Система диркт-костинг как элемент управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной курсовой работы – рассмотреть систему директ-костинг как элемент управленческого учета, а так же ознакомиться с применением системы директ-костинг. В соответствии с настоящей целью в работе предлагалось решить следующие задачи:
1. Ознакомиться с историей возникновения системы директ-костинг, раскрыть роль и значение затрат в системе директ-костинг, а так же преимущества и недостатки системы директ-костинг.
2. Рассмотреть калькулирование себестоимости в отечественном учете по системе директ-костинг и целесообразность её применения.

Файлы: 1 файл

курсовая (управленчески).docx

— 206.64 Кб (Скачать файл)

 

          Ц умножить R= Зпост плюс Зпер умножить R ;                                               (2)

 

          R= (Ц минус Зпер.ед.) минус Зпост. ;                                                                   (3)

 

          R= Зпост делить (Ц минус Зпер.ед) = Зпост делить МД,                                    (4)

 

где Ц – выручка от продажи продукции на единицу изделия;

      Зпост – затраты постоянные;

      Зпер.ед – затраты переменные на единицу продукции;

      Ц – продажная цена;

      R – объем производства или продаж;

      МД –  маржинальный доход на единицу изделия.

В точке критического объема производства величина маржинального  дохода равна сумме постоянных затрат.[3].

Сущность концепции безубыточности – определение объема производства, после которого производство каждой дополнительной единицы продукции  пойдет на формирование прибыли.

Критическая точка – это  точка, с которой предприятие  начинает зарабатывать прибыль.

Величина прибыли определяется как разница между выручкой и  совокупными затратами:

 

          П= Ц умножить Vпродаж минус Зпер.ед умножить Vпродаж минус Зпост ,             (5)

 

где П – прибыль;

      Ц – цена за единицу;

      Vпродаж – объем продаж;

      Зпост – затраты постоянные;

      Зпер.ед – затраты переменные за единицу.

Критическая продажная цен определяется при заданных уровнях объема продаж, на уровне которых прекращается покрытие полных затрат:

 

          В= Зпост плюс Зпер ;                                                                                           (6)

 

          Ц*R= Зпост плюс Зпер умножить R ;                                                                 (7)

 

          Ц= Зпост делить R плюс Зпер.ед,                                                                        (8)

 

где  Ц – выручка от продажи продукции на единицу изделия;

       Зпост – затраты постоянные;

       Зпер.ед – затраты переменные на единицу продукции;

       Ц – продажная цена;

       R – объем производства или продаж.

Величину критической  выручки можно получить, умножив  обе части уравнения критической точки объема производства на цену:

 

          R умножить Ц = Зпост умножить Ц делить (Ц минус Зпер.ед);                       (9)

 

          R умножить Ц = Зпост умножить Ц делить Ц (1 минус (Зпер.ед делить Ц)) ; (10)

 

          В = Зпост делить (1 минус (Зпер.ед делить Ц)).

 

Если предприятие ставит задачу получить прибыль определенного  размера, то используется следующая  формула:

 

          В = (Зпост плюс П) делить (МД в % к В);                                                     (11)

 

Минимальный маржинальный доход можно найти по формуле:

 

          МД делить В = Зпост делить Вплан ;                                                               (12)

 

Минимальную цену на единицу  продукции при заданном соотношении маржинального дохода и цены можно рассчитать по формуле:

 

          Ц = Зпер.ед делить (1 минус  (МД делить Ц));                                              (13)

 

Критический уровень постоянных расходов, при котором сумма постоянных и переменных расходов равна выручке:

 

          Зпост = В минус Зпер.ед = R умножить Ц минус R умножить Зпер.ед = R (Ц минус Зпер.ед) ;                                                                                                           (14)

 

          Зпост = R умножить МД;                                                                                (15)

 

Для определения критической  величины объема продаж при условии снижения цены на изделие и сохранении величины маржинального дохода нужно воспользоваться соотношением: [3].

         МД0 умножить R0 = МД1 умножить R1 = МД0 умножить R0 делить МД1; (16)

Рассмотрим пример:

Смета затрат предприятия:

Таблица 5 – Смета затрат предприятия

Переменные затраты на единицу

Суммарные постоянные расходы

Материальные затраты

2 300

Общепроизводственные затраты

195 000

Трудовые затраты

800

Затраты на рекламу

55 000

Общепроизводственные затраты

600

Административные затраты

68 000

Затраты на продажу

500

   

Итого

4200

Итого

318 000


 

Цена за единицу изделия 9 500 у.е.

Продано 65  штук.

Рассчитаем критическую  точку за год:

К= Зпост делить Ц минус Зпер ед = 318 000 делить 9 500 минус 4 200 = 60 штук

Предприятие продало 65 штук изделия, следовательно получена прибыль.

Рассчитаем величину полученной прибыли:

П = Ц умножить Vпродаж минус Зпер.ед умножить Vпродаж минус Зпост = 9 500 умножить 65 минус 4 200 умножить 65 минус 318 000 = 26 400.

Рассчитаем количество продукции, которое предприятие должно реализовать, чтобы получить прибыль величиной  в 95 400 у.е.

П = Ц умножить Vпродаж минус Зпер.ед умножить Vпродаж минус Зпост

95 400 = 9 500 умножить x минус 4 200 умножить x минус 318 000

Х = 78 штук.

Следовательно, предприятие  должно реализовать 78 штук для того, чтобы получить прибыль равную 95 400 у.е.

Рассчитаем величину прибыли, если предприятие увеличит величину продаж на 20%, а цену за единицу изделия  снизит на 500 у.е.

П = Ц умножить Vпродаж минус Зпер.ед умножить Vпродаж минус Зпост.

П = 9 000 умножить 78 минус 4 200 минус 318 000

П = 56 400 у.е.

Рассчитаем критическую  точку, если затраты на рекламу увеличатся до 47 700 у.е.

К = Зпост деить Ц минус Зпер ед = 318 000 плюс 47 700 делить 9 500 минус 4 200= = 69 штук.

Если переменные затраты  уменьшатся на 10 %, определим количество продукции для получения прибыли  величиной 125 000 у.е.

П = Ц умножить Vпродаж минус Зпер.ед умножить Vпродаж минус Зпост.

125 000 = 9 500 умножить х минус 4 200 умножить х

Х = 78 штук.

Следовательно, при уменьшении переменных затрат на 10%, предприятию  необходимо продавать 78 штук изделия, чтобы получить прибыль равную 125 000.

Таким образом, применение системы  директ - костинг на отечественных предприятиях создает предпосылки для выбора наиболее прибыльного вида деятельности, создает возможность акцентировать внимание руководства на изменении маржинального дохода (суммы покрытия) как по предприятию в целом, так и по различным изделиям; выявить изделия с большей рентабельностью, чтобы перейти в основном на их выпуск. Информация, получаемая в системе "директ-костинг", позволяет проводить эффективную политику цен, указывая наиболее выгодные комбинации цены и объема.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Система директ-костинг представляет собой систему управленческого  учета, основанную на классификации затрат на постоянные (периодические) и переменные (приходящиеся на единицу готового продукта), включающую учет и анализ затрат по их видам, местам возникновения и носителям, а также учет финансовых результатов деятельности и принятие оперативных управленческих решений. При этом затраты подразделяются на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства.

 Одним из ключевых  показателей системы директ-костинг  является маржинальный доход, представляющий собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами. Величина маржинального дохода, определенная для конкретного вида продукции, показывает "вклад" данного товара в покрытие постоянных затрат и тем самым - в общую сумму прибыли предприятия. Важнейшей особенностью системы директ-костинг является то, что себестоимость продукции (работ, услуг) учитывается и планируется только в части переменных затрат. При этом постоянные расходы собирают на отдельном счете (или счетах) и с заданной периодичностью (например, один раз в месяц) списывают непосредственно на счет финансовых результатов. Другими словами, постоянные расходы не включаются в себестоимость продукции, а как расходы периода относятся на уменьшение прибыли от реализации в том периоде, в котором они были произведены. В то же время отдельный учет постоянных затрат дает возможность менеджерам осуществлять более оперативный их контроль и регулирование.

 В качестве постоянных расходов выступают часть общепроизводственных расходов и все общехозяйственные расходы, которые только содействуют изготовлению продукции, непосредственно не участвуя в ее производстве. Это затраты, связанные с процессом обслуживания и управления и зависящие в большей мере от длительности отчетного периода. В системе директ-костинг по переменным затратам оцениваются и остатки готовой продукции на складе, и незавершенное производство на конец периода. При этом ограничение себестоимости лишь переменными расходами позволяет упростить планирование, учет и контроль за счет резкого уменьшения числа калькуляционных статей затрат: себестоимость становится "более обозримой", а отдельные затраты - лучше контролируемыми. Деление расходов на постоянные и переменные позволяет получить информацию о расходах, необходимую для принятия большого числа управленческих решений. В первую очередь это касается решений в части оценки затрат при различной производительности.

С помощью директ-костинга обосновываются важные управленческие решения, в том числе по оптимизации  производственной программы, о целесообразности принятия к исполнению дополнительного  заказа, о приобретении или замене оборудования, производстве полуфабрикатов или заказе их на стороне, выпуске  побочной продукции, по вопросам ценовой  политики и др.

