Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 20:28, курсовая работа
От эффективности внутреннего контроля зависит эффективность функционирования хозяйствующих субъектов (экономических единиц), а эффективность функционирования хозяйствующих субъектов в совокупности - одно из условий эффективности всего общественного производства. В современных условиях внутренний контроль как управленческая функция должен осуществляться на всех уровнях управления.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы внутреннего контроля…………………………...5
1.1. Место и роль контроля в системе управления организацией…………5
1.2. Внутренний контроль: понятие, классификация……………………….8
1.3. Законодательные основы организации внутреннего контроля. Нормативное регулирование……………………………………………….18
Глава 2. Система бухгалтерского учета как составная часть системы внутреннего контроля. ……………………………………………………..23
2.1. Принципы эффективности и основные требования к организации внутреннего контроля………………………………………………………..23
2.2. Основные этапы организации системы внутреннего контроля……...29
Заключение…………………………………………………………………….……33
Список использованных источников и литературы……………..…………….…37
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФГОУ ВПО «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВАИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра бухгалтерского учета
анализа и аудита
СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ:
ПОНЯТИЯ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ, СПОСОБЫ ОЦЕНКИ
Курсовая работа
по аудиту
Зайнуллиной Альфии Мунировны
Студентки курса БУ-65, группы БУ-6/07
Специальность: 080109.65 «Бухгалтерский
учет анализ и аудит»
Научный руководитель:
Кудрявцева И.Ю.
кандидат экономических наук,
доцент
Челябинск
2011
Оглавление
С.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы внутреннего контроля…………………………...5
1.1. Место и роль контроля в системе управления организацией…………5
1.2. Внутренний контроль: понятие, классификация……………………….8
1.3. Законодательные
основы организации
внутреннего контроля. Нормативное
регулирование……………………………………………
Глава 2. Система бухгалтерского учета как составная часть системы внутреннего контроля. ……………………………………………………..23
2.1. Принципы эффективности и основные
требования к организации внутреннего
контроля……………………………………………………….
2.2. Основные этапы организации системы внутреннего контроля……...29
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………..…………….…37
Введение
Истекшее десятилетие рыночных преобразований в России заставило экономически активное население по-новому взглянуть на многие проблемы управления и контроля. Руководители различного уровня, учетный персонал предприятий и практикующие аудиторы четко осознали, что необходимы не только изучение различных элементов «передовых технологий» западной экономики (в том числе международного опыта аудита), но и их адаптация к реальным условиям нашего отечественного рынка. Можно согласиться, что аудит в России состоялся. Хотя его нынешние противоречия, состояние и перспективы развития определяются не только трудностями реальной экономики; по существу, мы только приступили к научно-практическому изучению проблем аудита. Определенные узловые моменты законодательного и иного нормативного регулирования аудиторской деятельности также пока остаются неразрешенными в общероссийском масштабе.
В соответствии с Временными
правилами аудиторской
Внутренний аудит выступает неотъемлемой частью системы управленческого контроля на предприятии. Его цель - оценка эффективности функционирования системы управления предприятием. Она достигается в процессе контроля со стороны специального органа, создаваемого на предприятии (службы внутреннего аудита), за достоверностью бухгалтерской отчетности, исполнением смет расходов, сохранностью имущества, а также путем разработки предложений по совершенствованию методов организации производства, взаимодействия различных подразделений. Под внутренним контролем подразумевается существующая политика предприятия и все связанные с ней процедуры, направленные на выявление, исправление и предотвращение существенных ошибок и искажений информации, которые могут появиться в бухгалтерской отчетности. Такой контроль позволяет руководству предприятия осуществить правильное и эффективное ведение бизнеса, обеспечить соблюдение действующего законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, разработать методы защиты и сохранности активов, предотвратить и обнаружить мошенничество и ошибки, обеспечить точность, полноту и защиту учетных записей, и своевременную подготовку достоверной бухгалтерской и финансовой отчетности.1
От эффективности внутреннего контроля зависит эффективность функционирования хозяйствующих субъектов (экономических единиц), а эффективность функционирования хозяйствующих субъектов в совокупности - одно из условий эффективности всего общественного производства. В современных условиях внутренний контроль как управленческая функция должен осуществляться на всех уровнях управления. Система внутреннего контроля должна ориентироваться на:
- устойчивое положение организации на рынках;
- признание организации субъектами рынка и общественностью;
- своевременную адаптацию систем производства и управления организации к динамичной внешней.
Глава 1 Теоретические основы внутреннего контроля
1.1. Место и роль контроля в системе управления организацией
На любой стадии процесса управления неизбежны отклонения фактического состояния объекта управления от планируемого. Для своевременной информации о качестве и содержании таких отклонений необходим внутренний контроль.
Внутренний контроль организации - это осуществление субъектами организации таких действий, как:
- определение фактического состояния организации (объекта контроля);
- сравнение фактических данных с планируемыми;
- оценка выявляемых отклонений и степени их влияния на аспекты функционирования организации;
- выявление причин зафиксированных отклонений.
Цель внутреннего контроля - информационное обеспечение системы управления для получения возможности принятия эффективных решений.
Особенность внутреннего контроля - в его двойственной роли в процессе управления организацией. В результате глубокой интеграции контроля и других элементов процесса управления на практике невозможно определить круг деятельности для работника таким образом, чтобы он относился только к какому-либо одному элементу управления без его взаимосвязи и взаимодействия с контролем. Любая управленческая функция обязательно интегрирована с контрольной. Поэтому,теоретически рассматривая каждую стадию как отдельный элемент процесса управления, можно допустить, что элемент контроля присутствует на каждой стадии. Для оптимального хода любой из стадий процесса управления над каждой из них необходим контроль.2
На стадии планирования реализуются следующие контрольные функции:
- оценка рациональности возможных вариантов плановых решений;
- соответствие плановых решений принятым установкам и намеченным ориентирам, а также общей стратегии.
