Сходства и различия бухгалтерского и налогового учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение сущности бухгалтерского и налогового учета.
Для достижения поставленной цели, в работе необходимо решить следующие задачи:
Определить сущность, задачи и функции бухгалтерского учета;
Охарактеризовать процесс организации бухгалтерского учета на предприятии;
Определить сущность, задачи и функции налогового учета;
Исследовать организацию системы налогового учета;
Определить различия и сходства между бухгалтерским и налоговым учетом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3

1. СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 4
1.1 Сущность, функции и задачи бухгалтерского учета 4
1.2 Организация бухгалтерского учета на предприятии 7
2. СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА 9
2.1 Сущность, задачи и функции налогового учета 9
2.2 Подходы к организации налогового учета в организациях 13
3. СХОДСТВА, РАЗЛИЧИЯ И ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ БУХГАЛТЕРСКИМ И НАЛОГОВЫМ УЧЕТОМ 15
3.1 Различия и сходства между налоговым и бухгалтерским учетом 15
3.2 Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Файлы: 1 файл

БУ и НУ.docx

— 61.72 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3


1. СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 4

1.1 Сущность, функции и задачи бухгалтерского учета 4

1.2 Организация бухгалтерского учета на предприятии 7

2. СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА 9

2.1 Сущность, задачи и функции налогового учета 9

2.2 Подходы к организации налогового учета в организациях 13

3. СХОДСТВА, РАЗЛИЧИЯ И ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ  БУХГАЛТЕРСКИМ И НАЛОГОВЫМ УЧЕТОМ 15

3.1    Различия и сходства между налоговым и бухгалтерским учетом 15

3.2 Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Происходящие в России реформы в области политики и экономики, изменение правовых отношений между органами власти и хозяйствующими субъектами, процесс перехода российской экономики в мировую требуют проведения грамотной налоговой политики. Со вступлением в действие гл. 25 Налогового кодекса РФ произошли перемены в исчислении прибыли организаций для целей налогообложения, самой существенной из которых является введение самостоятельной системы налогового учета, принципиально отличающейся от системы бухгалтерского учета.

В связи с этим перед  организациями встала необходимость  в создании налогового учета и  контроля правильности осуществления  расчетов по налогу на прибыль таким  образом, чтобы, с одной стороны, выполнить требования законодательства, а с другой, – минимизировать обусловленные этим затраты. Вышесказанное определяет актуальность темы написания контрольной работы.

Целью контрольной работы является изучение сущности бухгалтерского и налогового учета.

Для достижения поставленной цели, в работе необходимо решить следующие  задачи:

  1. Определить сущность, задачи и функции бухгалтерского учета;
  2. Охарактеризовать процесс организации бухгалтерского учета на предприятии;
  3. Определить сущность, задачи и функции налогового учета;
  4. Исследовать организацию системы налогового учета;
  5. Определить различия и сходства между бухгалтерским и налоговым учетом.

 

 

  1. СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
    1. Сущность, функции и задачи бухгалтерского учета

 

Согласно федеральному закону «О бухгалтерском учете» № 129 - ФЗ, бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности1.

Перед самим бухгалтерским  учетом стоят следующие задачи:

  1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
  2. Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  3. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости2.

Бухгалтерский учет выполняет следующие  функции:

  • регистрация хозяйственных операций путем их документирования;
  • оценка и обобщение в денежном выражении информации по объектам бухгалтерского учета в соответствующих регистрах бухгалтерского учета;
  • контроль за сохранностью имущества, целевым и рациональным использованием ресурсов, в том числе путем проведения инвентаризаций;
  • систематизация финансовой информации об имущественном положении организации и результатах ее деятельности в бухгалтерской отчетности.

Основы порядка организации  и ведения бухгалтерского учета, составления и представления  бухгалтерской отчетности установлены  Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н (в ред. Приказа Минфина РФ от 26.03.2007 N 26н). Они позволяют правильно организовать и вести бухгалтерский учет на каждом этапе хозяйственной деятельности организации, а также составлять и представлять бухгалтерскую отчетность. Можно выделить следующие этапы организации бухгалтерского учета:

  1. определение порядка организации бухгалтерского учета;
  2. выбор форм бухгалтерского учета;
  3. определение порядка документирования хозяйственных операций, т.е. организации первичного учета;
  4. определение правил бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов; разработка и утверждение положения об учетной политике организации и ее рабочего плана счетов;
  5. определение правил инвентаризации активов и пассивов;
  6. определение порядка составления и представления бухгалтерской отчетности.

В регистрах бухгалтерского учета  на основании данных первичных учетных  документов проводится систематизация и накопление информации для бухгалтерской  отчетности.

