Система безналичных расчетов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 18:50, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование особенностей организации различных форм безналичных расчетов в Российской Федерации, а так же исследование структуры, особенностей и перспектив развития безналичного денежного оборота в Российской Федерации.
- изучить историю возникновения безналичных расчетов;
- исследовать сущность и особенности безналичных расчетов;
- изучить принципы организации безналичных расчетов;
- проанализировать основные формы безналичных расчетов в Российской Федерации
- исследовать особенности нормативно-правового регулирования безналичных расчетов;
- исследовать особенности организации безналичных расчетов в Мурманском ОСБ №8627;
- провести анализ данных по безналичным расчетам в Мурманском ОСБ №8627;
- проанализировать проблемы развития безналичных расчетов и пути их решения;
- исследовать перспективы развития безналичных расчетов;

Файлы: 1 файл

безн.расч.docx

— 92.02 Кб (Скачать файл)

Увеличение ресурсной базы коммерческого банка происходит за счет пассивных операций. В разрезе рассматриваемой темы к пассивным операциям следует отнести операции, связанные с проведением платежей и расчетов клиентов банка, поскольку они проводятся, как правило, по банковским счетам, на основе которых формируется часть банковских ресурсов. Также источником формирования выступают остатки средств на счетах юридических лиц. Структуру, состояние и динамику ресурсной базы можно проанализировать, рассмотрев некоторые показатели работы отдела расчетно - кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов.

Остатки средств на счетах юридических лиц являются наиболее выгодным источником формирования ресурсной базы. Это объясняется низкой процентной ставкой, уплачиваемой за использование средств. Сбербанк начисляет 2% годовых, на остаток на счетах юридических лиц. Начисление процентов происходит лишь в тех случаях, если остаток превышает 100тыс. рублей и выше.

С другой стороны, на обслуживание любого клиента банк затрачивает и свои ресурсы. Поэтому банку необходимо сопоставлять получаемый доход от обслуживания клиента и затрачиваемые ресурсы, то есть следить за эффективностью обслуживания клиентуры.

Для оценки эффективности формирования ресурсной базы банка за счет привлечения клиентов на РКО, необходимо проанализировать выполнение плана отделом РКО. Данные анализа отражены в таблице (Таблица 2.1.)

Наименование

01.01.2009 год

01.01.2010 год

План

Факт

%

выполнения плана

План

Факт

%

выполнения плана

 

1 Остатки средств юридических  лиц

63898

87929

138

96821

120435

125

2 Прирост остатка на расчетных  счетах

25265

32506

129

30120

35569

118

3 Доход от РКО

4200

5339

127

5500

6016

109


Таблица 2.1. Выполнение плана отделом РКО ОСБ №8627 за 2008 -2009г.г. (тыс. руб.)

Из таблицы 2.1. видно, что отдел РКО в 2008 году, 2009 году перевыполнил план по формированию рублевых ресурсов. В 2008 году остатки на счетах юридических лиц на 38% превысили запланированный объем и фактически составили 87929 тыс. руб. В 2009 году фактические остатки на счетах увеличились до 120435 тыс. руб. Кроме того, полученный доход от РКО за последние 2 года был выше запланированного. В 2008 году доход составил 5339 тыс. руб. ,что на 27% выше плана. В 2009 году величина дохода увеличилась до 6016 тыс. руб., что на 9% выше плана. Показатель доходности является важнейшим качественным показателем, характеризующий расчетно - кассовые операции с точки зрения рентабельности. Таким образом, можно сделать вывод, что за последние 2 года в Отделении эффективно выполнялся план. Положительная динамика наблюдается как в формировании рублевых ресурсов, так и в увеличении дохода.

Доход от РКО юридических лиц определяется исходя из утвержденных банковских тарифов и объема продаж. Факт получения дохода свидетельствует об обоснованности тарифов и массовости продаж расчетно-кассовых услуг. Для более детального выявления тенденции доходности РКО юридических лиц, необходимо проанализировать таблицу (Таблица 2.2.), в которой представлены данные о комиссионном доходе банка, полученном в начале 2010 года.

Наименование

За январь 2010 года

За февраль 2010 года

Отклонение

Сумма (руб.)