Для обеспечения рациональности и адекватности окружающим условиям самого курса действий и общей стратегии, для обеспечения соответствия управленческих решений самой возможности их успешной реализации (с точки зрения потенциалов организации) также необходим контроль. Если в стадию планирования не «включить» элемент контроля, ошибочность планирования в лучшем случае проявится на стадии организации и регулирования.
На стадиях организации и регулирования реализации управленческих решений необходим контроль правильности хода реализации принятых плановых решений для достижения необходимых результатов. Необходимо контролировать и рациональность осуществления организации и регулирования принятых решений.
На стадии учета должен быть обеспечен контроль за:
- наличием и движением имущества;
- рациональным использованием производственных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- состоянием выданных и полученных обязательств;
- целесообразностью и законностью хозяйственных операций организации, и т.д.
Данные учета служат информационной базой для контроля. C другой стороны, необходим контроль качества самого учета.
На стадии анализа осуществляется оценка информации о результатах выполнения управленческих решений на основе ее разложения на различные составляющие и их соотнесения между собой. Контроль и анализ глубоко интегрированы. Данные контроля часто являются основой для проведения анализа. На стадии анализа реализуются и контрольные функции, например контроль уровня обеспеченности запасов и затрат источниками формирования. Методы анализа, используемые на стадиях осуществления контрольной деятельности, оценивают степень приближения фактических результатов к конечному пункту какой-либо управленческой программы независимо от того, изложена она в общих или конкретных выражениях. Контроль качества проведения анализа - необходимый этап при оценке информации относительно результатов выполнения управленческих решений.
Таким образом, внутренний контроль организации является:
- неотъемлемым элементом каждой стадии процесса управления;
- «обособленной» стадией, обеспечивающей информационную прозрачность на предмет качества хода процесса управления на всех других стадиях.
Функция контроля глубоко интегрирована с другими функциями управления. Вместе с тем существует информационная интеграция внутри функции контроля. Интеграция контроля и других функций на одном уровне управления - это горизонтальная интеграция, а информационная интеграция функций контроля на разных уровнях управления (контроль на уровне рабочего места, бригады, участка, цеха, организации) - это вертикальная интеграция.
В результате интеграции по горизонтали достигается согласование отдельных элементов управления с целью решения какой-либо управленческой проблемы или достижения какой-либо цели управления. При вертикальной же интеграции функция контроля реализуется на разных уровнях управления, но на базе одной и той же информации, подвергаемой агрегированию (укрупнению). Вертикальная интеграция необходима для контроля со стороны вышестоящего звена (системы) управления.3
1.2. Внутренний контроль: понятие, классификация
Понятие внутреннего контроля отнюдь не новое. Появившись в лексиконе еще в начале XVIII века, оно эволюционировало со временем. Как система контроля деятельности предприятия это понятие сформировалось к началу XX столетия в виде совокупности трех элементов: разделение полномочий, ротация персонала, использование и анализ учетных записей. Позже функции внутреннего контроля значительно расширились, преобразовавшись в организацию и координирование действий, направленных на обеспечение сохранности активов, проверку надежности учетной информации, повышение эффективности операций, следование предписанной политике и процедурам компании. Таким образом, новые функции вывели понятие внутреннего контроля за рамки круга вопросов, относящихся к обычному бухгалтерскому учету. Эволюционируя и расширяя сферу своего приложения, внутренний контроль к концу XX века превратился в инструмент контроля за рисками, где его функции тесно переплетаются с функцией управления рисками - риск-менеджментом.
Внутренний контроль есть процесс, направленный на достижение целей компании, и являющийся результатом действий руководства по планированию, организации, мониторингу деятельности компании в целом и ее отдельных подразделений.
Менеджеры компании должны, во-первых, поставить цели и определить задачи компании и отдельных подразделений и построить соответствующую этому структуру организации. И, во-вторых, обеспечить функционирование эффективной системы документирования и отчетности, разделения полномочий, авторизации, мониторинга для достижения поставленных целей и решения стоящих задач.
Определение внутреннего
контроля с точки зрения его бухгалтерского
понимания звучит следующим образом:
внутренний контроль есть структура, политика,
правила, процедуры по обеспечению
сохранности активов
- транзакции должным образом авторизованы;
- транзакции своевременно и точно отражают в отчетности в соответствии со стандартами учета;
- доступ к
активам компании
- физическое
наличие активов периодически
сверяется с бухгалтерскими
Чем внутренний контроль отличается от контроля вообще? Внутренний контроль - это контроль изнутри компании, в противоположность внешним видам контроля, таким как законодательное регулирование, контроль со стороны внешних контролирующих организаций и т.п. в данном контексте понятие внутреннего контроля синонимично понятиям управленческого контроля, операционного контроля.4
Необходимо также отметить такую важную деталь, что внутренний контроль полезен только в том случае, если направлен на достижение конкретных целей и, прежде чем оценивать результаты контроля, необходимо определить эти цели.
Чтобы глубже понять сущность контроля как важной управленческой категории, раскрыть механизм функционирования выражаемых ею отношений, выявить специфические особенности различных ее составляющих, необходимо его классифицировать.
Важнейший классификационный аспект внутреннего контроля - формальный. В экономической литературе на данный момент нет общепринятого определения понятия формы внутреннего контроля и общепризнанных выделений его форм по сравнению, например, с формами бухгалтерского учета - мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная, упрощенная.
В качестве форм внутреннего контроля организации, по нашему мнению, нужно выделить:
Информация о работе Система внутреннего контроля организации: понятия, составляющие, способы оценки