Системы учета затрат в целях их контроля и регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Управленческий учет выступает составной частью информационной системы предприятия. Эффективность управления производственной деятельностью обеспечивается информацией о деятельности структурных подразделений, служб, отделов предприятия. Управленческий учет формирует такую информацию для руководителей разных уровней управления внутри предприятия с целью принятия ими правильных управленческих решений.

Содержание работы

Часть 1. Тема «Системы учета затрат и каликулирования себестоимости для целей их контроля и регулирования»
Введение…………………………………………………………...……………....2
Глава 1. Система последующего контроля
1.1. Выбор системы и метода учета затрат…………………….………3
1.2 Применение системы последующего контроля……...……………4
Глава 2. Система текущего (предварительного) контроля
2.1. Нормативный метод учета затрат…………...………………….….5
2.2. Система Standart-cost………………………………………….…..11
2.3. Сравнение нормативного метода учета затрат
и системы Standart-cost……………20
Заключение…………………………………………………………………..…..23

Часть 2. Тема «Учет затрат и калькулирование по системе полной и неполной себестоимости»
Журнал хозяйственных операций…………………………………………..…..24
Корреспонденция счетов…………………………………………..……………27
Ведомость распределения общепроизводственных расходов………………..28
Расчет себестоимости к отчету о прибылях и
убытках (по полной себестоимости) ………..…………….28
Расчет себестоимости к отчету о прибылях и
убытках (по неполной себестоимости)……………...…….29

Список использованной литературы……………………………....…………...30

Файлы: 1 файл

Системы учета затрат в целях их контроля и регулирования.doc

— 350.50 Кб (Скачать файл)

∆Пц = (Фактическая прибыль, рассчитанная на базе нормативной себестоимости единицы продукции – Нормативная прибыль, рассчитанная на базе нормативной себестоимости единицы продукции) * Фактический объем продаж.

∆Пр = (Фактический объем продаж – Сметный объем продаж) * Нормативная прибыль на единицу продукции.

Весь цикл выполненных  расчетов проиллюстрирован на рис.2.

Все отклонения могут  быть полностью отнесены на финансовые результаты того месяца, в котором  они выявлены (рис.3). Однако на практике применяется и другой вариант, при котором отклонения распределяются между остатками незавершенного производства и готовой продукции.

Система Standart-cost позволяет оптимизировать запасы материальных ценностей. Также еще одно из основных преимуществ данной системы состоит в том, что при правильной ее постановке учет и калькулирование становится менее трудоемким. Так как на идеальном предприятии (не имеющем отклонении) трудозатраты по учету и калькулированию будут близки к нулю.

Таким образом, система Standart-cost может влиять на повышение доходности предприятия по таким трем направлениям, как:

1) выявление устранимых  потерь (неблагоприятных отклонений), снижающих прибыль предприятия;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) предоставление менеджерам  точных данных о себестоимости производства, на основании которых отдел сбыта может планировать объем продаж и устанавливать оптимальные цены;

3) минимизация учетной  работы, связанной с калькулированием.

В конечном счете эта  система стимулирует работу всего  коллектива организации.

2.3. Сравнение нормативного метода учета затрат и системы Standart-cost

На основании вышеизложенного можно представить наиболее существенные различия между традиционным для отечественного учета нормативным методом и системой Standart-cost.

Таблица 2

Основные отличия нормативного метода учета

от системы Standart-cost

Область сравнения

Standart-cost

Нормативный метод

Цель учета

Бухгалтерское отраже- ние  отклонений на специальных счетах с  подразделением по факторам

Выявление отклонений от норм в процессе расходования средств

Базовое уравнение, описывающее  содержание ученой системы

∆с = Сф - Сст

где ∆с – отклонение от стандарта;                            Сф–фактическая себестоимость;              Сст – стандартная себестоимость

Сфн ± Ин ± ∆н

Где Сн – нормативная себестоимость продукции;                    Ин – изменения действующих норм;     ∆н – отклонения от действующих норм

Учет изменений норм

Текущий учет измене- ний норм не ведется

Ведется в разрезе  причин и инициаторов

Продолжение Таблицы 2

Степень охвата производственных параметров нормированием

Разработка стандартов для всех затратных и доходных показателей производства; косвен-ные расходы относятся на себестоимость в пре-делах норм, отклонения выявляются с учетом объема производства и относятся на результаты финансовой деятель-ности

