Совершенствование бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 20:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследовать организационные формы бухгалтерского учета на предприятиях и их совершенствование в условиях рынка.
Цели курсовой работы:
• изучить теоретические основы организационных форм бухгалтерского учета;
• изучить основные направления совершенствования бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики.
• рассмотреть этапы развития учета бухгалтерского

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Этапы развития бухгалтерского учета 5
Глава 1.2 Советская школа бухгалтерского учета и ее влияние на современное развитие 6
Глава 1.3 Современный этап развития 8
Глава 2 Реформирование бухгалтерского учета в России 16
Глава 2.1 Система бухгалтерского учета и отчетности 18
Глава 2.2 Перспективы саморегулирования бухгалтерской профессии 20
Глава 3 Модернизация бухгалтерского учета 23
Глава 3.1Развитие бухгалтерского учета нематериальных активов 25
Глава 3.2 Изменение законодательства в области налогообложения 26
Глава 3.3 Роль бухгалтерского учета в борьбе с коррупцией 28
Глава 4 Концепции развития бухгалтерского учета в РФ 2012-2015гг 29
Заключение 33
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

работа.DOC

— 227.50 Кб (Скачать файл)

Особое внимание следует обратить на резкое повышение престижности профессии бухгалтера. Это прямое следствие изменения содержания работы бухгалтерской службы и роли бухгалтера в организации. Активное участие бухгалтера в процессе обоснования и выбора управленческих решений, в первую очередь стратегических, крупномасштабных, переводит его из ряда служащих в состав управленческого персонала, превращает в менеджера, основной смысл деятельности которого – не просто фиксация результата работы, а его оценка и осмысливание, что становится базой диагностики и прогноза, т. е. сопоставления мер по сохранению и упрочению финансового и экономического благополучия предприятия на перспективу.

В связи с этим первоочередной задачей Ассоциации Профессиональных Бухгалтеров Содружество является подготовка высокообразованных профессиональных бухгалтеров – элиты бухгалтерской профессии, востребованных субъектами хозяйствования, развитие и повышение статуса бухгалтерской профессии, представители которой способны предоставлять услуги неизменного высокого качества в интересах общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Модернизация бухгалтерского учета

Модернизация - императив времени, без него невозможно жить дальше.

Всеобщая модернизация экономики страны возможна только в том случае, если мы воспользуемся интеллектуальными ресурсами постиндустриального общества. В сфере бухгалтерского учета этим ресурсом является МСФО.

МСФО изначально служила основным инструментом реформирования бухгалтерского учета и отчетности в России. Это также общепризнанный инструмент повышения инвестиционной привлекательности компаний, так как необходимым условием выхода на фондовые рынки является формирование финансовой отчетности экономическим субъектом в соответствии с МСФО.

В теорию и практику отечественного бухгалтерского учета концептуальные основы международных стандартов вошли в конце прошлого века. Многие из них в то время были совершенно новыми для российских бухгалтеров: метод начисления, учетная политика как инструмент построения учета и формирования отчетности организации, приоритет содержания над формой, существенность, осторожность и пр. А сейчас уже ни у кого не вызывает недоумения раскрытие в бухгалтерской отчетности информации об аффилированных лицах, событиях после отчетной даты, условных фактах хозяйственной деятельности, прекращаемой деятельности, обесценении финансовых и других активов, информации по сегментам и др.

Экономические субъекты используют в бухгалтерском учете и отчетности способы оценки активов и обязательств, ориентированные на условия рыночной экономики. Крупнейшие хозяйствующие субъекты (нефтяной, газовой, электроэнергетической, металлургической, автомобилестроительной, химической промышленности, банковского сектора) подготавливают консолидированную финансовую отчетность по МСФО или иным международно признаваемым стандартам.

Однако наряду с несомненными успехами в развитии перед бухгалтерским учетом и отчетностью еще стоят серьезные проблемы.

  1. Отсутствие официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, что не позволяет активно применять при оценке активов и?обязательств справедливую стоимость.

Для внедрения инновационных технологий и привлечения инвестиций требуется отражение в бухгалтерской финансовой отчетности потенциала предприятия в оценке по справедливой стоимости активов, которыми оно обладает. Историческая оценка активов по фактически понесенным расходам отражает процессы прошлого периода и направлена в основном на определение финансовых результатов минувшей деятельности.

  1. Формальный подход ко многим категориям, принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики.
  2. Неоправданно высокие затраты экономических субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам.
  3. Уровень профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов недостаточен для использования информации, подготовленной по МСФО.
  4. Постоянное обновление МСФО. В последние несколько лет МСФО претерпевают концептуальные изменения и необходимо своевременно адаптировать новые изменения для того, чтобы избежать морального устаревания отечественных стандартов.
  5. Отсутствие прямого официального перевода оригинальной версии МСФО на русский язык и обновляемого перечня основных терминов МСФО, появляющихся из-за пересмотра и актуализации самих стандартов.

Есть проблемы, не решенные и самой системой МСФО. Для российского бухгалтерского учета они также являются актуальными. Решение задач модернизации экономики должно быть обеспечено информацией не только и не столько о достигнутых результатах деятельности экономического субъекта, сколько о наличии соответствующих ресурсов, позволяющих выполнить намеченные планы. И здесь в первую очередь речь идет о таких объектах учета, как основной и интеллектуальный капитал.

В настоящее время за рамками бухгалтерского учета находится такой мощный фактор модернизации экономики, как «человеческий капитал». Это не позволяет увидеть в финансовой отчетности экономического субъекта один из самых важных активов организации - интеллектуальные способности трудового коллектива.

В получении и сохранении конкурентных преимуществ предприятия, а также в росте стоимости его активов важнейшую роль играют не материальное имущество предприятия, а квалифицированный персонал, знания и способности сотрудников. Интеллектуальные активы являются ключевым элементом рыночной стоимости компании, что определяет необходимость представления в финансовой отчетности информации о нем потенциальным инвесторам.

Система МСФО не может полностью заменить отечественные правила ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Не может она и в полной мере решать все стоящие перед отечественным бухгалтерским учетом задачи. В условиях модернизации необходимо и дальше продолжать реформирование национальной системы бухгалтерского учета

Глава 3.1Развитие бухгалтерского учета нематериальных активов

В течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности.

В связи с этим необходимы дополнительные стимулы по осуществлению предприятиями НИОКР, по созданию НМА.

Решению этой задачи может способствовать отчасти и система бухгалтерского учета.

НМА составляют незначительную долю в валюте балансов российских предприятий, так доля НМА в валюте баланса ОАО «РЖД» составила на 1 января 2010 г. 0,1%, ОАО «Газпром» - 0,003 %.

Столь низкие показатели, на мой взгляд, объясняются следующим. Сейчас расходы на создание интеллектуальной собственности мы относим в состав издержек производства. И естественно у предприятий нет стимула ставить их на баланс. Почему? Потому что они не могут учитывать расходы на НИОКР в оценке самой интеллектуальной собственности. По сути, интеллектуальную собственность ставят на баланс по цене госпошлины, и это не ведёт к повышению капитализации.

К тому же нематериальные активы на сегодня - одна из самых трудноопределимых учетных категорий. В связи с этим, а также в свете модернизации и технологического развития экономики России нам необходимо проработать нормативную базу бухгалтерского учета НМА.

За последние 20 лет в области бухгалтерского учета НМА произошли значительные изменения: в 2000 году было принято ПБУ14/2000, в 2002 году - ПБУ 17/02, в 2007 г. - ПБУ 14/2007, 4 часть Гражданского кодекса РФ и т.д.

В то же время, несмотря на определенные успехи в бухгалтерском учете НМА имеются серьезные проблемы, которые проявляются в следующем:

Во-первых, в ПБУ 14/2007 отсутствует четкий порядок определения НМА с неопределенным сроком полезного использования. Ранее для таких активов устанавливался срок использования в 20 лет (но не более срока действия организации).

Примеры активов с неопределенным сроком Положение не приводит и то, как следует доказать, что срок является неопределенным, не разъясняет.

Во-вторых, в ПБУ 14/2007 отсутствуют разъяснения по порядку проведения обесценения НМА и отражения его результатов в учете.

Если с процедурами переоценки российские организации знакомы по переоценкам основных средств, то вот с механизмом обесценения знакомы единицы. Теперь профессиональным бухгалтерам придется осваивать этот механизм.

В-третьих, ПБУ 14/2007 не содержит нормативных указаний по методике оценки затрат на НИОКР, которые в дальнейшем могут быть учтены в составе НМА.

В соответствии с ПБУ 14/2007 ранее признанные расходы не могут быть включены в первоначальную стоимость нового НМА даже если результаты ранее осуществленных работ будут использованы при его создании.

В перспективе требует обсуждения вопрос о порядке создания резерва предстоящих расходов на НИОКР, с целью равномерного признания расходов по НИОКРам с длительным скором реализации.

Для целей налогового учета необходимо создать систему идентификации расходов с коэффициентом 1,5 по перечню, установленному Правительством РФ, что позволит снизить налоговые риски наиболее полно использовать данную льготу хозяйствующим субъектам вносящим вклад в модернизацию экономики. По данным Минэкономразвития ни одного решения по предоставлению льгот по НИОКР (коэф.1,5) в 2009 году не было, в связи с тем, что налоговые органы не обладают такой компетенцией, чтобы самостоятельно определять, можно применять такую льготу или нет.

