Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 08:43, курсовая работа
Целью данной работы является изучение содержания и техники составления счетов бухучета и сущности бухгалтерского баланса.
Задачами работы являются:
- раскрыть понятия, виды и порядок записи счетов бухучета;
- дать характеристику бухгалтерской отчетности, значению и функциям баланса;
- изучить структуру бухгалтерского баланса;
Введение.
1. Понятие, виды и порядок записи счетов бухгалтерского учета.
1.1. Понятие счета бухгалтерского учета;
1.2. Классификация счетов бухгалтерского учета;
1.2.1. Классификация счетов по экономическому содержанию;
1.2.2. Классификация счетов по назначению и структуре;
1.2.3. Классификация счетов по отношению к балансу.
2.Бухгалтерский баланс как основная форма отчетности.
2.1 Понятие, значение и функции бухгалтерского баланса;
2.2. Классификация бухгалтерских балансов;
2.3. Структура бухгалтерского баланса;
2.4. Техника составления бухгалтерского баланса;
2.5. Требования к составлению бухгалтерского баланса.
Заключение.
Список литературы.
К забалансовым относятся следующие счета: 001 «Арендованные основные средства», 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», 003 «Материалы, принятые в переработку», 004 «Товары, принятые на комиссию» и т.п. Особенностью этих счетов является отсутствие на них двойной записи. Операции записываются только в дебет или кредит забалансового счета без корреспонденции с другими счетами.
2. Бухгалтерский баланс как основная форма отчетности.
2.1 Понятие, значение и функции бухгалтерского баланса
Баланс - это метод бухгалтерского учета, позволяющий в денежной оценке и на определенный момент времени изобразить состояние средств организации и источники их формирования.
Бухгалтерский баланс-система показателей, сгруппированных в сводную таблицу, характеризующих в денежном выражении состав, размещение, источник и назначение средств предприятия на отчетную дату.
Информация группируется одновременно по двум признакам, связанным или не связанным между собой. В результате данные представляют в виде двусторонней таблицы, при этом сумма показателей в обеих сторонах таблицы должна быть одинаковой. Такой подход позволяет установить связи между отдельными группами данных, проанализировать динамику их изменения и проследить тенденцию процессов, влияющих на финансовое состояние организации.
Бухгалтерский баланс позволяет определить обеспеченность организации собственными оборотными средствами, соответствие запасов товароматериальных ценностей установленным нормативам, состояние платежной дисциплины и тому подобное, а также дать общую оценку финансового состояния организации.
В условиях рыночной экономики значение баланса настолько велико, что его часто выделяют в самостоятельную отчетную единицу, дополнением к которой является совокупность всех других форм бухгалтерской отчетности.
Роль прочих форм бухгалтерской отчетности состоит в расшифровке данных, содержащихся в балансе. Если в указанных отчетных формах отражаются показатели, характеризующие ту или иную сторону деятельности организации, то в балансе представлено состояние всех средств организации. В экономике любого государства баланс выполняет важные функции:
• баланс знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием организации. Из баланса они узнают, чем собственник владеет, т.е. в каком количественном и качественном соотношении находится тот запас материальных средств, которым организация способна распоряжаться;
• по балансу определяют, способна ли организация выполнить свои обязательства перед третьими лицами или ей грозят финансовые трудности;
• по балансу определяют конечный финансовый результат деятельности организации в виде наращивания собственного капитала за отчетный период, по которому судят о способности руководителей сохранить и приумножить вверенные им материальные и денежные ресурсы;
• на показателях, приведенных в балансе, строится оперативное финансовое планирование любой организации, осуществляется контроль за движением денежных средств;
• данные баланса широко используются налоговыми службами, кредитными учреждениями и органами государственного управления.
В отечественной литературе отдельные авторы выделяют следующие функции баланса:
• основная форма отчетности;
• контрольная функция;
• база финансово-хозяйственной деятельности организации.
