Российские фондовые биржи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 00:17, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы очевидна. В России с переходом к рыночной экономике быстрыми темпами создается рынок ценных бумаг. На этом рынке обращение акций и облигаций российских предприятий позволяет привлечь дополнительные средства для их развития, укрепляя экономику. Кроме того, даже простые люди, решающие вопрос вложения денег, также могут рассматривать покупку акций и облигаций для того, чтобы часть сбережений приумножалась вместе с ростом ценных бумаг успешно развивающихся предприятий.

Содержание работы

Введение 3

Теоретический аспект функционирования фондовой биржи 4

Взаимосвязь фондовых бирж: ММВБ и РТС 10

Государственное регулирование фондовых бирж 13
Современное состояние Российских фондовых бирж 19

Заключение 25

Список литературы 27

Практическая часть 28

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 50.45 Кб (Скачать файл)

    Структура органов государственного регулирования  российского рынка ценных бумаг  в настоящее время сложилась  следующим образом:

    Высшие  органы государственной власти:

    Государственная Дума издает законы, регулирующие рынок  ценных бумаг;

    Президент издает указы, поскольку законы принимаются  довольно медленно и развитие рынка  ценных бумаг в России осуществляется в соответствии с этими указами; главная их цель – осуществление  и ускорение процесса приватизации и экономической реформы;

    Правительство – выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.

    Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг министерского уровня:

  • Федеральная служба по финансам и рынкам (ФСФР);
  • Центральный банк РФ;
  • Государственный комитет по антимонопольной политике;
  • Госстрахнадзор.

    ФСФР  имеет много полномочий в области  координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т. д.

    Министерство  финансов РФ регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации  и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учета операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.

    Центральный банк РФ – федеральный орган, действующий  на основании закона, регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных  организаций, регулирует деятельность клиринговых организаций и организаций, производящих безналичные расчеты  по сделкам с ценными бумагами, контролирует экспорт и импорт капитала.

    Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные  правила и осуществляет контроль за их исполнением.

    Госстрахнадзор  регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых  компаний.

    Одним из приоритетных направлений государственного регулирования фондовых бирж должно стать продолжение работы по раскрытию информации и повышению уровня прозрачности рынка ценных бумаг.

    Важнейшей политической и экономической проблемой  России в настоящее время является привлечение иностранных инвестиций и защита инвесторов и товаропроизводителей. В этих целях необходимо дальнейшее совершенствование законодательства и скоординированные меры правоохранительных органов по обеспечению безопасности инвесторов. Нуждается в разработке система обеспечения безопасности государственной доли акций в акционерных обществах.

    Без наведения элементарного порядка  в сфере вексельного обращения  и принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности этого  сегмента рынка ценных бумаг невозможно решить финансовые и экономические  проблемы страны. Необходимо завершить создание единого информационного массива сферы обращения векселей.

    Таким образом, усиление роли государства  в формировании, регулировании и  обеспечении безопасности отечественного рынка ценных бумаг является жизненно важной необходимостью и требует принятия руководством страны соответствующих мер. 
 

  1. Современное состояние Российских фондовых бирж
 

    Развитие  российских бирж всячески используется накопленный ими исторический опыт зарубежных стран. Современным российским биржам присущи многие основные черты  классических биржевых институтов.

    Вместе  с тем, отличительной чертой крупнейших российских бирж всегда была их универсальность, когда одновременно на территории одной  биржи совершаются операции и  товарные, и фондовые.

    Несмотря  на то, что российский биржевой институт находится в стадии становления, уже можно говорить о полученных позитивных результатах. Прежде всего, возникнув из государственной собственности, биржи сами превратились в катализатор  ее преобразования в частную. Уставной капитал биржи состоял из финансовых ресурсов бывших государственных структур, а также денежных средств частных  юридических лиц, она уже не имела  характер госсобственности, а представляла собой типичную рыночную структуру, действующую на свой страх и риск.

    Следует отметить, что развитие биржевой деятельности создает благоприятные условия  для иностранных инвестиций, которые  обогатят рынок пользующимися спросом  товарами. Развитие биржевого дела предусматривает массовый приток квалифицированных  кадров, стимулирует развитие теории биржевого дела.

