Сходство и различие международного, национального стандартов аудита, раскрывающих планирование аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 16:11, контрольная работа

Описание работы

Задачами данной работы являются:
 рассмотреть планирование аудита финансовой отчетности;
 раскрыть сравнение российского правила (стандарта) №3 «Планирование аудита» и международного стандарта аудита 300 «Планирование»;
 изучить схему сравнения международного и национального стандартов аудита, раскрывающих планирование аудита.

Файлы: 1 файл

КР (МСА).docx

— 46.27 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

«Международные стандарты аудита»

 

Тема: Сходство и различие международного, национального стандартов аудита, раскрывающих планирование аудита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

 

                                                                     

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Аудит – независимая проверка финансовой отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о такой отчетности. А так как организации составляют финансовую отчетность в стоимостном измерении, то вопрос правильности измерения и раскрытия справедливой стоимости актуален.

С целью эффективного и своевременного проведения аудита аудитору необходимо планировать свою работу. Надлежащее планирование работы помогает удостовериться в том, что важным областям проверки уделяется должное внимание, выявляются и своевременно решаются потенциальные проблемы и что руководство аудиторским заданием осуществляется надлежащим образом.

Задачами данной работы являются:

  • рассмотреть планирование аудита финансовой отчетности;
  • раскрыть сравнение российского правила (стандарта) №3 «Планирование аудита» и международного стандарта аудита 300 «Планирование»;
  • изучить схему сравнения международного и национального стандартов аудита, раскрывающих планирование аудита.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Планирование аудита финансовой отчетности

Планирование аудита – это разработка общей стратегии и детального подхода применительно к ожидаемому характеру, срокам и масштабам аудиторской проверки. Цель планирования – эффективное и своевременное проведение аудита. Порядок планирования аудита регулирует Международный стандарт аудита № 300 «Планирование аудита финансовой отчетности». В нем установлены стандарты и предоставлены рекомендации по планированию аудита финансовой отчетности. Данный Международный стандарт аудита предназначен для повторного аудита, а для первоначальной проверки необходимо расширить круг рассматриваемых вопросов, что будет рассмотрено ниже. Планирование призвано помочь в правильном распределении работы между членами аудиторской группы и координации работы других специалистов. Объем планирования зависит от:

  • размера проверяемого субъекта;
  • сложности предстоящей проверки;
  • опыта работы аудитора, в том числе с данным субъектом;
  • знания бизнеса клиента.

Планирование не является этапом аудита, отделенным от основного процесса. Это продолжающийся и повторяющийся процесс, который начинается вскоре после окончания предыдущего задания и продолжается до завершения текущей проверки. Тем не менее, планируя аудит, аудитор рассматривает временные рамки окончания процесса планирования и аудиторские процедуры, которые необходимо завершить в первую очередь для того, чтобы продолжить аудиторскую проверку. Например, аудитор планирует обсуждение с членами аудиторской группы аналитических процедур оценки аудиторского риска, достижение общего понимания нормативных актов, регулирующих деятельность клиента, определение существенности, необходимости привлечения эксперта и других процедур оценки риска с тем, чтобы определить риск существенных искажений отчетности и дальнейшие процедуры по ее проверке.

Планирование состоит из следующих элементов, изложенных в Международном стандарте аудита № 300:

  • подготовительная работа;
  • выработка общей стратегии проверки;
  • составление плана аудита;
  • внесение изменений в план в ходе проверки;
  • осуществление руководства, контроля и надзора;
  • документирование действий, связанных с вышеперечисленными аспектами.

Процесс планирования начинается с подготовительной работы по заданию. При этом аудитор должен выполнить следующие действия:

  • согласно Международному стандарту аудита № 220 «Контроль качества работы в аудите исторической финансовой информации» провести процедуры, касающиеся продолжения работы с клиентом и специфики аудиторского задания, и оценить соблюдение этических требований;
  • обеспечить понимание условий задания в соответствии с Международным стандартом аудита № 210 «Условия аудиторских заданий».

