Система внутреннего контроля клиента и его роль при проведении внешнего аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:10, реферат

Описание работы

Внешний аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности клиента с целью установления ее достоверности и соответствия осуществляемых финансово-хозяйственных операций российскому законодательству; выявления причин, препятствующих реализации потенциальных возможностей компании и разработке рекомендаций по их устранению. Целью внешнего аудита является не только непосредственный аудит финансовой отчетности, но и выработка комплекса мер, позволяющих клиенту максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы в рамках действующего законодательства Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Реферат Система внутреннего контроля клиента и его роль при проведении внешнего аудита.docx

— 57.48 Кб (Скачать файл)

Заключение аудиторской  фирмы по результатам проверки годовой  отчетности является обязательным элементом  годовой бухгалтерской отчетности для предприятий, которые подлежат в соответствии с законодательством  РФ аудита. Это заключение также  носит юридический статус.

Аудиторское заключение содержит три части: вводную, аналитическую  и итоговую.

Вводная часть включает все  необходимые сведения об аудиторской  фирме или аудиторе, работающем самостоятельно. Так, для аудиторской фирмы указываются  юридический адрес и телефоны, сведения о лицензии на право аудиторской  деятельности (номер лицензии, дата выдачи, наименование органа, выдавшего  лицензию, срок действия лицензии); фамилия, имена и отчества аудиторов, принимавших  участие в проведении аудита, их квалификационные аттестаты на право заниматься аудиторской деятельностью. Для аудитора, работающего самостоятельно, указываются: фамилия, имя, отчество, стаж работы в качестве аудитора; дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии, номер квалификационного аттестата аудитора.

Аналитическая часть представляет собой отчет аудиторской фирмы  экономическому субъекту об общих результатах  проверки состояния внутреннего  аудита, бухгалтерского учета и отчетности экономического субъекта, а также  соблюдения экономическим субъектом  законодательства при совершении финансово-хозяйственных  операций.

Аналитическая часть должна быть адресована администрации экономического субъекта.

Итоговая часть представляет собой мнение аудиторской фирмы  о достоверности бухгалтерской  отчетности экономического субъекта. Она должна включать: название данной части; наименование адресата итоговой части; наименование экономического субъекта; объекта аудита; указание на нормативный  акт, которому должна соответствовать  бухгалтерская отчетность; распределение  ответственности экономического субъекта и аудиторской фирмы в отношении  бухгалтерской отчетности; указание на нормативный акт, в соответствии с которым проводился аудит; изложение  существенных обстоятельств, приведших  к составлению аудиторского заключения в форме, отличной от безусловно положительного, и оценку в стоимостном выражении, если это возможно, влияние обстоятельств на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта; мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта; дату аудиторского заключения.

Итоговая часть не может  быть датирована ранее даты подписания бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Экономический субъект обязан представить заинтересованным лицам  только итоговую часть аудиторского заключения. В этой связи аналитическая  и итоговая часть могут подписываться  и скрепляться печатью отдельно. Что касается первой и второй частей заключения, то они носят конфиденциальный характер и без согласия экономического субъекта не подлежат разглашению. Аудиторы и аудиторские фирмы также  не вправе передавать сведения, полученные в процессе проверки, третьим лицам  для использования в предпринимательской  деятельности.

 

2. Взаимодействия  и различия внутреннего и внешнего  аудита

2.1 Взаимодействие  внешнего и внутреннего аудита

 

Качество работы внутреннего  аудита оказывает определенное влияние  и на проведение аудиторских проверок внешними аудиторами.

Эффективная работа отдела внутреннего аудита позволяет внешним  аудиторам не проводить детальную  проверку, так как внешний аудитор  может в определенной мере доверять внутренним аудиторам в раскрытии  ошибок и нарушений. При этом существенно  снижаются затраты времени на проверку в связи с сокращением  объема независимых процедур. Однако в данной ситуации нельзя считать, что  ответственность внешнего аудитора за выражаемое им мнение по финансовой (бухгалтерской) отчетности предприятия  будет уменьшена или разделена  с внутренними аудиторами.

В свою очередь для внутренних аудиторов доверие со стороны  внешнего аудитора служит одним из профессиональных ориентиров и стимулирует  их деятельность в рамках действующей  на предприятии системы контроля, необходимой для эффективного ведения  бизнеса, сохранности активов и  достижения максимально возможной  полноты и точности учетных записей.

В настоящее время порядок  взаимодействия внешних и внутренних аудиторов регулируется Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Изучение  и использование работы внутреннего  аудита».

Взаимодействие внешнего и внутреннего аудиторов со стороны  внутреннего аудита должно быть основано на позиции максимального содействия независимому аудитору, со стороны  внешнего аудитора – на концепции  беспристрастного подхода к оценке степени доверия, оказываемой внутреннему  аудитору. Данное положение отражено в Правиле (стандарте) аудиторской  деятельности, которое предоставляет  аудиторской организацией право  свободно и в полном объеме общаться с внутренними аудиторами, иметь  доступ к интересующим ее отчетам  внутреннего аудита и возможность  получения информации по любому важному  вопросу, который может повлиять на ее работу.

Мнение о деятельности внутреннего аудита формируется  аудиторской организацией уже на стадии планирования предстоящей проверки. При этом учитываются:

-        организационный статус: положение службы внутреннего аудита в системе управления проверяемого предприятия, ее возможности и способности соблюдать объективность и независимость, наличие или отсутствие иных обязанностей, действие сдерживающих факторов и ограничений, накладываемых руководством и (или) собственниками предприятия на внутренний аудит;

-        компетентность: профессиональное образование и навыки (опыт работы) аудиторов, политика найма, обучения и повышения квалификации сотрудников службы внутреннего аудита, степень понимания ими стоящих задач и проблем;

-        профессиональный уровень: состояние планирования, контроля и документирования работы внутреннего аудита, наличие и содержание соответствующих положений по внутреннему аудиту, рабочих программ и рабочей документации;

-        функциональные рамки: содержание и объем работы, которую выполняет служба внутреннего аудита;

-        уровень значимости: рассмотрение и принятие к исполнению руководством и (или) собственниками предприятия рекомендаций внутреннего аудита.

Если аудиторской организацией принято решение об использовании  работы внутреннего аудита, ей придется продолжить изучение работы внутреннего  аудита, ознакомиться с рабочими документами  и убедиться в том, что:

-        программы и объем работы внутреннего аудита отвечают целям внешнего аудита;

-        работа внутренних аудиторов проводится по плану и документально оформляется;

-        выводы (заключения) внутренних аудиторов достаточно обоснованы полученными ими данными и соответствуют существующим обстоятельствам, а содержание отчетов, подготовленных внутренними аудиторами, соответствует результатам выполненной ими работы;

-        зоны повышенных рисков, известные специалистам предприятия, учитываются при планировании работ и проверяются внутренним аудитом;

-        отношение руководства и (или) собственников к замечаниям, предложениям и вопросам, поставленным внутренними аудиторами, конструктивное.

Выводы, к которым независимый  аудитор пришел в процессе изучения системы внутреннего аудита проверяемого предприятия, он должен отразить в своей  рабочей документации.

Независимые аудиторы могут  привлекать к своей работе внутренних аудиторов проверяемого предприятия. Объем и виды этих работ должны быть определены заранее в соответствующей  программе, разработанной внешним  аудитором при планировании своей  работы, и согласованы с руководителем  отдела внутреннего аудита, так как  названные работы будут являться дополнительными для работников отдела внутреннего аудита.

Тесное взаимодействие внешних  и внутренних аудиторов в процессе проведения аудиторской проверки предприятия  ни в коей мере не уменьшает ответственность  аудиторской организации за выдачу аудиторского заключения, письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита, а также за определение содержания, сроков и объема аудиторских процедур.

 

2.2 Различия внутреннего  и внешнего аудита

 

Внутренний аудит –  неотъемлемая часть управленческого  контроля организации; он может быть и независимым, т.е. непосредственно  подчиняться не исполнительному  органу предприятия, а внешним учредителям.

В Правилах (стандартах) аудиторской  деятельности Российской Федерации  дается следующее определение:

Внутренний аудит –  организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников  и регламентированная его внутренними  документами система контроля над  соблюдением установленного порядка  ведения бухгалтерского учета и  надежности функционирования системы  внутреннего контроля.

Внутренний аудит –  один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта.

Проведение внутреннего  аудита имеет для руководства  и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение, поскольку призвано содействовать  оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что высшее руководство  не занимается повседневным контролем  деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов  менеджеров. Внутренний аудит необходим  главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления  необходимых изменений внутри предприятия.

