Санкции за налоговые правонарушения и их влияние на финансовую деятельность налогоплательщика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Цель работы проанализировать основания и сущность ответственности за совершение налоговых правонарушений, рассмотреть санкции за нарушение налогового законодательства Российской Федерации, а также практику их применения и влияния на предприятие.
Задачи:
1. Дать характеристику отдельным видам нарушений налогового законодательства Российской Федерации;
2. Рассмотреть общие положения об ответственности за налоговые правонарушения;
3. Показать особенности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения па примере ЗАО «Газпром межрегионгаз Север»;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………
3
Глава I. Теоретические аспекты налоговых правонарушений и финансовой деятельности предприятия……………………………………

5
1.1. Понятие нарушения законодательства о налогах и сборах и применяемые санкции………………………………………………………

5
1.2. Финансовая деятельность налогоплательщика: основные направления и налоговая ответственность за совершаемые действия …….

17
Глава II. Особенности применения санкций за налоговые правонарушения в РФ (на примере ЗАО «Газпром межрегионгаз Север»).......

28
2.1. Анализ динамики нарушений законодательства о налогах и сборах в РФ…………………………………………………………………..

28
2.2. Анализ и оценка влияния применения санкций за налоговые правонарушения на финансовую деятельность предприятия (на примере ЗАО «Газпром межрегионгаз Север»)……………………………………..


32
Глава III. Проблемы и предложения по возможности недопущения или смягчения санкций за нарушения законодательства о налогах и сборах…………………………………………………………………………


62
Заключение…………………………………………………………….
69
Список использованной литературы………………………………...
72
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 645.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И  УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

Допущено к защите в ГАК

Заведующий  кафедрой

Финансов, денежного  обращения и кредита,

профессор________С.С.Жукова

______________________2012


                                       

 

 ВЫПУСКНАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

САНКЦИИ ЗА НАЛОГОВЫЕ  ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

 

 

           Выполнила

           студентка 3 курса

           сокращенной формы обучения                                       

Т.В. Игнатенко

 

            Научный руководитель

            Кандидат экон. наук

ст. преподаватель                                                               

Е.В.Предеина

 

 

             Рецензент

ИО начальника отдела

камеральных проверок                                                                         

Таратухина  О.П.

 

Тюмень 2012

 

Работа выполнена на кафедре  финансов, денежного обращения и кредита Института права, экономики и управления ТюмГУ

по специализации «Финансовый менеджмент».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита в  ГАК

протокол от _________№___

оценка ________________

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………

3

Глава I. Теоретические аспекты налоговых правонарушений и финансовой деятельности предприятия……………………………………

 

5

1.1. Понятие нарушения  законодательства о налогах и  сборах и применяемые санкции………………………………………………………

 

5

1.2. Финансовая  деятельность налогоплательщика:  основные направления и налоговая ответственность за совершаемые действия …….

 

17

Глава II. Особенности применения санкций за налоговые правонарушения в РФ (на примере ЗАО «Газпром межрегионгаз Север»).......

 

28

2.1. Анализ динамики  нарушений законодательства о  налогах и сборах в РФ…………………………………………………………………..

 

28

2.2.  Анализ  и оценка влияния применения  санкций за налоговые правонарушения  на финансовую деятельность предприятия  (на примере ЗАО «Газпром межрегионгаз Север»)……………………………………..

 

 

32

Глава III. Проблемы и предложения по возможности недопущения или смягчения санкций за нарушения законодательства о налогах и сборах…………………………………………………………………………

 

 

62

Заключение…………………………………………………………….

69

Список использованной литературы………………………………...

72

Приложение

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Систематизация  норм налогового законодательства, выразившаяся в принятии Налогового кодекса РФ, явилась объективным требованием существующей, внутренне целостной налоговой системы. Ранее разрозненные нормы приобрели свою юридическую форму в правовом акте особой юридической силы, который объединил их в единое целое, обладающее логически согласованной структурой институтов. Одним из таких является институт налоговых правонарушений и ответственности.

Устанавливая  систему составов налоговых правонарушений, данный институт очерчивает границы возможного применения мер государственного принуждения к участникам налоговых правоотношений. Знание структуры налогово-правовых составов способствует не только правильному применению ответственности налоговыми органами и судами, но и предупреждает их совершение, а также незаконное к ним привлечение налогоплательщиков и других участников правоотношений.

Налоговый кодекс в главе 16 указывает исчерпывающий перечень составов налоговых правонарушений, не подлежащий расширению иначе как законодательным путем, вносящим изменения в НК (п.1 ст.108 НК).

Выбранная тема «Санкции за нарушение налогового законодательства РФ и их влияние на финансовое состояние налогоплательщика», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

Цель работы проанализировать основания и сущность ответственности за совершение налоговых правонарушений, рассмотреть санкции за нарушение налогового законодательства Российской Федерации, а также практику их применения и влияния на предприятие.

Задачи:

1. Дать характеристику  отдельным видам нарушений налогового  законодательства Российской Федерации;

2. Рассмотреть  общие положения об ответственности  за налоговые правонарушения;

3. Показать особенности  привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения па примере ЗАО «Газпром межрегионгаз Север»;

4. Дать обзор  практике применения финансовых  санкций за нарушение законодательства  о налогах и сборах.

Объектом работы является рассмотрение санкций за совершение налоговых правонарушений и финансовая деятельность налогоплательщика.

Предмет работы – санкции, предусмотренные российским законодательством в части налоговых правонарушений и их влияние на финансовую деятельность ЗАО «Газпром межрегионгаз Север».