    В настоящее время практически  создана соответствующая законодательная  база, которая определяет порядок  организации бирж, их функционирование, использование капитала. С помощью  Закона РФ “О товарных биржах и биржевой торговли” “Федерального Закона РФ “О рынке ценных бумаг” установлен порядок государственного регулирования  деятельности товарных и фондовых бирж, созданы специальные органы государственного контроля к которым относятся комиссия по товарным биржам и Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

    В общем случае, можно сделать вывод  о том, что развитие биржевой деятельности стимулирует развитие биржевого  законодательства. При этом важно, чтобы  принятие соответствующих законов  не отставало от быстро меняющихся условий рыночной экономики.

    Российский  фондовый рынок стремительно развивается. Сегодня уже более полумиллиона наших сограждан занимаются покупкой и продажей акций на фондовой бирже.

    В последнее время рост российского  фондового рынка происходил в  основном за счет повышения капитализации  ведущих добывающих компаний, в итоге  достигших своей справедливой оценки. Поэтому капитализация рынка  в ближайшие годы будет зависеть от новых эмитентов. Так же на фондовом рынке функционируют: коммерческие банки, в том числе Сберегательный банк, имеющий свои территориальные  банки и отделения, фондовые биржи  и фондовые отделы товарных бирж, инвестиционные фонды, страховые компании и сотни  других небанковских институтов, имеющих  соответствующие лицензии на выполнение операций с ценными бумагами.

    Роль  фондового рынка в мире непрерывно растет. Используя его инструменты, правительства и корпорации, по оценке ряда исследователей, привлекают до 75% необходимых для экономики средств. Опыт развитых стран убедительно  доказывает, что между состоянием экономики и движением фондового  рынка существует тесная взаимосвязь. К сожалению, на современном российском фондовом рынке подобная связь отсутствует.

    Из-за чего тогда отечественный рынок  ценных бумаг до сих пор не выполняет  своих экономических функций. Может  нет денег для инвестиций, но  только средства, принадлежащие российским гражданам, по различным оценкам, составляют до 180-200 млрд. долл. США. Это и вывезенные за рубеж капиталы, и накопления в «чулках», и депозиты в банках. По расчетам специалистов, из этих средств при благоприятных условиях в отечественные финансовые инструменты ежегодно могли бы быть вложены 10-15 млрд. $, что обеспечило бы рост экономики на 5 и более процентов в год.

    Наша  проблема заключается не в отсутствии финансовых ресурсов для инвестиций, а в отсутствии мотивации инвестиционной деятельности, в том числе и  при помощи инструментов фондового  рынка. Во всех странах мотивация  осуществления инвестиций, прежде всего  долгосрочных, порождается существующей системой базовых ценностей. Их еще  в середине XVIII века сформулировал  английский философ Дэвид Юм в  виде трех основных «естественных» законов: стабильность собственности, передача последней посредством согласия (то есть договора), исполнение обещаний. В нашем обществе упоминавшиеся  «естественные» законы только еще начинают прививаться. Мы находимся в самом  начале формирования рыночных отношений, и новая система ценностей  находится в процессе становления.

    Главной, базовой ценностью на рынке всегда было и всегда будет взаимное доверие: между инвесторами, эмитентами и государством. Кризис доверия - вот первопричина крайне низкого качества корпоративного управления в России. И отсутствие системы базовых ценностей препятствует соблюдению баланса интересов акционеров, менеджеров, клиентов и общества в целом. Соответственно очень слаба и мотивация для использования инструментов фондового рынка. Получается, что рынок принимает формы и дает результаты, которые нас не удовлетворяют. Инвестиционный процесс у нас тормозится в своей первоначальной стадии. Да, предприятия работают, да, на их продукцию есть спрос, и некоторые из них имеют неплохую прибыль. Но их акционеры и менеджмент редко ориентируются на реинвестирование прибыли в развитие собственных предприятий.

    Проблема  отсутствия базовых ценностей, острого  дефицита доверия затрагивает и  фондовый рынок. Государство как  главный регулирующий орган и  один из основных участников рынка  не должно оставаться в стороне от ее разрешения. Пока же понимания необходимости  этого нет, что отражается в недостатках  законодательной базы рынка ценных бумаг, проблемах налогообложения  инвесторов, чрезмерно бюрократическом  подходе регулирующих органов к  решению проблем рынка.

    Неудивительно, что в этих условиях наш рынок  может предоставить инвестору крайне ограниченный набор инструментов. По количеству эмитентов, акции которых  вошли в листинг крупнейших бирж, мы уступаем США в 250 раз, а Великобритании в 70 раз. Если на развитых рынках число  рыночных инструментов исчисляется  тысячами и десятками тысяч, то у  нас в лучшем случае десятками  единиц. Бедность инструментария - сильное препятствие притоку капитала в реальный сектор экономики, ведь одним из основных условий прихода инвестиций на фондовый рынок является разнообразие предлагаемых на нём инструментов.

    Отсутствие  доверия и скудость инструментария порождают характерную особенность  российского фондового рынка. Рынок  этот практически никак не связан со сбережениями граждан нашей страны. Наш рынок представляет собой  нечто вроде клуба по интересам  для узкого круга участников, хотя его история насчитывает уже  много лет, число владельцев акций  составляет не менее половины экономически активного населения страны. Клиентами  же брокерских фирм, чьи деньги действительно  инвестируются в ценные бумаги, кроме  юридических лиц, являются лишь несколько  десятков тысяч достаточно обеспеченных граждан. Вместе с тем, в развитых странах главная группа инвесторов - это частные лица, действующие напрямую или через пенсионные и паевые фонды, банки и брокерские фирмы. Именно индивидуальные инвесторы обеспечивают своими средствами инвестиции в национальную экономику, развитие новых технологий и ликвидность финансовых рынков.

    В начале 90-х годов широкое внедрение  систем торговли, реализуемых при  помощи сети Интернет, привлекло на фондовый рынок десятки миллиардов долларов от десятков миллионов американских семей. Число участников рынка увеличилось  в несколько раз. Неслучайно по своему воздействию на экономику Интернет технологии сравнивают с изобретением печатного станка, эпохой великих географических открытий и даже с эпохой Ренессанса. В наших условиях внедрение систем Интернет торговли ценными бумагами может внести решающий вклад в развитие фондового рынка. Она может сделать фондовый рынок доступным для тысяч физических лиц и обеспечить их участие в инвестиционном процессе. Например, на ММВБ только за год число участников рынка выросло за год более чем в 2.5 раза. И это только начало, ведь инвестиционный потенциал населения у нас очень большой. Даже если лишь несколько процентов тех средств, что сейчас лежат в «чулках», поступит на фондовый рынок, резко повысится ликвидность, а это в перспективе станет важнейшей предпосылкой для значительного увеличения потока инвестиций. К сожалению, широкое распространение систем Интернет торговли до сих пор затруднено. Их внедрению препятствует низкий уровень развития коммуникационных сетей.

    Последнее десятилетие уходящего века ознаменовалось стремительным развитием мирового фондового рынка. К сожалению, мы вынуждены признать, что все больше проигрываем развитым странам в  уровне развития фондового рынка. Мы уступаем не только странам, имеющим  столетнюю рыночную историю, но и  подчас стартовавшим одновременно с  нами. Задача развития фондового рынка, обеспечения его взаимосвязи  с реальным сектором экономики стоит  сейчас исключительно остро. Государство  должно понять, что фондовый рынок  является жизненно важной отраслью рыночной экономики и к его развитию нельзя относиться по остаточному принципу.

    Существенный  сдвиг должен произойти в психологии всех участников рынка. Мы раз и навсегда должны отказаться от господствующей ныне пассивной позиции: вот кто-то придет и сделает все за нас. Только перейдя к политике созидания, объединив усилия участников рынка и государства, удастся достигнуть устойчивого роста экономики и фондового рынка. В конце концов, мы должны понять простую, но одновременно очень важную вещь: нам не удастся достичь прогресса экономики без развития фондового рынка, являющегося реально действующим механизмом привлечения средств отечественных и зарубежных инвесторов в экономику России.

    Россия  на данный момент находится в положении  страны с невысоким инвестиционным уровнем. Поэтому главной задачей  страны является достижение роста экономики, а это позволит увеличить объемы вложений в ценные бумаги. Необходимо расширить инфраструктуру фондового  рынка: возродить фондовые биржи  и создать внебиржевые организационные  системы.

Информация о работе Российские фондовые биржи