Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:23, контрольная работа
Задачи, поставленные вначале работы выполнены: раскрыто понятие системы стройсбережений, рассмотрен на примере г. Москвы и Санкт-Петербурга первый опыт организации стройсберкасс и их прообраза – жилищного кооператива.
1. Состояние ипотечного рынка
Российское жилищное законодательство предполагает предоставление полностью бесплатного жилья не более 2-3% населения. С другой стороны приобретение жилья без долгосрочного накопления и кредитования за полную стоимость возможна не более чем для 5% населения. Следовательно, для оставшихся 90% населения России единственный вариант решения жилищной проблемы – с помощью системы жилищного кредитования. Кстати, именно так приобретают жилье и в других странах. "Доступное жилье" – не синоним понятия дешевое жилье или бесплатное жилье. "Доступное жилье" – это жилье, которое человек может приобрести с помощью доступных, эффективных и необременительных финансовых механизмов.
Специфика России состоит в том, что в нашей стране существует огромная неудовлетворенная потребность населения в жилье. По экспертным оценкам, общая потребность россиян в жилье составляет более 1,5 млрд. кв. метров, что сегодня соответствует сумме в 1500 млрд. долл. Если решить задачу удвоения объемов жилищного строительства, что является стратегической задачей на 2010 год, и строить по 80 млн. кв. м. в год (в настоящий момент годовые объемы строительства составляют 38 млн. кв. м в год), то для удовлетворения потребностей россиян в физическом объеме жилья потребуется 18 лет. Однако, представляется достаточно сложным достигнуть объемов в 80 млн. кв. м в год. Возникает вопрос, каким образом привлечь для реализации программы жилищного кредитования в России такой объем долгосрочных финансовых ресурсов?
Основа любой системы жилищного кредитования – это денежные средства, привлекаемые на финансовом рынке. Источников так называемых «длинных пассивов» фактически два: это рынок ценных бумаг, то есть ипотечные ценные бумаги и их модификации, и рынок ссудного капитала, то есть вклады различной срочности, преимущественно целевые жилищные сбережения населения. Мировая практика свидетельствует, что оба этих источника сопоставимы по масштабам и эффективно дополняют друг друга. Например, на данный момент в США объем ссудной задолженности по жилищным кредитам составляет 7 трлн. долл., при этом с помощью ипотечных ценных бумаг финансируется лишь 54% этой задолженности. В европейских странах доля ипотечных ценных бумаг еще ниже. В среднем около 30% выданных ипотечных кредитов рефинансируется с помощью ценных бумаг.
В основе этого различия лежат традиции и уровень развития фондового рынка той или иной страны. Обычно доля ипотечных ценных бумаг составляет от 30 до 70% всего фондового рынка страны.
1. Состояние ипотечного рынка…………………………………………………………………………………………………..3
2. Принцип работы системы стройсбережений………………………………………………………………………...4
3. Государственная поддержка системы стройсбережений…………………………………………………....6
4. Взаимодействие системы стройсбережений с другими формами государственной поддержки приобретения и строительства жилья……………………………………………………………....7
5. Финансовое обоснование государственной поддержки системы стройсбережений……….9
6. Перспективы развития системы стройсбережений в России……………………………………………...10
7. Первый опыт применения строительных сберегательных касс в Москве………………………..…12
8. Жилищные кооперативы в Санкт-Петербурге как прообраз стройсберкасс……………………..15
9. Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………....17
10. Список использованной литературы…………………………………………………………………………………....18
4.
Взаимодействие системы
Система стройсбережений
может существенно повысить эффективность
других форм государственной поддержки.
Например, на предоставление государственных
жилищных сертификатов предполагается
в 2007 году израсходовать около 24 млрд.
рублей. При этом стоимость одного
квадратного метра для Москвы
на 3 квартал 2006 года определена для
расчета жилищных субсидий из федерального
бюджета (государственных жилищных
сертификатов) в 29600 рублей, что в 3,5
раза ниже средней рыночной одного
квадратного метра в г. Москва
и в 2,7 ниже минимальной цены жилья.
Для Санкт-Петербурга стоимость
одного квадратного метра для
предоставления жилищных субсидий определена
21200 рублей, в то время как рыночная
цена 1 квадратного метра в 2,5 раза
выше. Невозможность реально
Другая форма поддержи
жилищного строительства –
Таблица 3.
Ассигнования из федерального бюджета на приобретение жилья различными категориями населения. |
2006 |
2007 |
Накопительная ипотечная система
жилищного обеспечения |
3,279 |
5,529 |
Обеспечение жильем молодых семей |
2,1 |
3,6 |
Субсидии на приобретение жилья военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы и приравненные к ним лицам |
15,6 |
12,614 |
Субсидии на приобретение жилья гражданами, уволенным с военной службы |
Х |
5,32 |
Субсидии на приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера |
1,17 |
1,227 |
Мероприятия по обеспечению жильем молодых ученых |
Х |
0,234 |
Обеспечение жильем граждан РФ, подлежащих
отселению с комплекса Байконур |
0,0175 |
0,0195 |
Компенсации за утраченное жилье и (или) имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской республике |
0,0895 |
Х |
Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф |
0,79 |
3,9 |
Мероприятия по обеспечению жильем прокуроров, следователей органов прокуратуры |
Х |
0,61 |
Субсидии на приобретение жилья вынужденным переселенцам |
Х |
1 |
Субвенции бюджетам по обеспечению жильем отдельных категорий граждан |
3,2 |
Х |
ИТОГО |
26,3 |
34,1 |
Источник: Федеральный закон №189-ФЗ от 26.12.2005 «О федеральном бюджете на 2006 год», проект Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год».
