Совершенствование форм отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

Базой для принятия управленческих решений на предприятии является информация экономического характера. Сам процесс принятия решений можно разделить на три этапа: планирование и прогнозирование, оперативное управление, контроль (финансовый анализ) деятельности предприятия. Решения принимает не только администрация организации, но и другие - внешние - пользователи экономической информации (заинтересованные стороны, находящиеся за пределами фирмы и нуждающиеся в информации для принятия решений в отношении данного предприятия). Внутренние пользователи оперируют учетной информацией, внешние - данными финансовой отчетности организации.

Содержание работы

Введение
1 Основы бухгалтерской отчетности
1.1 Понятие, назначение и содержание бухгалтерской отчетности
1.2 Этапы развития бухгалтерской отчетности в России
1.3 Назначение и принципы составления финансовой отчетности
1.4 Состав бухгалтерской отчётности
1.5 Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчётности
2 Международные требования к составу содержанию и раскрытию информации в бухгалтерской отчетности
3 Отчет о прибылях и убытках, порядок составления.
Заключение
Практическая часть работы
Список литературы
Приложение: первичные документы согласно практической части

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.47 Кб (Скачать файл)

Пятый этап (1981 – 2005 гг.) характеризуется  новыми целями и задачами, возникшими в связи с процессами преобразований, происходившими в стране. К 1990-м годам  обозначилась серьезная проблема, связанная  с унификацией бухгалтерской  отчетности для предприятий различных  сфер деятельности и форм собственности. Министерство финансов Письмом от 12 октября 1990 г. ввело, начиная с 1991 года единую отчетность для всех предприятий, объединений и организаций. Номенклатура статей при этом была укрупнена, введены  дополнительные статьи.

С введением нового плана счетов с 1 января 1992 г. бухгалтерская отчетность подверглась дальнейшим изменениям: уменьшилось до трех количество форм, баланс стал составляться в нетто-оценке, введена статья «Резервы по сомнительным долгам». Минфин России Письмом от 09.06.92 г. № 38 определил следующие формы  бухгалтерской отчетности:

ü  Баланс предприятия – форма № 1.

ü  Отчет о финансовых результатах и их использования – форма № 2.

ü  Приложение к балансу предприятия – форма № 5.

Выделенные пять этапов совершенствования  бухгалтерского баланса с этапа  становления (1898г) до современного составления  отчетности. Пройдя все этапы, бухгалтерская  отчетность неуклонно приближается к международным стандартам. Постановление  № 3708-1 «О государственной программе  перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему  учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики» - первый документ, который свидетельствует, что политика государства в области  регулирования бухгалтерского учета  направлена на построение нормативной  и правовой базы в соответствии с  международными стандартами [10].

1.3 Назначение и принципы составления  финансовой отчетности

Эффективность управления предприятия  во многом определяется уровнем его  аналитической базы, качеством информационного  обеспечения. Источники получения  информации делятся на внешние (правовые, директивные, нормативно-справочные) и  внутренние (плановые, фактографические).

Внешняя информация используется для  контроля и оценки соответствия финансово-хозяйственной  деятельности предприятия требованиям  действующего законодательства и нормативным  документам министерств и ведомств.

Внутренняя формируется на предприятии  и отражает либо его фактическое  состояние, либо прогнозные показатели.

К плановым относятся все виды планов, бюджетов, проектов, разрабатываемых  на предприятии.

Информация фактографического  характера представляется в виде отчетностей различных форм, которые  составляются на основании всех видов  учета: бухгалтерского, налогового, статистического, оперативно-технического, маркетингового. Они могут содержать как количественные, так и качественные характеристики, стоимостные и натуральные показатели. Но в финансовом анализе основными  являются бухгалтерские данные, хотя, также используется и другая информация оперативного характера, носящая лишь вспомогательный характер. Сгруппированные  согласно требованиям законодательства данные бухгалтерского и финансового  учета формируют финансовую отчетность предприятия.

Финансовая отчетность - совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью  предоставления пользователям обобщенной информации о финансовом состоянии  предприятия, а также об изменениях в его финансовом состоянии за отчетный период в удобной и понятной форме для принятия определенных решений [11].

При формировании финансовой отчетности основываются на фундаментальном правиле  ее подготовки: правиле соответствия вложенной и востребованной информации. При формировании финансовой отчетности используют следующую совокупность принципов.

