Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:18, шпаргалка
Общая характеристика хозяйственного учета
Хозяйственный учет деятельности экономического субъекта — это система наблюдения, контроля, обработки и передачи информации, необходимой для оперативного руководства и управления. Основная цель хозяйственного учета — формирование полной, достоверной и своевременной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации, необходимой для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений на различных уровнях.
Вопросы к экзамену по Бухгалтерскому учету
Хозяйственный учет деятельности экономического субъекта — это система наблюдения, контроля, обработки и передачи информации, необходимой для оперативного руководства и управления. Основная цель хозяйственного учета — формирование полной, достоверной и своевременной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации, необходимой для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений на различных уровнях.
К хозяйственному учету предъявляются следующие требования: достоверность учетных данных; оперативность учета; своевременность учета; полнота и простота учета; точность хозяйственного учета.
Система хозяйственного учета включает три вида учета — оперативный, статистический, бухгалтерский.
Оперативный учет составляется непосредственно на местах выполнения различных хозяйственных функций, его сведения ограничиваются рамками организации. Он ведется без применения какойлибо системы, характеризуется краткостью и быстротой получения учетных данных. Данный вид учета не всегда требует документального подтверждения и большой точности полученной информации, использует преимущественно натуральные и трудовые измерители. Данные оперативного учета используются для повседневного текущего руководства и управления организацией и могут быть получены по телефону, факсу, в устной форме, представлены в виде простых записей о хозяйственных операциях в специальных журналах, отчетов и устных сведений.
1) Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества организации в натуре данным бухучета. Как элемент метода бухучета это средство наблюдения и последующей регистрации явлений и операций, неотраженных первичной документацией в момент их совершения. Поэтому инвентаризация служит дополнением к документации.
2) Документация – письменное свидетельство о совершении хозяйственных операций, придающее юридическую силу данным бухучета. Каждая хозяйственная операция, подлежащая отражению в бухучете должна быть оформлена документально. В них ведется полное описание совершенной операции, ее точное количественное выражение и денежная оценка. Правильность сведений, приведенных в документах, подтверждают подписями лиц, ответственных за совершение операции. Все записи в реквизиты делаются на основании документов, прошедших проверку правильности и объективности их оформления, а также законности совершаемых операций. Как элемент метода БУ документация – способ первичного отражения объектов бухучета, позволяющий осуществить сплошное и непрерывное наблюдение.
3) Балансовое обобщение – способ отражения состава средств в организации по их размещению и источникам формирования на определенную дату, как правило, на 1 число месяца в денежном выражении. Характеризуется равенством общей суммы имущества и суммы источников его образования. Позволяет осуществить строгий контроль за наличием и использованием имущества любого хозяйственного субъекта.
4) Оценка имущества и обязательств – способ стоимостного измерения учитываемых хозяйственных операций. Позволяет обобщить разнородные хозяйственный объекты; привести различные учетные измерители к единой стоимостной денежной оценке; исчислить фактическую себестоимость продукции, работ, услуг, товарно-материальных ценностей.
5) Бухгалтерская отчетность – способ заключительного обобщения учетных данных. Основные формы такого обобщения: бухгалтерский баланс, отчет о прибыли и убытках.
6) Система бухгалтерский счетов и двойная запись – способы текущей регистрации и группировки изменений в составе хозяйственных средств (активов) и источников их образования: пассивов, хозяйственных процессов, их результатов.
В основе организации и ведения бухгалтерского учета лежат общие правила, принимаемые и исполняемые всеми участниками хозяйственной деятельности. Эти правила регламентируются законодательными и нормативными актами на уровне государства. В нормативных документах определяется порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета для всех предприятий и организаций, являющихся юридическими лицами.
Все
правовые документы,
Первый уровень — законодательный, он представлен федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. Основу системы документов такого уровня представляют Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ и другие законодательные документы федерального уровня.
Второй уровень — нормативный, представленный положениями Министерства финансов Российской Федерации (Минфина России), т.е. стандартами по бухгалтерскому учету, в кото рых рассматриваются отдельные вопросы ведения бухгалтерского учета. К таким документам относятся положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), например:
ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия»;
ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность предприятия»;
ПБУ 9/99 «Доходы организации»;
ПБУ 10/99 «Расходы организации»;
ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»;
ПБУ 5/01
«Учет материально-
ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и т.д.
