Система налогообложения организаций агропромышленного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Налоговый кодекс Республики Беларусь определяет налог как обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты [26, с. 9].
Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Проблемы правильного понимания его природы обусловлены тем, что налог – понятие не только экономическое, но и правовое, социальное, философское. Налогообложение как элемент экономического строя общества присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.

Файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 111.99 Кб (Скачать файл)

1 Система налогообложения  организаций агропромышленного  комплекса

 

    1. Сущность налогов, их виды и налоговая система Республики Беларусь

 

«Налоги – это цена, которую  мы платим за возможность жить в  цивилизованном обществе».

 

Оливер Уэнделл Холмс - старший

 

Налоговый кодекс Республики Беларусь определяет налог как обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский  и (или) местные бюджеты [26, с. 9].

Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Проблемы правильного понимания его природы  обусловлены тем, что налог –  понятие не только экономическое, но и правовое, социальное, философское. Налогообложение как элемент  экономического строя общества присуще  всем государственным системам как  рыночного, так и нерыночного  типа хозяйствования.

Развитие налогообложения  осуществляется одновременно с развитием  теоретических воззрений на государство, основные цели его функционирования, формы существования и методы управления обществом, и развитие самой  финансовой науки.

Начальные формы налогообложения  следует искать в жертвоприношениях, поскольку последние выполняли  важнейшие функции в организации  общественной жизни. Отсюда требования к определенным жертвам в пользу храма, которые постепенно превратились в «выплату или сбор».

В развитии налогообложения  можно выделить несколько периодов.

Первый этап охватывает собой  древний мир, когда понятия «налог»  еще не существовало. Для данного  периода  характерны неорганизованность и случайный характер процесса налогообложения. Налоги существовали в виде бессистемных платежей, преимущественно в натуральной  форме. По мере укрепления товарно-денежных отношений налоги принимали в  основном денежную форму.

В классическом древнем мире (Рим, Афины, Спарта) государство представляло собой республику, что буквально  переводится как «общественное  дело», дело всех его граждан. Учреждений и ведомств с оплачиваемыми чиновничьими должностями в то время не существовало. Избранные государственные служащие финансировали исполнение своих обязанностей из собственных средств, а в случае необходимости осуществления крупных работ обращались за помощью к согражданам. Поскольку осуществление управления государством не предполагало расходования каких-либо общественных средств, оно и не нуждалось в значительных поступлениях в казну. Налоги, за исключением периодов ведения войн, взимались с побежденных народов и иноземцев и воспринимались как выражение зависимости. Взиманием налогов занимались так называемые мытари.

В средневековом обществе налоги все еще не могут быть отнесены к основным источникам доходов государства: для процесса их взимания характерна высокая степень добровольности и близость к понятию «жертва». Так, например, название наиболее распространенного  в средневековье налога означает в переводе с немецкого «просьба». Во Франции понятие «налог» соответствует понятию «помощь», в Германии – «поддержка», «опора». Отличительной чертой взимавшихся в те времена налогов была самостоятельность оценки налогоплательщиком своих возможностей по внесению необходимой суммы в казну государства. Например, так называемая налоговая клятва, принесения которой требовали от граждан городов и в которой они должны были декларировать свою налоговую задолженность на основе имеющегося у них состояния, была скорее торжественным обещанием, изъявлением доброй воли, нежели заявлением должника о своем имущественном положении.

В конце ХVII в. – начале ХVIII в. наступает второй период развития налогообложения, характеризующийся отнесением налогов к основным источникам доходной части бюджета. Для государства этого периода был характерен сословный уклад. В то время основной его формой была монархия, еще не располагавшая регулярными налоговыми поступлениями и покрывавшая расходы на содержание двора, судебных органов и государственной администрации в основном за счет доходов от использовавшихся в финансовом отношении регалий и собственных доменов. Доходы от этих источников не могли быть существенно увеличены в течении непродолжительного времени, а расходы государства росли более высокими темпами, чем доходы, поэтому получил распространение принцип, в соответствии с которым при возникновении чрезвычайных потребностей властители обращались к целевым налоговым поступлениям.

Третий период развития налогообложения  начинается в ХIХ в. и характеризуется уменьшением числа налогов и усилением роли государства при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения. Вместе с тем венцом финансовой науки оказались налоговые реформы, проведенные после Первой мировой войны и полностью обоснованные научными принципами налогообложения. Именно в этот период была заложена конструкция современной налоговой системы.

