Система налогообложения организаций агропромышленного комплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Налоговый кодекс Республики Беларусь определяет налог как обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты [26, с. 9].
Налог – одно из основных понятий финансовой науки. Проблемы правильного понимания его природы обусловлены тем, что налог – понятие не только экономическое, но и правовое, социальное, философское. Налогообложение как элемент экономического строя общества присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.

Файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 111.99 Кб (Скачать файл)

Источниками информации для анализа налогов и сборов являются данные бухгалтерской и статистической отчетности, информация регистров текущего синтетического и аналитического учета, налоговых деклараций и других источников [45, с. 3].

В системе  управления налогообложением на микроуровне налоговый анализ  тесно связан с другими функциональными представлениями. Он является связующим звеном между учетом и принятием управленческих решений, играет важную роль в подготовке информации для налогового планирования.

Исходя из выше сказанного основными функциями налогового анализа являются:

  • систематический контроль за соблюдением налогового законодательства: за правильностью исчисления и уплаты налогов;
  • определение возможных финансовых последствий при внесении государством изменений в налоговую систему, увеличении или снижении числа налогов, налоговых ставок или налоговых льгот;
  • оценка результативности мероприятий, проводимых в рамках налогового планирования;
  • выявление факторов достижения оптимального значения величины налоговых обязательств (уровня налоговых изъятий) организации;
  • подготовка и обоснование принимаемых решений в области налогообложения организации [45, с. 37].

Цель аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам сводится к определению соответствия расчетов законодательной базе, данным бухгалтерского учета и финансовой отчетности, к исправлению выявленных в процессе проверки недочетов и искажений в расчетах, к консультированию заказчика по вопросам бухгалтерского учета и методикам исчисления налогов [30, с. 26].

  При проверке расчетов с бюджетом аудитор должен помочь организации избежать финансовых потерь, связанных с санкциями, налагаемыми налоговыми службами ввиду неправильного исчисления и несвоевременного перечисления платежей в бюджет.

Основными задачами аудита являются:

  • установление по всем видам платежей в бюджет правильности исчисления суммы платежей;
  • выявление своевременности взносов (перечислений) причитающихся сумм;
  • выяснение причин просрочки платежей и за чей счет отнесена уплаченная пеня;
  • установление мер, принятых к лицам, виновным в несвоевременности перечисления средств;
  • выявление мероприятий по предотвращению допущенных нарушений.

Основными источниками информации для контроля расчетов с бюджетом будут являться: справки и расчеты  по отдельным видам платежей; декларации; выписки учреждений банков и приложенные  к ним документы о перечислениях причитающихся сумм в бюджет; акты проверок, произведенных налоговыми инспекциями; бухгалтерские записи по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам»; журналы-ордеры или соответствующие машинограммы [11, с. 167].

Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение главных задач учета (обеспечение полного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджет), анализа (оценка системы налогообложения организаций с целью выявления возможностей оптимизации налогового бремени) и аудита (определение соответствия расчетов законодательной базе, данным бухгалтерского учета и финансовой отчетности, исправление выявленных в процессе проверки недочетов и искажений в расчетах, консультирование заказчика по вопросам бухгалтерского учета и методикам исчисления налогов) расчетов с бюджетом по налогам и сборам в совокупности позволяет организации избежать штрафных санкций и повысить эффективность налоговой политики.

 

    1. Обзор нормативных документов и экономической литературы по теме исследования

 

При написании дипломной  работы использовалась учебно-методическая литература, нормативно-правовые акты Республики Беларусь и комментарии  к ним, статьи периодических изданий  и др. Особого внимания заслуживают  следующие источники.

Итак, Конституция Республики Беларусь 1994 г. является основным Законом Республики Беларусь, который имеет высшую юридическую силу и закрепляет основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений,  в том числе и налоговых аспектов [17].

Налоговый кодекс Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 330-З устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в республиканский и (или) местные бюджеты, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством [26].

В пособии «Налоги. Ценообразование» (С.И. Адаменкова, О.С. Евменчик, Л.И. Тарарышкина) рассматриваются вопросы теории налогообложения, таможенного тарифного регулирования в системе Республики Беларусь, ответственности за нарушение законодательства. Приводятся практические ситуации, их решения с пояснениями и комментариями, что позволяет самостоятельно разобраться и научиться исчислять налоговые платежи [24].

Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18 октября 1994 г. № 332-ХII (в ред. Закона РБ от  29.12.2006 N 188-З) определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республики Беларусь [31].

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета  в сельскохозяйственных предприятиях содержит краткую характеристику счетов и субсчетов, их структуру и назначение, а также порядок отражения  наиболее распространенных фактов хозяйственной  деятельности с учетом  отраслевых особенностей. Устанавливает единый порядок применения типового плана  счетов бухгалтерского учета и отражения  хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета для сельскохозяйственных организаций [38].

В учебнике «Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве» (А.П. Михалкевич, П.Я. Папковская, С.К. Маталыцкая) изложен порядок организации и ведения бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях в соответствии с требованиями инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета с использованием  регистров журнально-ордерной формы, разработанных для организации агропромышленного комплекса, а также с учетом требований международных принципов и стандартов финансовой отчетности. Кроме того, отражен порядок организации бухгалтерского учета с использованием информационных технологий и составления бухгалтерской отчетности сельскохозяйственными организациями [4].