2.2 Классификация бухгалтерских балансов
Бухгалтерский баланс имеет свои признаки классификации. Классификация приведена в таблице 1.
Таблица 1 - Классификация бухгалтерских балансов
Признаки классификации |
Виды бухгалтерского баланса |
По срокам составления |
Вступительный - составляется на момент возникновения юридического лица и отражает имущественную массу, внесенную в качестве вклада в УК. Текущий – формируется в течение всего времени существования хозяйствующего субъекта. Начальный (на начало периода), промежуточный (включается в состав промежуточной отчетности), конечный (в конце финансового года, включается в состав годовой отчетности - генеральный). Заключительный – составляется на дату окончания функционирования организации, при реорганизации. Санируемый – составляются с целью выявления реального финансового положения, когда предприятие находится в состоянии банкротства. Ликвидационный - составляется при ликвидации организации с целью формирования информации об имуществе, которое будет распределяться между кредиторами. Разделительный – формируется при реорганизации в форме разделения на основе заключительных балансов. Объединительный - формируется при реорганизации в форме присоединения, слияния на основе заключительных балансов. |
По источникам составления |
Инвентарный - составляется на основании инвентаризации имущества и обязательств организации. Книжный – составляется на основе данных бухгалтерского учета, основа – Главные книги. - Генеральный - составляется на основе данных Главной книги, которые подлежат обязательной инвентаризации. |
По объему информации |
Индивидуальный – баланс 1 юридического лица. Сводный - баланс 1 организации с различными филиалами. Консолидированный - это объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом и финансовом состояниях. |
По характеру деятельности |
Баланс основной деятельности - это баланс, составленный на основании деятельности, соответствующий профилю организации, ее уставу. Баланс неосновной деятельности - организация может составлять отдельный баланс по другим видам деятельности, включается в баланс основной деятельности. |
Признаки классификации |
Виды бухгалтерского баланса |
По формам собственности |
- Государственные, муниципальные, кооперативные, коллективные, частные, смешанные и совместных организаций, а также общественных организации. Они различаются, в основном, по источникам образования собственных средств. |
По объекту отражения |
Самостоятельный - такой баланс имеют только организации, являющиеся юридическими лицами. - Отдельный - составляют структурные единицы организаций. |
По форме |
Шахматные – к ним относятся оборотные ведомости. Горизонтальные – к ним относится бухгалтерский баланс (форма №1). Вертикальные. |
По способу «очистки» |
Баланс-брутто - это баланс, включающий в себя регулирующие статьи. Регулирующими называют статьи, суммы по которым вычитаются из суммы той или иной статьи (классификация хозяйственных средств). Баланс-нетто - это баланс очищенный от повторного счета, из которого исключены регулирующие статьи (современные балансы). |
2.3 Структура бухгалтерского баланса
Баланс представляет собой двустороннюю таблицу, где левая сторона (актив) отражает состав и размещение хозяйственных средств, а правая - (пассив) отражает источники образования хозяйственных средств и их целевое назначение. В бухгалтерском балансе должно присутствовать обязательное равенство актива и пассива.
Основным элементом
бухгалтерского баланса является балансовая
статья, которая соответствует
Балансовые статьи объединяются в группы (разделы баланса). Объединение балансовых статей в группы или разделы осуществляется исходя из их экономического содержания. Каждая строка (статья) баланса имеет свой порядковый номер, что облегчает ее нахождение, и ссылки на отдельные статьи. Для отражения состояния средств бухгалтерский баланс предусматривает две графы для цифровых показателей: на начало и на конец отчетного периода. Во второй графе показывается состояние средств и их источников на дату составления баланса.
В современном балансе статьи актива и пассива, исходя из их экономической однородности, объединены в определенные разделы (Приложение А).
Актив баланса содержит два раздела:
1 Внеоборотные активы,
2 Оборотные активы.
Пассив баланса состоит из трех разделов:
1 Капитал и резервы,
2 Долгосрочные обязательства,
3 Краткосрочные обязательства.
