Система кредитования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 19:19, дипломная работа

Описание работы

Современная система кредитования существует при строгом соблюдении принципов кредитования, которые представляют собой требования к организации не только кредитного процесса, но и к самой системе кредитования в целом. К принципам кредитования относятся:
а) возвратность и срочность кредитования;
б) дифференцированность кредитования;
в) обеспеченность кредита;
г) платность банковских ссуд.

Файлы: 1 файл

Система кредитования.doc

— 482.00 Кб (Скачать файл)

  

     Причиной не возврата ссудной задолженности физическими лицами являются несвоевременная выплата заработной платы, резкое снижение доходов, экономическая и социальная ситуация в регионе.

  Для покрытия непогашенной клиентами ссудной задолженности по основному долгу используется резерв на возможные потери по ссудам (РВПС), который формируется за счет отчислений относимых на расходы банка. За счет резерва производится списание потерь по нереальным для взыскания ссудам банка. РВПС, необходимость формирования которого обусловлена кредитными рисками в деятельности банка.

    Указанный резерв обеспечивает создание банку более стабильных условий финансовой деятельности и позволяет избегать колебаний прибыли банка в связи со списанием потерь по ссудам.

                                                                                        

Таблица 2.16.

Анализ ссуд Магдагачинского отделения по группам риска на 01.04.2000 г.

 

Группы риска

Количество договоров

В % к итогу количества кредитных договоров

I

95

76,6

II

1

0,8

III

--

--

IV

28

22,6

Итого :

134

100


 

       На основании инструкции 62-а классифицируем ссудную задолженность по каждому ссудозаемщику индивидуально по группам риска. Группы риска определяем в соответствии с финансовым состоянием заемщика, от его возможности уплатить основной долг и проценты, а также от качества обеспечения.

     До августа 1999 года в отделении кредиты выдавались в основном под поручительство, и если хватало обеспечения со стороны поручителей, то присваивали заемщику 1 группу риска, но с августа 1999 года положение изменилось, то есть было свыше запрещено выдавать кредиты, если  в качестве единственного обеспечения было поручительство. А если же кредиты и выдавались под поручительство, то такой кредит сразу же относили к 4 группе риска. 

      Если проанализировать кредитный портфель отделения по присваиваемым группам риска заемщикам, то наибольший удельный вес занимают ссуды, которые отнесены к 1 группе риска – это 95 кредитных договоров или 76,6 % от общего количества договоров;

ко 2 группе риска относится 1 кредитный договор, его удельный вес в сумме всех кредитных договоров составляет 0,8 %;

не малый удельный вес, а именно 22,6 % (28 договоров) занимают кредиты, отнесенные к  4 группе риска. Если проследить за три года изменение качества кредитного портфеля, то можно сделать вывод, что с каждым месяцем оно улучшается. 

 

3. Направления совершенствования кредитной работы

3.1. Работа с проблемными кредитами и пути улучшения методов кредитного обслуживания населения

       Как известно, в современном мире кредит широко опосредует экономические потребности предприятий, государства и населения. Без него не обходится ни  производство, ни обращение общественного продукта. С помощью кредита совершаются  переливы материальных и денежных ресурсов, переливы оборотного и основного капитала, создание новой стоимости.

   В настоящий момент банковская система переживает период, когда существует много проблем. В связи с трудностями, происходящими в банковской системе очень много проблем, возникает, и при организации процесса кредитования. Отсутствие четкой организации кредитования наряду с другими факторами оказало существенное негативное влияние на масштабы разрушений банковского сектора современной экономики.

    К основным проблемам необходимо, прежде всего, отнести:

- организационно - технические трудности кредитных операций, включая объективные правила, регулирующие отношения между участниками кредитного процесса;

- нестабильность и несовершенство банковского законодательства;

- слабая методологическая основа организации кредитного процесса;

невосприимчивость по отношению к новой банковской системе со стороны клиентов.

    В механизме функционирования кредитной системы государства большая роль принадлежит коммерческим банкам. Они являются многофункциональными организациями, действующими в различных секторах рынка ссудного капитала. Банки аккумулируют основную долю кредитных ресурсов и предоставляют своим клиентам полный комплекс финансовых услуг, включая кредитование, прием депозитов, расчетное обслуживание, покупку-продажу и хранение ценных бумаг, иностранной валюты и др. Исторически пассивные операции играли главную роль по отношению к активам, так как для осуществления активных операций необходимым условием является достаточность ресурсов. Размещение ресурсов банка с целью получения дохода и обеспечения ликвидности определяет содержание его активных операций.

        Анализ действующей системы кредитования коммерческими банками населения свидетельствует о необходимости дальнейшего развития активных операций коммерческих банков. Проблема разработки и введения новых видов кредитных операций касается всех видов кредитных услуг, оказываемых кредитными учреждениями населению. Совершенствование методов работы по обслуживанию населения будут способствовать дальнейшему развитию системы кредитования. Активные операции коммерческий банк осуществляет при размещении имеющихся в его распоряжении ресурсов. Эти ресурсы представляют собой денежные средства, находящиеся в обороте банка. К ним относятся: вклады населения; средства на текущих и расчетных счетах предприятий, организаций, учреждений; собственные средства банка и др. Размещение указаных ресурсов идет прежде всего в кредитование.  

    Очень важной особенностью по улучшению методов кредитного обслуживания является то, чтобы каждый коммерческий банк для то, чтобы не потерять своих старых клиентов и привлечению новых должен ориентироваться только на потребности своей клиентуры того или иного региона не только в кредитах, но и во вложении средств клиентами во вклады, разрабатывать какие то новые подходы по обслуживанию клиентов.

