Сходства и различия бухгалтерского и налогового учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение сущности бухгалтерского и налогового учета.
Для достижения поставленной цели, в работе необходимо решить следующие задачи:
Определить сущность, задачи и функции бухгалтерского учета;
Охарактеризовать процесс организации бухгалтерского учета на предприятии;
Определить сущность, задачи и функции налогового учета;
Исследовать организацию системы налогового учета;
Определить различия и сходства между бухгалтерским и налоговым учетом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3

1. СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 4
1.1 Сущность, функции и задачи бухгалтерского учета 4
1.2 Организация бухгалтерского учета на предприятии 7
2. СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА 9
2.1 Сущность, задачи и функции налогового учета 9
2.2 Подходы к организации налогового учета в организациях 13
3. СХОДСТВА, РАЗЛИЧИЯ И ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ БУХГАЛТЕРСКИМ И НАЛОГОВЫМ УЧЕТОМ 15
3.1 Различия и сходства между налоговым и бухгалтерским учетом 15
3.2 Взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Файлы: 1 файл

БУ и НУ.docx

— 61.72 Кб (Скачать файл)

Таким образом, цель налогового учета определяется интересами пользователей  информации.

Внутренним пользователем информации является администрация организации. По данным налогового учета внутренние пользователи могут проанализировать расходы, которые не учитываются для целей налогообложения (например, расходы в виде сумм материальной помощи). Уменьшая такие расходы можно оптимизировать налогооблагаемую прибыль.

Внешними пользователями информации, формируемой в системе налогового учета, являются прежде всего налоговые службы и консультанты по налоговым вопросам. Налоговые органы должны производить оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчетов, осуществлять контроль за поступлением налогов в бюджет. Консультанты по налоговым вопросам дают рекомендации по минимизации налоговых платежей. Определяют направления налоговой политики организаций.

К методам ведения налогового учета следует отнести:

  • введение специальных показателей налогового учета, рассчитываемых на базе данных бухгалтерского учета;
  • установление методики формирования налоговых показателей;
  • определение способов ведения налогового учета;
  • установление специальных форм регистров налогового учета и других форм налогового учета.

Методология налогового учета раскрывается в учетной политике для целей налогообложения. Учетная политика для целей налогообложения должна раскрывать подходы организации к вопросам: определения налоговой базы по налогу на прибыль и формированию налоговых обязательств перед бюджетом; оценки имущества с целью определения выручки от его реализации; распределения убытков между налоговыми периодами.

Налоговым кодексом РФ определены способы ведения налогового учета по следующим элементам учетной политики:

  • классификация доходов и расходов;
  • порядок признания доходов и расходов;
  • методы оценки сырья и материалов;
  • методы оценки покупных товаров;
  • методы оценки остатков незавершенного производства;
  • методы оценки остатков готовой продукции;
  • метод начисления амортизации;
  • порядок формирования резервов;
  • порядок переноса убытка на будущее;
  • периодичность уплаты в бюджет налога на прибыль.

Главный принцип налогового учета  заключается в группировке данных первичных документов в аналитические  регистры в соответствии с требованиями налогового, а не бухгалтерского законодательства для формирования налоговой базы по налогу на прибыль и заполнения налоговой декларации. При этом в  Методических рекомендациях по применению главы 25 «налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 26.02.2002 N БГ-3-02/98, разъяснено, что в некоторых случаях данные налогового учета могут быть получены из регистров бухгалтерского учета. Это возможно, если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, предусмотренный статьями главы 25 НК РФ, соответствует порядку группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленному правилами бухгалтерского учета. При этом организация должна заявить, какие из регистров бухгалтерского учета являются источником данных налогового учета.

Данные налогового учета основываются на первичных учетных документах (включая справку бухгалтера), аналитических  регистрах налогового учета и  расчете налоговой базы (ст. 313 НК РФ).

Аналитические регистры налогового учета - это разработочные таблицы, ведомости, журналы, в которых группируются данные первичных учетных документов для формирования налоговой базы по налогу на прибыль без отражения на счетах бухгалтерского учета. Они могут вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Согласно ст. 314 НК РФ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

Министерство РФ по налогам и  сборам (МНС) облегчило бухгалтерам задачу создания собственных налоговых регистров, разработав систему налогового учета, рекомендуемую для исчисления прибыли.

Следует отметить, что регистры налогового учета, разработанные МНС России, устанавливают методологические принципы ведения налогового учета и формирования показателей налоговых регистров. Кроме того, организации имеют право разработать свои собственные налоговые регистры без использования регистров, рекомендуемых МНС России.

 

 

    1.  Подходы к организации налогового учета в организациях

 

Известно, что подавляющее большинство  бухгалтеров и руководителей  предприятий относятся к введению налогового учета резко отрицательно. На практике бухгалтеры пытаются использовать разные подходы к ведению налогового учета.

1. Налоговый учет ведется совершенно обособленно от бухгалтерского учета. Данный подход используют в основном крупные организации, для которых расчет налогооблагаемой прибыли является сложной задачей. Как правило, в таких организациях существуют специализированные подразделения, которые ведут налоговый учет.

2. Налоговый учет ведется  вместо бухгалтерского учета. Суть этого подхода заключается в том, что учет ведется с использованием действующего Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, но доходы и расходы группируются на бухгалтерских счетах в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ. Такую позицию часто занимают бухгалтеры организаций (как правило, небольших), которые ведут бухгалтерский учет только для расчета налогов.

3. Налоговый учет ведется  в рамках бухгалтерского учета. Особенностью такого подхода является адаптация для налогового учета бухгалтерского Плана счетов, то есть пересмотр порядка аналитического учета доходов и расходов, который ведется на субсчетах к счетам бухгалтерского учета, и ведение в одном плане счетов и бухгалтерского, и налогового учета.

4. Прибыль, полученная по данным бухгалтерского учета, корректируется для целей налогообложения. Сторонники этого подхода предлагают исчислять прибыль для целей налогообложения так же, как и в прошлом году. Свою позицию они мотивируют следующим. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно (ст. 313 НК РФ), формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и данных первичных документов разрабатываются налогоплательщиком также самостоятельно (ст. 314 НК РФ). Поэтому регистры налогового учета могут состоять из регистров бухгалтерского учета и единственного дополнительного регистра - регистра корректировки бухгалтерской прибыли для целей налогообложения.

Такой способ может применяться только небольшими организациями, причем теми, в которых различия между бухгалтерским и налоговым учетом минимальны.

5. Налоговый учет ведется  в обособленном налоговом Плане  счетов. Этот подход является компромиссом между первым и третьим способами. Он заключается в том, что к бухгалтерскому Плану счетов дополнительно вводятся налоговые счета, на которых доходы и расходы учитываются в разрезе требований главы 25 НК РФ. Записи на налоговых счетах производятся по правилам, предусмотренным для забалансовых счетов бухгалтерского плана счетов. Обороты и остатки по этим счетам не отражаются в регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В этом случае бухгалтер может при проведении какой-либо операции в бухгалтерском учете одновременно делать запись по соответствующему субсчету налогового счета.

Аналитическими регистрами налогового учета в этом случае будут  являться карточки или журналы-ордера по налоговым счетам за отчетный (налоговый) период, если они будут содержать  реквизиты, перечисленные в ст. 313 НК РФ7.

Это удобно бухгалтерам, ведущим  учет на компьютере с использованием бухгалтерских программ. Они должны добавить в схемы бухгалтерских  проводок к хозяйственным операциям  дополнительные проводки по налоговым  счетам и составить новые алгоритмы  хозяйственных операций в тех случаях, когда бухгалтерский и налоговый учет одних и тех же операций ведется по-разному.

Таким образом, нужно отметить, что трудоемкость налогового учета связана с большим количеством расхождений между данными бухгалтерского и налогового учета.

 

3. СХОДСТВА, РАЗЛИЧИЯ И ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ БУХГАЛТЕРСКИМ И НАЛОГОВЫМ УЧЕТОМ

3.1 Различия и сходства между налоговым и бухгалтерским учетом

По своей природе бухгалтерский учет не предназначен для решения задач, связанных с исчислением налоговых платежей. Его главной задачей является формирование полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации, ее имущественном и финансовом положении. Цель ведения бухгалтерского учета - обеспечение внутренних и внешних потребителей финансовой информации о хозяйствующем субъекте. Наиболее заинтересованными пользователями такой информации относительно деятельности хозяйствующего субъекта выступают налоговые органы.

Сбор и регистрация  информации осуществляется путем документирования хозяйственных операций, производимых в организациях. Первичные документы  обеспечивают сплошное непрерывное  отражение хозяйственной деятельности организации в бухучете. Этап обобщения  информации, содержащейся в первичных  документах, заключается в ее накоплении и систематизации в регистрах  бухучета с помощью бухгалтерских  счетов и двойной записи. Информация о хозяйственных операциях, произведенных  организацией за определенный период времени, из регистров бухучета переносится в сгруппированном виде в бухгалтерские отчеты8.

Налоговый учет состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путем ее документирования осуществляется в системе бухучета. Таким образом, в основе бухучета лежат первичные документы, включая бухгалтерские справки. На основе первичных документов производится обобщение информации. Именно на этом этапе проявляются различия в системах бухгалтерского и налогового учета, поскольку принципы обобщения информации в них не совпадают.

Таким образом, сама система  и данные налогового учета никоим образом не применимы для информационного  обеспечения финансового и управленческого  учета, которые несут совершенно разную смысловую нагрузку, преследуют разные цели и по-разному характеризуют  одни и те же хозяйственные процессы в организации.

Различия между налоговым  и бухгалтерским учетом представлены в таблице19.

Таблица 1 - Различия между  бухгалтерским и налоговым учетом


Показатели

Налоговый учет

Бухгалтерский учет

Нормативная база

Законодательство РФ о  налогах и сборах

ФЗ «О бухгалтерском учете», ПБУ

Цель

Определить размер подлежащих к уплате налогов и сборов

Зафиксировать, классифицировать, суммировать и анализировать  данные о деятельности, выдать финансовые отчеты

Метод получения данных

Обобщение данных, отраженных в документации

Одновременное ведение записей (сплошной и непрерывный учет)

Форма отчета

Специально установленные  формы

Баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и др.


 

Как видно из таблицы 1, у бухгалтерского учета совершенно иная нормативно – правовая база (Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и ПБУ), в налоговом учете – Налоговый Кодекс. Целью налогового учета является формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. В отношении информации для внешних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации, полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.

Налоговый и бухгалтерский  учет различается так же и по методу получения данных. А именно, в  бухгалтерском учете – это  одновременное ведение записей (сплошной и непрерывный учет), в налоговом  же – лишь обобщение данных, уже  отраженных в документации.

Два вида учета различаются  между собой и по форме отчета, так в бухгалтерском учете  действуют унифицированные формы, а в налоговом – собственно установленные.

Общность налогового и бухгалтерского учета заключается в том, что  и в налоговом и в бухгалтерском  учете отчетный период – год, полугодие, квартал. Налоговым периодом является календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Информация о работе Сходства и различия бухгалтерского и налогового учета