В соответствии с положениями Федерального закона «О бухгалтерском учете» организации могут использовать в качестве регистров бухгалтерского учета специальные книги (журналы), листы и карточки машинограммы, полученные при помощи средств вычислительной техники, а также магнитные ленты, диски, дискеты, иные машинные носители информации3.

Министерство финансов Российской Федерации Письмом от 24 июля 1992 г. N 59 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях» установило, что организации могут использовать для ведения бухгалтерского учета следующие формы:

    • единую журнально - ордерную форму счетоводства - используют, как правило, крупные организации отраслей материального производства);
    • форму счетоводства для небольших организаций в соответствии с Письмом Минфина СССР от 6 июня 1960 г. N 176 «Об инструкции по применению единой журнально - ордерной формы счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций»;
    • субъекты малого предпринимательства могут применять упрощенную форму бухгалтерского учета (простая форма и форма с использованием регистров учета имущества).

 

    1. Организация бухгалтерского учета на предприятии

 

Руководитель организации в  соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» отвечает за организацию бухгалтерского учета и в зависимости от объема учетной работы может:

    • возложить ведение учета на бухгалтерскую службу как структурное подразделение организации, возглавляемое главным бухгалтером, или бухгалтера, находящегося в штате организации;
    • передать ведение учета на договорных началах централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру - специалисту;
    • вести учет лично.

Руководитель обязан создать необходимые  условия для правильного ведения  бухгалтерского учета, обеспечить неукоснительное  выполнение всеми подразделениями, службами и работниками, имеющими отношение  к учету, требований главного бухгалтера в части оформления и представления  для учета необходимых документов. Он может определить своего заместителя  в качестве лица, отвечающего за организацию бухгалтерского учета4.

Руководитель или лицо, отвечающее за организацию бухгалтерского учета, обязаны утвердить приказом (распоряжением): положение об учетной политике организации, которое включает рабочий план счетов бухгалтерского учета; определяет способы  и методы бухгалтерского учета, являющиеся элементами учетной политики организации; формы первичных учетных документов, которые не предусмотрены типовой системой учетной первичной документации; порядок проведения инвентаризации; правила документооборота и технологии обработки учетной информации; другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Как правило, организация и ведение бухгалтерского учета в организации возлагаются на главного бухгалтера.

Главный бухгалтер (бухгалтер) назначается  на должность и освобождается  от должности руководителем организации  и непосредственно ему подчиняется5.

Руководителю организации необходимо согласовывать с главным бухгалтером  назначения, увольнения и перемещения  материально - ответственных лиц (кассиров, кладовщиков и др.).

На главного бухгалтера (или специалиста, привлекаемого для ведения бухгалтерского учета) нежелательно возлагать обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за денежные средства и материальные ценности, а также  с получением по чекам и другим финансовым документам денежных средств  и материальных ценностей для  организации. Руководитель организации  письменным распоряжением определяет круг лиц, на которых он возлагает  указанные обязанности.

Главный бухгалтер несет ответственность  за:

    • формирование учетной политики;
    • правильное ведение бухгалтерского учета всех хозяйственных операций;
    • своевременное представление в установленные адреса и сроки оперативной и аналитической информации, а также бухгалтерской отчетности.

Главный бухгалтер совместно с  руководителем организации подписывает  документы, служащие основанием для  приемки и выдачи материальных ценностей и денежных средств, расчетных, кредитных и финансовых обязательств, а также согласовывает заключаемые хозяйственные договоры. Право подписи вместо главного бухгалтера может быть предоставлено лицам, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя организации.

 

  1. СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА
    1. Сущность, задачи и функции налогового учета

 

Впервые понятие налоговый учет было введено в налоговую практику в начале 1995 г., когда были разделены подходы федеральных финансовых и налоговых ведомств к правовому регламенту учета суммы прибыли для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения. Требования вести специально организуемый, дополнительный учет, необходимый для расчета налогооблагаемых баз по отдельным налогам, методологией бухгалтерского учета и развивающими ее соответствующими стандартами не были предусмотрены.

Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, установленным НК РФ. Основными задачами налогового учета являются формирование полной и достоверной информации о порядке формирования данных о величине доходов и расходов организации, определяющих размер налоговой базы отчетного налогового периода в порядке, установленном главой 25 НК РФ, а также обеспечение этой информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью расчетов с бюджетом по налогу на прибыль6.

Объектами налогового учета являются хозяйственные операции, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, формирующие или оказывающие влияние на формирование доходов и расходов для целей налогообложения прибыли.

Цель налогового учета состоит в формировании полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Информация о работе Сходства и различия бухгалтерского и налогового учета