Российские фондовые биржи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 00:17, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы очевидна. В России с переходом к рыночной экономике быстрыми темпами создается рынок ценных бумаг. На этом рынке обращение акций и облигаций российских предприятий позволяет привлечь дополнительные средства для их развития, укрепляя экономику. Кроме того, даже простые люди, решающие вопрос вложения денег, также могут рассматривать покупку акций и облигаций для того, чтобы часть сбережений приумножалась вместе с ростом ценных бумаг успешно развивающихся предприятий.

Содержание работы

Введение 3

Теоретический аспект функционирования фондовой биржи 4

Взаимосвязь фондовых бирж: ММВБ и РТС 10

Государственное регулирование фондовых бирж 13
Современное состояние Российских фондовых бирж 19

Заключение 25

Список литературы 27

Практическая часть 28

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 50.45 Кб (Скачать файл)

    Внебиржевой рынок является более доступным  для большинства компаний, желающих осуществлять торговлю своими акциями, поэтому во многих странах он превосходит  по обороту биржевой рынок и играет в экономике страны не менее важную роль.

    Биржи могут создаваться в форме  ассоциаций (США), акционерных обществ (Великобритания, Япония), или действовать  как публично-правовой (государственный) институт (Франция).

    Появление ценной бумаги как инструмента привлечения  финансовых ресурсов позволяет вкладчику  в определенной степени решать проблему риска, связанного с хозяйственной деятельностью, путем приобретения такого количества ценных бумаг, которое отвечает стабильности его финансового положения. Если какое-либо лицо готово пойти на значительный риск, оно купит большой пакет ценных бумаг, в противном случае - ограничится одной или несколькими бумагами. Данное качество ценной бумаги играет большую роль в финансировании венчурных (рискованных) предприятий, занимающихся новыми разработками.

    В настоящее время, фондовая биржа  является неотъемлемой частью российской экономики, формирующей оптовой  рынок, путем организации и регулирования  биржевой торговли. Биржевой институт затрагивает многие основные сферы  рыночной экономики, оказывая существенное влияние на развитие законодательства в сфере предпринимательства. Поэтому  его становление и развитие может  и должно рассматриваться в контексте  проводимых демократических преобразований. 

  1. Взаимосвязь фондовых бирж: ММВБ и РТС
 

    Развитие  российских финансовых рынков постепенно входит в сферу нормального экономического анализа. Спецификой российской действительности является параллельное существование  нескольких фондовых бирж с разной историей, характером организации:

  • РТС - Фондовая биржа РТС (прежнее название «Торговая система РТС»),
  • ММВБ - Московская Международная Валютная биржа,
  • МФБ - Московская Фондовая биржа.

    ММВБ  внедрила систему валютных торгов с  использованием удаленных терминалов "Рейтер-дилинг", а также начала разработку проекта создания системы  электронных лотовых торгов (СЭЛТ) по валюте. В торговой системе начали проводиться операции "репо" и  ломбардного кредитования.

    По-прежнему российские акции в мире ассоциируются  с Газпромом, РАО ЕЭС, ЮКОСом, ЛУКОЙЛом и Ростелекомом. История биржевых индексов еще очень коротка. РТС  ведет свою историю с середины 1995 года, ММВБ начало торговать ценными  бумагами лишь в конце 1997 года. С  учетом краха и девальвации августа 1998 года, реально объектом количественного  анализа может являться период, начиная  с 1999 года.

    По  официальным данным СМИ в России наконец объединяют крупнейшие биржи.

    Акционеры ММВБ в ближайшее время получат  контроль над РТС, после чего в  России появится биржа, годовые объемы торгов на которой будут в несколько  раз превышать ВВП страны. Руководить объединением будет именно ММВБ, созданная  государством. Продать свои доли ММВБ уже согласились держатели более 60 процентов акций РТС.

    РТС и ММВБ - уникальные для российского  бизнеса компании, поскольку ни на одной из бирж нет контролирующего  акционера. Из-за этого владельцам бывает сложно договориться о стратегии  развития. Однако  слияние РТС  и ММВБ понадобилось государству, которое  хочет сделать из Москвы региональный финансовый центр.

    Без сильной биржи финансовый центр  действительно не построишь: именно на торговых оборотах бирж построено  финансовая устойчивость Токио, Нью-Йорка, Лондона. В последнее время к  ним добавляются и биржи развивающихся  стран.