Принципы составления финансовой отчетности:

v  принципы учета информации, включаемой в отчетность: принцип стабильности правил бухгалтерского учета; принцип двойной записи; принцип экономической единицы; принцип периодичности составления отчетности; принцип функционирующего предприятия; денежной оценки означает использование денежного измерителя в качестве универсального. При этом могут применяться следующие методы денежной оценки: фактическая стоимость; чистая стоимость реализации; восстановительная стоимость; дисконтированная стоимость; принцип начислений (реализации); принцип соответствия доходов и расходов отчетного периода.

v  ограничительные принципы: принцип соответствия затрат на составление финансовой отчетности и выгод от её использования; принцип консерватизма (правило низшей оценки); в). принцип конфиденциальности (публичная отчетность не должна содержать коммерческой тайны).

v  Принципы подбора данных (требования к качеству финансовой отчетности): принцип уместности (своевременность, значимость, ценность для анализа); достоверность (правдивость, преобладание содержания над формой, возможность проверки, нейтральность); принцип понятности (наличие типовых методик составления или пояснений); принцип сопоставимости; принцип консолидированности.

v  Принципы группировки отчетности (требования к наличию элементов): ресурсы отражаются при раскрытии источников их формирования; доходы учитываются при отражении соответствующих расходов [13].

1.4 Состав бухгалтерской отчётности

В настоящее время организации  представляют в обязательном порядке  промежуточную и годовую бухгалтерскую  отчетность.

Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:

-  форму № 1 «Бухгалтерский баланс»;

-  форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Кроме указанных форм в составе  промежуточной бухгалтерской отчетности организации могут представлять иные отчетные формы (Отчет о движении денежных средств и др.), а также  пояснительную записку, входящие в  состав годовой отчетности.

При ведении бухгалтерского учета  и составлении бухгалтерской  отчетности необходимы знание и использование  следующих нормативных документов, определяющих порядок ведения бухгалтерского учета в организациях:

-  бухгалтерский баланс – форма № 1;

-  отчет о прибылях и убытках – форма № 2;

-  отчет об изменениях капитала – форма № 3;

-  отчет о движении денежных средств – форма № 4;

-  приложение к бухгалтерскому балансу – форма № 5;

-  пояснительную записку;

-  отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6) – для общественных организаций и объединений;

-  специализированные формы бухгалтерской отчетности, утвержденные для организаций министерствами и ведомствами по согласованию с Минфином России;

-  итоговую часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного по законодательству Российской Федерации аудита бухгалтерской отчетности [1].

Бухгалтерский баланс (форма №1) является способом группировки и обобщенного  отражения в денежном выражении  хозяйственных средств предприятия  по составу и размещению, а также  по источникам их образования на определенную дату. Графически бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, которая  делится по вертикали на две части  для раздельного отражения видов  средств и их источников. В левой  части таблицы показывают средства по составу и размещению, а в  правой – по источникам их образования. Левая часть называется актив, правая – пассив. Каждый отдельный вид  средств в активе и их источников в пассиве называется «статьей баланса». Итоги сумм статей актива и пассива  баланса всегда равны между собой, так как в них отражаются одни и те же средства.

Правила оценки статей баланса установлены  положением по бухгалтерскому учету, бухгалтерской  отчетности и инструкциями (указаниями) по составлению бухгалтерской отчетности.

Отчет о прибылях и убытках (форма  №2) содержит в своих разделах сведения за отчетный и предыдущий периоды:

-  о прибыли (убытках) от продажи товаров, продукции, работ услуг;

-  об операционных доходах и расходах с выделением процентов к получению и уплате;

-  о внереализационных доходах и расходах и чистой (нераспределенной) прибыли (убытках) отчетного периода.

Справочно в отчете приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды  о дивидендах, приходящихся на одну привилегированную и обычную  акцию.

В расшифровке отдельных прибылей и убытков приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды об отдельных  видах прибылей и убытков.

Отчет об изменениях капитала (форма  №3) состоит из четырех разделов и справки.

В разделе I «Капитал» показывают остаток  на начало года, поступления, расход и  остаток на конец года составных  частей собственного капитала.

В разделе II « Резервы предстоящих  расходов» и в разделе III « Оценочные  резервы» показывают остатки на начало и конец отчетного периода, и  движение имеющихся в организации  резервов предстоящих расходов и  оценочных резервов.

