Состав и содержание бухгалтерской отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 14:09, реферат

Описание работы

Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Бухгалтерская отчетность организации (кроме бюджетных и страховых организаций и банков) состоит из:
• бухгалтерского баланса (ф. 1);
• отчета о прибылях и убытках (ф. 2);
• отчета об изменениях капитала (ф. З);
• отчета о движении денежных средств (ф.4);
• приложений к бухгалтерскому балансу (ф.5);
• пояснительной записки;

Файлы: 1 файл

Состав и содержание бухгалтерской отчетности.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Состав и содержание бухгалтерской отчетности

 

Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном  и финансовом положении организации  и о результатах ее хозяйственной  деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Бухгалтерская отчетность организации (кроме бюджетных и страховых организаций и банков) состоит из:

• бухгалтерского баланса (ф. 1);

• отчета о  прибылях и убытках (ф. 2);

• отчета об изменениях капитала (ф. З);

• отчета о  движении денежных средств (ф.4);

• приложений к бухгалтерскому балансу (ф.5);

• пояснительной  записки;

• аудиторского заключения, подтверждающего достоверность  бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральным  законом подлежит обязательному  аудиту.

 

Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений применяются  последовательно от одного отчетного  периода к другому. В бухгалтерской  отчетности данные по числовым показателям  приводятся минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному. При несопоставимости с данными за отчетный период они подлежат корректировке, исходя из правил, установленных нормативными актами. Данные, подвергшиеся корректировке, обязательно отражаются в пояснительной записке вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

 

В бухгалтерской отчетности после  ее утверждение возможно изменение  данных, в которых были обнаружены искажения, но зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правилами, установленными нормативными актами, недопустим.

Организации по результатам своей  хозяйственной деятельности составляют месячную, квартальную и годовую  бухгалтерскую отчетность; месячная и квартальная бухгалтерская  отчетность являются промежуточными.

Отчетный год для всех организаций  — с 1 января по 31 декабря календарного года включительно. Первый отчетный год  для создаваемых организаций  считается с даты их государственной  регистрации по 31 декабря для  организаций, созданных после 1 октября, — с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

 

Организации, за исключением бюджетных, в обязательном порядке представляют годовую и квартальную отчетность:

участникам или собственникам  их имущества;

территориальным органам государственной  статистики по месту их регистрации;

другим органам исполнительной власти, банкам, финансовым органам  налоговой инспекции и иным пользователям, на которые в соответствии с действующим  законодательством Российской Федерации возложена проверка отдельных сторон деятельности организации и получение соответствующей отчетности.

 

Государственные и муниципальные  унитарные организации представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным  имуществом. Организации обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в указанные адреса бесплатно по одному экземпляру. Все они, за исключением бюджетных, представляют квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30-ти дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90-ти дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60-ти дней после окончания отчетного года. Годовая и квартальная бухгалтерская отчетность до представления в вышеуказанные адреса рассматривается и утверждается в порядке, установленном учредительными документами. При наличии технических возможностей бухгалтерская отчетность может быть представлена на дискете или ином машинном носителе отчетной информации.

 

Бюджетные организации представляют месячную, квартальную и годовую  бухгалтерскую отчетность вышестоящему органу в установленные им сроки.

Датой представления бухгалтерской  отчетности для одногородней организации  считается день фактической передачи ее по принадлежности, а для иногородней — дата ее почтового отправления. Когда дата представления отчетности совпадает с выходным (нерабочим) днем, срок представления отчетности переносится на следующий за ним первый рабочий день. Организации публикуют бухгалтерскую отчетность и итоговую часть аудиторского заключения, если это предусмотрено законодательством России. Публикация производится не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, в газетах, журналах либо путем распространения среди пользователей брошюр, буклетов и других изданий. Организации, включая дочерние и зависимые общества (если таковые имеются), составляют сводную бухгалтерскую отчетность в порядке, устанавливаемом Минфином РФ, которая подписывается руководителем и главным бухгалтером.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реформирование бухгалтерского учета и отчетности в России в  соответствии с МСФО

 

Реформирование бухгалтерского учета  в России осуществляется на основе Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобрена приказом Минфина РФ от 1 июля 2004 г. № 180).

 

Концепция развития бухгалтерского учета  и отчетности в Российской Федерации  на среднесрочную перспективу (далее - Концепция), разработанная по решению  Правительства Российской Федерации, направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.

 

В конце 1990 - начале 2000 гг. в области  бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации произошли значительные изменения, во многом предопределенные Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. № 283.

 

Несмотря на определенные успехи в  развитии в бухгалтерском учете  и отчетности в последние годы, все же имеются серьезные проблемы, которые проявляются:

 

1.в отсутствии официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, а также необходимой инфраструктуры применения МСФО;

 

2.в формальном подходе регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;

 

3.в неоправданно высоких затратах хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;

 

4.в значительном административном бремени хозяйствующих субъектов по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишних затратах из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет;

 

5.в слабости системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе в невысоком качестве аудита бухгалтерской отчетности;

 

6.в недостаточности участия профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая пользователей бухгалтерской отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии;

 

7.в низком уровне профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточности навыков использования информации, подготовленной по МСФО.

 

Сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность формируемой в ней  информации, а также существенно  ограничивает возможности полезного  использования этой информации.

 

В настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Введены в действие нормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов бухгалтерского учета и отчетности. В профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. В обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО.

 

Цель и основные направления  дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности.

 

Целью развития бухгалтерского учета  и отчетности на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.) является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного  и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации. В частности, функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной власти, управленческим персоналом хозяйствующих субъектов и др.). Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО для реализации этой функции путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

 

Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности осуществляется, и будет осуществляться по следующим основным направлениям:

 

1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности.

 

2) создание инфраструктуры применения МСФО.

 

3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

 

4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности.

 

5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

 

Развитие бухгалтерского учета  и отчетности невозможно без совершенствования  бухгалтерского образования. С одной  стороны, задача заключается в подготовке достаточного количества квалифицированных бухгалтеров и аудиторов, понимающих концепции и конкретные правила формирования информации в бухгалтерском учете и отчетности, владеющих современными навыками ведения бухгалтерского учета, подготовки и аудита бухгалтерской отчетности. С другой стороны, качественная система бухгалтерского учета и отчетности предполагает наличие достаточного числа пользователей, нуждающихся в информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, имеющих потребность и навыки ее использования при принятии экономических решений, в частности определении направлений инвестирования капитала и анализе рисков, связанных с этим. Наличие заинтересованных пользователей является одной из важнейших предпосылок развития бухгалтерского учета и отчетности.

 

Как показывает отечественный и  мировой опыт, развитие бухгалтерского учета и отчетности должно происходить  в тесной связи с изменениями  экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Недопустимо неоправданное затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета и отчетности. В то же время, форсирование изменений в бухгалтерском учете и отчетности вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации в экономике, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансовой дисциплины. Кроме того, переход на МСФО требует времени для практической отработки новых методов и процедур сбора и обработки информации.

 

Изменения в бухгалтерском учете  и отчетности, в частности переход  на МСФО, должны происходить постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной и  другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти.

 

Предусмотренные Концепцией основные направления развития бухгалтерского учета и отчетности относятся  ко всем отраслям и сферам экономики  Российской Федерации. Вместе с тем  реализация их в некоторых отраслях и сферах экономики (в частности, в некоммерческих организациях, банковской системе) имеет определенные особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС КАК  ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО  СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 

 

Эффективность проведения финансового анализа как элемента управляющей системы в значительной мере зависит от качества формируемой и используемой информационной базы и способов оценки ее аналитических возможностей, которые наиболее полно отвечают целям исследования. Применительно к анализу финансового состояния экономического субъекта она приобретает важное значение, так как от качества информации при принятии управленческих решений в значительной степени зависит уровень финансовой устойчивости коммерческой организации.

 

 Информация может быть недостаточной или избыточной для пользователя, в связи с чем вводится понятие "существенная информация", что отражено в ПБУ 1/98. Организация должна раскрывать в бухгалтерской отчетности каждый существенный показатель; критерием существенности может быть как общеустановленный порог существенности в 5% от общего итога соответствующих данных, так и иной обоснованный показатель. Содержание бухгалтерской отчетности представляет собой комплекс показателей, связанных между собой как логически, так и информационно. Процесс реформирования современной российской финансовой отчетности направлен на приближение ее к Международным стандартам финансовой отчетности.

 

 В состав и содержание  бухгалтерской отчетности организации  сегодня включаются:

а) Бухгалтерский баланс - форма № 1;

 

б) Отчет о прибылях и убытках - форма № 2;

 

в) Приложения к ним, в частности:

 

- Отчет об изменениях капитала - форма № 3;

 

- Отчет о движении денежных  средств - форма № 4;

 

- Приложение к Бухгалтерскому  балансу - форма № 5;

 

- Отчет о целевом использовании полученных средств - форма № 6 (годовая) - для общественных организаций (объединений);

 

Информация о работе Состав и содержание бухгалтерской отчетности