Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 08:43, курсовая работа
Целью данной работы является изучение содержания и техники составления счетов бухучета и сущности бухгалтерского баланса.
Задачами работы являются:
- раскрыть понятия, виды и порядок записи счетов бухучета;
- дать характеристику бухгалтерской отчетности, значению и функциям баланса;
- изучить структуру бухгалтерского баланса;
Введение.
1. Понятие, виды и порядок записи счетов бухгалтерского учета.
1.1. Понятие счета бухгалтерского учета;
1.2. Классификация счетов бухгалтерского учета;
1.2.1. Классификация счетов по экономическому содержанию;
1.2.2. Классификация счетов по назначению и структуре;
1.2.3. Классификация счетов по отношению к балансу.
2.Бухгалтерский баланс как основная форма отчетности.
2.1 Понятие, значение и функции бухгалтерского баланса;
2.2. Классификация бухгалтерских балансов;
2.3. Структура бухгалтерского баланса;
2.4. Техника составления бухгалтерского баланса;
2.5. Требования к составлению бухгалтерского баланса.
Заключение.
Список литературы.
Содержание
Введение.
1. Понятие, виды и порядок записи счетов бухгалтерского учета.
1.1. Понятие счета бухгалтерского учета;
1.2. Классификация счетов бухгалтерского учета;
1.2.1. Классификация
счетов по экономическому
1.2.2. Классификация счетов по назначению и структуре;
1.2.3. Классификация счетов по отношению к балансу.
2.Бухгалтерский баланс как основная форма отчетности.
2.1 Понятие, значение и функции бухгалтерского баланса;
2.2. Классификация бухгалтерских балансов;
2.3. Структура бухгалтерского баланса;
2.4. Техника составления бухгалтерского баланса;
2.5. Требования к составлению бухгалтерского баланса.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Управление в экономике – это систематическое, сознательное и целенаправленное воздействие на поведение хозяйственной системы, на происходящие в ней производственно-коммерческие процессы для обеспечения достижения поставленных целей за счёт эффективного использования финансовых, материальных, трудовых и производственных ресурсов.
Основой принятия управленческих решений на каждом этапе управления – планирования, текущего контроля – является учётная информация. Эта информация даёт возможность пользователя принимать обоснованные решения при выборе альтернативных вариантов использования ограниченных ресурсов при управлении хозяйственной деятельностью предприятия.
Учётная информация, используемая в управлении, должна быть целенаправленной для принятия конкретного вида решений, достаточно масштабной для оценки выполнения планов, использования ресурсов производства и одновременно экономичной по затратам. Среди отдельных видов хозяйственного учёта центральное место занимает бухгалтерский управленческий учёт, который является по существу финансовым центром управленческой информационной системы.
Ведение управленческого учёта на любом предприятии – это залог успешного экономического развития, повышения эффективности использования экономического потенциала собственного и заёмного капитала, достижения наилучших результатов при наименьших затратах.
Под хозяйственным учетом понимается отражение фактов хозяйственной деятельности, которую осуществляют предприятия, организации и учреждения; например — операции купли-продажи, производства продукции, осуществление расчетов через банк, начисление и выплата заработной платы и т.д.
Итоговое обобщение учетной информации на практике осуществляется путем составления бухгалтерского баланса и других форм отчетности.
В своей работе я хочу подробно рассмотреть основные элементы метода бухучета: систему счетов и двойной записи, а также бухгалтерский баланс. Следует отметить, что данные элементы бухучета (счета и двойная запись; составление бухгалтерского баланса и других форм отчетности) являются специфическими приемами, присущими только ему.
Бухгалтерский баланс представляет собой заключительный прием учета, который позволяет в обобщенном стоимостном виде представить данные о предмете учета — имуществе предприятия, находящемся в его распоряжении на определенную дату, как правило, на первое число каждого месяца (квартала, года). Проще говоря, баланс — это как бы моментальная фотография состояния, расположения средств в стоимостном выражении на определенный момент времени. Однако каждая последующая операция хозяйственного процесса вызовет изменения в составе и сумме каких-либо средств и (или) их источников, что повлечет за собой изменения в балансе предприятия. Теоретически возможно вести бухучет, внося изменения в баланс после каждой хозоперации. Но на практике это чрезвычайно сложно, т.к. внести в таблицу баланса несколько тысяч изменений, т.е. по количеству операций за месяц, невозможно. Также невозможно будет наглядно представить, осмыслить и понять эти изменения, получить по ним отдельные показатели, обобщить их, сделать определенные выводы и т.д. Поэтому, в дополнение к балансу, в бухучете применяют систему счетов и двойной записи.
Целью данной работы является изучение содержания и техники составления счетов бухучета и сущности бухгалтерского баланса.
Задачами работы являются:
- раскрыть понятия, виды и порядок записи счетов бухучета;
- дать характеристику бухгалтерской отчетности, значению и функциям баланса;
- изучить структуру бухгалтерского баланса;
Для написания данной
работы были использованы
1.1. Понятие счета бухгалтерского учета.
Применение счетов является одним из специфических приемов бухучета. В экономической литературе бухгалтерские счета обычно определяют как способ группировки, текущего контроля и отражения в денежной оценке движения средств, их источников и хозяйственных процессов. Независимо от техники регистрации и отражения данных, счета бухучета являются способом классификации, отражения и соизмерения показателей о хозяйственной деятельности.
Бухгалтерский счет - основная единица хранения информации, которая после обобщения всей бухгалтерской информации необходима для принятия управленческих решений. Счета бухгалтерского учета - это способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу и размещению, по источникам его образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях.
Для каждого вида имущества, обязательства и операции открываются отдельные счета со своим наименованием и цифровым номером (шифром), которые соответствуют каждой статье баланса, например, 01 «Основные средства», 04 «Нематериальные активы», 10 «Материалы», 20 «Основное производство», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 75 «Расчеты с учредителями», 99 «Прибыль и убытки», 80 «Уставный капитал» .
По форме счет можно представить как лист бумаги или таблицу, в заглавную часть которой, заносят название одной из статей актива или пассива баланса. Соответственно это и будет название счета. В каждом счете отражаются данные о хозяйственных фактах, характерные положительным или отрицательным влиянием на величину общего показателя данного счета. В связи с этим таблицу счета делят на две части, из которых одна предназначена для отражения увеличения, а другая — уменьшения. Эти части счета называют: левую — дебет (от лат. debet - быть должным); правую — кредит (от лат. credit - оказывать доверие, верить). Данные о хозоперациях, отражаемых на счете, представляют собой вектор числовых показателей со знаками плюс или минус, которые и определяют в какой части счета (дебет - кредит) они будут зафиксированы. Если на дебете счета отражаются хозяйственные факты, характеризующие увеличение того объекта учета, для которого открыт данный счет, то на его кредите - факты, уменьшающие этот объект. Или, наоборот, на дебете - уменьшение, а на кредите - увеличение объекта учета. Любой хозяйственный факт получает отражение по дебету одного и кредиту другого счета в одинаковой сумме.
Рис.1. Схема бухгалтерского счета.
Двойственное отражение информации, как и балансовый метод ее обобщения, является универсальным приемом, позволяющим строить информационную систему. Подсчет всех данных, зарегистрированных по счету, называется его оборотом. Оборот отражает движение хозяйственных средств и их источников. Итог записей по дебету счета - дебетовый оборот, итог по кредиту - кредитовый оборот. Разность между суммами, проставленными на одной стороне счета, и суммами, указанными на другой его стороне, называется остаток по счету или сальдо. Эта сумма отражает величину остатка, наличия определенного вида средств или источника на дату составления баланса, обычно на первое число месяца. Сальдо на начало отчетного месяца называют начальным сальдо, а на конец - конечным, полученным за данный отрезок времени. Сальдо может быть дебетовым, либо кредитовым, либо нулевым. Счет, не имеющий сальдо (оно равно нулю), называется закрытым счетом.