Эти действия, в частности, предполагают, что аудитор должен определить, не существует ли каких-либо причин отказа от продолжения работы с данным клиентом (например, если клиент начал деятельность, не входящую в компетенцию аудиторской группы) или отказа от принятия задания (так, может быть выявлено, что руководство клиента и назначенный партнер состоят в близких родственных отношениях, что нарушает принцип независимости). После этого требуется обратиться к письму о проведении аудита, чтобы определить ожидания клиента от предполагаемой проверки и уяснить, насколько клиент осведомлен о требованиях, предъявляемых к нему при проведении аудита.

 

Разработка общей стратегии аудита. Общая стратегия аудиторской проверки включает в себя определение объема аудита, его сроков и направлений проверки. Стратегия служит основой для дальнейшего детального составления плана аудита.

В процессе разработки общей стратегии учитываются результаты подготовительного этапа планирования, и проводится следующая работа:

  1. Определяются характеристики задания, влияющие на его объем: применяемые основы финансовой отчетности, специфические отраслевые требования, наличие обособленных подразделений и другое.
  2. Устанавливаются требования к отчетности по результатам выполнения задания, включающие сроки окончания проверки, промежуточного и окончательного отчетов, даты сообщения информации по результатам аудита представителям руководства клиента.
  3. Рассматриваются важные факторы, которые могут оказать влияние на направление действий аудиторской группы. Среди этих факторов – уровень существенности, выявление участков, наиболее подверженных риску возникновения существенных искажений, предварительная оценка эффективности внутреннего контроля аудируемой организации, определение значительных специфических особенностей деятельности предприятия и его отчетности.

Планируемые аспекты общей стратегии аудита охватывают:

  • кадровый потенциал и его распределение по направлениям, этапам проверки – учитывается наличие специалистов, имеющих опыт работы с данным клиентом; способных справиться с повышенными областями риска, отвечающих требованиям, предъявляемым к экспертам, для решения сложных вопросов; определяется очередность привлечения данных специалистов на начальном, промежуточном и заключительном этапах аудита;
  • руководство кадрами – планируется инструктаж персонала, обсуждение вопросов с членами аудиторской группы, текущий очный и заочный контроль проведения проверки и обзорная проверка качества выполнения задания.

При аудите малых предприятий в проведении проверки участвует небольшая группа; как правило, это может быть партнер, он же единоличный исполнитель или партнер и еще один член аудиторской группы. Естественно, в таких ситуациях вопросы планирования общей стратегии, описанные выше, носят облегченный характер. Достаточно меморандума, составленного по итогам ранее проводимых проверок на основе рассмотрения рабочих документов и заключений, в который вносятся дополнительные вопросы по результатам обсуждения с менеджером – собственником предприятия.

Составление плана аудита не является каким-то отдельным этапом планирования. Он тесно связан с разработкой общей стратегии и начинает формироваться именно в период ее рассмотрения, но отличается тем, что в плане, оформленном документально, конкретизируются характер, сроки и объем аудиторских процедур, которые необходимо выполнить, чтобы снизить аудиторский риск до приемлемого уровня.

План должен содержать:

  • детальную информацию о характере, сроках проведения и объеме процедур оценки рисков существенных искажений в соответствии с Международным стандартом аудита № 315 «Понимание деятельности организации и оценка риска существенных искажений»;
  • подробную информацию о характере, временных рамках и объеме аудиторских процедур в отношении каждой существенной группы операций, остатков по счетам, раскрытия информации в отчетности в соответствии с Международным стандартом аудита № 330 «Аудиторские процедуры, обусловленные оценкой рисков»;
  • перечень других процедур, которые необходимо выполнить для того, чтобы проведенный аудит соответствовал требованиям Международного стандарта аудита.

