Система безналичных расчетов в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 18:50, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование особенностей организации различных форм безналичных расчетов в Российской Федерации, а так же исследование структуры, особенностей и перспектив развития безналичного денежного оборота в Российской Федерации.
- изучить историю возникновения безналичных расчетов;
- исследовать сущность и особенности безналичных расчетов;
- изучить принципы организации безналичных расчетов;
- проанализировать основные формы безналичных расчетов в Российской Федерации
- исследовать особенности нормативно-правового регулирования безналичных расчетов;
- исследовать особенности организации безналичных расчетов в Мурманском ОСБ №8627;
- провести анализ данных по безналичным расчетам в Мурманском ОСБ №8627;
- проанализировать проблемы развития безналичных расчетов и пути их решения;
- исследовать перспективы развития безналичных расчетов;

Файлы: 1 файл

безн.расч.docx

— 92.02 Кб (Скачать файл)

Первый экземпляр платёжного поручения, подписанный лицами, имеющими право распоряжаться счётом и заверенный оттиском печати, используется для списания средств со счёта клиента.

Второй экземпляр платёжного поручения, если:

а) перечисленная сумма подлежит зачислению на счёт в другом банке - предназначается соответствующему учреждению другого банка;

б) счёт получателя ведётся в том же учреждении банка - используется как мемориальный ордер для зачисления на этот счёт;

в) счёт получателя ведётся в другом учреждении банка - то он прилагается к реестру-ордеру (ф.167) или служит основанием для зачисления на счёт, открытый в учреждении (ОПЕРУ). В этом случае на поручении должна быть разрешительная подпись главного бухгалтера.

Третий экземпляр платёжного поручения предназначен получателю платежа при выписке из его лицевого счёта.

Четвёртый экземпляр платёжного поручения, заверенный печатью банка и подписью специалиста банка в приёме поручения, возвращается клиенту.На всех экземплярах платёжного поручения операционист банка проставляет дату и свою подпись, а на первом экземпляре (также на втором, когда поручение служит ордером на зачисление); кроме того, указывает остаток средств по счёту после совершения операции. Сумма поручения записывается в лицевой счёт и операционный дневник.

Формы расчетов

Структура, в %

Темп роста

в %

01.01.2009 г.

01.01.2010 г.

   

Платежные поручения

55

60

5

Аккредитивы

0

   

Чеки

     

Расчеты по инкассо

18,5

19,91

1,41

Векселя

25,7

20,26

-5,44

Корпоративные пластиковые карты

0,78

0,81

0,07

Всего

100

100

 

Таблица 2.5. Структура безналичных форм расчетов Мурманского ОСБ №8627

Из таблицы 2.5. видно, что более половины всех безналичных платежей осуществляется с помощью платежных поручений. Второе место в структуре занимают банковские векселя. Их доля в расчетах составляет более 20%. Хотя к началу 2010 года произошло небольшое снижение расчетов с помощью векселей. Расчеты по инкассо составляют более 18 %. В 2008 – 2009гг. расчеты с помощью аккредитивов не производились. Данная форма расчетов только завоевывает свое место в общей массе расчетов. Чековая форма расчетов в ОСБ №8627 не используется. Доля расчетов с помощью корпоративных пластиковых карт на начало 2010 года увеличилось на 4%.

2.5.Анализ  осуществления безналичных расчетов  с использованием системы Сбербанк-Клиент.

Мурманское ОСБ №8627 предлагает своим клиентам возможность дистанционного управления счетом в Банке через интернет и телефон. Системы дистанционного обслуживания позволяют без необходимости посещения офиса Банка в любое удобное для вас время получать текущую информацию о состоянии счета, а также совершать банковские операции по счету. Использование Банком современных технологий позволяет максимально защитить клиента от несанкционированного доступа к счету или потери информации.

Автоматизированные системы дистанционного обслуживания обеспечивают конфиденциальность и надежную защиту информации, передаваемой в ходе электронных расчетов корпоративных клиентов.

Отдельного упоминания требует система Клиент – Сбербанк. Автоматизированная система “Клиент-Сбербанк” предназначена для обмена информацией в электронном виде между банком и его клиентами. Применение АС "Клиент-Сбербанк" обеспечивает клиенту:

- Оперативное  получение информации о состоянии  и движении денежных средств  по счету в банке в любой  момент времени.

- Получение  промежуточных выписок по счету.

- Осуществление  операций по счетам не выходя  из офиса, что экономит время  и снижает накладные расходы  предприятия, связанные с оплатой  курьерских и транспортных расходов.

- Возможность  управления счетом из других  регионов.

- Возможность  быстрой корректировки платежного  поручения в случае необходимости.

- Увеличение  скорости прохождения платежей  от формирования платежного документа  до зачисления средств на счета  организаций-получателей средств.

- Возможность  работы клиентов с банком 24 часа  в сутки.

- Обработка  платежей, поступивших от клиента, осуществляется в пределах операционного  времени банка для приема платежей, согласно заключенному между  банком и клиентом Договору.

- Возможность  получения выписки по счету  за определенный период, поскольку  в банке ведется архив полученных  электронных документов.

- Осуществление  передачи любой информации, касающейся  различных сфер деятельности  банка и клиента. Ведение переписки.

- Возможность  экспорта-импорта документов из  АС “Клиент-Сбербанк” в другие  бухгалтерские программы.

- Применяемая  банком система защиты информации  обеспечивает шифрование, контроль  целостности документа, защиту от  несанкционированного доступа к  счету, а также подтверждение  авторства и подлинности электронных  документов.

По автоматизированной системе “Клиент-Сбербанк” принимаются к исполнению следующие виды платежных документов:

а) в валюте РФ:

рублевые платежные поручения;

платежные требования;

заявления об отказе от акцепта;

б) в иностранной валюте:

валютные платежные поручения;

поручения на продажу валюты;

поручения на покупку валюты;

поручения на обязательную продажу валюты на ММВБ.

Валютные операции осуществляются в различных видах валют.

Предоставляется возможность работы по ссудным счетам клиентов, в том числе с использованием овердрафтного кредитования.·Дополнительно обновляются и поддерживаются справочники:

1. Справочник  курсов валют - содержит официальные  курсы валют ЦБ РФ, учетные  цены ЦБ по драгоценным металлам.

2. Справочник  БИК банков - содержит информацию  о наименованиях банков, их адресе, корреспондентском счете, коде участника  системы расчетов Сбербанка России, участника электронных расчетов  в системе ЦБ РФ.

В Мурманском ОСБ №8627 система Клиент – Сбербанк появилась в 1996г и в настоящий момент активно используется и развивается. Данные по работе с использованием системы Клиент – Сбербанк представлены в таблице 2.6.

Показатели

На 01.01.2009

На 01.01.2010

план

факт

план

факт

 

кол-во договоров

91

79

91

112

кол-во Дт платежей за месяц шт.

11337

16448

   

кол-во Дт платежей через Б-К шт.

3191

5553

   

% Дт платежей, обработанных через  Б-К.

35%

28%

39%

33,8%


Таблица 2.6. Показатели работы по системе Сбербанк-Клиент

Из таблицы видно, что фактическое количество договоров на январь 2009г. было меньше планового показателя: 79 против 91. На январь 2010г. ситуация заметно меняется: фактическое количество договоров превышает плановое – 112 против 91. Увеличивается в целом и количество дебетовых платежей: 16448 в 2009г. против 11337 в 2008г. Вместе с тем увеличивается и количество дебетовых платежей через систему Клиент-Сбербанк: 5553 в 2009г и 3191 в 2008г., хотя в процентном отношении и в 2009г. показатели не дотягивают до плановых. Фактические показатели зависят не только от качества рекламы и степени информированности, но и от тарифной политики.

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В ОСБ №8627 НА ФОНЕ РОССИИ.