Нормирование только прямых затрат; распределение косвенных между объектами калькуляции индексным методом

 

 

 

 

 

 

Учет отклонений от норм прямых расходов

Отклонения докумен-тируются и относятся на виновных лиц и  финан-совые результаты

Отклонения документируются  и включаются в фактичес-кую себестоимость  объектов калькули-рования пропор-ционально  их норматив-ной себестоимости

Степень регламентации

Нерегламентирован, не имеет  единой методики установления стандар-тов  и ведения учетных регистров

Регламентирован, разработаны  общие и отраслевые стандарты  и нормы


 

Таким образом, несмотря на схожесть идей  рассмотренных методов учета затрат,  нормативный метод и система Standart-cost существенно отличаются друг от друга.  Оба метода учитывают затраты в пределах норм и предполагают учет затрат в системе полной и неполной себестоимости                (Standart-cost синтезируется с учетным методом Direct-costing, следствием чего является вариант под названием Direct-Standart). Однако из сравнения методов видно, что на этом  их общие принципы построения начинают приобретать индивидуальные черты. Стоит выделить наиболее важные из них.      

Так, в условиях системы Standart-cost в течение года стандарты меняться не могут. Их полный пересмотр осуществляется раз в год, обычно перед составлением сметы затрат на будущий период. Кроме того, стандартная себестоимость может пересматриваться при радикальном изменении технологии производства, мощности предприятия. При нормативном методе пересмотр норм в течение года возможен. При этом в общем объеме отклонений на учтенные приходится 5-10%, на неучтенные – 90-95%, что не позволяет детально и оперативно анализировать финансовые результаты.

В Standart-cost расходы сверх установленных норм относятся на виновных лиц или на результаты финансово-хозяйственной деятельности и не включаются в затраты на производство, как при нормативном методе.

Но и приведенные  различия можно свести к тому, что выполняемые в обоих рассматриваемых методах учета затрат расчеты нормативов являются необходимыми для получения достоверной информации о затратах, пригодной для последующего анализа и контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Нормативный метод учета затрат и система Standart-cost вбирает в себя не только документирование, отражение на счетах фактически понесенных затрат и калькулирования себестоимости продукции, но и все информационное обеспечение стратегии и тактики по внутреннему управлению. Имея развернутую информацию об отклонениях от норм по причинам и виновникам, можно контролировать работу любого производственного подразделения. Проводимый на этой основе ретроспективный и оперативный анализ позволит вовремя обнаружить недостатки в организации производства, снабжении, нормировании, использовании материальных и трудовых ресурсов, выявить имеющиеся внутренние резервы.

Оба метода учет затрат не являются тождественными понятиями, но  они являются одними из самых эффективных инструментов контроля и управления затратами. Заранее разработанные нормативные значения затрат  позволяют оперативно управлять ими на стадии их осуществления. Они также помогают  принимать решения по установлению реальных цен, для подготовки бюджетов и выработки прогнозов. И что самое важное, внедрение на предприятиях систем текущего контроля позволяет существенно сократить затраты на производство, снизить себестоимость продукции и увеличить доходы предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 2. «Учет  затрат и калькулирование по системе  полной и неполной себестоимости»

Таблица 3

Журнал хозяйственных  операций за январь локомотивного депо

№ п/п

Содержание  операции

Сумма,тыс.руб.

Корреспон- дирующие счета

Дт

Кт

1

Получен и зачислен на текущий счёт депо аванс на текущие  затраты согласно смете расходов

5 400 000

51

79

2

В соответствии с выпиской с текущего счета:

     

а) получено в  кассу на выплату заработной платы  персоналу депо за 2-ю половину декабря  и на хозяйственные нужды депо

3 700 000

50

51

б) перечислен фондам в погашение задолженности по страховым взносам с начисленной заработной платы:                                          в том числе:

1117400

   

ФСС, 2,9%

107300

69.01

51

ПФ (страховая  часть пенсии), 16%

592000

69.02.01

51

ПФ (накопительная  часть пенсии), 6%

222000

69.02.02

51

ФОМС 5,1%

188700

69.03

51

ФСС (взнос на страхование от несчастных случаев,травматизм),0,2%

7400

69.04

51

3

Начислена амортизация  за январь:

21155

   

а)организационных  расходов

155

20

05

б) программного продукта, исключительные имущественные  права на который приобретены по договору уступки

21000

25

05

4

Начислена амортизация  за январь:

3073237

   

а) производственных зданий, помещения уборщиков депо, компрессорной подстанции,столярного помещения, комнаты отдыха

18256

25

02

б) канав смотровых,асфальтовой площадки, прожекторных мачт,водоотводных лотков и проч.

2485

20

в) линии эл.передач,эл.снабжения  цеха, водопроводных и канализационных  сетей,трубопроводных тепловых сетей

9288

25

г) станков, стенда для проверки эл.счетчиков, крана  мостового, компрессора, автопогрузчика,эл.тележек

20869

25

д) автотранспорта

3465

26

е) пишущей машинки, ксерокса,компьютерной приставки

4395

26

ж) радиостанций локомотива

1306

20

з) электросекций

3011584

20

и) холодильника, гладильной доски,стиральной машины

200

25

к) стоматологической  и психологической установок

1389

25

5

Списана согласно извещению НОДФ электроэнергия:

3571800

   

а) на тягу поездов

3543000

20

79

б) на освещение  цехов

28000

25

в) конторы депо

800

25

Продолжение Таблицы 3

6

Списаны материалы израсходованные на:

3464897

   

а) перевозки

784000

20

10.01

б) ремонт электросекций  текущий ТР-2

12897

23

в) текущий ТР-1

2298000

23

г) техосмотр  электросекций ТО-3

370000

23

7

Списано топливо,израсходованное  на отопление:

127000

   

а) помещений  цехов

118000

25

10.03

б) конторы депо

9000

26

8

Списаны прочие материальные затраты на перевозки,связанные  с

     

а) капремонтом

1418000

23

76

б) текущим ремонтом ТР-3

0

23

9

Распределены  и списаны основные распределяемые расходы, связанные с:

     

а) ремонтом электросекций  текущим ТР-2

3612000

23

25

б)ТР-1

671000

23

25

в)техосмотром  ТО-3

80000

23

25

10

Списаны прочие расходы на перевозки

2020000

20

76

в т.ч. Налоги

207000

20

76

11 

Выплачена зарплата за 2-ю половину декабря:

     

а) через кассу

3893000

70

50

б) списана на банковские карточки

110000

76

51

70

76

12

Передан в производство со склада депо специнструмент стоимостью до 40000 руб. и списан на расходы

53000

20

10

13

Получена со склада депо спецодежда и выдана работникам депо

120000

10

79

26

10

14

Начислена локомотивным бригадам:

     

а)зарплата за отработанное время

1391931

20

70

б) доплата за ночные часы

0

20

70

в) сверхурочные часы

61467

20

70

г) праздничные  дни

47904

20

70

д) выходные дни

22829

20

70

е) надбавки за класс квалификации

23219

20

70

ж) премии

364074

20

70

з) премии за экономию

55063

20

70

Всего:

1966487

   

15

Начислена зарплата проводникам

80703

20

70

Убощикам эл.секций

141146

20

70

16

Доплата за разъездной характер работы

196256

20

70

17

Начислена зарплата рабочим,занятым на:

     

а )текущем ремонте  ТР-2

54722

23

70

б) ТР-1

148077

23

70

в) техосмотре ТО-3

169536

23

70

г) ТБ И ПС

28422

23

70

Всего:

400757

   

18

Начислена доплата  за бригадирство

980

23

70

19

Премии сдельщикам

130592

23

70

20

Вознаграждение  за выслугу лет

136899

96

70

21

Начислены единовременные поощрения

77095

20

70

22

Начислена оплата очередных отпусков:

     

а ) за январь

262379

20

70

Продолжение Таблицы 3

б) за февраль

147599

97

70

в) учебных отпусков

26171

20

70

23

Начислено пособие:

     

а) по временной  нетрудоспособности

130362

69.01

70

б) по уходу за ребенком

3003

69.01

70

24

Выплаты по уходу  на пенсию

4319

20

70

25

Начислено выходное пособие

2144

20

70

26

Материальная  помощь

37628

20

70

27

Начислена зарплата работникам химической лаборатории

3295

25

70

28

рабочим,обслуживающим  автотранспорт

14089

26

70

29

работникам,занятым  материально-техническим обеспечением

2524

25

70

30

инструкторам  машинистов

103094

25

70

31

управленческому персоналу

194692

26

70

32

работникам  столовой

7768

29

70

33

работникам  пионерлагеря

10374

29

70

34

Начислена премия работникам АУР

66612

26

70

35

Произведены отчисления в фонды социального страхования  с начисленной зарплаты,доплат,надбавок,премий и отпускных сумм,пособий по временной нетрудоспособности

     

а) локомотивным бригадам

753937

20

69.01

б) проводникам

83088

20

69.01

в) убощикам

42344

20

69.01

г) рабочим,занятым  на ремонте

159699

23

69.01

д) обслужвающему и управленческому персоналу

115292

25

69.01

е) обслуживающих  хозяйств

5443

29

69.01

Всего:

1159801

   

36

Принят от подотчетного лица авансовый отчет о расходах на командировку

7000

25

71

37

Образован резерв на выплату вознаграждений за выслугу лет

658300

20

96

38

Произведены удержания  из начисленных выплат:

     

а) НДФЛ

376276

70

68

б) профсоюзных  взносов

25824

70

76

в) сумм в сбербанк

109893

70

76

г) алиментов

33108

70

76

д) процентов  за ссуду

26

70

73

е) ссуды

6593

70

73

ж) кредиты

2850

70

73

з) коммунальные платежи

10024

70

76

39

Распределены  и списаны на основное производство общепроизводственные и общехозяйственные  расходы

356474

20

25

327295

20

26

40

Распределены  и списаны на вспомогательное  производство общепроизводственные и общехозяйственные расходы

88525

23

25

81279

23

26

41

Распределены  и списаны на обслуживающее хозяйство  общепроизводственные и общехозяйственные  расходы

4007

29

25

3679

29

26

42

Списаны на основное производство расходы:

     

а) вспомогательного производства

9323728

20

23

б) обслуживающего производства

31271

20

29


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

Ведомость распределения  общепроизводственных и

 общехозяйственных  расходов

№ счета

база распределения-основная з/п рабочих

Общепроизводст-венные расходы,тыс.руб

Общехозяйствен-ные расходы, тыс.руб.

сумма

% к итогу

20

1613780,0

79,4

356474,5

327295,0

23

400757,0

19,7

88524,9

81278,6

29

18142,0

0,9

4007,5

3679,4

ИТОГО

2032679,0

100,0

449006,8

412253


 

 

Таблица 5

Расчет себестоимости к отчету о прибылях и убытках (по полной себестоимости), тыс.руб

Наименование  показателя

Отчетный период

Доходы и расходы  по обычным видам деятельности

 

Выручка (нетто) от продажи

 

Себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг

 

Расходы от перевозок

23906295,2

Расходы по ПВД

 

Валовая прибыль

 

Коммерческие расходы

 

Управленческие расходы

 

  Прибыль от продаж

 

 

 

 

Таблица 6

Расчет себестоимости  к отчету о прибылях и убытках (по неполной себестоимости), тыс. руб

Наименование показателя

Отчетный период

Доходы и расходы  по обычным видам деятельности

 

Выручка (нетто) от продажи

 

Себестоимость проданных  товаров, продукции, работ, услуг

 

Расходы от перевозок

23045035,4

Расходы по ПВД

 

Валовая прибыль

 

Коммерческие расходы

 

Управленческие  расходы

861259,8

Прибыль от продаж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

    1. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21.1196 № 129-Ф3 в редакции от 03.11.2006 № 183-ФЗ
    2. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: - М.: Омега-Л, 2008. – 570 с.
    3. Глущенко И.Н. Бухгалтерский управленческий учет на железнодорожном транспорте. – М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2008. – 238с.
    4. Красов А.П., Вовк А.А. и др.; Под ред. Проф. Красова А.П. Бухгалтерский финансовый учет на железнодорожном транспорте. – М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2008. – 672 с.
    5. Каверина О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры.-М.: Финансы и статистика, 2003

 

 

 


Информация о работе Системы учета затрат в целях их контроля и регулирования