В приложении к Международному стандарту аудита «Планирование аудита финансовой отчетности» перечисляются аспекты, которые могут приниматься во внимание при выборе общей стратегии и составлении плана аудита:

  • применяемые основы финансовой отчетности, подлежащей аудиту;
  • отраслевые особенности составления финансовой отчетности;
  • планируемый объем аудита, рассчитанный с учетом работы с обособленными подразделениями;
  • характер контроля, осуществляемого головной организацией в отношении дочерних обществ, знание о котором необходимо для определения порядка составления консолидированной отчетности группы;
  • использование работы других аудиторов при проведении аудита обособленных подразделений;
  • характер операционных сегментов деятельности, которые подлежат аудиту, в том числе и для определения потребности аудитора в специальных знаниях;
  • валюта представления финансовой отчетности, включая необходимость любого валютного пересчета в ходе аудита;
  • необходимость проведения обязательного аудита индивидуальной финансовой отчетности, помимо аудита консолидированной отчетности;
  • наличие службы внутреннего аудита и возможности использования ее работы;
  • использование аудируемым лицом услуг специализированных обслуживающих организаций, а также способ, каким аудитор может получить доказательства относительно организации и функционирования соответствующих средств контроля;
  • возможность использования доказательств, полученных в ходе предыдущих проверок;
  • влияние информационных систем на аудиторские процедуры, в том числе на доступность баз данных, а также ожидаемая польза от применения методов аудита с использованием компьютеров;
  • соотнесение планируемого объема и временных рамок аудита с рассмотрением промежуточной финансовой отчетности;
  • обсуждение вопросов, которые могут повлиять на аудит, с персоналом аудиторской фирмы, ответственным за оказание данному аудируемому лицу других видов услуг;
  • возможность общения с сотрудниками аудируемого лица и доступность данных.

Внесение изменений в план в ходе проверки. Планирование – непрерывный процесс, обновляемый по мере выполнения отдельных пунктов плана аудита. Выполнив процедуры оценки риска, аудитор переходит к уточнению и выполнению процедур проверки по существу, а потребность в проведении процедур проверки одних операций может проявиться ранее, чем ранее запланированная одновременная проверка других операций. Это происходит из-за получения информации в ходе аудита, которая требует корректировки характера, сроков и объема ранее намеченных процедур. В таких случаях аудитор определяет новые направления стратегии аудита, изменяет детали плана проверки и документирует их.

Осуществление руководства, контроля и надзора. В процессе разработки плана аудитором учитываются необходимые контрольные мероприятия, зависящие от множества факторов: размера и структуры аудируемого лица, областей аудита, риска существенных искажений, способностей и компетентности персонала, проводящего проверку. Указания по осуществлению руководства, контроля и надзора в процессе аудита содержатся в Международном стандарте аудита № 220.

Характер, сроки и объем контрольных процедур будут зависеть от уровня риска существенных искажений: чем выше этот риск, чем больший объем процедур необходимо выполнить. Кроме того, на осуществление контрольных мероприятий оказывают влияние способности и компетентность членов аудиторской группы. Например, работа более опытных специалистов не требует такого жесткого контроля, как процедуры, выполняемые начинающими работниками.

Если проводится аудит в отношении финансовой отчетности малого предприятия, то вопросы, касающиеся руководства, контроля и надзора, сами собой снимаются, так как руководитель проверки владеет полной информацией и выполняет функции самоконтроля. Тем не менее могут возникнуть сложности при применении профессионального суждения, требующие рассмотрения специалиста, не вовлеченного в процесс проверки. В таких случаях Международный стандарт аудита «Планирование аудита финансовой отчетности» рекомендует обращаться за консультациями к другим аудиторам или членам профессионального сообщества.

Документирование. Документирование должно охватывать все процессы, связанные с планированием аудита: составление общей стратегии, плана аудита, изменений и дополнений к нему. Форма и состав документации по планированию аудита зависят от многих факторов – размера и структуры аудируемого субъекта, существенности, содержания других документов и специфических особенностей задания.

Документирование охватывает:

  • при составлении общей стратегии – вопросы, подлежащие решению в процессе аудита (временные рамки, общий объем, порядок проведения аудита) и факт их доведения до сведения членов аудиторской группы;
  • при оформлении плана – детали процедур оценки рисков и процедур, запланированных на основе изучения рисков;
  • при внесении изменений в план – причины изменений и ответные действия аудитора.

Информация о работе Сходство и различие международного, национального стандартов аудита, раскрывающих планирование аудита