Учебное пособие «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» (Л.Л. Ермолович) к каждой теме приводит объекты и задачи анализа, источники информации, таблицы и алгоритмы для расчетов показателей и факторов их изменения. Подробно раскрывает методику анализа формирования средств и их источников, чистых активов, финансового состояния, финансовых результатов, использования основных средств и лизинговой деятельности, объема производства и реализации продукции, ценных бумаг, налогов и платежей. При анализе факторов изменения анализируемых показателей и обосновании резервов улучшения финансового состояния и увеличения эффективности работы организации используется дисконтирование и дискриминантный анализ с применением программ SPSS, MS EXCEL [2].

В учебнике «Анализ производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий»  (Савицкая Г.В.) излагаются теоретические  основы АХД как системы обобщенных знаний о его предмете, методе, функциях, принципах, задачах и методике. Кратко рассматриваются инструментарий аналитического исследования, методика детерменированного и стохастического факторного анализа, способы поиска и определения величины внутрихозяйственных резервов, вопросы организации анализа на предприятии [42].

Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности»  от 8 ноября 1994 г. № 3373-ХII определяет правовые  основы осуществления аудиторской деятельности на территории  Республики Беларусь, устанавливает права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов, а также регулирует отношения, возникающие в процессе государственного регулирования аудиторской деятельности [34].

В учебном пособии «Ревизия и аудит» (Г.М. Пупко) излагаются теоретические и практические вопросы ревизии и аудита  деятельности субъектов хозяйствования [40].

В статье Нечаевой, Т.Г. «Совершенствование методического обеспечения аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам» предложена методика аудита расчетов с бюджетом по налогам и сборам и разработаны практические принципы  его проведения [30].

Книга «Аудит» (В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.) содержит  перечень основных законодательных и нормативных документов, регулирующих аудиторские проверки, источников информации для проверки; вопросник аудитора для составления плана и программы аудиторской проверки раздела учета; перечень аудиторских процедур, а также типичные ошибки [3].

Таким образом, можно сделать  вывод, что тема дипломной работы широко освещена в различных литературных источниках: учебно-методической литературе, статьях периодических изданий  и др. Однако первоисточником являются нормативно-правовые акты, которые  закрепляют основополагающие положения. Они, в свою очередь, стали главным  источником при проведении исследования по учету, анализу и аудиту расчетов с бюджетом по налогам и сборам.

 

    1. Экономическая характеристика организации

 

Открытое акционерное  общество «1-я Минская птицефабрика» - государственная сельскохозяйственная организация с углубленной переработкой продукции птицеводства, животноводства, растениеводства, развитой сетью  фирменной торговли. Находится по адресу: 223043, п/о Большевик, Минский район, Минская область.

Ассортимент продукции – яйца куриные с белой и цветной скорлупой, фасованные в удобные картонные коробки по 10, 15, 18 штук и нефасованные; яйца «Знатные» и «Знатные-ВИП»; яйца перепелиные; яичный порошок, меланж яичный; мясо птицы суповой и полуфабрикаты из него; колбасные изделия; цыплята копченые; молоко, сметана; сыры «Сулугуни», «Аленка», «Брынза». Лауреат премии правительства Республики Беларусь в области качества. Пять лет подряд является лауреатом Международного конкурса «Выбор года» в номинации «Птицефабрика по производству яиц № 1 в Республике Беларусь».

Свою историю фабрика ведет  с 1970 года, и с тех пор динамично  развивается. За 40 лет на предприятии  произошли значительные изменения. Пройден большой и сложный путь развития, реорганизации и укрупнения.

До недавнего времени организация именовалась Республиканским унитарным сельскохозяйственным производственным предприятием, а с 28 января 2010 г. оно официально получило наименование ОАО «1-я Минская птицефабрика». Птицефабрика входит в число крупнейших организаций птицеводческой отрасли Беларуси, имеет 31 помещение для содержания кур-несушек и 1 помещение для содержания перепелов. С 5 мая 2010 г. к уже имеющимся ее производственным мощностям решением руководства страны официально были присоединены мощности ОАО «Птицефабрика имени Н.К. Крупской».

В настоящее время 1-я Минская  птицефабрика — это уже известный  и любимый покупателями бренд. Производство куриных яиц — основной вид  деятельности организации. Яйца «Знатные» — торговая марка птицефабрики, хорошо известны потребителям не только в Республике Беларусь, но и за рубежом. Организация экспортирует свою продукцию в Казахстан, Молдову, Российскую Федерацию и другие страны. Доля экспорта продукции в расчете от ее валового производства составляет 30%.

ОАО «1-я Минская птицефабрика»  является членом Международной ассоциации производителей яиц (IEC). Стать членом данной организации довольно сложно, ведь кроме всех европейских требований, обязательным условием вступления в  этот союз является рекомендация трех крупных зарубежных партнеров: Big Datchman, HARTMANN и МОВА. Продукция птицефабрики работает с экологически чистой упаковкой (HARTMANN).

С 1989 по 2008 год птицефабрикой руководил  Геннадий Иосифович Демидчик — заслуженный работник сельского хозяйства Республики Беларусь, очень опытный и грамотный специалист. С 2009 на пост руководителя организации заступил Владимир Владимирович Бохан — также очень опытный хозяйственник и управленец, прошедший на птицефабрике трудовой путь от инженера до Генерального директора.

Основными направлениями деятельности птицефабрики являются:

1. производство продукции  птицеводства (яйцо и мясо птицы);

2. производство продукции  молочного скотоводства (молоко, мясо);

3. производство продукции  растениеводства (зерно, корма);

4.производство продукции  промышленных цехов (колбасно-кулинарные  изделия, молочная продукция,  яичный порошок и переработка  маслосемян рапса);

5. коммерческая деятельность  с правом оптовой и розничной  торговли.

Информация о работе Система налогообложения организаций агропромышленного комплекса