Для дипломной работы были использованы источники: Налоговый Кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях, Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", интернет источники, а также научно-исследовательские статьи периодических изданий и научной литературы.

Работа состоит  из введения, двух разделов, выводов и предложений, заключения и списка литературы.

 

Глава I. Теоретические аспекты налоговых правонарушений и финансовой деятельности предприятия

 

1.1. Понятие нарушения законодательства о налогах и сборах и применяемые санкции.

 

Термин «нарушения законодательства о налогах и  сборах» употребляется в тексте НК РФ многократно, однако соответствующее  определение в этом законодательном акте отсутствует. К нарушениям законодательства о налогах и сборах, помимо налоговых правонарушений, относятся также нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений (налоговые проступки), и налоговые преступления.

Следует говорить о составах нарушений законодательства о налогах и сборах, каждый из которых представляет собой совокупность обязательных объективных и субъективных признаков, установленных законодательством, и характеризующих соответствующие противоправные деяния.

Общим у всех нарушений законодательства о налогах  и сборах являются объекты их посягательства. Ведь, так или иначе, объекты всех нарушений законодательства о налогах и сборах составляют, охраняемые законом общественные отношения, складывающиеся в связи или по поводу уплаты налогов и сборов, функционирования системы налогового администрирования.

Объективная сторона  нарушений законодательства о налогах  и сборах заключается в совершении деяний, посягающих на этот объект. Соответствующие составы противоправного поведения предусматриваются в трех кодифицированных нормативных правовых актах. В частности налоговые правонарушения, как основания привлечения к ответственности предусмотрены НК РФ, нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений - КоАП РФ, а налоговые преступления - УК РФ.

Субъектами  нарушений законодательства о налогах  и сборах могут являться как физические лица, так и организации. Однако субъектами налоговых преступлений выступают только физические лица. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста (ст. 107 НК РФ). Аналогичные нормы содержатся в административном и в уголовном законодательстве. Для привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах физическое лицо должно быть вменяемым, т. е. способным отдавать отчёт в своих действиях и руководить ими. В противном случае они не могут являться субъектами ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Что же касается организаций, то их деликтоспособность возникает с момента создания (государственной регистрации) и прекращается в момент ликвидации.

Субъективная  сторона нарушении законодательства о налогах и сборах может быть определена как совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному, в её основе лежит вина налогоплательщика, налогового агента или иного лица. Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности (ст. 110 НК РФ). Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины её должностных лиц либо её представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Неосторожность имеет место в случае, когда лицо, совершившее налоговое правонарушение, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Примерно также  определяются возможные формы вины физических лиц в законодательстве об административных правонарушениях  и в уголовном законодательстве. Однако преступными нарушения законодательства о налогах и сборах признаются только при наличии умышленной формы вины.

Таким образом, нарушение законодательства о налогах и сборах можно определить как посягающее на общественные отношения в сфере налогообложения виновное действие (бездействие) физического лица или организации, совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах, за которое предусмотрена юридическая ответственность.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность в соответствии с НК РФ.

По своему характеру  и направленности все налоговые  правонарушения могут быть условно  подразделены на несколько обособленных групп:

- нарушения,  связанные с неисполнением обязанностей  в связи учетом в налоговых  органах (ст. 116-118 НК РФ);

- нарушения,  связанные с несоблюдением порядка  ведения учёта объектов налогообложения, доходов и расходов и представлением в налоговые органы налоговых деклараций (ст. 119-120 НК РФ);

- нарушения,  связанные с неисполнением обязанностей  по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов (ст. 122, 123 НК РФ);

- нарушения,  связанные с воспрепятствованием  законной деятельности органов налогового администрирования (ст. 125-126, 128-129 НК РФ).

К налоговым правонарушениям первой группы в первую очередь относится неисполнение налогоплательщиками обязанностей, возникающих в связи с постановкой на налоговый учёт, таким как: нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учёт в налоговом органе, ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет, нарушение срока представления сведений об открытии или закрытии счёта в 6анке.

К налоговым правонарушениям второй группы, прежде всего, относится непредставление налогоплательщиком или его законным представителем в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учёта, грубое нарушение организацией правил учёта доходов (расходов) или объектов налогообложения.

К третьей группе налоговых правонарушений относится неуплата или неполная уплата сумм налога, невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию или перечислению налогов.

Наконец, к четвертой группе налоговых правонарушений относятся те из них, которые связаны с воспрепятствованием законной деятельности органов налогового администрирования: несоблюдение порядка владения, пользования или распоряжения имуществом, на которое наложен арест, непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов или иных сведении, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, неявка либо уклонение от явки без уважительных причин свидетеля, вызываемого по делу о налоговом правонарушении, отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки.

Помимо собственно налоговых правонарушений выделяются и их разновидности - нарушения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Основная их отличительная особенность заключается в том, что субъектами правонарушений являются исключительно банки, а объективная сторона выражается в неисполнении ими отдельных публичных обязанностей по содействию органам налогового администрирования.

В свою очередь  все эти нарушения законодательства о налогах и сборах по характеру  и содержанию противоправных деяний также условно можно подразделить на три группы:

- нарушения  банками обязанностей, связанных с учетом налогоплательщиков (ст. 132 НК РФ);

- нарушения  банками обязанностей по исполнению  поручений на перечисление налогов и сборов и решений налоговых органов, принятых в отношении счетов налогоплательщиков (ст. 133-135 НК РФ);

Информация о работе Санкции за налоговые правонарушения и их влияние на финансовую деятельность налогоплательщика