Организация, роль и функции  внутреннего аудита определяются самим  экономическим субъектом, т.е. его  руководством и (или) собственниками, в  зависимости от:

– содержания и специфики  деятельности экономического субъекта;

– объемов показателей  финансово-экономической деятельности экономического субъекта;

– сложившейся системы  управления экономического субъекта;

– состояния внутреннего  контроля.

– Функции внутреннего  аудита могут выполнять специальные  службы или отдельные аудиторы, состоящие  в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние  аудиторы.[1]

В определенной мере функции  внутренних аудиторов выполняют  ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные  главному бухгалтеру или финансовому  директору, однако функции внутренних аудиторов шире.

Как правило, к функциям внутреннего  аудита относятся:

1) проверка систем бухгалтерского  учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка  рекомендаций по улучшению этих  систем;

2) проверка бухгалтерской  и оперативной информации, включая  экспертизу средств и способов, используемых для идентификации,  оценки, классификации такой информации  и составления на ее основе  отчетности, а также специальное  изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;

3) проверка соблюдения  законов и других нормативных  актов, а также требований учетной  политики, инструкций, решений и  указаний руководства и (или)  собственников;

4) проверка деятельности  различных звеньев управления;

5) оценка эффективности  механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных  проверок в филиалах, структурных  подразделениях экономического  субъекта;

6) проверка наличия, состояния  и обеспечения сохранности имущества  экономического субъекта;

7) работа над специальными  проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;

8) оценка используемого  экономическим субъектом программного  обеспечения;

9) специальные расследования  отдельных случаев, например подозрений  в злоупотреблениях;

10) разработка и представление  предложений по устранению выявленных  недостатков и рекомендаций по  повышению эффективности управления.

Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой  организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего  аудита, руководство предприятия  может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения  внутри предприятия.

Внешний аудит проводится независимым аудитором, не имеющим  на проверяемой организации никаких  интересов. Задачей внешнего аудита является подтверждение правильности учета отчетности, оценка соответствия внутреннего контроля (аудита) политике, цели деятельности предприятия и  пр.

Внешний аудит может быть добровольным (по желанию предприятий-клиентов) и обязательным (в соответствии с  законодательными актами). Обязательный аудит может быть организован  также по решению суда или следственных органов. Основные отличия внутреннего аудита от внешнего приведены в таблице (см. таблицу 1)

 

Таблица 1. Различия внутреннего  и внешнего аудита

№ п/п

Критерии различия

Внешний аудит

Внутренний аудит

1

Цель

Выражение мнения о достоверности  финансовой отчётности, оказание услуг, помощи, сотрудничество с клиентами

Внутренний контроль на предприятии, позволяющий следить за правильностью  ведения учёта и представляемой руководству учётной информации

2

Объекты

Аудит выявляет всё, что искажает финансовая отчётность, ухудшает финансовое положение клиента, а также нарушает действующее законодательство

3

Субъекты

Независимые эксперты, имеющие  соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства

Сотрудники, подчинённые  руководству организации и находящиеся  в штате организации

4

Характер деятельности

Предпринимательская деятельность

Исполнительная деятельность, выполнение распоряжений руководства организации

5

Правовое регулирование

В основном гражданское право, хозяйственные договоры

Гражданское право, хозяйственные  договоры, административное право

6

Управленческие связи

Горизонтальные связи, добровольность, равноправие во взаимоотношениях с  клиентом, отчёт перед ним

Иерархические связи, подчинение непосредственно руководству предприятия, отчёт перед руководством организации

7

Практические задачи

Улучшение финансового положения  организации, привлечение пассивов (инвесторов, кредитов), помощь в консультировании клиента

Улучшение финансового положения, определение достоверности учётной  информации, помощь в консультировании

8

Результат

Аудиторское заключение и  рекомендации для клиента, конфиденциальность информации

Отчёт и рекомендации для  бухгалтерии по оптимизации системы  учёта, устранению недостатков, организационные  выводы, взыскания с виновных, конфиденциальность информации по отношению к внешним  организациям

9

Оплата услуг

Платит клиент по договору возмездного оказания услуг

Оплата в виде заработной платы по трудовому договору, заключённому с проверяемой организацией

10

Статус

Внешний аудитор – независимый  эксперт

Внутренний аудитор-сотрудник  организации

Информация о работе Система внутреннего контроля клиента и его роль при проведении внешнего аудита