Разделы в активе баланса расположены по возрастанию ликвидности, а в пассиве – по степени закрепления источников.
Система показателей
бухгалтерского баланса в составе
финансовой отчетности сформирована,
исходя из концепции сохранения (поддержания)
и наращения финансового
Активы характеризуются как доходообразующее имущество, контроль над которыми организация получила в результате ведения своей деятельности путем размещения привлеченного капитала извне на определенных условиях финансовых результатов организации.
Обязательства (заемный капитал) представляют собой часть привлеченных организацией финансовых ресурсов в виде безусловно признаваемых организацией экономических требований, вытекающих из существа заключенных сторонами договоров, императивных правовых норм, а также обычаев делового оборота, а также связи с вовлечением в хозяйственный оборот организации ценностей, которые принадлежат третьим лицам.
Капитал (собственный капитал) показывает вторую составную часть финансовых ресурсов, признаваемую учетным способом сумму экономических обязательств организации перед участниками, учредителями, собственниками в связи с предоставлением ей ценностей, как на этапе образования организации, так и в результате реинвестирования заработанной прибыли в течение всего периода ее деятельности с момента учреждения.
Валюта баланса отражает в активной и пассивной частях бухгалтерское соответствие размеров экономических ресурсов, представленных собственниками и кредиторами. Разграничение в пассивной части баланса обязательств и капитала соответствует не только различному характеру обязательств организации перед собственниками и третьими лицами, но также срочности и порядку их погашения.
Признание и отражение в бухгалтерском балансе величины собственного и заемного капитала должно обеспечить его владельцам контроль над ожидаемым наращением капитала. Оценить наращение капитала каждого из участников финансирования организации можно лишь тогда, когда точно установлена капитальная базовая стоимость.
Достижение баланса
экономических интересов
При формировании бухгалтерского баланса и его активной части важно иметь в виду, что раскрытие информации об экономических ресурсах организации признается существенным и уместным с точки зрения:
Обеспечения дифференцированной оценки доходности активов;
Возможности оценки риска дифференцированных вложений капитала;
Поддержания достаточной ликвидности активов;
Возможности оценки продолжительности оборота активов.
Раздельная оценка рентабельности активов от основной, инвестиционной и финансовой деятельности позволяет проводить сравнительный анализ доходности, а также оценивать риски вложений капитала.
2.4. Техника составления бухгалтерского баланса
Бухгалтерский баланс не может быть составлен, если не сформированы основные правила (принципы) бухгалтерского учета в организации. Данные правила ведения бухгалтерского учета в организациях установлены Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением о бухгалтерском учете и отчетности, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия», Планом счетов и некоторыми другими нормативными документами.
Система показателей бухгалтерского баланса в составе финансовой отчетности сформирована, исходя из концепции сохранения (поддержания) и наращения финансового капитала, основывается на разграничении трех основных элементов баланса: активов, обязательств и собственного капитала.
Под техникой составления бухгалтерского баланса понимается совокупность всех необходимых учетных процедур. Это трудоемкий процесс, который в методическом плане доступен только специалистам в области бухгалтерского учета.
Он включает следующие этапы:
• проведение ежегодной инвентаризации перед составлением годового бухгалтерского баланса;
• формирование оборотных ведомостей или Главной книги при журнально-ордерной форме счетоводства;
• изучение особенностей формирования показателей баланса;
• формирование статей бухгалтерского баланса.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. При проведении инвентаризации организациям необходимо руководствоваться Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998г.№ 34н, Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49; постановлением Госкомстата России «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» от 18 августа 1998 г. № 88. Количество инвентаризаций в отчетном году, порядок, сроки их проведения, а также состав инвентаризируемого имущества и обязательств определяет руководитель организации, кроме случаев, когда в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» проведение инвентаризаций обязательно.
Результаты инвентаризации
рассматриваются
После проведения инвентаризации для обеспечения своевременного составления квартального или годового отчетов вводят сводный график работ всех подразделений бухгалтерии с указанием сроков выполнения работ.