   Банк, будучи порождением потребности хозяйства, находясь в центре экономической жизни, призван содействовать интересам своих клиентов. Не случайно, поэтому в последние годы все более утвердилась идеология как партнера. Партнерские отношения обладают определенными свойствами. Им присущи: добровольность, взаимозаинтересованность, коммерческий характер. Каждый клиент вне зависимости от территориального расположения сам определяет, услугами какого банка ему следует воспользоваться. Здесь нет ни какой прописки, принудительного закрепления за банком. В равной степени это относится и к банку, который выбирает себе клиента. Этот выбор может иметь кратковременный или долговременный характер, многое зависит от взаимной заинтересованности воспользоваться разовой услугой того или иного банка или иметь отношения на постоянной основе. «Влечение» партнеров друг к другу  основано на коммерческой основе. Клиент готов заплатить за кредит, расчетные операции или другие услуги, которые представляют для него выгоду. Банк готов продать свой продукт, получив при этом соответствующее вознаграждение. Банк работает при этом на клиента, содействует непрерывности, высокому качеству, конкурентоспособности его производства, получению дохода, достаточного для воспроизводства.

   В системе банковского законодательства, например, существуют законы всеобщего действия, которые необходимы не только самим банкам, но и его клиентам. Банковские законы определяют правила игры в денежной сфере. Поэтому, насколько совершенны и полны эти законы, зависят и экономические результаты деятельности юридических и физических лиц. Здесь надо учесть ряд обстоятельств. Прежде всего, то, что отношения банка с клиентами носят прямой характер, происходят без посредников, они касаются весьма острой материи – денег, кредита, расчетов в наличной и безналичной формах. Нельзя также забывать, что помимо собственно банковских законов, в структуре банковского законодательства присутствуют различного рода инструкции, положения, распоряжения и разъяснения центрального банка, которые клиент также должен их знать и ими руководствоваться. Клиенту необходимо быть уверенным в том, что то или иное требование коммерческого банка является не его выдумкой, а имеет определенное юридическое основание.

   Однако при наличии многих проблем при улучшении кредитного обслуживания клиентов банки преодолевают некий рубеж в своем развитии. В любом банке не будет активно развиваться работа по привлечению денежных средств населения, если не будет налажена работа по возврату розданных ресурсов.

  К наиболее распространенным способам защиты банка от риска относятся: установление повышенной платы за кредит, использование гарантий для возврата кредита (залог, гарантии, страхование), организация текущего и последующего контроля за финансовым состоянием заемщика и заложенным имуществом. Но, несмотря на все способы защиты, элементы страхования, которые банки включают в свои программы кредитования, некоторые кредиты неизбежно переходят в разряд проблемных. Обычно это означает, что заемщик не произвел своевременно один или более платежей или что стоимость обеспечения по кредиту значительно снизилась. Несмотря на то, что каждый проблемный кредит имеет свои особенности, всем им присущи определенные общие черты, которые говорят о том, что возникли определенные трудности:

       нерегулярные или просроченные платежи по кредиту;

       низкое качество обеспечения;

       необычно высокая ставка по кредиту.

  Что же должен делать банкир в случае, если кредит становится проблемным? Многие эксперты по разработке планов по возврату кредитов – процессу возмещения средств банка в случае возникновения проблемной ситуации – предлагают следующие основные шаги:

       всегда необходимо помнить о цели разработки подобных планов

       максимизации шансов банка получить полное возмещение своих средств;

       крайне важными являются быстрое выявление и объявление о возникновении любых проблем, связанных с кредитом; обычно задержка только ухудшает ситуацию;

       необходимо отделить ответственность по разработке подобных планов от функции кредитования для того, чтобы избежать возможных столкновений интересов у кредитного инспектора;

       специалисты по разработке планов возврата кредитов должны как можно быстрее обсудить с проблемным заемщиком возможные варианты решения проблемы, особенно в части сокращения расходов. Данная встреча должна предваряться анализом проблемы и возможных причин ее возникновения, а также выявления особых проблем. После определения степени риска для банка и наличия всех необходимых документов (особенно претензий на залог, предоставленный клиентом) должен быть разработан предварительный план действий.

  В нашем отделении как и во многих других наверное, работа с проблемными заемщиками начинается прежде всего с проведения кредитного комитета на котором его членам раздаются обязанности по работе с тем или иным должником. Затем, если такое возможно проводится беседа с заемщиком по возвращению им взятого кредита. Если это никак не действует на заемщика, то проводятся беседы с поручителями о возможном погашении задолженности. Но работа продолжает идти, в адрес ссудозаемщиков постоянно направляются письменные извещения о задолженности перед отделением, а также рассылаются выписки лицевых счетов. Если же заемщик не возвращает кредит на протяжении длительного времени, то отделение направляет иски на рассмотрение в народный суд.

   Каждый банк для информирования своих клиентов должен иметь накопительную аналитическую базу данных, которая должна доводиться до клиентов. Эта информация необходима и для оперативного управления имеющимся кредитным портфелем. Анализ таких данных должен позволять банку иметь точную информацию о состоянии кредитного портфеля, его соответствии стратегии развития банка с точки зрения ликвидности, доходности, отраслевой ориентации. На основании проводимого анализа банк может принимать решения, в частности, об изменении кредитных вложений по срокам, формам обеспечения и др.

   Все более важным в улучшении кредитного обслуживания клиентов становится методическое обеспечение. Методическое обеспечение нуждается в основательной доработке. Существующее методическое обеспечение  можно было бы дополнить указаниями и рекомендациями регулирующих органов:

       о расчете лимита ресурсов, выделяемых банку для кредитования;

       об анализе и управлении кредитным портфелем коммерческого банка;

Информация о работе Система кредитования