Состав, структура и порядок формирования бухгалтерского баланса на примере ОАО "Омутнинский хлебокомбинат" (г. Омутнинск)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в том, чтобы выяснить состава, структуру и порядок формирования бухгалтерского баланса, определить содержание основных бухгалтерских отчетов и порядок их составления

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты состава, структуры и порядка формирования бухгалтерского баланса
2. Краткая экономическая характеристика организации
2.1 Экономическая характеристика организации
2.2 Анализ финансового состояния
3. Состав, структура и порядок формирования бухгалтерского баланса на примере ОАО "Омутнинский хлебокомбинат"
3.1 Подготовительная работа перед формированием бухгалтерского баланса
3.2 Последовательность в формировании бухгалтерского баланса
3.3 Контроль отчетных показателей
Выводы и предложения
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по отчетности.docx

— 82.12 Кб (Скачать файл)

? промежуточные балансы - составляются за периоды, находящиеся между началом и концом отчётного периода. В России промежуточные балансы заполняются ежемесячно, а также итоговыми показателями за первый квартал (за три месяца), за полугодие (за шесть месяцев) и по окончании третьего квартала, т.е. нарастающими данными за девять месяцев;

Промежуточные балансы отличаются от заключительных, с одной стороны, набором прилагаемых отчётных форм, раскрывающих отдельные балансовые статьи; с другой - источниками составления  баланса (промежуточные балансы  строятся по данным текущего (книжного) учёта, а заключительные балансы, кроме  того, подтверждаются данными полной инвентаризации всех статей баланса - основных средств и нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчётов предприятия).

? заключительные балансы - наиболее адекватно отражают объекты бухгалтерского наблюдения.

Санируемые балансы - необходимость в санируемом балансе возникает, когда предприятие находится на пороге банкротства (не в состоянии выплачивать долги) и необходимо определиться:

принять решение о ликвидации (прекращении деловой активности) путём объявления о банкротстве;

или испытать последний шанс - убедить кредиторов в целесообразности отсрочки платежей.

Для составления санируемого  баланса привлекаются независимые  аудиторы, которые ещё до срока  составления заключительного баланса (до окончания финансового года) должны выдать заключение о реальном состоянии дел на предприятии, величине понесённого убытка, путях и реальности его покрытия в будущем, возможных сроках реализации мероприятий, направленных на оздоровление финансового состояния предприятия. Подобный баланс, как правило, существенно отличается от отчётных балансов, составленных бухгалтерским аппаратом предприятия, так как аудиторы часто подвергают значительной уценке статьи баланса, не соответствующего реальности.

Ликвидационные балансы - составляются при ликвидации предприятия и разрабатываются неоднократно:

? на начало периода  ликвидации (вступительный ликвидационный  баланс);

? в ходе периода ликвидации  предприятия (промежуточные балансы;

? их количество зависит  от длительности ликвидационного  процесса, информационный потребностей владельцев и кредиторов);

? на конец периода ликвидации (заключительный ликвидационный  баланс).

В соответствии с принципом  непрерывности (действующего предприятия) при его ликвидации вступают в  силу особые правила оценки имущества  хозяйствующего субъекта: в ликвидационном балансе они отражаются не по учётной (исторической или восстановительной) стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива в отдельности  на момент ликвидации.

Разделительные балансы - составляются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких предприятий (структурных единиц) или при передаче одной или нескольких структурных единиц данного предприятия другому предприятию (в последнем случае баланс называется передаточным).

Объединительные балансы - разрабатываются при объединении (слиянии) нескольких предприятий в одно предприятие или при присоединении одной или нескольких структурных единиц к данному предприятию.

Рассмотренные характеристики относятся к классификации бухгалтерских  балансов по времени их составления. В Таблице 2 приведена классификация  балансов по пяти остальным признакам.

Таблица 2

Классификация бухгалтерских  балансов

 

Признаки классификации

 

Источник составления

Объём информации

Характер деятельности

Объект отражения

Способ очистки

 

Инвентарные

Книжные

Генеральные

Единичные

Сводные (консолидируемые)

Основная

Неосновная

Самостоятельные

Отдельные

Баланс-брутто

Баланс-нетто

 
           

Классификация по источникам составления:

? инвентарные балансы - составляются только на основании инвентарной ведомости имущества, средств в расчётах, обязательств. Примером инвентарного баланса считается вступительный, или организационный, баланс.

Инвентарные ведомости разрабатывают  в тех случаях, когда необходимо рассчитать балансирующие показатели вступительного баланса государственного (муниципального) предприятия, какими признаются уставный фонд, а также  при возникновении нового предприятия  на существующей ранее имущественной  основе или при изменении хозяйством своей формы (например, превращение  его из государственного в акционерное);

? книжный баланс - строится по данным текущего бухгалтерского учёта без предварительной проверки книжных записей путём инвентаризации;

? генеральный баланс - считается самым реальным, так как в его основу положены текущие учётные (книжные) записи и результаты инвентаризации, предшествующие формированию балансовых статей.

По объёму информации:

? единичные балансы - характеризуют деятельность только одного предприятия;

? сводные (консолидированные)  балансы - различают два вида сводных балансов в зависимости от объекта и способа их составления.

Во-первых, сводные балансы  разрабатывают министерства и ведомства, рассчитывая агрегированные данные в целом по отрасли или по подведомственным единичным предприятиям путём простого суммирования одноимённых показателей  и исключения остатков по взаимным расчётам между предприятиями внутри отрасли.

Во-вторых, сводные (консолидированные) балансы составляет группа, представленная материнской и её дочерними компаниями. Сводный баланс формирует информацию о группе как о едином предприятии и показывает, каким был бы собственный баланс материнской компании, если бы она закрыла все дочерние и сама осуществляла непосредственное управление их деятельностью. Данный баланс составляется не просто суммированием одноимённых показателей, а осуществлением следующих корректировок:

исключением инвестиций материнской  компании в уставные капиталы дочерних предприятий и исключением соответствующих  долей материнской компании в  уставных капиталах дочерних предприятий;

исключением остатков по взаимным расчётам внутри группы;

исключением дивидендов, выплаченных  внутри группы, а также прочих взаимных расходов и доходов;

Консолидированный баланс группы имеет важные особенности:

• группа компаний юридически не существует, в отличие от отдельной  компании. Материнская и каждая из дочерних компаний являются отдельными юридическими лицами;

• собственная прибыль  материнской компании включает дивиденды, полученные от дочерних компаний, но не их нераспределённую прибыль;

• баланс группы содержит сводную  информацию о результатах деятельности и финансовом положении каждой компании, входящей в группу. Это значит, что прибыль одной дочерней компании может "скрывать" убытки другой и прочное финансовое положение одной компании может "скрывать" потенциальную неплатёжеспособность другой;

• если группа состоит из компаний, работающих в разноплановых  отраслях бизнеса, то сводная отчётность по данной группе делает неясными наиболее важные детали, когда отсутствует  дополнительная информация о каждом сегменте деятельности группы.

По характеру деятельности - балансы подразделяются на:

? балансы основной деятельности - относится деятельность соответствующая  профилю предприятия и зарегистрированная  в его уставе;

? балансы неосновной деятельности - относятся все прочие виды  деятельности.

В основном сейчас данному  признаку классификации не уделяется  должного внимания и все виды деятельности (основные и неосновные) отражаются в одном балансе (основной деятельности):

? самостоятельный баланс - имеют только хозяйствующие субъекты, наделённые правами юридического лица;

? отдельные балансы - составляют подразделения предприятий (филиалы, отделы, цехи, представительства).

По способу очистки:

? баланс-брутто - первоначально под балансом-брутто понимался баланс с нераспределённой прибылью, а

? баланс-нетто - считался балансом с распределённой прибылью.

Впоследствии появился новый  признак классификации:

нереформированные балансы - применялись в нашей стране до девяностых годов прошлого века. На конец отчётного года показатель прибыли не распределялся и находился в заключительном и в начальном балансе следующего отчётного периода (до утверждения вышестоящей организацией);

реформированные балансы - применяются в современной практике, когда выявленный в конце отчётного года финансовый результат присоединяется к нераспределённой прибыли (непокрытому убытку) заключительными оборотами последнего дня года.

На данный момент понятия  баланса-брутто и баланса-нетто связывают  с регулирующими или уточняющими  статьями баланса.

Методология ведения учётных  операций предполагает в соответствии с принципом стоимости отражение  основных средств и нематериальных активов по неубывающей исторической (а для объектов основных средств, прошедших переоценку, - по восстановительной) стоимости. В тоже время Внеоборотные активы (материальные и нематериальные) переносят свою стоимость на произведённый продукт (расходы отчётного периода) в течение времени полезного использования или по специальным правилам распределения стоимости, выбранным для конкретного объекта бухгалтерского наблюдения. Возникает потребность в раздельном учёте показателей по неубывающей стоимости и накопленных показателей распределённой стоимости.

В западном учёте собственник  предприятия в течение учётного периода может изымать часть  заработанного капитала, а отдельных  случаях возвращать его своему предприятию. В подобных ситуациях в западном бухгалтерском балансе величина реинвестированного (заработанного) капитала до конца отчётного периода остаётся неизменённой, отражение уменьшения показывается в статье, характеризующей временное изъятие капитала.

Исходя из вышесказанного, балансовые статьи можно разделить  на два типа:

? основные - отражающие неубывающие  показатели оценки объектов бухгалтерского  наблюдения;

? регулирующие - уточняющие  величину оценки основных статей  до их остаточного значения (остаточной  стоимости).

Регулирующие статьи расширяют  количество балансовых статей и увеличивают  объём информации, содержащейся в  балансе.

Регулирующие статьи баланса  бывают двух типов:

? прямые регулирующие  статьи - можно рассматривать как дополнение к основной статье баланса. Уточнённая оценка показателя на основной статье равна сумме показателей основной и дополнительной статьи.

? контрарные регулирующие  статьи - указывают на уменьшение величины основной статьи. Приведённые примеры регулирования (уточнения оценки) статей относятся к контрарным регулирующим статьям. Контрарные регулирующие статьи (амортизация основных средств или нематериальных активов), уточняющие оценку (остаточную убывающую нераспределённую стоимость) основных средств и нематериальных активов, называются контрарными статьями, потому что они регулируют показатели по основным статьям актива баланса. Контрарные регулирующие статьи, уточняющие оценку по балансовым статьям капитала (прибыли), относятся к контрпассивным статьям.

Бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи, называется балансом-брутто, а без регулирующих статей - балансом-нетто.

Таким образом, бухгалтерский  баланс имеет массу классификаций, причём, в основном, каждая из них  имеет свои дополнительные подклассификации.

Данные бухгалтерской  отчетности используется внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима внутренним пользователям для последующего планирования деятельности организации. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными  за прошлые периоды.

Информация финансовой отчётности используется внешними пользователями, заинтересованными юридическими и  физическими лицами: поставщиками, покупателями, настоящими и потенциальными кредиторами, кредитными учреждениями, налоговыми и статистическими органами, а так же для экономического анализа  в самой организации. В результате бухгалтерские отчёты способствуют информированности служащих об управленческих планах и политике, побуждают работающих в организации действовать в  соответствии с общими целями и задачами.

Всё это позволяет конкретизировать цели учёта и отчётности на уровне предприятия, которые в общем  можно определить как оценку: платёжеспособности предприятия (обеспеченности его кредиторской задолженности, ликвидности и т.п.); рентабельности; степени ответственности  лиц, занятых хозяйственной деятельностью  в рамках предоставленных им полномочий - по распоряжению средствами производства и рабочей силой.

Наиболее общей моделью, которая оберегает имущество  предприятия, его обязательства и фонды на определенный момент времени, является бухгалтерский баланс.

Бухгалтерская (финансовая) отчётность - совокупность итоговых данных бухгалтерского учёта, выраженная в  определённой системе показателей, используется для анализа имущественного состояния хозяйственных процессов, обязательств и финансовых результатов. Бухгалтерской информации присуща  более высокая достоверность, т.к. она базируется на сложном, документальном оформлении всех совершаемых хозяйственных  операций и её данные подтверждаются материалами инвентаризации.

Бухгалтерский баланс отличается спецификой методологии, особыми целями, характером использования данных. Только по данным бухгалтерского баланса составляются, по установленным формам, расчёты  по налогам с бюджетом, с внебюджетными  фондами.

В бухгалтерском балансе  не допускается никаких подчисток  и помарок. В случаях исправления  ошибок делаются соответствующие оговорки, которые заверяют лица, подписывающие  отчёт, с указанием даты исправления.

Информация о работе Состав, структура и порядок формирования бухгалтерского баланса на примере ОАО "Омутнинский хлебокомбинат" (г. Омутнинск)