    Привлекать  зарубежный капитал и эмитентов  на российские рынки можно, установив  понятные для иностранцев правила. Сейчас они, мягко говоря, запутаны: если еще несколько лет назад  безусловно основным фондовым индикатором  в России в западной прессе считался РТС, то сейчас все уже не так однозначно: объемы торгов на ММВБ устойчиво растут, превосходя объемы на РТС. По итогам 2010 года на РТС наторговали приблизительно на 46 триллионов рублей, а на фондовом отделении ММВБ - на 64 триллиона рублей.

    В общем, отличия у РТС и ММВБ есть, и весьма значительные. Но вот  что касается основных индикаторов  фондового рынка, то они почти  не отличаются друг от друга. Движение индексов РТС и ММВБ редко когда  бывает разнонаправленным, сами индексы  состоят из одних и тех же акций. Как раз их объединение могло  бы принести значительную пользу - сейчас они явно дублируют друг друга. Но даже при слиянии бирж появление  единого сильного биржевого индикатора - дело не ближайшего времени.

    Различия  в объемах торгов на биржах сложным  образом связаны с различиями клиентуры и характером операций. Считается, что на РТС, где торговля ведется в долларах, оперируют, в  основном, инвестиционные банки, работающие с пакетами акций российских предприятий. В то же время на ММВБ доминируют российские капиталы и российские биржевые игроки. Возможно, поэтому на ММВБ существуют два разных индекса: стандартный  СФИ и ММВБ10, рассчитанный на day-трейдеров, и позволяющий отслеживать малейшие колебания цен основных финансовых инструментов.

    Значительное  единство фондового рынка обусловлено  высокой связью между российскими  биржевыми индексами. Две ведущие  биржи России – ММВБ и РТС –  играют важную, но различную роль в  развитии фондового рынка, в большой  степени дополняя друг друга. Во всяком случае, трудно представить существенный биржевой бум в будущем лишь на одной из них. Учитывая слабость рынка, огромный путь, который еще предстоит  ему пройти, чтобы обеспечить эффективное  удовлетворение потребностей экономики  в финансовом посредничестве, множественность  бирж вызвана, вероятно, объективными причинами институционального характера.

    Главное - потребуются значительные структурные  перемены в экономике России, чтобы  установились нормальные взаимосвязи, позволяющие, например, прогнозировать будущую динамику фондовых индексов, в частности в связи с колебаниями  нефтяных цен. Одним из побочных выводов  является относительная независимость  биржевых индексов от текущих показателей  экономического роста. Вырисовывается картина, в которой рост будущей капитализации российских компаний (соответственно, биржевых показателей) будет зависеть от сложной постоянно меняющейся комбинации внутренних факторов развития, макроэкономического и институционального характера, а также от общей ситуации на фондовых биржах ведущих развивающихся стран и в целом от развития мировой экономики. 

  1. Государственное регулирование фондовых бирж
 

    Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников. Регулирование участников рынка  может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование - это подчиненность  деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и прочим документам. Внешнее регулирование - это подчиненность  деятельности данной организации нормативным  актам государства, других организаций, международным соглашениям.

    В результате вхождения России в мировую  экономическую и финансовую систему  уязвимость ее рынка ценных бумаг  от внешних воздействий значительно  возрастет. Необходимо исследование проблем  безопасности рынка, выработка концептуальных подходов и практических мер по ее обеспечению на основе анализа зарубежного  и отечественного опыта. Причем акцент стоит делать не на принципе саморегулирования, а на государственном регулировании  функционирования рынка. Ведь в развитых странах он формировался десятки  лет и постепенно сложилась стройная и надежная система его безопасности. Так, система регулирования и  обеспечения безопасности рынка  ценных бумаг США начала активно  создаваться после финансового  кризиса в 1933-1934 гг., когда был  принят ряд законов. В течение  длительного времени она совершенствовалась и в последнее время приобрела в большей степени саморегулируемый характер. Так что не стоит пренебрегать всем долгим путем развития, пытаясь сразу добиться формирования саморегулирования, для которого почва, в частности законодательно-правовая еще не подготовлена.

    Финансовые  кризисы негативно влияют на инвестиционную привлекательность России. Российские и иностранные инвесторы несут  огромные убытки из-за неисполнения обязательств по государственным долговым бумагам, надолго подрывают доверие населения  к вложению средств в ценные бумаги, инвестиционные институты и банки.

