Совершенствование учета денежных средств на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – изучение организации учета денежных средств на примере предприятия ОСАО «Ингосстрах», выявление возможных ошибок в учете и формирование предложений по совершенствованию системы учета денежных средств
Объект исследования – Открытое страховое акционерное общество «Ингосстрах». Предметом исследования в работе является система учета денежных средств предприятия.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы учета денежных средств 5
1.1 Нормативное регулирование учета денежных средств предприятия 5
1.2 Учет денежных средств предприятия 7
1.3 Корреспонденции счетов по операциям учета денежных средств 20
2. Организация учета денежных средств на предприятии ОСАО «Ингосстрах» 22
2.1 Краткая экономическая характеристика ОСАО «Ингосстрах» 22
2.2 Организация учета денежных средств на предприятия ОСАО «Ингосстрах» 30
2.3 Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности на предприятии ОСАО «Ингосстрах» 37
3. Совершенствование учета денежных средств на предприятии 43
Заключение 45
Список используемой литературы 47

Файлы: 1 файл

Учет денежных средств на предприятии.docx

— 76.15 Кб (Скачать файл)

Разработанный рабочий план счетов Кирового филиала ОСАО «Ингосстрах» соответствует описанному в учетной политике.

Учет  денежных средств на предприятии  осуществляется: наличных денег –  счет 50 «Касса» с ведением кассовой книги (КО-4); безналичные расчеты – счет 51 «Расчетный счет» и субсчет 2 «Чековые книжки» счета 55 «Специальные счета в банках» и счета 57 «Переводы в пути» Чековая книжка выдана директору ОСАО «Ингосстрах».

Поступление денежных средств в кассу предприятия  осуществляется: с расчетного счета  в банке (заработная плата, пособия, хозяйственные расходы и т.д.); с платежей наличными от клиентов за оформление договоров страхования, оказания услуг оценки и другие страховые услуги, предоставляемые ОСАО «Ингосстрах».

При поступлении  денежных средств в кассу бухгалтером-кассиром оформляется приходный кассовый ордер, квитанция от которого отдается вносителю денег.

Из кассы  денежные средства могут быть выданы бухгалтером-кассиром: на оплату труда  работникам филиала (платежная ведомость, составляется главным бухгалтером); под отчет для приобретения хозяйственных материалов необходимых при работе предприятия (например – канцелярские товары), в этом случае бухгалтером-кассиром оформляется расходный кассовый ордер, который затем подписывают директор и главный бухгалтер, а после этого материально-ответственное лицо получает деньги в кассе. Все выплаты из кассы по страховым договорам оформляются страховыми агентами, затем заполняется расходный кассовый ордер, который подписывают директор и главный бухгалтер филиала.

Все приходные  и расходные кассовые ордера, оформленные  и проведенные по кассе за день, складываются в порядке их поступления. Затем суммы по этим первичным  документам и номера документов заносятся  бухгалтером-кассиром при помощи программы  в компьютер, где и происходит формирование кассовой книги и отчета кассира-операциониста.

К концу  рабочего дня бухгалтер-кассир предварительно подсчитывает остаток денежных средств  и при контроле со стороны главного бухгалтера определяет сумму для  инкассации. На предприятии установлен лимит кассы в размере 2500 руб. Все денежные средства сверх лимита вносятся в банк.

Кассир  оформляет накладные и запаковывает инкассаторскую сумку с помощью  специального пломбиратора. Инкассация происходит в промежуток времени  между 17–30 и 18–00 часами. Инкассаторы забирают готовую сумку, оставляют новую на следующий день. Услуги инкассации предприятию ОСАО «Ингосстрах» оказывает банк, в котором у предприятия открыт расчетный счет – Кировое ОСБ №8605, для оплаты услуг инкассации на расчетный счет предприятия банком выставляется платежное требование. В течение месяца инкассированные суммы проводятся в корреспонденции со счетом 51 «Расчетный счет». В последний день месяца для учета инкассированных сумм применяется счет 57 «Переводы в пути».

