Собираемость налогов как основной показатель эффективности налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа имеет своей целью проанализировать организацию контрольной работы налоговых органов. Достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения основных задач:
раскрыть сущность контрольной работы налоговых органов
определить методики, с помощью которых осуществляется оценка эффективности работы налоговых органов;
определить основные показатели работы налоговых органов на территории Российской Федерации и по ее субъектам в частности;
проанализировать результативность контрольной работы налоговых органов на сегодняшний день и предложить пути ее дальнейшего совершенствования.

Файлы: 1 файл

Любая налоговая система призвана обеспечивать поступления в бюджет.docx

— 52.58 Кб (Скачать файл)

Каждое территориальное  образование имеет свой налоговый  потенциал (объем налогооблагаемых ресурсов), который характеризуется  обеспеченностью налоговыми базами для исчисления того или иного  налога: суммой облагаемой прибыли, объемом  доходов физических лиц, стоимостью, добавленной в процессе обработки, стоимостью имущества, наличием природных  ресурсов. Эти данные содержатся в  налоговом паспорте региона. В соответствии с Федеральной целевой программой № 888 предусматривается совершенствование  методики определения с помощью  программных средств налогового потенциала субъектов РФ.

Налоговые доходы государства  формируются в соответствии с  общими тенденциями экономического развития. Недопоступление налогов  свидетельствует о наличии неиспользованного  налогового потенциала на данный период времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Собираемость налогов

Собираемость налогов  — это объем налоговых поступлении  в абсолютном выражении или степень  полноты исполнения налоговых обязательств в относительном выражении.

Это понятие стало общеупотребительным  и используется при:

• разработке перспектив бюджетно-налоговой политики,

• формировании бюджета (расчете бюджетных проектировок по поступлениям от каждого налога, заданий фискальным органам),

• анализе исполнения бюджета,

• оценке величины номинального и реального налогового бремени,

• оценке эффективности работы налоговых органов.

Собираемость налогов — это один из критериев бюджетно-налоговой безопасности.

Собираемость налогов  в абсолютном выражении оценивается  исходя из поступлений налогов в различных аспектах: в разрезе отдельных налогов, групп налогов, отдельных предприятии или групп предприятий, в отраслевом или региональном разрезе, по уровням бюджетной системы, в которую поступают налоги.

Так, в налоговых органах  формируются следующие основные данные по всем зарегистрированным налогоплательщикам;

• начисленные (доначисленные) объемы налоговых обязательств;

• налоговые льготы по законодательству РФ, региональному и местному законодательству;

• суммы уплаченных налогов, включая авансовые платежи и неденежные расчеты;

• начисленные и уплаченные пени и штрафы;

• величина и структура задолженности по каждому налогу.

Данные о поступлениях налогов, о состоянии задолженности, уплаченных пени и штрафов и задолженности  по ним, о предоставленных льготах, о списании задолженности, в том числе в результате амнистий, — основные показатели собираемости в абсолютном выражении.

В относительном выражении  собираемость характеризуется сопоставлением величины исполненных налоговых  обязательств к объему начисленных  налогов. Различные модификации  данного показателя представляют собой  различные коэффициенты.

Коэффициент собираемости —  отношение суммы исполненных  налоговых обязательств (П), подлежащих уплате в данном периоде, к обшей  сумме обязательств, которые должны быть уплачены в данном периоде (О):

КС = П/О.

С учетом того, что собираемость зависит от объема задолженности, т. е. П = О - 3, где П — объем поступивших  налогов, О — объем налоговых  обязательств, 3 — прирост задолженности, данный коэффициент можно представить  в виде:

 КС = П/О = (О - 3)/0 = 1 –  З/О

Чем меньше сумма прироста задолженности, тем выше уровень  собираемости.

На собираемость влияет множество  факторов, при этом важнейшее значение имеет величина налоговой базы (налоговый  потенциал в широком смысле слова). Факторы, влияющие на налоговую базу в целом по стране, совпадают с  факторами, влияющими на ВВП и  объем промышленного производства. В РФ эта база, наряду с общим  состоянием экономической конъюнктуры, в значительной степени зависит  от реального курса национальной валюты, динамики цен на энергоносители и степени политической стабильности. На собираемость влияют также:

• степень развития налогового законодательства и банковской системы,

• сбалансированность федерального бюджета,

• эффективность работы фискальных органов и координация их деятельности,

• величина налогового бремени,

• уровень теневой экономики.

В настоящее время в  России происходит рост потребности  в финансовых ресурсах (финансирование институциональных реформ, повышение  зарплаты и пенсий). Кроме того, уровень  бюджетных расходов в РФ ниже оптимального уровня расходов, и дальнейшее их сокращение невозможно. В то же время в рамках налоговой реформы планируется  снижение номинального налогового бремени. Поэтому необходимо повышение эффективности  налогового контроля, нагрузка на систему  налогового администрирования должна резко возрасти.

Источником информации для  оценки собираемости служат данные отчетности ФНС, Минфина России и Федеральной  службы по статистике.

Налоговые органы осуществляют контроль соблюдения полноты и своевременности  уплаты налогов на основе карточек лицевых счетов налогоплательщиков. Количество карточек зависит от того, какие налоги уплачивает налогоплательщик (от 10 до 25). Разноска платежей осуществляется по каждому налогу и каждому бюджету.

Собранная местными органами информация о поступлении налогов  и состоянии задолженности с определенной периодичностью направляется в региональные управления ФНС, которые сводят эту информацию по региону и направляют в ФНС, где она собирается, обрабатывается и передается конечным пользователям.

Данные Минфина России о поступлениях налогов и сборов базируются на отчетах региональных управлений Федерального казначейства, информации ЦБ о движении денежных средств на счетах по учету доходов  ФБ.

 

 

 

 

 

 

    1. Показатели эффективности контрольной работы налоговых органов в Российской Федерации 
      1. Общая оценка показателей эффективности контрольной работы

Понятие эффективности деятельности в общем плане определяется отношением результатов к величине затрат, имевших место при достижении результатов.

 

где Э — эффективность; Р — результат; 3 — затраты.

Эффективность того или иного вида деятельности измеряется адекватностью достигнутого в процессе ее осуществления результата (совокупность объективных последствий контроля, которые он оказал на содержание деятельности проверяемого объекта или должностного лица) намеченным целям с учетом затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов (число проверяющих, а также работников, которые готовят те или иные материалы, затраченное ими время, полноту сведений, длительность проверок и т.д.).

Повышение эффективности  налогового контроля (в отличие от эффективности производства) не обязательно означает увеличение экономического эффекта при тех же затратах ресурсов. Деятельность проверяемого объекта может быть оценена положительно (конечная цель налогового контроля — исключение или сведение к минимуму налоговых правонарушений), хотя это отрицательный результат с точки зрения экономического эффекта от затраченных ресурсов.

Важнейший критерий эффективности  налоговой системы определяется мерой полноты поступлений налогов  в бюджет, а основным показателем  эффективности налоговой системы, полноты использования налогового потенциала в РФ является собираемость налогов.

Следовательно, эффективность  контрольной работы налоговых органов  в целом можно измерить степенью выявления сокрытых налогов при  их безусловном перечислении в бюджет. Ее количественным выражением является разность между ожидаемой и реально  перечисленной в бюджет суммой налоговых платежей (резерв для доначислений в бюджет при налоговых проверках). Необходимо учитывать также затраты на налоговое администрирование: это позволит обеспечить соразмерность затрат и результатов. Объем выявленных нарушений может уменьшаться по мере повышения результативности контроля.

В качестве обобщающих показателей эффективности налогового администрирования могут быть использованы:

• сумма налоговых поступлений в консолидированный бюджет на 1 рубль бюджетных средств, расходуемых на содержание налоговых органов (в том числе раздельно по ФНС и ФТС);

• сумма доначислений налогов и сборов по результатам проверок (в том числе на одного работника) на 1 руб. бюджетных средств, расходуемых на содержание налоговых органов.

Показатели контрольной  работы налоговых органов можно разделить на количественные и качественные (абсолютные и относительные).

Количественные (абсолютные) показатели характеризуют объем работы налоговых органов:

• сумма поступлений в бюджет налогов и сборов на контролируемой территории — в целом и в разрезе бюджетов и ВБФ. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов сбор налогов зависит от финансово-хозяйственного состояния предприятия, возможностей теневой деятельности и использования различных схем минимизации налогов.

• количество проведенных проверок, в том числе на одного инспектора;

• сумма доначисленных налогов и сборов в результате контрольной работы, а также санкций — в целом и в разрезе бюджетов, категорий налогоплательщиков, видов проверок, характера платежей;

• сумма недоимки и задолженности по налогам — в целом и в разрезе бюджетов, их динамика по сравнению с предыдущими периодами;

• количество налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах, в том числе -  дополнительно выявленных и поставленных на учет;

• количество налогоплательщиков, приходящихся на одного налогового инспектора — в разрезе организаций и физических лиц.

Количественные показатели определяются составом контролируемых налогоплательщиков, в том числе  — наличием крупных налогоплательщиков. Эти показатели будут выше, например, в Москве по сравнению с регионами. На качественные (относительные) показатели состав налогоплательщиков влияет в  первую очередь в плане соотношения  организации и физических лиц  степени. На них большое воздействие  оказывают также различия в нагрузке на одного инспектора.

К качественным (относительным) показателям относятся:

1. Уровень выполнения  налоговыми органами прогнозных  заданий за отчетный период. Процедура  прогнозирования очень сложна.

2. Темпы роста налоговых  платежей за отчетный период  по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года. Рост  налоговых платежей в значительной  мере зависит от темпов роста  экономики, налоговой базы, изменения  законодательства, миграции крупных  налогоплательщиков.

3.Отношение суммы фактически  поступивших налоговых платежей  к сумме начисленных платежей (показатель собираемости налогов  на данной территории). Показатель  учитывает только текущие налоговые платежи. Не учитываются долги, сформировавшиеся в прошлые годы.

4. Соотношение суммы платежей, доначисленной (фактически поступившей) в ходе контрольной работы, и суммы налоговых поступлений в бюджет за отчетный период. Характеризует эффективность контрольной работы с учетом реальной налоговой базы.

5. Процент взыскания доначисленных сумм (соотношение суммы фактически поступивших платежей в бюджет в результате контрольной работы к доначисленной сумме). Характеризует реальную эффективность контрольной работы.

6. Удельный вес проверок, в ходе которых были выявлены нарушения налогового законодательства, в обшем числе проверок.  

7. Сумма доначислений на одну проверку (одного работника).

Ряд показателей характеризуют отдельные аспекты взаимоотношений сторон. Так, состояние отчетной дисциплины характеризует:

• удельный вес налогоплательщиков, представляющих отчетность, к общему числу поставленных на учет;

• состояние правовой работы - количество дел, рассмотренных в арбитражных судах в пользу налоговых органов;

• состояние разъяснительной работы — количество обращений налогоплательщиков в налоговые органы по поводу действий их сотрудников.

Большое практическое значение имеет сопоставление результатов работы налоговых инспекций региона, в том числе в динамике, путем сравнения отдельных показателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Оценка показателей организации и проведения камеральных проверок

Оценка показателей организации  и проведения камеральных проверок:

– удельный вес дополнительно  начисленных платежей по камеральным  проверкам (без учета пеней, начисленных  по карточкам лицевых счетов) в  общей сумме дополнительно начисленных  платежей по выездным и камеральным  проверкам (без учета пеней, начисленных  по карточкам лицевых счетов) за отчетный период;

Информация о работе Собираемость налогов как основной показатель эффективности налоговой системы