Глава 3.2 Изменение законодательства в области налогообложения

Говоря о трудностях в развитии бухгалтерского учета мы не можем не отметить ряд объективных моментов, вызвавших подобные недостатки, в том числе и сложную и постоянно видоизменяющуюся налоговую систему.

Важным условием модернизационного развития экономики является создание в стране благоприятного климата для ведения бизнеса. Президент России высказался за разработку дополнительных мер налогового стимулирования для компаний, внедряющих инновационные технологии. Но изменений в налоговом законодательстве, снижающих налоговое бремя, в настоящее время нет.

Наоборот, с 2010 года серьёзно изменилось налоговое законодательство и законодательство о социальном страховании в связи с переходом от уплаты ЕСН к страховым взносам во внебюджетные фонды. По нашему мнению, отмена ЕСН обернётся немалыми издержками для экономических субъектов.

Государственное пенсионное страхование, отказавшись от ЕСН, отчасти возвращается к системе страховых взносов, действовавшей в 1990-е годы. Администрирование (сбор и контроль) страховых взносов передается от Федеральной налоговой службы Пенсионному фонду России и Фонду социального страхования РФ.

Так как отменяется регрессивная шкала сбора ЕСН, нагрузка на работодателей станет заметно выше. В расчете на одного работника по ставке в 34% будет облагаться годовой заработок уже в сумме до 415 тысяч рублей (а не до 280 тысяч рублей). То есть с зарплаты в 35,5 тысяч рублей в месяц никаких выплат не предусмотрено, тогда как с меньших заработных плат работодатели должны будут заплатить 26% (2010 г.) и 34% (с 2011 г.). Нагрузка на бюджеты компаний увеличится сразу на 8% и по оценке Российского союза промышленников и предпринимателей для бизнеса это выльется в дополнительные 1,5 трлн. рублей. Тем не менее, системе соцстраха может грозить дефицит и финансовая неустойчивость.

Кроме увеличения налоговой нагрузки на бизнес, увеличивается и объём работы бухгалтера по отчётности. Во многих малых организациях руководитель сам вёл бухгалтерскую и налоговую отчётность, но с введением сдачи отчётности во все внебюджетные фонды, учитывая в дальнейшем сдачу ежеквартального персонифицированного отчёта, также необходимо будет увеличивать затраты на оплату услуг профессионального бухгалтера.

Так же к осложняющим последствиям нужно отнести то, что появляются дополнительные контролирующие органы, которые будут проводить проверки плательщиков. Соответственно, у плательщиков возрастут административные издержки, затраты времени и прочее.

Кроме того, плательщики ЕСН руководствовались принципами налогообложения, правами и обязанностями налогоплательщика согласно Налоговому кодексу, а при замене ЕСН страховыми взносами в фондах вводится своя система штрафов за нарушения, также ухудшающая положение налогоплательщиков, но повышающая наполнение фондов. Налогоплательщик - «упрощенец», честно работающий в соответствии с законодательством, чтобы не работать в убыток, будет вынужден снизить заработную плату работников (а это нарушение Трудового кодекса РФ) или сократить штат, чтобы компенсировать увеличение расходов на взносы во внебюджетные фонды. А снижение фонда оплаты труда соответственно приведет к уменьшению величины взноса в фонды.

Еще одной проблемой является то, что нынешний закон о переходе от ЕСН к страховым взносам ставит российских граждан в невыгодное положение на рынке труда по сравнению с иностранными гражданами, имеющими статус временного пребывания на территории России.

Согласно новому закону выплаты и вознаграждения иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим на территории России не облагаются страховыми взносами. Получается, что теперь лица, временно пребывающие на территории России, получили явное преимущество перед российскими гражданами при приеме на работу, так как начиная с текущего года их работодатели могут совершенно законно не платить за них страховые взносы.

И надо понимать, что замена пройдет не только в отношении малоквалифицированного персонала. Выгоднее будет нанимать иностранцев и на позиции, требующие высокой квалификации, также на руководящие позиции.

По нашему мнению, закон нужно пересмотреть так, чтобы российские и иностранные работники оказались в равных условиях и рост российской экономики продолжался.

Глава 3.3 Роль бухгалтерского учета в борьбе с коррупцией

Нельзя недооценивать и возможный потенциал профессиональной общественности в деле борьбы со всевозможными злоупотреблениями и мошенничеством, которые в свою очередь являются питательной средой для коррупции. Связано это с тем, что сотрудники бухгалтерских служб не только располагают наиболее полной информацией о финансовых операциях организаций, но и обладают наличием знаний финансового, бухгалтерского и налогового законодательства.

Информация о работе Совершенствование бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики