Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:12, курсовая работа
Налоговый кодекс Республики Беларусь определяет налог как обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты [26, с. 9].
Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Проблемы правильного понимания его природы обусловлены тем, что налог – понятие не только экономическое, но и правовое, социальное, философское. Налогообложение как элемент экономического строя общества присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.
Рисунок 2 - Классификационный состав налогов по признакам
Примечание – Источник: [25, с. 26].
В соответствии с налоговым кодексом республиканскими налогами признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательно и обязательные к уплате на всей территории РБ. К ним относятся следующие налоги: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, налог на недвижимость и др.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с налоговым кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях. К ним относятся следующие налоги: налог за владение собаками, курортный сбор, сбор с заготовителей и др. [26, с. 10].
Под налоговой системой принято
понимать совокупность налогов, пошлин
и сборов, взимаемых на территории
государства в соответствии с
налоговым законодательством, а
также совокупность норм и правил,
форм и методов, определяющих правомочие
и систему ответственности
Начало создания налоговой системы Республики Беларусь связано с образованием суверенного государства Республики Беларусь. С 1 января 1992 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а позже ряд других законов, заложивших правовую базу налогообложения в республике («О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций», «О подоходном налоге с граждан», «О налоге на недвижимость», «О платежах на землю», «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и др.).
В настоящее время основы налогообложения на длительный период закреплены в налоговом кодексе Республики Беларусь.
Формирование налоговой системы происходило в условиях фискального кризиса начала 90-х годов ХХ в., характерного для всех стран с переходной экономикой и обусловленного сокращением доходов бюджета и возрастающими расходами на стабилизацию экономики. Причиной фискального кризиса являлось сокращение налоговой базы из-за резкого спада производства. В то же время, несмотря на падение налоговых поступлений, уровень государственных расходов оставался достаточно высоким. Это было связано, прежде всего, со стремлением государства поддержать крупные предприятия для сохранения производственного потенциала страны, а также со значительными расходами на социальную защиту и предоставлением различных социальных услуг населению.
Налоговая система Республики
Беларусь создавалась по образцу
европейских налоговых систем, включала
схожие налоговые платежи и
В течение 1992-2007 гг. налоговая система Беларуси подвергалась многочисленным корректировкам при сохранении изначально заложенных принципов, методов и форм налогообложения. За прошедшие 15 лет произошло снижение ставок практически по всем основным налогам, несколько улучшилась структура налогообложения за счет объединения ряда налогов, уплачиваемых от одной налоговой базы, ужесточились штрафные санкции за налоговые нарушения [45, с. 44].
В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:
Инвестиционный потенциал налоговой системы Беларуси включает такие элементы, как ускоренная амортизация, льготы по налогу на прибыль, идущую на развитие хозяйствующего субъекта, и возможность получения инвестиционного налогового кредита. Однако использование этих рычагов стимулирования инвестиций на практике затруднено, во-первых, излишне сложной административной процедурой их задействования и, во-вторых, общей тенденцией завышения издержек для уклонения от уплаты налогов.
Отраслевой потенциал
как элемент белорусской
Налоговая система республики из двух основных функций главным образом выполняет фискальную функцию.
Очевидно, что у нашей страны имеются значительные резервы в повышении инвестиционного, отраслевого и конкурентного потенциала налоговой системы, а также повышения её фискальной функции в части доходов физических лиц и налогообложения собственности. Эти задачи, возможно, будут решаться в процессе дальнейшего развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь .
Начался 2012 год, а вместе с ним вступил в действие Закон №331-З «О республиканском бюджете на 2012 год». Бюджет сформирован бездефицитным, то есть расходы равны доходам [33].
В соответствии с законом доходная часть бюджета, как и ранее, будет сформирована в основном за счет налоговых отчислений. Так, налоговые доходы государства составят 83,5 трлн. рублей, или $10 млрд. (90 % всей доходной части бюджета), и вырастут по сравнению с прошлым годом на 10,2 % . При этом налоги на доходы и прибыль с граждан и предприятий ожидаются в размере 4,77 трлн. рублей, или $569,5 млн. (5 % доходной части бюджета), их рост по сравнению с прошлым годом составит 1,42 %. Однако, план по сбору налогов с прибыли и доходов будет выполнить проблематичнее в связи со снижением ставки налога на прибыль и уменьшением реальных доходов населения.
Главными налоговыми поступлениями по-прежнему остаются НДС и акцизы: 33,4 и 11,4 трлн. рублей соответственно, или $3,99 и $1,35 млрд. В сумме они дают почти половину всех доходов республиканского бюджета. Поэтому ожидать какого-либо снижения этих двух налогов в ближайшее время не приходится. Государство намерено собрать таких налогов в долларовом эквиваленте почти на 20 % больше, чем в прошлом году.
Сбор налогов от внешнеэкономической деятельности, напротив, ожидает сокращение на 3 %: доходы от них ожидаются на уровне 25,4 трлн. рублей, или $3,03 млрд. (27,4 % доходной части бюджета). При этом 95 % всей суммы составят ввозные и вывозные таможенные пошлины.
Настораживает запланированный рост по сравнению с прошлым годом отчислений в инновационные фонды на $242,1 млн. рублей или на 548,4 %. Из этого можно сделать вывод, что ставка на данный вид налога, скорее всего, будет существенно увеличена.
По неналоговым доходам
Штрафы и удержания, хоть и вырастут в рублях, в долларовом эквиваленте сократятся на $4,6 млн. рублей или на 36,3 %, до $8,1 млн. [33].
Для более наглядной оценки изменения
структуры доходов
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1.2 Задачи учета, анализа и аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам
Основным источником доходной части бюджета являются налоговые поступления, доля которых составляет до 90 % всех статей дохода бюджета. Поэтому обеспечение полноты и достоверности начисления налогов и учета расчетов с бюджетом имеет важнейшее значение для формирования бюджетов всех уровней.
Основной задачей учета расчетов с бюджетом является обеспечение полного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджет. Выполнение этой задачи, имеющей важное значение для государства, с другой стороны, весьма важно и для предприятия-налогоплательщика, поскольку обеспечивает невозможность применения со стороны фискальных органов штрафных санкций за неполное и несвоевременное перечисление платежей в бюджет, что обеспечивает более высокий уровень чистой прибыли организации.
Надлежащим образом
Также важной задачей учета
расчетов с бюджетом является организация
оперативного взаимодействия финансовой
и бухгалтерской служб
Анализ налогообложения - это процесс комплексного изучения и оценки системы налогообложения организаций с целью выявления возможностей оптимизации налогового бремени.
Исходя из этого, объектом анализа налогообложения организации является система налогов, сборов и других обязательных платежей, уплачиваемых ею. Анализ налогообложения позволяет, с одной стороны, изучить систему налогообложения в организации, с другой стороны - измерить влияние налогообложения на результаты ее хозяйственной деятельности.
Главной целью
анализа налогообложения
Основными задачами анализа налогов и сборов являются:
Информация о работе Система налогообложения организаций агропромышленного комплекса