Система «стандарт-кост» характеристика и отличие от нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе будет рассмотрена теоритическая и практическая часть. В теоритической части описывается тема «Система «стандарт-кост» и нормативный метод учета затрат и калькулирования». Особенностью этой темы является то, что система «стандарт-кост» и нормативный метод учета затрат имеют общие сходства по своему содержанию, не смотря на то что система «стандарт-кост» была разработана в США в 20 в. и является прообразом отечественной практики системы нормативного метода. Но также есть и множество различий между ними.

Файлы: 1 файл

Система «стандарт-кост» характеристика и отличие от нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.docx

— 85.74 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях рыночной экономики учет затрат очень важен. Поэтому большое внимание уделяется управлению затратами организации, поскольку финансовый результат деятельности предприятия зависти от понесенных затрат в результате производственного процесса. Управление затратами  играет важную роль в формировании фактической себестоимости и устранению в процессе производства неблагоприятных отклонений от норм. Такое управление осуществляется с помощью практического  применения метода нормативного учета затрат и системы «стандарт-кост», которые и являются объектами изучения данной курсовой работы. 

В настоящее время внедрение нормативного метода учета затрат и системы «стандарт-кост» является актуальным для многих предприятий. Актуальность практического использования этих методов заключается в обнаружении недостатков и отклонений от норм, что позволяет выявить нецелесообразное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в процессе производства. В результате установленных отклонений можно говорить о причинах и виновниках, и выбирать пути оптимального устранения этих отклонений.

В данной курсовой работе будет рассмотрена теоритическая и практическая часть. В теоритической части описывается тема «Система «стандарт-кост» и нормативный метод учета затрат и калькулирования». Особенностью этой темы является то, что система «стандарт-кост» и нормативный метод учета затрат имеют общие сходства по своему содержанию, не смотря на то что система «стандарт-кост» была разработана в США в 20 в. и является прообразом отечественной практики системы нормативного метода. Но также есть и множество различий между ними.

   Основной целью работы является подробное рассмотрение теоритических особенностей и сущности нормативного метода учета затрат и системы «стандарт-кост». 

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  • изучить сущность и принципы системы «стандарт-кост» и нормативного метода учета затрат;
  • определить учет выявленных отклонений от норм в обоих методах, как происходит отражение хозяйственных операций в учете по системе «стандарт-кост» и при нормативном методе учета затрат;
  • раскрыть преимущества и недостатки каждого из методов; а также провести сравнение этих методов.

В практической части необходимо выявить факторы, которые отрицательно влияют на величину прибыли туристической фирмы с помощью метода цепных подстановок.

Методическая база работы: ФЗ «О бухгалтерском учете»; положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ; план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.

 

  1. МЕТОДЫ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

 

    1. Экономическая сущность понятия затрат, их классификация

 

В процессе хозяйственной деятельности все предприятия несут денежные затраты, не однородные по своему назначению и экономическому содержанию. По экономическому содержанию, денежные затраты можно разделить на три абсолютно самостоятельные группы:

  1. принудительные расходы;
  2. расходы, которые не связаны с извлечением прибыли;
  3. расходы, которые связаны с извлечением прибыли.

К принудительным расходам можно отнести налоги, налоговые платежи, отчисления в государственные внебюджетные фонды, расходы по обязательному страхованию и т.п

Расходы, которые не связаны с извлечением прибыли, имеют в своем составе средства, которые направленны на потребление владельцев организации, отчисления в негосударственные пенсионные и страховые и фонды, социальную сферу, гуманитарные и благотворительные цели, и т.п.

Расходы, связанные с извлечением прибыли, включают в себя затраты по выполнению работ и услуг, по обслуживанию производственного процесса, затраты по реализации продукции (работ, услуг), инвестиции.

Факторы, определяющие характер, состав, структуру, сумму затрат:

  1. организационно-правовая форма хозяйствования;
  2. отраслевая принадлежность организации;
  3. роль и место организации на рынке товаров и услуг;
  4. проведение финансовой, кредитной и учетной политики организации;
  5. установленные правила поведения организации в налоговой, кредитной, страховой сферах.

В литературе по экономике и нормативных документах применяют следующие понятия: «издержки», «расходы», «затраты». Считается нужным отметить, что какие-то авторы считают эти термины различными, а какие-то напротив - синонимами.

Как правило, термин «издержки» применяют в экономической теории. Это суммарные затраты предприятия, которые связанны с выполнением определенных операций. Они могут включать в себя такие издержки как явные (бухгалтерские) и вмененные (альтернативные).

Явные издержки - это затраты предприятия, которые выражены в денежной форме, обусловлены приобретением, расходованием различных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения товаров, продукции, работ либо услуг.

Вмененные издержки являются упущенной выгодой экономического субъекта, которую он мог бы получить выбрав производство альтернативного товара, на альтернативном рынке, по альтернативной цене и т.д.

Из этого следует понимать под затратами явные (бухгалтерские, фактические, расчетные) издержки предприятия.