В разделе IV «Изменение капитала»  содержаться сведения за отчетный и  предшествующие периоды о величине капитала на начало периода, его увеличении, уменьшении и величине капитала на конец отчетного периода.

В «Справке» указываются данные о чистых активах на начало конец  отчетного года и о полученных из бюджета и внебюджетных фондов средствах не расходы по обычным  видам деятельности и на расходы  по капитальным вложениям во внеоборотные активы.

С 1996 года организации составляют отчет о движении денежных средств (форма №4). Отчет состоит из четырех  разделов:

-  Остаток денежных средств на начало года.

-  Поступило денежных средств – всего и в том числе по видам поступлений

-  Направлено денежных средств – всего и в том числе по направлениям расходов

-  Остаток денежных средств на конец отчетного периода.

Сведения о движении денежных средств  представляются в валюте РФ рублях – по данным счетов 50»Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета в банках».

Движение денежных средств показывается по видам деятельности – текущей, инвестиционной, финансовой. 

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) состоит из семи разделов.

В разделе 1 «Движение заемных средств» показывают остатки на начало и конец  отчетного периода, полученные и  погашенные долги, краткосрочные займы  и кредиты с выделением не погашенных в срок.

В разделе 2 «Дебиторская и кредиторская задолженность» содержатся данные об остатках и движении за год по краткосрочной  и долгосрочной дебиторской задолженности  с выделением просроченной и отдельно длительностью свыше трех месяцев, а также данные о полученных и  выданных обеспечениях.

В разделе 3 «Амортизируемое имущество» отражены остатки на начало отчетного  года и данные о поступлении и  выбытии по каждому виду нематериальных активов и основных средств и  имуществу для передачи в лизинг и представляемому по договору проката.

В разделе 4 «Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений содержаться сведения о  собственных средствах организации  и привлеченных средствах по их видам. В конце раздела справочно  приводятся данные о незавершенном  строительстве и инвестиции в  дочерние и зависимые общества.

В разделе 5 «Финансовые вложения»  указаны суммы остатков на начало и конец отчетного года по каждому  виду долгосрочных и краткосрочных  финансовых вложений.

В разделе 6 «Расходы по обычным видам  деятельности» отражены затраты  по элементам за отчетный и предыдущий годы и данные об изменении остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих  расходов.

В разделе 7 «Социальные показатели»  приводятся данные об отчислениях в  государственные внебюджетные фонды  и отчисления в негосударственные  пенсионные фонды.

Отчет о целевом использовании  полученных средств (форма № 6) содержит данные за отчетный и предыдущий годы об остатке средств на начало года, поступлении средств по их видам, использование средств по из видам  и об остатке средств на конец  года.

Пояснительная записка к годовой  бухгалтерской отчетности должна содержать  существенную информацию об организации, её финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности [2].

1.5 Требования, предъявляемые к  бухгалтерской отчётности

Бухгалтерская отчетность должна соответствовать  следующим требованиям: достоверности, целостности, своевременности, простоте, проверяемости, сравнимости, экономичности, соблюдении строго установленных процедур оформления и публичности [4].

Достоверность базируется не только на информации бухгалтерского, но и  других видов учета, в первую очередь  статистического учета. Нарушение  данного подхода делает невозможным  составление бизнес-плана, а также  оперативное управление имуществом на различных уровнях хозяйственной  деятельности. Это условие требует  сопоставимости отчетных и плановых показателей.

В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения  учетной политики должны вводиться  с начала финансового года.

Достоверность бухгалтерской отчетности усиливается ее целостностью, т.е. она  должна включать показатели финансово-хозяйственной  деятельности как самого предприятия, так и его филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на самостоятельные  балансы.

Целостность или полнота отчетности позволяет принимать более обоснованные управленческие решения. С этой целью  данные синтетического и аналитического учета должны быть подтверждены результатами инвентаризации и заключением независимой  аудиторской организации.

Своевременность предполагает представление  соответствующей бухгалтерской  отчетности в соответствующие адреса в установленный срок. Отчетность, представленная с нарушением установленных  сроков, теряет свое значение.

Простота бухгалтерской отчетности лежит в ее упрощении и доступности. Переход бухгалтерского учета к  международным стандартам объективно способствует реализации данного требования.

Проверяемость отчетности предполагает возможность подтверждения представленной в ней информации в любое время. Косвенно данное условие предполагает нейтральность представленной в  ней информации.

Информация о работе Совершенствование форм отчетности