Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 20:16, курсовая работа
Цель курсовой работы: исследовать организационные формы бухгалтерского учета на предприятиях и их совершенствование в условиях рынка.
Цели курсовой работы:
• изучить теоретические основы организационных форм бухгалтерского учета;
• изучить основные направления совершенствования бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики.
• рассмотреть этапы развития учета бухгалтерского
Введение 3
Глава 1 Этапы развития бухгалтерского учета 5
Глава 1.2 Советская школа бухгалтерского учета и ее влияние на современное развитие 6
Глава 1.3 Современный этап развития 8
Глава 2 Реформирование бухгалтерского учета в России 16
Глава 2.1 Система бухгалтерского учета и отчетности 18
Глава 2.2 Перспективы саморегулирования бухгалтерской профессии 20
Глава 3 Модернизация бухгалтерского учета 23
Глава 3.1Развитие бухгалтерского учета нематериальных активов 25
Глава 3.2 Изменение законодательства в области налогообложения 26
Глава 3.3 Роль бухгалтерского учета в борьбе с коррупцией 28
Глава 4 Концепции развития бухгалтерского учета в РФ 2012-2015гг 29
Заключение 33
Список литературы 34
Таким образом, бухгалтерское дело на современном этапе развития экономических отношений определяет в существенной мере их характер, является перспективным направлением обеспечения эффективности экономической деятельности и само переживает процесс своего постоянного совершенствования. Последнее во многом обусловлено отношением к своей профессии, участии каждого бухгалтера в ее развитии.
За прошедшие 20 лет с начала реформирования бухгалтерского учета была достигнута его главная цель - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями рыночной экономики.
За эти годы была создана достаточно солидная законодательная база, формирующая правовую основу реформирования отечественного бухгалтерского учета: принят Федеральный закон о бухгалтерском учете, утверждены и пересмотрены существующие на основе международных учетных стандартов 21 положение (стандарты) по бухгалтерскому учету, новые планы счетов бухгалтерского учета для коммерческих и бюджетных организаций, методические указания и рекомендации в разрезе положений по бухгалтерскому учету, и многое другое.
Однако стратегия развития бухгалтерского учета в России нуждается в существенной модернизации, а именно:
1. На современном этапе необходимо активизировать деятельность по дальнейшему развитию национального законодательства в области бухгалтерского учета.
2. Необходимо организовать взаимодействие органов государственной власти и негосударственных организаций, в первую очередь профессиональных, в регулировании бухгалтерского учета.
3. Нужно воссоздать в определенной мере методологическое регулирование бухгалтерского производственного учета, и выработать подходы к унификации систем управленческого учета.
4. Препятствием для нормального развития бухгалтерского учета остаётся пересечение с налоговыми требованиями. Целесообразно исключить чрезмерное влияние на развитие бухгалтерского учета требований налоговых органов, а также налогового законодательства.
Для развития национального законодательства в области бухгалтерского учета необходимо разработать или утвердить в новой редакции такие важные документы, как Концепция развития бухгалтерского учета на 2010 - 2015 гг., закон «О бухгалтерском учете», закон о корпоративном управлении и консолидированной отчетности, стандарты бухгалтерского учета по сегментной отчетности, биологическим активам, освоению природных ресурсов, оценке активов «по справедливой стоимости», о порядке учета лизинговой деятельности, методические указания по внесению в бухгалтерскую финансовую отчетность индикаторов финансовой устойчивости компании и др.
В настоящее время активизировалась работа по утверждению проекта Федерального Закона «О бухгалтерском учете». Выражая в целом безусловную поддержку авторов законопроекта в части: положений по сохранению за государством важнейших рычагов управления учетным процессом; формирования бухгалтерской финансовой отчетности в соответствии с требованиями национальных стандартов, применении единого порядка установления требований к бухгалтерскому учету независимо от вида экономической деятельности и др., хотелось бы остановиться на важнейших новациях, содержащихся в рассматриваемом документе.
На наш взгляд, представленный законопроект не в полной мере способствует обеспечению и повышению качества информации, в бухгалтерском учете и отчетности по следующим причинам:
в перечне (составе) общих требований к бухгалтерскому учету (глава 2 законопроекта «Общие требования к бухгалтерскому учету») отсутствует требование соответствия данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Подобное изъятие может привести к отражению фактов хозяйственной деятельности только по счетам синтетического учета, что лишит организацию возможности получения информации в разрезе конкретных видов (наименований) имущества и обязательств. В результате могут снизиться возможности осуществления контроля за фактическим наличием и движением указанных объектов учета, что затруднит проведение инвентаризаций и проверок, усложнятся процедуры привлечения к ответственности виновных (при их наличии) в недостатках и хищениях имущества организаций. Кроме того, значительно снизится и достоверность показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Эти факторы усиливает и упразднение в законопроекте статей «Ответственность за нарушение законодательства РФ о бухгалтерском учете» и «Главный бухгалтер», тем самым не предусматривается ответственности за искажение показателей бухгалтерской отчетности и сроков ее представления. По нашему мнению, подобные изъятия не способствуют повышению достоверности бухгалтерской отчетности и ее качества в целом, а могут лишь привести к прямо противоположным результатам. К тому же статья 29 законопроекта «Внутренний контроль в экономическом субъекте» во многом носит декларативный характер.
Законопроект изменяет систему регулирования бухгалтерского учета и отчетности.
Впервые на законодательном уровне определяется место субъектов негосударственного регулирования в системе регулирования бухгалтерского учета в России. На указанные структуры возлагаются функции по разработке проектов национальных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, а также собственных методических документов по организации и ведению бухгалтерского учета, которые призваны обеспечить практикующих специалистов необходимыми рекомендациями по применению национальных и отраслевых стандартов. В сложившихся условиях идея использования потенциала профессии в деле совершенствования бухгалтерского учета России видится достаточно продуктивной. Вместе с тем, ее реализация может столкнуться с определенными трудностями, связанными с рядом причин:
А) в проекте закона не предусматривается какой-либо ответственности профессиональных организаций за недобросовестное осуществление функций по участию в регулировании бухгалтерского учета;
Б) отсутствуют какие-либо механизмы согласования принимаемых документов между профессиональными организациями, что может привести к методологической «разноголосице»;
В) не решен вопрос об источниках финансирования работ по подготовке проектов (положений) стандартов бухгалтерского учета;
Г) возможны определенные юридические коллизии, связанные с участием негосударственных организаций в регулировании бухгалтерского учета в России, так как согласно статье 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится «...официальный статистический и бухгалтерский учет».
Развитие системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности должно быть направлено на по строение такой модели, которая учитывала бы интересы всех заинтересованных сторон, обеспечивала снижение издержек и повышение эффективности регулирования. В основе этой модели – разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества (профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности). Распределение функций между органами государственной власти и профессиональным сообществом должно исходить из следующего. Обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, бухгалтерский учет и отчетность являются одной из гарантий единого рынка и единства экономического пространства в Российской Федерации.
Регулирование бухгалтерского учета и отчетности должно обеспечивать единство системы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации и целенаправленность ее развития, учет интересов широкого круга заинтересованных пользователей, а также принципы преемственности. К ведению органов государственной власти должны быть отнесены:
а) выработка государственной политики в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
б) совершенствование правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
в) установление процедуры одобрения МСФО и введение их в действие на территории Российской Федерации;
в) организация разработки и утверждение российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
г) государственный контроль соблюдения законодательства в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
д) мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;
е) взаимодействие с межгосударственными и межправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.
Таким образом, Министерство Финансов Российской Федерации на сегодняшний день выполняет функции регулятора бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации
К ведению профессионального сообщества Минфин России относит а) представление и защита интересов профессионального сообщества;
б) подготовка предложений по совершенствованию правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
в) участие в разработке или инициативная разработка проектов российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности, а также подготовка разъяснений к ним;
г) профессиональная общественная экспертиза МСФО в процессе одобрения их в Российской Федерации;
д) разработка и распространение методических рекомендаций и информационных материалов (в том числе отраслевого характера) в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
е) обобщение и распространение передового опыта ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;
ж) разработка норм профессиональной этики и контроль соблюдения их членами профессионального сообщества;
з) контроль за соблюдением членами профессионального сообщества стандартов бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
и) повышение квалификации членов профессионального сообщества;
к) мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;
л) взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.
Принимая во внимание общественную значимость стандартов бухгалтерского учета и отчетности, необходимо их широкое признание, основанное, в первую очередь, на доверии к ним и убежденности в их адекватности и качестве. Для признания стандартов необходимо включение в процесс их принятия профессионального сообщества. При этом профессиональное сообщество разрабатывает проекты национальных стандартов и (или) проводит профессиональную общественную экспертизу стандартов. Органы государственной власти организуют разработку национальных стандартов, подготавливают стандарты к утверждению (одобрению) и утверждают (одобряют) их, обеспечивают юридическое оформление, регистрацию и ведение реестра стандартов.
Бухгалтерская деятельность идет в ногу со временем и 30.11.2011 г. Минфин России приказом за № 440 утвердил план по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности на 2012–2015 годы (Приложение 1).
Так в соответствии с Планом предусмотрено:
– 2012–2013 гг. – разработка предложений по развитию саморегулирования в сфере оказания бухгалтерских услуг;
– 2013–2014 гг. – разработка предложений по расширению подготовки и повышению квалификации специалистов, занятых составлением, аудитом, использованием, контролем, надзором бухгалтерской (финансовой) отчетности по МСФО;
– 2013 г. – разработка предложений по внесению изменений в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (в части должностей, связанных с бухгалтерским учетом и аудиторской деятельностью), направленных на отражение современных требований в отношении применения МСФО;
– 2014 г. – разработка предложений по развитию системы профессиональной аттестации бухгалтеров на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров;
– 2014 г. – разработка предложений по введению системы ежегодного повышения квалификации специалистов в области бухгалтерского учета на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров.
Опыт внедрения саморегулирования в аудиторской деятельности у Минфина России уже имеется, и он достаточно успешен.
На СРО аудиторов возложены функции по ведению реестра аудиторских организаций, аудиторов и индивидуальных аудиторов, повышению квалификации аудиторов и контролю соблюдения аудиторами требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, контролю за качеством работы аудиторских организаций, аудиторов и индивидуальных аудиторов, соблюдением норм законодательства Российской Федерации, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов.
К функциям государственного регулирования аудиторской деятельности отнесены выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности, нормативно правовое регулирование, ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ. Таким образом, модель саморегулирования реализованная в аудите обязательно будет спроецирована на бухгалтерскую деятельность.
Учитывая все вышесказанное, группа ученых. А. Д. Шеремет, Безруких Б.С, Суйц В. П., Кондраков Н. П., Палий В. Ф. и многие другие выступили с инициативой создания организации для профессионалов – НП «Ассоциация Профессиональных Бухгалтеров Содружество» (НП АБС).
В концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации одним из основных направлений выделено – подготовка и повышение квалификации специалистов, занятых ведением бухгалтерского учета, составлением отчетности, аудитом отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности. В этих условиях Наблюдательный Совет НП АБС принял решение уделить основное внимание подготовке и аттестации высококвалифицированных специалистов, развитию и повышению их статуса, а также работе с преподавателями и студентами, повышающими свою квалификацию, теснее связать свою деятельность с Международной ассоциацией бухгалтерского образования и научных разработок (IAAER).
Информация о работе Совершенствование бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики