - дата  реализации недвижимого имущества.

  • уточнение  порядка признания убытков в виде безнадежных долгов для целей налогообложения прибыли.

Информация о работе Роль налога на прибыль организа-ций в налоговой системе РФ