Третий уровень — методический, он представлен различными приказами, инструкциями и рекомендациями органов власти по вопросам конкретного применения нормативных документов с учетом отраслевых особенностей, специфики производств и т. п. Основным документом такого уровня является План счетов бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций.
Четвертый уровень — уровень хозяйствующего субъекта,
представленный организационно-
Нормативное
регулирование бухгалтерского
Предметом бухгалтерского учета в обобщенном виде является хозяйственная деятельность предприятия. Он состоит из многочисленных и многообразных объектов, которыми являются:
1) средства экономического субъекта;
2) источники возникновения этих средств;
3) факты
хозяйственной жизни
Средства экономического субъекта делятся на:
1) внеоборотные активы (средства экономического субъекта сроком службы более 1 года, приносящие доход в течение 1 года производственного цикла):
а) основные средства (здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и т. д.);
б) нематериальные активы (это имущество, не имеющее физической формы, но способное приносить доход в течение длительного времени: патенты, товарные знаки, лицензии и т. д.);
в) долгосрочные финансовые вложения в дочерние, зависимые и иные предприятия, а также предоставленные займы;
г) доходные вложения в материальные ценности (имущество, предлагаемое в лизинг, прокат);
д) прочие внеоборотные активы;
2) оборотные
активы (имущество, потребляемое, как
правило, в течение одного
а) запасы и затраты (сырье и материалы (производственные запасы), затраты незавершенного производства, готовая продукция или запасы товаров, расходы будущих периодов, налог на добавленную стоимость по приобретенным материальным средствам);
б) денежные средства и расчеты (денежные средства в кассе предприятия, счета в банке, краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность).
Источники средств экономического субъекта делятся на:
1) капитал и резервы (уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, прибыль, убыток, фонды (создаваемые за счет прибыли), целевое финансирование);
2) долгосрочные
обязательства (долгосрочные
3) краткосрочные обязательства (краткосрочные кредиты, краткосрочные займы, кредиторская задолженность, доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей).
Информационная функция. Учетно-аналитическая информация, характеризующая фактическое состояние финансово - хозяйственной деятельности организации, формируется в бухгалтерском учете.
Расчеты показывают, что на долю бухгалтерской информации приходится более 70% общего объема экономической информации. Именно системный бухгалтерский учет фиксирует и накапливает синтетическую и аналитическую информацию о состоянии и движении имущества и источниках его образования, хозяйственных процессах, о конечных результатах финансовой и хозяйственной деятельности предприятия. Бухгалтерская информация широко используется в оперативно-техническом и статистическом учете.
Все многочисленные хозяйственные операции документируются, накапливаются по определенным признакам, сводятся в учетных регистрах и отражаются на счетах бухгалтерского учета, а затем полученные данные обобщаются в различных формах бухгалтерской отчетности.
Контрольная функция предполагает постоянный контроль над использованием всех видов ресурсов организации.
Контроль - система наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.
Именно с помощью контрольной функции путем применения специальных приемов и способов осуществляются три вида контроля:
а) предварительный контроль - до совершения хозяйственной операции;
б) текущий контроль - во время совершения хозяйственной операции;
в) последующий контроль - после совершения хозяйственной операции;
Контроль осуществляется по ряду направлений. Основными из них являются:
Выполнение этих функций требует определенных условий, материальных и трудовых затрат, а также профессиональных навыков и исполнителей.
Так, для
реализации функции обеспечения
сохранности собственности
Аналитическая функция позволяет осуществлять анализ производственной и финансовой деятельности организации и ее результатов. На основе информации, полученной в процессе ведения бухгалтерского учета, проводится анализ имущественного состояния организации, ее платежеспособности, эффективности использования материальных и трудовых ресурсов, доходности различных видов деятельности организации, перспектив развития и др. В процессе анализа фактические показатели за отчетный период сравниваются с плановыми, нормативными, сметными показателями и с фактическими показателями за предыдущий период и выявляются причины отклонений. Поэтому аналитическая функция учета имеет огромное значение для принятия соответствующих управленческих решений и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности организации.
Метод бухгалтерского учёта - совокупность всех приемов и способов, с помощью которых в бухгалтерском учете отражаются движение и состояние хозяйственных средств и их источников, он включает в себя следующие основные элементы:
Информация о работе Шпаргалка по "Бухгалтерскому учету и аудиту"