Открыть счет - значит отразить на нем данные хотя бы об одной хозоперации, закрыть счет - свести его сальдо к нулю.
Применение системы счетов упрощает ведение бухучета, т. к. требует только правильного и последовательного отражения сумм операций на соответствующих счетах по дебету или кредиту счета. После разнесения всех хозопераций за отчетный месяц по счетам, подводятся итоги записей сумм изменений по дебету и кредиту каждого счета, т. е. рассчитываются дебетовые и кредитовые обороты.
1.2.
Классификация счетов
Отражение многообразных хозяйственных операций с целью их группировки и контроля осуществляется на большом количестве счетов. Важным условием правильного применения счетов бухгалтерского учета является их классификация. Она может осуществляться по экономически однородным объектам учета, целям и способам отражения этих объектов на счетах.
В бухгалтерском учете выделяют три наиболее существенных признака группировки счетов: экономическое содержание, назначение и структура, отношение к балансу.
1.2.1.
Классификация счетов по
В основу первой группировки положено экономическое содержание объектов бухгалтерского учета, отражаемых на счетах. Она показывает принадлежность счетов по экономической однородности к хозяйственным средствам, источникам их образования и хозяйственным процессам.
1. По экономическому
содержанию объектов учета
· счета для учета хозяйственных средств (имущества);
· счета для учета источников хозяйственных средств;
· счета для учета хозяйственных процессов.
1.1. Счета для учета
хозяйственных средств
· счета для учета основных средств;
· счета для учета нематериальных активов;
· счета для учета оборотных средств;
· счета для учета долгосрочных финансовых инвестиций.
1.1.1. Для учета основных средств применяются счета: 01 «Основные средства», 02 «Износ основных средств», 03 « Доходные вложения в материальные ценности", 07 «Оборудование к установке» и др.
1.1.2. Для учета нематериальных активов используются счета: 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов».
1.1.3. Оборотные средства учитываются на следующих счетах: 09 «Арендные обязательства к поступлению», 10 «Материалы», 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям», 97 «Расходы будущих периодов», 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета в банках», 56 «Денежные документы», 57 «Переводы в пути», 58 «Финансовые вложения», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и прочие счета для учета материальных ценностей, денежных средств и дебиторской задолженности.
1.1.4. Для учета долгосрочных
финансовых инвестиций
1.2. Счета для учета
источников хозяйственных
· счета для учета источников собственных средств (собственного капитала);
· счета для учета источников заемных (привлеченных) средств (обязательств).
1.2.1. Для учета источников
собственных средств
1.2.2. Для учета источников заемных средств используются счета: 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и другие счета для учета кредиторской задолженности.
1.3. Счета для учета
хозяйственных процессов
· счета для учета процесса снабжения;
· счета для учета процесса производства;
· счета для учета процесса продажи готовой продукции.
Счета для учета хозяйственных процессов предназначены для учета затрат (расходов) по снабжению, производству и реализации продукции.
1.3.1. Для учета процесса снабжения используются счета: 10 "Материалы", 15 «Заготовление и приобретение материалов», 16 «Отклонение в стоимости материалов».
1.3.2. К счетам для учета процессов производства относятся счета: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства», 40 «Выпуск продукции», 96 "Резервы предстоящих расходов и платежей", 97 "Расходы будущих периодов" и др.
1.3.3. Для учета процесса реализации применяются счета: 44 «Расходы на продажу», 90 «Продажи» 91 «Прочие доходы и расходы» и др.
1.2.2.
Классификация счетов по
Классификация счетов по назначению и структуре предусматривает подразделение счетов в зависимости от их непосредственной функции в учетном процессе и отражение на них тех или иных результатов. Она показывает, каково строение счетов, для получения каких показателей они используются, как получить эти показатели.