Сопоставление данных инвентаризации с данными бухгалтерского учета и составление ведомостей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики инвентаризации. Систематизация и закрепление знаний по данной теме, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов.

Главной задачей первой главы курсовой работы является определить роль и значение инвентаризации. Здесь так же будет рассмотрена инвентаризация как способ первичного наблюдения за сохранностью собственности, дана классификация видов инвентаризации, излагаются цели и задачи инвентаризации.

Содержание работы

Введение 3


1 Основные аспекты инвентаризации 5

1.1 Понятие инвентаризации. Классификация видов инвентаризации 5

1.2 Цели и задачи инвентаризации 7

1.3 Правила составления и оформления инвентаризационных описей 9



2 Инвентаризация активов организации: организация и порядок проведения 12

2.1 Организация инвентаризации активов 12

2.2 Проведение инвентаризации активов 14

2.3 Документация, оформляемая при проведении инвентаризации активов 17


3 Сопоставление данных инвентаризации с данными бухгалтерского учета и составление ведомостей 19

3.1 Сличительные ведомости 19

3.2 Взаимный зачет 20


Заключение 22


Список использованной литературы 23

Файлы: 1 файл

инвентаризация.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

       До  начала проверки фактического наличия имущества инвентарной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие сданы в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества. Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентарной описи или акты инвентаризации  не менее чем в двух экземплярах. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц. 
 

 

     3 Сопоставление данных инвентаризации с данными бухгалтерского учета и составление ведомостей 

    3.1 Сличительные ведомости 

       В случае выявления расхождений фактических данных, полученных в процессе инвентаризации с данными бухгалтерского учета, составляется сличительная ведомость «Сличительная ведомость результатов инвентаризации ». В конце отчетного года результаты всех проведенных инвентаризаций обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией.

       До  составления сличительных ведомостей и определения результатов инвентаризации бухгалтерия организации должна тщательно проверить правильность всех подсчетов, приведенных в инвентаризационных описях. Затем полученные сведения заносятся в сличительные ведомости, в которых проводится сравнение фактических сведений с данными бухгалтерских документов. Обнаруженные расхождения фиксируются в проекте акта инвентаризации, к которому прилагается бухгалтерская справка с указанием возможных направлений списания выявленных недостач: на хищения, стихийные бедствия, порчу при хранении вследствие халатности виновных лиц.

       При составлении сличительных ведомостей необходимо учитывать пересортицу  товарно-материальных ценностей (неправильный учет товаров одного сорта в составе другого сорта), суммовые разницы, образовавшиеся в результате пересортицы. Необходимо также произвести списание потерь в пределах норм естественной убыли.

       Сличительные  ведомости должны составляться по имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных. Согласно нормативным актам, регламентирующим инвентаризацию, в сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения  между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.

       Суммы излишков или недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с  их оценкой в бухгалтерском учете. Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.

       Сличительные  ведомости могут быть составлены как с использованием средств  вычислительной и другой операционной техники, так и вручную. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Республике Казахстан в следующем порядке:

      • основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты у организации или увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;
      • убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном в законодательном порядке. Списывается по распоряжению руководителя организации соответственно на издержки производства и обращения у организации или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации. Нормы убыли могут применяться в случаях выявления фактических недостач.
      • Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В этом случае, если после зачета по пересотице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;
      • Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства и обращения у организации.
 

    3.2 Взаимный зачет 

       В виде исключения в некоторых случаях  – прежде чем оприходовать излишки  и списать недостачи – можно  произвести взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы.

       Взаимный  зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен  только в виде исключения за один и  тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении  товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах. Причиной пересортицы, как правило, являются ошибки материально-ответственного лица при оприходовании или отпуске «схожих» ценностей. О допущенной пересортице материально-ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии. Зачет по пересортице отражается путем корректировки данных аналитического учета по соответствующему счету (например, по аналитическим счетам к счету 1311 «Материалы» или 1330 «Товары»). В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке. Эта разница в стоимости относится на виновных лиц.

       Если  конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются в организациях на издержки обращения и производства. На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально-ответственного лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.

       На  практике возможна и обратная ситуация – когда стоимость ценностей, оказавшихся в излишке, выше, чем  стоимость недостающих ценностей. В таком случае возникающую разницу следует относить в кредит счета 6280 «Прочие доходы» и 7470 «Прочие расходы».

       Предложения о регулировании выявленных при  инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации. Результаты годовой инвентаризации должны быть отражены в годовом бухгалтерском отчете.

       В ходе инвентаризации расхождений между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей не выявлены.

 

Заключение 

    Подводя итоги, хочу еще раз вернуться  к основным аспектам интентаризации.

       Инвентаризация  на предприятиях представляет собой  сложный и ответственный участок работы. Под действием различных факторов в бухгалтерском учете могут возникнуть несоответствия и расхождения. Таковыми могут быть различного рода ошибки, естественные изменения, злоупотребления материально-ответственных лиц. Что бы выявить влияние данных факторов и проводится инвентаризация.

Значение  и роль инвентаризации очень велика. При ее поведении устанавливается фактическое наличие ценностей и денежных средств у материально-ответственного лица, наличие неполноценного и ненужного имущества. Проверяются условия сохранности и состояния основных средств, материальных ценностей и денежных средств. Выявляются недостатки, излишки и злоупотребления.

Виды  инвентаризации различны. В зависимости от того, с какой целью они проводятся, они могут быть: плановые и внеплановые, полные и частичные, сплошные и выборочные.

Для того чтобы провести инвентаризацию на предприятии приказом руководителя создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В ее состав входят руководитель или ее заместитель, главный бухгалтер, руководители подразделений, главные специалисты, представители контрольно-ревизионной службы предприятия. Перед тем как проводить инвентаризацию создается рабочая инвентаризационная рабочая комиссия. Инвентаризация проводится в присутствии материально-ответственного лица. Работа комиссии заключается в определении фактического наличия имущества.

Итоги отражаются в инвентаризационных описях, которые подписываются

председателем и членами комиссии и передается в бухгалтерию.

В случае если фактические данные не совпали с данными бухгалтерского учета, составляется сличительная ведомость, в которую вносятся данные по тем ценностям, по которым выявлены расхождения. 
 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Республик Казахстан от 30 августа 1995 года  по состоянию на 1.01.2002 года. 
2. Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете»  от 26 декабря 1995 года №2732. 
3. Закон Республики Казахстан от 20.11.98г. № 304-1 «Об аудиторской деятельности» с  изменениями и дополнениями от 15.01.2001г. № 139-II. 
4.  Назарбаев Н. А. Казахстан 2030 . Послание Президента страны народу Казахстана. «Раритет», Алматы, 2002 год 
5. Родостовец В. К. Финансовый  и управленческий учет на предприятии. Алматы. Центрр Аудит. 1998 год. 
6.  Положения  (стандарт) аудита 1 « Цель и общие  принципы  аудита  финансовой отчетности» утверждено приказом  Департамента методологии  бухгалтерского учета  и аудита  (ДМБУА) МФ РК от 07.04.98 г. № 56. 
7. Положение (стандарт) аудита 2 « Условия проведенного аудита» утвержденного  приказом ДМБАУ МФ РК от 04.06.98 №  
8. Положение (стандарт) аудита 11, «Первая аудиторская проверка, сальдо  счетов на начало периодов» утверждено приказом  МФ РК от 19.05.99 г. № 216. 
9. Положение (стандарт) аудита 5 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности» утверждено приказом ДМБУА МФ РК от 20.05.98 г.№ 83 
10. Закон РК от 10.07.98 г. № 281-1 « Об акционерных обществах» с изменениями  и дополнениями от 15.12.99 г. № 497-1. 
11.  Гражданский кодекс РК (Общая часть) 27.12.94 г. № 268-XIII с изменениями и дополнениями от 16.07.99 г. № 440-1. 
12. Альбрехт У., Венц Д.. Уильям Г. Мошенничество - луч света на темные стороны бизнеса. - С-Пб.: Питер-пресс, 1996. 
13. Соколов В.Я. Классификация ошибок в аудите. - Бухгалтерский учет. № 3, 1998.

14.Ж.С. Толпаков «Бухгалтерский учет», Караганда 2004 г.  с. 426

15 Э.О. Нурсеитов «Бухгалтерский учет в организациях», учебное пособие, Алматы, 2006 г. с. 90

16. В.К. Радостовец, В.В. Радостовец, О.И. Шмидт «Бухгалтерский учет на предприятии» Алматы 2002 г. с 274

17. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 22 июня 2007 года №221 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета»

18. Бюллетень бухгалтера. Алматы. «БИКО»

19. Приложение к журналу «Бюллетень бухгалтера» Формы первичных учетных документов, № 34-35, август 2007 г.

20. Библиотека бухгалтера и предпринимателя, № 1-2 2004 г.

21. Международные стандарты финансовой отчетности. Петропавловск. ЭТОК 2002. с. 68

22. А.П. Салина «Принципы бухгалтерского учета» г. Алматы 2003 г.

23. Балабанов И.Т. основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом. – М.: финансы и статистика, 200. – с.123

24. В.А. Назарова «Бухгалтерский учет хозяйственных субъектов» г. Алматы, 2003 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Сопоставление данных инвентаризации с данными бухгалтерского учета и составление ведомостей