Собственный капитал корпорации: управление капиталом и оптимизация его структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 17:30, контрольная работа

Описание работы

Экономические преобразования в России направлены на формирование и развитие цивилизованных рыночных отношений, на создание эффективной системы функционирования капитала. Одной из ключевых тенденций реформирования российских предприятий становится создание и развитие корпоративной (акционерной) формы собственности. Концентрация капитала в крупных корпоративных структурах, таких как финансово-промышленные группы (ФПГ) и холдинги, позволяют создать благоприятные условия для централизованного управления их финансовыми ресурсами, в целях построения эффективного контроля за целевым использованием денежных ресурсов, повышения инвестиционной привлекательности предприятий и преодоления фактора убыточности.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы управления собственным капиталом
1.1 Понятие, состав и структура собственного капитала
1.2 Механизмы формирования источников собственного капитала
1.3 Оценка отдельных элементов собственного капитала
2 Методические основы управления капиталом
2.1 Методы оптимизации структуры капитала
2.2 Механизм управления структурой капитала на основе финансового левериджа
3 Управление капиталом ОАО "Лукойл" и оптимизация его структуры
3.1 Анализ состава и структуры капитала ОАО "Лукойл"
3.2 Уставный капитал и его экономическое содержание
3.3. Добавочный и резервный капитал, их формирование и изменение
3.4 Нераспределенная прибыль ее формирование
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

корпоротивные фин реферат.docx

— 171.61 Кб (Скачать файл)

- коэффициент операционного левериджа. Рост прибыли предприятия обеспечивается совместным проявлением эффекта операционного и финансового левериджа. Поэтому предприятия с растущим объемом реализации продукции,  
но имеющие в силу отраслевых особенностей ее производства низкий коэффициент операционного левериджа, могут в гораздо большей степени (при прочих равных условиях) увеличивать коэффициент финансового левериджа, т.е. использовать большую долю заемных средств в общей сумме капитала;

- отношение кредиторов к предприятию. Как правило, кредиторы при оценке  кредитного рейтинга предприятия  руководствуется своими критериями, не совпадающими иногда с критериями  оценки собственной кредитоспособности  предприятием. В ряде случаев, несмотря  на высокую финансовую устойчивость  предприятия, кредиторы могут руководствоваться  и иными критериями, которые формируют  негативный его имидж, а соответственно  снижают и его кредитный рейтинг. Это оказывает соответствующее  отрицательное влияние на возможность  привлечения предприятием заемного  капитала, снижает его финансовую  гибкость, т.е. возможность оперативно  формировать капитал за счет  внешних источников;

- уровень налогообложения прибыли. В условиях низких ставок налога  на прибыль или использования  предприятием налоговых льгот  по прибыли, разница в стоимости  собственного и заемного капитала, привлекаемого из внешних источников, снижается. Это связано с тем, что эффект налогового корректора  при использовании заемных средств  уменьшается. В этих условиях  более предпочтительным является  формирование капитала из внешних  источников за счет эмиссии  акций (привлечения дополнительного  паевого капитала). В то же время  при высокой ставке налогообложения  прибыли существенно повышается  эффективность привлечения заемного  капитала;

- финансовый менталитет собственников  и менеджеров предприятия. Неприятие  высоких уровней рисков формирует  консервативный подход собственников  и менеджеров к финансированию  развития предприятия, при котором  его основу составляет собственный  капитал. И наоборот, стремление  получить высокую прибыль на  собственный капитал, невзирая на  высокий уровень рисков, формирует  агрессивный подход к финансированию  развития предприятия, при котором  заемный капитал используется  в максимально возможном размере;

- уровень концентрации собственного  капитала. Для того чтобы сохранить  финансовый контроль за управлением предприятием (контрольный пакет акций или контрольный объем паевого вклада), владельцам предприятия не хочется привлекать дополнительный собственный капитал из внешних источников, даже, несмотря на благоприятные к этому предпосылки. Задача сохранения финансового контроля за управлением предприятием в этом случае является критерием формирования дополнительного капитала за счет заемных средств. С учетом этих факторов управление структурой капитала на предприятии сводится к двум основным направлениям — 1) установлению оптимальных для данного предприятия пропорций использования собственного и заемного капитала; 2) обеспечению привлечения на предприятие необходимых видов и объемов капитала для достижения расчетных показателей его структуры.

3. Оптимизация структуры капитала  по критерию максимизации уровня  финансовой рентабельности. Для  проведения таких оптимизационных  расчетов используется механизм  финансового левериджа.

4. Оптимизация структуры капитала  по критерию минимизации его  стоимости. Процесс этой оптимизации  основан на предварительной оценке  стоимости собственного и заемного  капитала при разных условиях  его привлечения и осуществлении  многовариантных расчетов средневзвешенной  стоимости капитала.

5. Оптимизация структуры капитала  по критерию минимизации уровня  финансовых рисков. Учет фактора  риска в процессе управления  капитала предприятия сопровождает  подготовку практически всех  управленческих решений. Концепция  учета фактора риска состоит  в объективной оценке его уровня  с целью обеспечения формирования  необходимого уровня доходности  финансовых операций, связанных  с использованием капитала, и  разработки системы мероприятий, минимизирующих его негативные финансовые последствия для хозяйственной деятельности предприятия.

6. Формирование показателя целевой  структуры капитала. Процесс оптимизации  предполагает установление целевой  структуры капитала. Под целевой  структурой капитала понимается  соотношение собственных и заемных  финансовых средств предприятия, которое позволяет в полной мере обеспечить достижение избранного критерия ее оптимизации. Конкретная целевая структура капитала обеспечивает заданный уровень доходности и риска в деятельности предприятия, минимизирует средневзвешенную его стоимость или максимизирует рыночную стоимость предприятия. Показатель целевой структуры капитала предприятия отражает финансовую идеологию его собственников или менеджеров и входит в систему стратегических целевых нормативов его развития.

 

2.2 Механизм управления структурой  капитала на основе финансового  левериджа

 

Одна из главных задач формирования капитала — оптимизация его структуры с учетом заданного уровня его доходности и риска — реализуется разными методами. Одним из основных механизмов реализации этой задачи является финансовый левериджа.

Финансовый леверидж характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала. Иными словами, финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли на собственный капитал при различной доле использования заемных средств, называется эффектом финансового левериджа. Он рассчитывается по следующей формуле:

 

ЭФЛ = (1-СНП)*(КВРА-ПК)*ЗК/СК,

 

где ЭФЛ — эффект финансового левериджа, заключающийся в приросте коэффициента рентабельности собственного капитала, %;

СНП — ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;

КВРА — коэффициент валовой рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), %;

ПК — средний размер процентов за кредит, уплачиваемых предприятием за использование заемного капитала, %;

ЗК — средняя сумма используемого предприятием заемного капитала;

СК — средняя сумма собственного капитала предприятия.

В данной формуле можно выделить три основные составляющие:

1. Налоговый корректор финансового  левериджа (1 — СНП), который показывает в какой степени проявляется эффект финансового левериджа в связи с различным уровнем налогообложения прибыли.

2. Дифференциал финансового левериджа (КВРА - ПК), который характеризует разницу между коэффициентом валовой рентабельности активов и средним размером процента за кредит.

3. Коэффициент финансового левериджа (ЗК/СК), который характеризует сумму заемного капитала, используемого предприятием, в расчете на единицу собственного капитала.

Выделение этих составляющих позволяет целенаправленно управлять эффектом финансового левериджа в процессе финансовой деятельности предприятия.

Налоговый корректор финансового левериджа практически не зависит от деятельности предприятия, так как ставка налога на прибыль устанавливается законодательно. Вместе с тем, в процессе управления финансовым левериджем дифференцированный налоговый корректор может быть использован в следующих случаях:

а) если по различным видам деятельности предприятия установлены дифференцированные ставки налогообложения прибыли;

б) если по отдельным видам деятельности предприятие использует налоговые льготы по прибыли;

в) если отдельные дочерние фирмы предприятия осуществляют свою деятельность в свободных экономических зонах своей страны, где действует льготный режим налогообложения прибыли;

г) если отдельные дочерние фирмы предприятия осуществляют свою деятельность в государствах с более низким уровнем налогообложения прибыли.

В этих случаях, воздействуя на отраслевую или региональную структуру производства (а соответственно и на состав прибыли по уровню ее налогообложения), можно снизив среднюю ставку налогообложения прибыли повысить воздействие налогового корректора финансового левериджа на его эффект (при прочих равных условиях).

Дифференциал финансового левериджа является главным условием, формирующим положительный эффект финансового левериджа. Этот эффект проявляется только в том случае, если уровень валовой прибыли, генерируемой активами предприятия, превышает средний размер процента за используемый кредит (включающий не только его прямую ставку, но и другие удельные расходы по его привлечению, страхованию и обслуживанию), т.е. если дифференциал финансового левериджа является положительной величиной. Чем выше положительное значение дифференциала финансового левериджа, тем выше при прочих равных условиях будет его эффект.

В связи с высокой динамичностью этого показателя он требует постоянного мониторинга в процесс управления эффектом финансового левериджа. Этот динамизм обусловлен действием ряда факторов. Прежде всего, в период ухудшения конъюнктуры финансового рынка (в первую очередь, сокращения объема предложения на нем свободного капитала) стоимость заемных средств может резко возрасти, превысив уровень валовой прибыли, генерируемой активами предприятия. Кроме того, снижение финансовой устойчивости предприятия в процессе повышения доли используемого заемного капитала приводит к увеличению риска его банкротства, что вынуждает кредиторов увеличивать уровень ставки процента за кредит с учетом включения в нее премии за дополнительный финансовый риск. При определенном уровне этого риска (а соответственно и уровне общей ставки процента за кредит) дифференциал финансового левериджа может быть сведен к нулю (при котором использование заемного капитала не даст прироста рентабельности собственного капитала) и даже иметь отрицательную величину (при которой рентабельность собственного капитала снизится, так как часть чистой прибыли, генерируемой собственным капиталом, будет уходить на обслуживание используемого заемного капитала по высоким ставкам процента).

Наконец, в период ухудшения конъюнктуры товарного рынка сокращается объем реализации продукции, а соответственно и размер валовой прибыли предприятия от операционной деятельности. В этих условиях отрицательная величина дифференциала финансового левериджа может формироваться даже при неизменных ставках процента за кредит за счет снижения коэффициента валовой рентабельности активов.

Формирование отрицательного значения дифференциала финансового левериджа по любой из вышеперечисленных причин всегда приводит к снижению коэффициента рентабельности собственного капитала. В этом случае использование предприятием заемного капитала дает отрицательный эффект. Коэффициент финансового левериджа является тем рычагом, который мультиплицирует (пропорционально мультипликатору или коэффициенту изменяет) положительный или отрицательный эффект, получаемый за счет соответствующего значения его дифференциала. При положительном значении дифференциала любой прирост коэффициента финансового левериджа будет вызывать еще больший прирост коэффициента рентабельности собственного капитала, а при отрицательном значении дифференциала прирост коэффициента финансового левериджа будет приводить к еще большему темпу снижения коэффициента рентабельности собственного капитала. Иными словами, прирост коэффициента финансового левериджа мультиплицирует еще больший прирост его эффекта (положительного или отрицательного в зависимости от положительной или отрицательной величины дифференциала финансового левериджа). Аналогично снижение коэффициента финансового левериджа будет приводить к обратному результату, снижая в еще большей степени его положительный или отрицательный эффект.

Таким образом, при неизменном дифференциале коэффициент финансового левериджа является главным генератором как возрастания суммы и уровня прибыли на собственный капитал, так и финансового риска потери этой прибыли. Аналогичным образом, при неизменном коэффициенте финансового левериджа положительная или отрицательная динамика его дифференциала генерирует как возрастание суммы и уровня прибыли на собственный капитал, так и финансовый риск ее потери.

Знание механизма воздействия финансового левериджа на уровень прибыльности собственного капитала и уровень финансового риска позволяет целенаправленно управлять как стоимостью, так и структурой капитала предприятия.

 

3. Управление капиталом ОАО "Лукойл" и оптимизация его структуры

 

3.1 Анализ состава и структуры  капитала предприятия

 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 299 от 5 апреля 1993г. Создается акционерное общество открытого типа "Нефтяная компания Лукойл".

Сначала в состав концерна вошли нефтедобывающие предприятия – Лангепаснефтегаз, Урайнефтегаз и Когалымнефтегаз, перерабатывающие предприятия – Пермнефтеоргсинтез, Волгоградский, Новоуфимский и Мажейкяйский НПЗ, а также некоторые сбытовые общества. Через 2 года, в процессе реорганизации из его состава по различным причинам выходят Новоуфимский и Мажейкянский НПЗ. Новые масштабные изменения в структуре компании происходят в 1995г., когда в соответствии с постановлением Правительства РФ № 861 от 1 сентября 1995 г. "О совершенствовании структуры акционерного общества "Нефтяная компания Лукойл", в ее состав входят добывающие общества "Пермнефть", "Калининградморнефтегаз", "Астраханьнефт" и "Нижневолжскнефт", а также 4 сбытовых и сервисных общества.

В 1995-1997 гг. в компании осуществляется процесс перехода на единую акцию, успешное завершение которого способствует росту инвестиционной привлекательности компании. В 1995 г. ЛУКОЙЛ становится первой компанией, получившей разрешение SEC на АДР 1-го уровня, где в качестве депозитария выступает Bank of New York, а также успешно размещает первый выпуск конвертируемых облигаций на сумму 330 млн. долл.

На 1994-1997 гг. приходится первый этап зарубежной экспансии Лукойла: компания активно расширяет международную деятельность в сфере сырья и реализации готовой продукции. Она приобретает доли в проектах "Азери-Чираг-Гюнешли", "Шах-Дениз", "Ялама" в Азербайджане, "Кюмколь", "Карачаганак" в Казахстане, "Мелейя" в Египте, "Западная Курна-2" в Ираке. Автозаправочные комплексы "Лукойла" появляются в Белоруссии, странах Балтии, Казахстане, Азербайджане, Киргизии, Польше, США.

Информация о работе Собственный капитал корпорации: управление капиталом и оптимизация его структуры