Расходы символизируют уменьшение финансовых ресурсов организации либо нарастание долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Расходы – это использование материалов, сырья, услуг сторонних предприятий и т.д. Экономическим субъектом признаются доходы и связанная с ними часть затрат, т.е. расходы только в момент реализации. Из вышесказанного, можно сделать вывод, что такие понятия как «затраты», «издержки», «расходы» не являются прямыми синонимами.

Сейчас в экономической практике бытует не один подход к определению понятия расходов.

НК РФ, ПБУ 10/99 «Расходы организации», ФЗ №58 от 06.06.2005г. – этими нормативными документами регламентируется состав расходов

Как сказано в ПБУ 10/99, расходами организации признаются: снижение экономических выгод вследствие выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и/или возникновения обязательств, приводящее к снижению капитала этого предприятия, кроме снижения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Расходами организации не признается выбытие активов:

  • связанные с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);
  • вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);
  • по предварительной оплате материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
  • по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;
  • авансоы, задатки в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;
  • погашение кредитов, займов, полученных предприятием.

Статья 252 Налогового кодекса РФ гласит, что расходами могут быть признаны затраты, которые обоснованы и документально подтверждены, а так же осуществлены (понесены) налогоплательщиком. К обоснованным расходам можно отнести затраты экономически оправданные, оценка которых выражена в денежной форме. Документально подтвержденные расходы – затраты, подтвержденные документами, которые оформлены согласно  законодательству РФ. Расходами могут быть признаны любые затраты при условии, что произведены они для осуществления деятельности, которая направлена на получение дохода.

Расходы хозяйствующего субъекта согласно их характеру, условиям осуществления и направлений деятельности организации можно разделить на:

  • расходы по обычным видам деятельности;
  • прочие расходы.

К расходам по обычным видам деятельности можно отнести:

  • расходы, которые связаны с приобретением сырья, материалов, товаров и других материально-производственных запасов;
  • расходы, которые возникали непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции; выполнения работ и оказания услуг и их реализации. А также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, управленческие расходы, коммерческие расходы и др.).

К прочим расходам относятся:

  • расходы, которые связаны с предоставлением во временное пользование (временное владение и пользование) за плату активов организации;
  • расходы, которые связаны с участием в уставных капиталах других предприятий;
  • расходы, которые связаны с предоставлением прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности также за плату;
  • расходы, которые связаны с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и других активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
  • расходы, которые связаны с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
  • проценты, которые уплачивает организация за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
  • отчисления в оценочные резервы, которые создаются в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
  • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
  • убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
  • возмещение причиненных организацией убытков;
  • суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
  • курсовые разницы;
  • сумма уценки активов;
  • перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;
  • прочие расходы.

 К прочим расходам также можно отнести расходы, которые возникают вследствие чрезвычайных ситуаций хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).

 

    1. Калькулирование себестоимости продукции.

 

Себестоимость продукции - это затраты на ее производство и реализацию выраженные в денежной форме. Себестоимость товаров (работ, услуг) экономического субъекта включает в себя затраты связанные с использованием в производственном процессе товаров (работ, услуг), природных ресурсов; топлива; энергий; сырья; материалов; трудовых ресурсов, основных фондов, и иных  затрат на ее производство и реализацию.

С зарождением мануфактурного производства связано появление калькуляции. Формирование производительных сил общества, самого способа производства улучшали методы и приемы калькулирования. В условиях промышленного производства развитие калькулирования как способа преодоления конкуренции как инструмента оценки рентабельности товаров, было наиболее быстрым.

В экономической литературе наших дней калькулирование описывают как систему экономических расчетов себестоимости единицы отдельных видов товаров (работ, услуг). В процессе калькулирования затраты на производство соизмеряют с количеством выпущенной продукции и определяют себестоимость единицы продукции.

Задача калькулирования заключается в определении издержек, которые приходятся на единицу носителя, т.е. на единицу выпущенного товара (работ, услуг), которые предназначены для реализации и для внутреннего потребления.

Итог калькулирования - составление калькуляций. Исходя из целей калькулирования, принято различать сметную, плановую и фактическую калькуляции. Эти виды отражают расходы на производство и реализацию единицы конкретного вида продукции в разрезе калькуляционных статей.

Плановую калькуляцию составляют на плановый период, принимая за основу действующие на начало этого периода нормы и сметы.

Сметную калькуляцию рассчитывают при проектировании новых производств и конструировании вновь осваиваемых изделий при условии отсутствия норм расхода.

Фактическая (отчетная) калькуляция отражает совокупность всех затрат на производство и реализацию продукции. Используется она для контроля за выполнением плановых заданий по уменьшению себестоимости различных видов продукции, а также для анализа и динамики себестоимости.

Калькулирование предоставляет возможность изучить себестоимость конкретных продуктов полученных в процессе производства.

Предпосылкой калькулирования можно считать производственный учет, т.е. учет производственных издержек. Он первичен по отношению к калькулированию.

Информация о работе Система «стандарт-кост» характеристика и отличие от нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции