Собираемость налогов как основной показатель эффективности налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа имеет своей целью проанализировать организацию контрольной работы налоговых органов. Достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения основных задач:
раскрыть сущность контрольной работы налоговых органов
определить методики, с помощью которых осуществляется оценка эффективности работы налоговых органов;
определить основные показатели работы налоговых органов на территории Российской Федерации и по ее субъектам в частности;
проанализировать результативность контрольной работы налоговых органов на сегодняшний день и предложить пути ее дальнейшего совершенствования.

Файлы: 1 файл

Любая налоговая система призвана обеспечивать поступления в бюджет.docx

— 52.58 Кб (Скачать файл)

~ ~

Введение

Актуальность темы исследования. В современных условиях создание прочной финансовой основы существования государства и общества в целом, успешное осуществление реформ в сфере налогообложения, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без создания системы эффективной контрольной работы налоговых органов, призванной обеспечить финансовые интересы государства при одновременном соблюдении прав организаций и физических лиц. Поэтому вопросы, связанные с изучением организации контрольной работы налоговых органов в нашем государстве, анализом эффективности работы контролирующих налоговых органов, а также определением путей совершенствования контрольной работы налоговых органов являются весьма важными.

Современный уровень развития общественных отношений в сфере налогообложения, а также постоянное совершенствование  налогового регулирования предполагают необходимость научного анализа  происходящих правовых преобразований и осмысления тех организационно-правовых механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов  при осуществлении налоговых  изъятий. Наиболее значимой является организация и функционирования контрольной работы налоговых органов - налогового контроля, в рамках которого изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере. Естественно, это вызывает повышенный интерес к изучению функционирования механизма контрольной работы налоговых органов.

Их главными задачами являются, контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.

Жизнедеятельность любого государства  находится в прямой зависимости  от налоговых и иных поступлений  в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Согласно ст. 8 части первой НК РФ под налогом, сбором понимается обязательный, индивидуальный и безвозмездный  взнос, взимаемый с юридических  и физических лиц. Конституционная  обязанность платить законно  установленные налоги и сборы  закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации.

Необходимость налогового контроля определяется наличием весьма частого уклонения  плательщиков от налогообложения. Это  явление развивалось параллельно  с самим налогообложением и приобрело  форму устойчивой закономерности. Существует достаточно большое количество способов ухода от налогов. В итоге государство  недополучает порой весьма значительные суммы налоговых платежей.

В последнее время достаточно высоким  является процент выявления тех  или иных нарушений по результатам  контрольных мероприятий. Наиболее действенной мерой по предупреждению роста недоимки является направление  требований в адрес налогоплательщиков. Также применяются такие меры по предупреждению роста недоимки как  направление инкассовых поручений  на счета налогоплательщиков; направление  банкам решений о приостановлении  операций по счетам недоимщиков; направление  в службу судебных приставов постановлений  о взыскании налогов за счет имущества  должников; арест имущества службой  судебных приставов.

Очень важна деятельность налоговых  органов. От их работы зависит стабильное поступление в казну государства налогов и других обязательных платежей, успешное функционирование всех государственных органов, его дальнейшее экономическое и социальное развитие.

Оценка контрольной работы позволяет  сделать вывод, что качество контроля налоговых инспекторов является пока еще недостаточно высоким, кроме  этого основную проблему для налогового органа представляет рост недоимки и повышение трудностей непосредственно взыскания доначисленных в ходе контрольных мероприятий сумм налогов и финансовых санкций.

В настоящее время актуальной является задача по поиску определенных путей совершенствования контрольной работы налоговых органов, улучшение показателей их работы. Причем такая задача стоит как на уровне отдельно взятых инспекций, так и на уровне государства в целом.

Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе организации контрольной работы налоговых органов Российской Федерации.

Предметом исследования курсовой работы является оценки и показатели работы налоговых органов Российской Федерации.

Курсовая работа имеет своей целью проанализировать организацию контрольной работы налоговых органов. Достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения основных задач:

  • раскрыть сущность контрольной работы налоговых органов
  • определить методики, с помощью которых осуществляется оценка эффективности работы налоговых органов;
  • определить основные показатели работы налоговых органов на территории Российской Федерации и по ее субъектам в частности;
  • проанализировать результативность контрольной работы налоговых органов на сегодняшний день и предложить пути ее дальнейшего совершенствования.

 

 

 

 

 

 

Глава I Теоретические аспекты исследуемой темы

    1. Собираемость налогов как основной показатель эффективности налоговой системы
      1. Налоговый потенциал

Эффективность налоговой  системы в соответствии с постулатами  финансовой науки (конец XIX — начало XX в.) обуславливается двумя факторами:

• полнота выявления источников доходов в целях налогообложения;

• минимизация расходов на взимание налогов.

Таким образом, эффективность  налоговой системы определяется мерой полноты поступлений налогов  в бюджет и, соответственно, степенью исполнения всех налоговых процедур, тем, насколько эффективно оцениваются  и используются установленные законом  базы налогообложения, а также уровнем  затрат на содержание самого фискального  аппарата.

В РФ для характеристики эффективности налоговой системы  используется показатель собираемости налогов. В наиболее общем виде он характеризует степень использования  налогового потенциала за данный период времени.

Термин "потенциал", согласно толковому словарю русского языка, означает "совокупность средств, возможностей, необходимых для чего-либо". Исходя из данного значения, можно говорить о налоговом потенциале как о "налоговой возможности", т.е. о  некоторой условной, в принципе достижимой сумме налоговых сборов.