Система директ-костинг позволяет  определять формы зависимости затрат от объемов производства; получать информацию о прибыльности или убыточности  хозяйственной деятельности в зависимости  от объема производства и продаж; рассчитывать критическую точку объема продаж; оптимизировать товарный ассортимент; прогнозировать поведение затрат в  зависимости от различных факторов; принимать управленческие решения  в условиях ограниченности какого-либо ресурса; проводить эффективную  ценовую политику; решать тактические задачи управления предприятием. На основе анализа переменных и постоянных издержек разрабатываются гибкие программы-сметы. Они, хотя и ориентируются на исходную ожидаемую величину выручки, позволяют учесть возможные отклонения объема продаж и выручки от реализации и влияние этих отклонений на конечную величину прибыли. В результате менеджер может рассчитать тот объем продаж, при котором достигается безубыточность организации, а затем оценить прибыльность при различных уровнях деловой активности.

Одним из важных преимуществ  использования в учете системы  директ-костинг является возможность изучения взаимосвязей и взаимозависимостей между объемом производства, затратами и прибылью. Ее применение позволяет управленческому аппарату заострить внимание на изменении маржинального дохода как по организации в целом, так и по отдельным видам продукции, таким образом делая возможным оценку прибыльности производства и продаж различных продуктов вне зависимости от общего спада или подъема объемов реализации, связанных с сезонностью продаж или другими факторами.

С другой стороны, выявляя  продукцию с большей рентабельностью, организация оптимизирует свой ассортимент. Благодаря использованию директ-костинга значительно расширяются аналитические  и контрольные возможности учета: анализируя поведение переменных и  постоянных затрат в зависимости  от изменения объемов продаж, можно  гибко и оперативно принимать  решения по управлению, особенно касающиеся выбора между альтернативными вариантами действий. Раздельное отражение в  учете позволяет более четко  отслеживать и контролировать как  переменные, так и постоянные производственные издержки в разрезе подразделений  организации, товарных групп и сегментов  рынка.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Адамов Н. А., Адамова Г. А. Управленческий учет. М. : Финансы и статистика, 2008 г.
  2. Бакаев А.С., Безруких П.С., Врублевский Н.Д. и др. Бухгалтерский учет: Учебник. - М.: Бухгалтерский учет, 2004.
  3. Вахрушева О.Б. : Бухгалтерский учет: учебное пособие. Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2009.
  4. Вахрушина М. А. Бухгалтерский управленческий учет. М. : Омега-Л, 2007 г.
  5. Васин Ф.П. Управленческий учет: учебное пособие. - М., 2007.
  6. Гущина И.Э., Балакирева Н.М. Управленческий учет: основы теории и практики: Учебное пособие. - М.: 2004.
  7. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет. М.:   Магистр,   2008 г.
  8. Каверина О.Д. Управленческий учет. - М.: Финансы, 2004.
  9. Каморджанова Н.А., Карташова И.В. «Бухгалтерский финансовый учет». М.: «Питер». 2005
  10. Карпова Т.П. Управленческий учет: учебник для вузов. - М.: Инфра-М, 2004.
  11. Керимов В.Э. Управленческий учет. - М.: Маркетинг, 2006.
  12. Кондраков Н. П. Бухгалтерский управленческий учет. М. ;ИНФРА-М, 2005 г.
  13. Козлова Е.П. , Парашутин Н.В. Бухгалтерский учет в промышленности. - М.: Финансы и статистика, 2004.
  14. Кондратова И.Г. Основы управленческого учета.: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002.
  15. Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Цели и задачи управленческого учета // Бухгалтерский учет. 2005.
  16. Мишин Ю.А. Управленческий учет: Управление затратами и результатами производственной деятельности. - М.: Дело и сервис, 2005.
  17. Николаева С.А. «Принципы формирования и калькулирования себестоимости продукции». М.: «Аналитика-Пресс», 2002.
  18. Пошерстник Е.Б., Пошерстник Н.В. Состав и учет затрат в современных условиях. - М.: Герда, 2005.
  19. Платонова Н. Формирование себестоимости в системах учета затрат // Финансовая газета. - 2005.
  20. Рассказова-Николаева С. А., Директ-костинг. Правдивая себестоимость. Издательство: "Книжный мир" 2009.
  21. Рыбакова О. В. Бухгалтерский управленческий учет и управленческое планирование. М. : Финансы и статистика, 2005 г.
  22. Широбоков В.Г. Проблемы становления и развития управленческого учета в России / Бухгалтерский учет. - 2007. - № 1.

Информация о работе Система диркт-костинг как элемент управленческого учета