    Рынок ценных бумаг является одним из наиболее регламентированных в рыночной экономике. Сложность отношений на рынке, его  масштабность, присущие ему повышенные риски, интересы безопасности его участников (субъектов) обусловливают необходимость  принятия детальных стандартов и  правил работы на рынке.

    Поэтому в период становления нашего рынка  необходимо повышать роль государства  и его органов в области  регулирования и обеспечения  безопасности. Государство должно формировать  законодательную и нормативную  базу функционирования рынка, организовывать систему правоприменения и выполнять  регулирующую функцию. Объединение  усилий в деятельности государственных  органов и разграничение полномочий крайне важны для национальной и  экономической безопасности рынка  ценных бумаг.

    Однако  значительную роль в обеспечении  экономической безопасности рынка  ценных бумаг играют и конкретные участники: банки, акционерные общества, инвестиционные фонды и компании, индивидуальные инвесторы.

    Государство же должно сделать все, что способствует легализации доходов и прибылей компаний, снижению доли «теневой экономики», существующей на любом предприятии. В противном случае «теневое»  перераспределение денежных средств  в экономике приведет к такому перераспределению собственности, которому фондовый рынок не нужен в принципе.

    За  прошедшее время на российском рынке ценных бумаг и срочном рынке произошли очевидные позитивные изменения: появление основ законодательной и нормативно-правовой базы, а также инфраструктуры рынка ценных бумаг и срочного рынка, создание развитого инструментария, расширение участия в операциях на российском рынке отечественных и иностранных инвесторов, появление различных категорий участников рынка, объединений профессиональных участников и т.д.

    Отсутствие  системы раскрытия информации о  российском эмитенте ценных бумаг, которая  могла бы быть рекомендована частным  эмитентам, привлекающим инвестиционный капитал на международных рынках, является одной из проблем, существенно  ограничивающих возможности российских предприятий по привлечению зарубежного  инвестиционного капитала. Вместе с  тем, компании, привлекающие инвестиционный капитал и затрачивающие большие  средства на преодоление «языкового барьера», приобретают положительный  имидж в глазах инвесторов и, последовательно  проходя этапы все более полного  раскрытия информации о себе, могут  привлекать значительные ресурсы для  развития своего бизнеса. Однако такой  механизм доступен лишь немногим, как  правило, крупным компаниям. К сожалению, и они не используют этот механизм в полной мере из-за отсутствия государственных  гарантий достоверности информации о финансовой и хозяйственной  деятельности.

    «Голубые  фишки»: РАО «ЕЭС России», ОАО «НК ЛУКОЙЛ», ОАО «Мосэнерго», РАО «Норильский никель», РАО «Ростелеком», АО «Сургутнефтегаз», АО «Иркутскэнерго», АО «Мегионнефтегаз»

    Национальные  интересы России применительно к  рынку ценных бумаг, понимаемые как  комплекс макроэкономических и политических задач государства, в сегодняшних  условиях включают в себя: восстановление доверия участников рынка ценных бумаг к государству и его  финансовым институтам; организацию процесса расширенного воспроизводства и повышение его эффективности на основе мобилизации, прежде всего, внутренних инвестиционных ресурсов; усиление социальной ориентированности экономики и обеспечение финансовой безопасности граждан.

    Государственное регулирование рынка ценных бумаг  осуществляется путем:

  • установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;
  • регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
  • лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
  • запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

    В настоящее время система государственного регулирования рынка ценных бумаг, как и в 90-е годы, должна предусматривать  два уровня органов регулирования  и три уровня нормативных актов (законы, акты государственного регулятора и правила и стандарты саморегулирования).

    В основе регулирования должен лежать принцип активного использования  саморегулирования, поэтому двумя  уровнями органов регулирования  должны быть:

  1. Государственные органы регулирования, включая Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг;
  2. Саморегулируемые организации.

    Саморегулируемые  организации (СРО) – это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые  профучастниками рынка ценных бумаг  на добровольной основе, с целью  регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных  гарантий поддержки, выражающихся в  присвоении им государственного статуса  саморегулируемой организации. СРО  обычно являются организаторы рынка  ценных бумаг (биржи) и общественные объединения различных групп  профучастников.

Информация о работе Российские фондовые биржи