В литературе высказана позиция, что безналичные расчеты – это не движение денежных средств, а движение денежных обязательств. При этом объем требований клиента к банку отражается на его расчетном (текущем) счете. На корреспондентских счетах банков отражаются уже суммы требований к банкам-корреспондентам. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяет необходимость установления единообразия посредством регулирования. Это требует выработки единой концепции стандартизации и сертификации банковской деятельности. В рамках этой концепции, как свидетельствует международная и отечественная практика, имеется пять достаточно автономных направлений.

Первое – банковские информационные технологии. Центральный банк РФ, Комитет при президенте РФ по политике информатизации и Госстандарт РФ подготовили соглашение о разработке системы стандартизации информационных технологий в банковском деле.

К началу 2001г. разработаны фрагменты стандартизированного профиля, регламентирующие функциональные части банковских автоматизированных систем, интерфейсы пользователей, средства и методы проектирования, программные средства, форматы электронных банковских сообщений.

Второе направление – комплексная система защиты банковской деятельности. Нормативная база в области применения методов и средств защиты пока недостаточная.

Третье направление – методологическое обеспечение банковских операций. Для проведения работ в этом направлении Госстандартом РФ создан специализированный Технический комитет.

Четвертое направление стандартизации банковской деятельности касается правил проведения банковских операций, расчетов, бухгалтерского учета и отчетности, карточек финансовых операций и соответствующих носителей информации. Совместно с Центральным банком РФ проводится унификация банковских документов на основе формирования в общероссийском классификаторе управленческой документации класса «Унифицированная система банковской документации». Банком России введен с 1998г. двадцатиразрядный План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Российской Федерации, приближенных к международным стандартам.

Пятое направление – банковские услуги. Госстандарт России совместно с Банком России разработал и принял в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг подраздел «Финансовое посредничество, кроме страхования и пенсионного обеспечения», который в начале 2001г. включал 134 услуги банков, из них 127 – коммерческих банков, 7 – Банка России1.

В начале 2008 года в Мурманском ОСБ №8627 было проведено анкетирование клиентов по вопросам обслуживания. Анкетирование представляло собой экспресс - опрос, в ходе которого было охвачено 2% клиентуры ОСБ №8627. Главные задачи опроса:

- Выявление  действительной картины состояния  РКО и отношения клиентов к  банку;

- Совершенствование  работы банка в интересах клиента;

- Повышение  качества обслуживания;

- Внедрение  в практику работы Сбербанка  и его филиалов современных, пользующихся  спросом банковских продуктов  и услуг

В стремлении увеличения доли комиссионных доходов по операциям с юридическими лицами планируются мероприятия:

По стандартизации и унификации предлагаемых продуктов, включая комплекс организационных, информационных финансовых и юридических процедур;

По внедрению новых услуг и совершенствованию существующих;

По увеличению объемов продаж банковских продуктов;

По усилению позиций банка на рынке услуг, предоставляемых предприятиям и организациям, участникам внешнеэкономической деятельности.

по развитию современных высокотехнологических услуг, в том числе по системе «Сбербанк - Клиент»

Около 80% респондентов невысоко оценивают уровень своей информированности о продуктах и услугах, предлагаемых Сбербанком.

Более 90% респондентов считают, что служащие Сбербанка о потребностях юридических лиц отчасти осведомлены, отчасти нет. Поэтому, сотрудникам банка необходимо более интенсивно выявлять потребности клиентов в процессе их обслуживания, а так же при встрече с руководителями предприятий.

Интересно распределились ответы об отношении к Сбербанку и к другим банкам города. Около 90% всех опрошенных не пользуются услугами других банков. Около 10% пользуются услугами других банков города постоянно или время от времени. Основными причинами, по которым клиенты прибегают к услугам других банков являются: неудобный режим работы банка - 93% опрошенных клиентов, невыгодная процентная политика - 7% респондентов. В целом, доверие к Сбербанку у 85% респондентов занимает четвертый уровень по пятибалльной шкале, 10% -пятый уровень, 5% - третий уровень. Уровень доверия к другим банкам города не высок. Лишь 15% опрошенных предприятий доверяют другим банкам. Таковы результаты проведенного анкетирования корпоративных клиентов.

Информация о работе Система безналичных расчетов в Российской Федерации