Далее, система стройсбережений
хорошо подходит для реализации ипотечно-накопительного
кредитования для военных. Уже сейчас
широкое применение ипотечно-накопительных
систем для военнослужащих, как и
любых других федеральных и региональных
жилищных программ с предварительным
накоплением, приводит к появлению
«Военных строительно-сберегательных
компаний», иных систем, работающих по
принципу «немецких строительно-
5.
Финансовое обоснование
Процент государственной премии на первом этапе становления системы стройсбережений должен быть значительным. Однако для России нецелесообразно начинать с государственной премии в 40%. Лучше ее сделать меньше, но распространить на больший объем накоплений. Это будет иметь большее стимулирующее значение с учетом сформировавшегося высокого уровня цен на жилье. Поэтому процент государственной премии следует принять такой же, как в Казахстане, а именно – 20%.
Предлагается ограничить
максимальный объем годовых накоплений
на одного человека исходя из размеров
средней заработной платы и гипотезы
возможности максимального
12000* 12*0,3*1,5 = 64800.
С учетом инфляции следует
принять максимальную сумму вклада,
на которую начисляется
Расходы государства к 2012-2013 году при максимальном развитии системы стройсбережений и покрытии за счет системы строительных вкладов половины выдаваемых в стране ипотечных кредитов, составят 500 тысяч рублей в год. Расходы государства при условии выхода всех вкладчиков на максимальную сумму 70 000 рублей в год составят 7 млрд. рублей.
На первом этапе
в 2008-2009 годах, число договоров
стройсбережений составит 100-150 тысяч
договоров в год, что
Таблица 4.
Агентство по ипотечному жилищному кредитованию. |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Взнос в уставный фонд, млрд. руб. |
0,65 |
0 |
0 |
0,7 |
3,7 |
4,5 |
Предоставление гарантий млрд. руб. |
2 |
4,5 |
4,5 |
4,7 |
14 |
16 |
Исполнение государственных |
0,3 |
|||||
Количество выданных кредитов |
10149 |
15593 |
42464 |
Источник: Годовой отчет ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» за 2004 и 2005 годы, www. ahml. ru
Таким образом, при государственной премии в 20%, один рубль государственной поддержки обеспечивает привлечение в систему строительства жилья 12 рублей средств граждан.
Кроме того, как было показано,
в систему стройсбережений
6. Перспективы развития системы стройсбережений в России.
По экспертным оценкам, общая потребность россиян в жилье составляет более 1,5 млрд кв. м, что соответствует сумме в $1500 млрд. Если строить в России по 80 млн кв. м в год (в настоящий момент годовые объемы строительства составляют 38 млн кв. м), что является стратегической задачей государства, то на обеспечение всех нуждающихся граждан доступным и комфортным жильем потребуется 18 лет[15]. Построить такое количество жилья только за счет дольщиков и средств самих строительных компаний невозможно. В этой ситуации приходится искать новые инструменты привлечения долгосрочных финансовых ресурсов для реализации программы жилищного кредитования.
Источников так называемых длинных пассивов фактически два: это рынок ценных бумаг, то есть ипотечные ценные бумаги и их модификации, и рынок ссудного капитала -- то есть вклады различной срочности, целевые жилищные сбережения населения. Мировая практика свидетельствует о том, что оба этих источника сопоставимы по масштабам и эффективно дополняют друг друга.
Система стройсбережений в России уже работает в разных формах: в виде кредитных кооперативов, страховых компаний, коммандитных товариществ и акционерных обществ[16]. Поскольку ипотечные ставки высокие, многие непосредственно обращаются к застройщикам, заранее авансируя приобретение жилья еще на стадии закладки фундамента, что перекладывает риски на граждан.
Мнения разных экспертов о развитии в России системы стройсбережений неоднозначны.
Строительные сберегательные
кассы (ССК) могут стать в нашей
стране одним из инструментов приобретения
недвижимости наряду с ипотекой. Причем
если ипотекой на данный момент могут
воспользоваться около 7% населения
России, то ССК – 25-30%. Ипотечным кредитованием,
как правило, могут воспользоваться
только те граждане, чей ежемесячный
доход составляет 40.000-50.000 рублей. Для
получения кредита в ССК
Региональные власти, например,
очень заинтересованы в ссудно-сберегательных
банках. Там нет возможности
По информации Restate.ru, именно ЦБ сопротивляется созданию таких кредитных учреждений, как ссудно-строительные сберегательные кассы. По мнению ЦБ, пока о создании таких касс говорить преждевременно: непонятно, кто их будет контролировать и на основании каких нормативов[17]. Надо полагать, решение вопроса о контроле и уровне государственного участия будет ключевым в принятии программы развития ссудно-строительных касс. Чтобы система стройсберкасс начала действовать, необходимо выстроить четкий механизм. Это требует огромных интеллектуальных, физических, финансовых затрат.
Стройсберкассы - нужный для
рынка жилья инструмент. Они не
противовес, не конкуренция ипотеке,
а дополнение, у которого есть своя
целевая аудитория, свой потребитель.
Но данная модель кредитования может
быть применима только в условиях
ценовой стабильности на рынке недвижимости.
Основная задача ССК - накопление первоначального
взноса, который можно будет
Информация о работе Системы стройсбережений в Москве и Санкт- Петербурге