Доля в комис-х доходах ОСБ

Сумма (руб.)

Доля в комис-х доходах ОСБ

Абсолютное (руб.)

Относительное(%)

 

Открытие расчетных счетов

37114

3,01

46150

3,41

+9036

124

Закрытие расчетных счетов

0

0,00

0

0,00

0

0

За справки, копии РКО

1220

0,10

5545

0,41

+4325

455

За чековые книжки

1167

0,09

1292

0,10

+125

110,7

За провед. плат. поруч.

26123

2,12

23654

1,75

-2469

90,5

За РКО счетов ежемесячно

108301

8,79

116871

8,63

+8570

107,9

За систему «Клиент -Сбербанк»

3900

0,29

3950

0,30

+50

101

За раскрытие аккредитива

0

0,00

0

0,00

0

0,00

За прием выручки

1007

0,07

1288

0,1

+281

127,9

За выдачу наличных денег -всего:

302640

24,57

315336

23,27

+12696

104,2

- на зарплату

- на хоз. расходы

69097

189695

5,10

15,40

112945

246239

9,17

18,17

+43848

+56544

163,41

29,8

За пересчет наличных 0,1% с суммы

1563

0,12

5597

0,45

+4034

358

Итого по отделу РКО:

741827

43,6

878867

46,3

+137040

118,7

Прочая комиссия:

885015

56,4

978870

53,7

+93855

110,6

Всего комиссия:

1626842

100

1857757

100

+230895

114,2


Таблица2.2. Динамика данных о суммах комиссии, полученной по Мурманскому ОСБ №8627

Данные таблицы свидетельствуют, что фактическая величина общего комиссионного дохода банк в феврале 2010 г. составляет 1857757 руб., что на 14,2% больше, чем в январе того же года. Из всей суммы комиссионных доходов, доход от РКО составляет 741827 руб. или 43,6% в январе. В феврале этот показатель равен 878857 руб. или 46,3%.Это значит, что более 1/3 всего комиссионного дохода приносит РКО юридических лиц. В структуре комиссионных платежей наибольший доход приносит выдача наличных денег - 23,27%, а также ежемесячные платежи по счету - 8,63%.

Эффективность работы службы РКО также можно проанализировать с помощью показателя доходности на счет юридического лица. Для этого необходимо величину комиссии, полученной от РКО разделить на количество счетов. В настоящее время в ОСБ№8627 открыто 2453 счета юридических лиц. Таким образом, доходность на счет в январе 2010 года составляет: 741827/2453=343,2 руб. В феврале 2010 г. составляет: 878867 / 2453 = 358,3 руб. Данный расчет подтверждает динамику роста доходности от РКО юридических лиц.

2.3.Анализ клиентской базы банка

Укрепление клиентской базы - непременное условие сохранения банком рыночных позиций. Существенное значение для сохранения клиентов банка имеет постоянное повышение качества обслуживания.

Первым шагом на пути повышения качества обслуживания клиентов является их дифференциация. В Мурманском ОСБ №8627, руководство службы РКО разделяет корпоративных клиентов на группы, в зависимости от величины остатков средств на счетах, оборотов по счету, а так же от объема использования расчетно-кассовых услуг банка. В соответствии с этим, выделяют 3 категории клиентов:

1) элитные  клиенты (крупные предприятия),

2) перспективные  клиенты (средние предприятия с  большим потенциалом),

3) все  остальные юридические лица.

Наибольшую ценность для банка представляет категория элитных клиентов. В эту группу входят крупные предприятия, обладающие значительными финансовыми возможностями. Поэтому на счетах элитных клиентов сосредоточены наибольшие остатки средств, проводятся крупные платежи по счетам. Кроме того, данная категория клиентов использует широкий ассортимент расчетно-кассовых услуг. Банку очень выгодно сотрудничать с такого рода клиентами. Немаловажной категорией являются и средние, активно работающие предприятия. Это своеобразный резерв банка, из которого в последствии будет пополняться группа элитных клиентов. Последняя категория клиентов (индивидуальные предприниматели, мелкие предприятия) также важна для банка, так как малый бизнес составляет основу экономики г. Мурманска.

По организационно - правовой форме клиентами Сбербанка являются предприятия различных форм собственности и отраслей народного хозяйства, индивидуальные предприниматели, финансовые учреждения. Всего в регионе зарегистрировано 3263 юридического лица, 16052 предпринимателей без образования юридического лица. В Мурманском ОСБ№8627 обслуживается 1584 предприятий и организаций, что составляет 51,4% общего числа зарегистрированных в регионе юридических лиц и 2% общего числа предпринимателей. С каждым клиентом Сбербанк стремится к установлению долгосрочных партнерских отношений.

Структурный анализ клиентуры представлен в таблице ( Таблица2.3).

Организационно - правовая форма собственности клиентов

Структура, в %

Отклонение в %

На 01.01.2009г.

На 01.01.2010г.

   

Коммерческие организации

65

68

+3

Не коммерческие организации

10

10

0

Индивидуальные предприниматели

23

20

-3

Финансовые организации

0,5

0,5

0

Бюджетные организации

1,5

1,5

0

Всего

100

100

0


Таблица 2.3. Структура корпоративных клиентов Мурманского ОСБ№8627

Из данных таблицы (Таблица2.3.) следует, что наибольший удельный вес в структуре клиентов банка занимают коммерческие организации. В 2009 году их величина составляет 68%, что на 3% больше, чем в 2008 году. Второе место в структуре занимают индивидуальные предприниматели, 23% в 2008 году и 20% в 2009 году. Далее следуют не коммерческие организации, финансовые и бюджетные организации. Их структура на 01.01.2010 г. не изменилась в сравнении с 01.01.2009 г.

2.4. Анализ безналичных платежей

Для осуществления расчетных операций Сбербанк обладает существенным конкурентным преимуществом. Масштабная филиальная сеть, интегрированная в единую расчетную систему, позволяет осуществлять платежи практически в любую точку России.

Развитие собственной расчетной системы, обеспечивающей межрегиональные расчеты в режиме реального времени, является основой расширения обслуживания безналичных финансовых потоков корпоративных клиентов.

Темпы роста безналичных перечислений проанализированы на основе статистических данных ОСБ №8627 и отражены в таблице (Таблица2.4)

Наименование Отделения

Безналичные перечисления в 2008 г. (тыс. руб.)

Безналичные перечисления в 2009 г. (тыс. руб.)

Темп роста %

Мурманское ОСБ 8627

355305

518385

145,9


Таблица 2.4. Темпы роста безналичных перечислений по отделению за 2008 – 2009 г.г.

На основе данных таблицы 2.4., можно сделать вывод, что в течение 2009 г. Мурманским ОСБ №8627 произведено более 500 млн. безналичных платежей в рублях и иностранной валюте. Это на 45,9% больше, чем в 2008 году.

Для обслуживания клиентов, ориентированных на внешний рынок, банк имеет широкую сеть корреспондентских отношений в зарубежных странах.

Для осуществления безналичных операций юридические лица используют различные формы безналичных расчетов:

1) платёжными  поручениями;

2) чеками;

3) аккредитивами;

4) расчёты  по инкассо (платёжные требования, требования-поручения, инкассовые поручения), а также расчёты в иных формах, предусмотренных законом.

Структура форм безналичных расчетов, применяемых клиентами Мурманского ОСБ №8627, отражены в таблице ( Таблица 2.5.). Предприятия могут выбирать любую из установленных форм расчётов, исходя из собственных интересов. Банк не вправе препятствовать осуществлению расчётов по формам, предусмотренным в договоре контрагентов. Платежи производятся только при наличии на счетах плательщиков собственных средств, если иное не оговорено между банком и владельцем счёта. Помарки и подчистки в расчётных документах не допускаются.

Расчёты между предприятиями и организациями осуществляются, как правило, в безналичном порядке, в установленных формах, путём перечисления средств со счёта плательщика на счёт получателя в банке.

Наиболее распространённой формой расчётов являются расчёты платёжными поручениями (Приложение 1).

Клиент самостоятельно заполняет платёжные поручения и представляет в банк операционисту, ведущему его расчётный счёт.

Информация о работе Система безналичных расчетов в Российской Федерации