В бюджетном законодательстве современной России (ст. ст. 131, 138, 142.1 БК РФ) под налоговым потенциалом  подразумевается совокупность объектов налогообложения в рамках действующей  налоговой системы, расположенных  на территории субъекта, т.е. налоговая  база.

При этом ст. 53 Налогового кодекса  Российской Федерации предусматривает, что "налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иные характеристики объекта налогообложения". На мой взгляд, трактуемая законодательством формулировка налогового потенциала недостаточно точно отражает суть данного понятия. Безусловно, в основе определения налогового потенциала лежит налоговая база. Однако не ее стоимостная оценка характеризует налоговый потенциал, а способность извлекать из нее доход.

Вместе с тем Методика распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации содержит показатель "индекс налогового потенциала" и  определяет его как "относительную (по сравнению со средним по Российской Федерации уровнем) оценку налоговых  доходов консолидированного бюджета  субъекта Российской Федерации, определяемую с учетом уровня развития и структуры  экономики субъекта Российской Федерации" .

Методическими рекомендациями субъектам Российской Федерации  и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений, утвержденными Приказом Минфина  России от 27 августа 2004 г. , предусматривается, что расчетные налоговые доходы - налоговый потенциал - являются оценкой  налоговых доходов, которые могут  быть собраны в бюджет муниципального образования из налоговых источников, закрепленных за бюджетом муниципального образования.

В современной отечественной  теории можно выделить три подхода  к толкованию понятия "налоговый  потенциал":

1. Ресурсный (налоговый  потенциал в "широком" смысле).

2. Фискальный (налоговый  потенциал в "узком" смысле).

3. Межбюджетный.

Н.Д. Матрусов определяет налоговый  потенциал в "широком" смысле - как "...совокупность финансовых ресурсов, которая может быть эффективно мобилизована через налогообложение в системе "население - хозяйство - территория", в координатах которой протекают  основные процессы жизнедеятельности  общества в границах региона".

В связи с этим при решении  масштабных задач, связанных с совершенствованием налоговой системы и реформированием  межбюджетных отношений, а также  перспективами регионального развития, необходимо опираться на фискальную оценку налогового потенциала. Таким  образом, в "широком" смысле налоговый  потенциал - это совокупный объем  налогооблагаемых ресурсов территории.

Н.Д. Матрусов определяет налоговый  потенциал в "узком" смысле как "...финансовые ресурсы, которые подлежат аккумулированию в бюджет через  налоговые платежи в соответствии с действующей в стране системой налогообложения...". Оценку налоговой  активности региональных органов власти и в первую очередь оценку собираемости налогов в отдельных регионах и сопоставление регионов по этому  показателю, по его мнению, целесообразно  базировать на исследовании налогового потенциала в "узком" смысле через  максимально возможную сумму  поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства.

Одним из сторонников межбюджетного  подхода является, в частности, С.Н. Хурсевич. Данная позиция строится на утверждении, что в целях усиления стимулирующей роли нормативов отчислений в бюджеты различных уровней  расчет их уровня необходимо осуществлять в привязке к величине налогового потенциала территорий, принимаемого в качестве основополагающего параметра  оценки бюджетной обеспеченности различных  типов территориальных образований. По содержанию налоговый потенциал  территории в данном случае определяется как "...максимально достижимый объем  бюджетно-налоговых поступлений, который  может быть получен в рамках территории в сложившихся условиях хозяйствования".

Исходя из методологической субординации качественного и количественного  анализа, налоговый потенциал необходимо прежде всего определить в качественном отношении, а потом уже обращаться к его количественной определенности.

В качественном аспекте налоговый  потенциал представляет собой систему  экономических отношений, которая  сформирована следующими характеристиками:

- налоговый потенциал  существует в экономическом пространстве, и его содержание состоит в  возможности отчуждения части  доходов (и соответственно части  финансовых потоков) совокупности  субъектов налоговых отношений,  т.е. в возможности институционально  ограничить ресурсную базу процесса  воспроизводства собственности  в пользу ресурсной базы процесса  воспроизводства власти, не подрывая  при этом основы воспроизводства  собственности;

- налоговый потенциал  есть способность какой-то совокупности  субъектов налоговых отношений  сформировать массу (поток) налоговых  платежей при условии, что правовое  поле и экономическая система  налогообложения заданы;

- налоговый потенциал  представляет собой составную  часть финансового потенциала  совокупности объектов налоговых  отношений, локализованных на  данной хозяйственной территории; формирование налогового потенциала  переходит в процесс реализации  экономического потенциала хозяйственной  территории; экономический потенциал  следует определить в качестве  главного фактора налогового  потенциала;

- мера налогового потенциала  определяет ресурсы воспроизводства  собственности, экономического потенциала  в целом, а значит, и меру  налогового потенциала последующих  периодов.

Оценка величины налогового потенциала как показателя предполагает решение двух ключевых задач, к которым  относятся:

1) определение собственно  налогового потенциала (то есть  той части совокупных финансовых  ресурсов, которые могут рассматриваться  как потенциальные налоговые  ресурсы);

2) определение предельно  допустимой налоговой нагрузки (нормы  налогообложения) для отдельного  региона (территории), с учетом  сбалансированности интересов всех  участников межбюджетных взаимоотношений и объективно обусловленного и прозрачного перераспределения средств между бюджетами в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований.

Информация о работе Собираемость налогов как основной показатель эффективности налоговой системы