На основании  ежедневных отчетов кассира по итогам месяца формируется оборотная ведомость  по счету 50. Сальдо на начало должно совпадать  с остатком наличных денег на начало дня в кассе первого числа  месяца. Сальдо на конец по оборотной ведомости совпадает с остатком денежных средств в кассе на конец дня последнего числа месяца. Дебетовые и кредитовые обороты по счету 50 сверяются с соответствующими оборотами корреспондирующих счетов.

Пример  типовых проводок по учету денежных средств ОСАО «Ингосстрах»:

1. В дебет  счета 50 «Касса» с кредита счетов

Хозяйственная операция

К-т

1.

Сняты с расчетного счета  денежные средства

51

2.

Возврат неиспользованной подотчетной суммы

71

3.

Получено от покупателей  за услуги страхования

77


 

2. С кредита  счета 50 «Касса» в дебет счетов

Хозяйственная операция

Д-т

1.

Внесены на расчетный счет денежные средства

51

2.

Выдано под отчет

71

3.

Выплаты по договорам страхования

22

4.

Выдана заработная плата  работникам предприятия

70

5.

Выручка инкассирована (денежные средства в пути)

57


 

Один  раз в квартал в кассе предприятия  проводится инвентаризация. В Кировском филиале ОСАО «Ингосстрах» операции по счету 55 не ведутся.

2.3 Инвентаризация  денежных средств, денежных документов  и бланков документов строгой  отчетности на предприятии ОСАО  «Ингосстрах»

 

Инвентаризация  кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №40 и сообщенным письмом Банка России от 4 октября 1993 г. №18. 37. В сроки, установленные руководителем предприятия, а также при смене кассиров на каждом предприятии производится внезапная ревизия кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. Для производства ревизии кассы приказом руководителя предприятия назначается комиссия, которая составляет акт. При обнаружении ревизией недостачи или излишка ценностей в кассе в акте указывается их сумма и обстоятельства возникновения. В условиях автоматизированного ведения кассовой книги должна производиться проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов. Учредители предприятий, вышестоящие организации (в случае их наличия), а также аудиторы (аудиторские фирмы) в соответствии с заключенными договорами при производстве документальных ревизий и проверок на предприятиях производят ревизию кассы и проверяют соблюдение кассовой дисциплины. При этом особое внимание должно уделяться вопросу обеспечения сохранности денег и ценностей.

Ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей  предприятий, главных бухгалтеров  и кассиров. Лица, виновные в неоднократном  нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Банки систематически проверяют  соблюдение предприятиями требований Порядка ведения кассовых операций. Проверки Порядка ведения кассовых операций в бюджетных организациях осуществляются соответствующими финансовыми  органами. Органы внутренних дел в  пределах своей компетенции проверяют  техническую укрепленность касс и кассовых пунктов, обеспечение  условий сохранности денег и  ценностей на предприятиях. Предложения  и рекомендации по устранению выявленных в ходе проверок кассовой дисциплины недостатков, а также причин и  условий, способствующих совершению хищений  и злоупотреблений, обязательны  к выполнению предприятиями.

При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе  принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной  пошлины, вексельные марки, путевки  в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.). Проверка фактического наличия  бланков ценных бумаг и других бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по акциям: именные и на предъявителя, привилегированные и обыкновенные), с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным  лицам. Инвентаризация денежных средств  в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций  учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка  и т.п. Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухгалтерии организации, с данными выписок банков.

Порядок проведения инвентаризации.

