Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:12, курсовая работа
Налоговый кодекс Республики Беларусь определяет налог как обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты [26, с. 9].
Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Проблемы правильного понимания его природы обусловлены тем, что налог – понятие не только экономическое, но и правовое, социальное, философское. Налогообложение как элемент экономического строя общества присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.
1 Система налогообложения организаций агропромышленного комплекса
«Налоги – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе».
Оливер Уэнделл Холмс - старший
Налоговый кодекс Республики
Беларусь определяет налог как обязательный
индивидуально безвозмездный
Налог – одно из основных
понятий финансовой науки. Проблемы
правильного понимания его
Развитие налогообложения осуществляется одновременно с развитием теоретических воззрений на государство, основные цели его функционирования, формы существования и методы управления обществом, и развитие самой финансовой науки.
Начальные формы налогообложения
следует искать в жертвоприношениях,
поскольку последние выполняли
важнейшие функции в
В развитии налогообложения можно выделить несколько периодов.
Первый этап охватывает собой древний мир, когда понятия «налог» еще не существовало. Для данного периода характерны неорганизованность и случайный характер процесса налогообложения. Налоги существовали в виде бессистемных платежей, преимущественно в натуральной форме. По мере укрепления товарно-денежных отношений налоги принимали в основном денежную форму.
В классическом древнем мире (Рим, Афины, Спарта) государство представляло собой республику, что буквально переводится как «общественное дело», дело всех его граждан. Учреждений и ведомств с оплачиваемыми чиновничьими должностями в то время не существовало. Избранные государственные служащие финансировали исполнение своих обязанностей из собственных средств, а в случае необходимости осуществления крупных работ обращались за помощью к согражданам. Поскольку осуществление управления государством не предполагало расходования каких-либо общественных средств, оно и не нуждалось в значительных поступлениях в казну. Налоги, за исключением периодов ведения войн, взимались с побежденных народов и иноземцев и воспринимались как выражение зависимости. Взиманием налогов занимались так называемые мытари.
В средневековом обществе налоги все еще не могут быть отнесены к основным источникам доходов государства: для процесса их взимания характерна высокая степень добровольности и близость к понятию «жертва». Так, например, название наиболее распространенного в средневековье налога означает в переводе с немецкого «просьба». Во Франции понятие «налог» соответствует понятию «помощь», в Германии – «поддержка», «опора». Отличительной чертой взимавшихся в те времена налогов была самостоятельность оценки налогоплательщиком своих возможностей по внесению необходимой суммы в казну государства. Например, так называемая налоговая клятва, принесения которой требовали от граждан городов и в которой они должны были декларировать свою налоговую задолженность на основе имеющегося у них состояния, была скорее торжественным обещанием, изъявлением доброй воли, нежели заявлением должника о своем имущественном положении.
В конце ХVII в. – начале ХVIII в. наступает второй период развития налогообложения, характеризующийся отнесением налогов к основным источникам доходной части бюджета. Для государства этого периода был характерен сословный уклад. В то время основной его формой была монархия, еще не располагавшая регулярными налоговыми поступлениями и покрывавшая расходы на содержание двора, судебных органов и государственной администрации в основном за счет доходов от использовавшихся в финансовом отношении регалий и собственных доменов. Доходы от этих источников не могли быть существенно увеличены в течении непродолжительного времени, а расходы государства росли более высокими темпами, чем доходы, поэтому получил распространение принцип, в соответствии с которым при возникновении чрезвычайных потребностей властители обращались к целевым налоговым поступлениям.
Третий период развития налогообложения начинается в ХIХ в. и характеризуется уменьшением числа налогов и усилением роли государства при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения. Вместе с тем венцом финансовой науки оказались налоговые реформы, проведенные после Первой мировой войны и полностью обоснованные научными принципами налогообложения. Именно в этот период была заложена конструкция современной налоговой системы.
Современный период развития
налогообложения
Сущность любой экономической
категории раскрывается посредством
ее функций. Функция налога – это
проявление его сущности в действии,
способ выражения его свойств. Функция
показывает, каким образом реализуется
общественное назначение данной экономической
категории как инструмента
Рисунок 1 – Функции налогов
Примечание - Источник: [25, с. 47].
Налогам как относительно
самостоятельной подсистеме сложной
системы государственных
Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства в сфере национальной экономики и в области международных экономических отношений. Она имеет три составляющие:
Посредством перераспределительной функции обеспечивается решение социальной задачи – перераспределение богатства в обществе, разрешаются производственные и социальные проблемы, производится финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ (научно-технических, экономических и др.).
Главным назначением контрольной функции является своевременное отслеживание государством поступлений в бюджет налоговых платежей, что позволяет сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и, в конечном счете, определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства.
Социальная функция направлена на поддержание социального равновесия путем уменьшения неравенства в реальных доходах отдельных группах населения.
Таким образом, функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, выражающуюся в принудительном изъятии определенной части доходов у предприятий и населения, имеющих объекты налогообложения.
Значительное место в теории налогов занимает проблема их классификации, то есть системной группировки по различным признакам. Классификация налогов имеет не только научно-познавательный характер, но и практические цели, такие как более обоснованное применение налогов, проведение необходимых аналитических расчетов, составление отчетности с использованием машинной обработки данных. Пользуясь классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому и местным бюджетам, к финансовому состоянию как налогоплательщиков, так и государства. Это облегчает систематизацию учета налогов и налоговых групп.
По характеру взаимоотношений между государством и субъектами налогов, т. е. по способу изъятия, различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги – это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика.
Прямые налоги делятся на реальные и личные.
Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относятся также транспортный налог, налог на имущество.
Личные налоги – это налоги, взимаемые с доходов и имущества налогоплательщиков. В мировой практике налогообложения они представлены следующими видами: подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и др.
Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. К ним относятся, например, акцизы, таможенные пошлины.
Одним из классификационных признаков налогов является их деление на общие и специальные (целевые).
Общие налоги – налоги, которые обезличиваются и поступают в единую кассу государств. Они предназначены для общегосударственных мероприятий.
Специальные целевые налоги – налоги, которые имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.).
Классификация налогов может быть осуществлена и в зависимости от способов налогоизъятия.
Кадастровый способ
предполагает использование кадастра
(реестра, описи), содержащего перечень
типичных сведений об оценке и средней
доходности объекта обложения (земли,
домов), которые используются при
исчислении соответствующего налога.
На таких же принципах построен и
используется для исчисления налога
на землю земельный кадастр в
Беларуси. В нем представлен
Второй способ декларационный предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления-декларации о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления оклада налога.
Административный
способ предполагает исчисление и изъятие
налога у источника образования
объекта обложения, обычно осуществляемые
бухгалтерией предприятия или другим
органом, который выплачивает налог.
Таким путем взимается
Применяются следующие методы уплаты налога:
По классификационному признаку, отражающему полноту прав использования налоговых сумм, различают налоги в качестве закрепленных и регулирующих.
Закрепленные налоги представляют собой налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены.
Регулирующие налоги - налоги, используемые для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год [25, с. 25].
Обобщение классификационных признаков представлено на рисунке 2.
Информация о работе Система налогообложения организаций агропромышленного комплекса