Современный период развития налогообложения характеризуется  более глубоким теоретическим обоснованием его проблем. В 80-90- е годы промышленные страны с развитой рыночной экономикой провели налоговые реформы, направленные на совершенствование систем прямых и косвенных налогов, стимулирования деловой активности [24, с. 5].

Сущность любой экономической  категории раскрывается посредством  ее функций. Функция налога – это  проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция  показывает, каким образом реализуется  общественное назначение данной экономической  категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения  доходов. Функции налогов представлены на рисунке 1.

 


 





 



 

 


 

 

Рисунок 1 – Функции налогов

Примечание -  Источник: [25, с. 47].

 

Налогам как относительно самостоятельной подсистеме сложной  системы государственных финансов присуща, прежде всего, фискальная функция. Посредством нее формируются и мобилизуются финансовые ресурсы государства для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ.

Регулирующая функция  направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства в сфере национальной экономики и в области международных экономических отношений. Она имеет три составляющие:

  • стимулирующая – направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов, реализующихся через систему льгот и освобождений от налогов. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.;
  • сдерживающая - целенаправленное сдерживание темпов воспроизводства  посредством увеличения ставок налогов или введения дополнительных налогов;
  • воспроизводственная – предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.

Посредством перераспределительной функции обеспечивается решение социальной задачи – перераспределение богатства в обществе, разрешаются производственные и социальные проблемы, производится финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ (научно-технических, экономических и др.).

Главным назначением контрольной функции является своевременное отслеживание государством поступлений в бюджет налоговых платежей, что позволяет сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и, в конечном счете, определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства.

Социальная функция направлена на поддержание социального равновесия путем уменьшения неравенства в реальных доходах отдельных группах населения.

Таким образом, функции налогов  выявляют их социально-экономическую  сущность, выражающуюся в принудительном изъятии определенной части доходов  у предприятий и населения, имеющих  объекты налогообложения.

Значительное место в  теории налогов занимает проблема их классификации, то есть системной группировки  по различным признакам. Классификация  налогов имеет не только научно-познавательный характер, но и практические цели, такие как более обоснованное применение налогов, проведение необходимых аналитических расчетов, составление отчетности с использованием машинной обработки данных. Пользуясь классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому и местным бюджетам, к финансовому состоянию как налогоплательщиков, так и государства. Это облегчает систематизацию учета налогов и налоговых групп.

По характеру взаимоотношений между государством и субъектами налогов, т. е. по способу изъятия, различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги – это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.

Прямые налоги делятся на реальные и личные.

Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относятся также  транспортный налог, налог на имущество.

Личные налоги – это налоги, взимаемые с доходов и имущества налогоплательщиков. В мировой практике налогообложения они представлены следующими видами: подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и др.

Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К ним относятся, например, акцизы, таможенные пошлины.

Одним из классификационных  признаков налогов является их деление на общие и специальные (целевые).

Общие налоги –  налоги, которые обезличиваются и  поступают в единую кассу государств. Они предназначены для общегосударственных мероприятий.

Специальные целевые  налоги – налоги, которые имеют  строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.).

Классификация налогов  может быть осуществлена и в зависимости  от способов налогоизъятия.

Кадастровый способ предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней  доходности объекта обложения (земли, домов), которые используются при  исчислении соответствующего налога. На таких же принципах построен и  используется для исчисления налога на землю земельный кадастр в  Беларуси. В нем представлен систематизированный  свод,  перечень сведений, данных о  земле как средстве производства, о земельных угодьях, участков, указывается  их площадь и место расположения, конфигурация, качество, оценка стоимости.

Второй способ декларационный предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления-декларации о величине объекта обложения,  в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления   оклада налога.

Административный  способ предполагает исчисление и изъятие  налога у источника образования  объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который выплачивает налог. Таким путем взимается подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др.

Применяются  следующие методы уплаты налога:

  • наличный платеж, когда плательщик вносит в казну государства определенную сумму денег в наличной форме;
  • безналичный платеж, когда происходит перечисление через банк со счета клиента на счет бюджета;
  • гербовыми марками, т.е. с помощью покупки плательщиком специальных марок и наклеивания их на официальный документ, после чего документ имеет законную силу.

По классификационному признаку, отражающему полноту прав использования налоговых сумм, различают налоги в качестве закрепленных и регулирующих.

 Закрепленные  налоги представляют собой налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены.

Регулирующие  налоги - налоги, используемые для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год [25, с. 25].

Обобщение классификационных  признаков представлено на рисунке 2.

Информация о работе Система налогообложения организаций агропромышленного комплекса