1. Установить  круг материально ответственных  лиц (в соответствии с приказом  по предприятию), удостовериться  в наличии договоров с ними  о полной материальной ответственности;

2. Ознакомиться  с результатами последней инвентаризации;

3. До  начала проверки фактического  наличия денежных средств инвентаризационной  комиссии надлежит получить последние  на момент инвентаризации приходные  и расходные документы или  отчеты о движении денежных  средств;

4. Председатель  инвентаризационной комиссии визирует  все приходные и расходные  документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации  на «….» (дата)», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков денежных средств к началу инвентаризации по учетным данным;

5. Материально-ответственные  лица дают расписки о том,  что к началу инвентаризации  все расходные и приходные  документы на денежные средства  сданы в бухгалтерию или переданы  комиссии и все ценности, поступившие  на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и  лица, имеющие подотчетные суммы  на приобретение;

6. Сведения  о фактическом наличии денежных  средств записываются в инвентаризационные  описи или акты инвентаризации  не менее чем в двух экземплярах;

7. Инвентаризационная  комиссия обеспечивает полноту  и точность внесения в описи  данных о фактических остатках  денежных средств, правильность  и своевременность оформления  материалов инвентаризации;

8. Фактическое  наличие денежных средств при  инвентаризации определяют путем  обязательного подсчета;

9. Проверка  фактического наличия денежных  средств производится при обязательном  участии материально ответственных  лиц;

10. При  подсчете фактического наличия  денежных знаков и других ценностей  в кассе принимаются к учету  наличные деньги, ценные бумаги  и денежные документы (почтовые  марки, марки государственной  пошлины, вексельные марки, путевки  в дома отдыха и санатории,  авиабилеты и др.);

11. Проверка  фактического наличия бланков  ценных бумаг и других бланков  документов строгой отчетности  производится по видам бланков  (например, по акциям: именные и  на предъявителя, привилегированные  и обыкновенные), с учетом начальных  и конечных номеров тех или  иных бланков, а также по  каждому месту хранения и материально  ответственным лицам;

12. Инвентаризация  денежных средств в пути производится  путем сверки числящихся сумм  на счетах бухгалтерского учета  с данными квитанций учреждений банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка и т.п.;

13. Инвентаризация  денежных средств, находящихся  в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков  сумм, числящихся на соответствующих  счетах, по данным бухгалтерии  с данными выписок банков.

14. Проверяется соответствие сумм платежных документов данным журнала – ордера №2 и ведомости №2, журнала – ордера №3. Проверяется соответствие данных журнала – ордера №2 и ведомости №2, журнала – ордера №3 за каждый месяц данным по Главной книге. Сопоставляются обороты по кредиту счетов 51 («Расчетный счет») и 55 («Специальные счета в банках») с оборотами по дебету корреспондирующих счетов по данным Главной книги. Проверяется соответствие данных журнала – ордера №2 и ведомости №2 журнала – ордера №3 данным отчета о движении денежных средств (форма №4). Сопоставляется сальдо по счету 51 («Расчетный счет») в Главной книге на начало года и на конец соответствующего отчетного периода со строкой 262 граф 3 и 4 бухгалтерского баланса.

Если  инвентаризация проводится в течение  нескольких дней, то помещения, где  хранятся денежные средства, при уходе  инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в  работе инвентаризационных комиссий (в  обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться  в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

В тех  случаях, когда материально-ответственные  лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

По окончании  инвентаризации могут проводиться  контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует  проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально-ответственных  лиц обязательно до открытия помещения, где проводилась инвентаризация. Результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций оформляются  актом и регистрируются в книге  учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.

В случае предприятия ОСАО «Ингосстрах» инвентаризации денежных средств в кассе проводятся ежеквартально. Следует отметить, что  на предприятии соблюдаются все  требования Порядка ведения кассовых операций. Недостач или хищений денежных средств в кассе предприятия  за все время работы филиала не было выявлено. При ошибочном отнесении  бухгалтером-кассиром хозяйственной  операции на другой корреспондирующий  счет, все эти ошибки выявляются и устраняются при формировании программой «1-С бухгалтерия» оборотов за месяц.

Лимит в  кассе превышается в период выплаты  заработной платы работникам с 12 по 15 числа месяца. Срок и порядок  выдачи заработной платы оговорены  в договоре с обслуживающим банком. Лимит кассы устанавливается  банком по заявлению ОСАО «Ингосстрах» ежегодно согласно заявлению предприятия.

Информация о работе Совершенствование учета денежных средств на предприятии