Совершенствование взаимодействия предприятия и государства в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Формирование и укрепление институтов гражданского общества должно осуществляться на всех уровнях - от местного самоуправления до федерального масштаба и в рамках целостной концепции государственного строительства. К сожалению, на сегодняшний день она в данной области отсутствует.
Взаимоотношения предприятия и государства должны стимулировать деятельность хозяйствующих субъектов, повысить их эффективность и эффективность экономики в целом.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1 Роль государства в экономике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1Роль и функции государства в рыночной системе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2 Методы и инструменты государственного регулирования экономики . . . . . 8
2 Взаимодействие рынка и государства в современной экономике. . . . . . . . . . .11
2.1 Современные формы государственного регулирования . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.2 Принципы организации и функции государственных органов . . . . . . . . . . .13
2.3 Государство и рыночная инфраструктура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
3 Совершенствование взаимодействия предприятия и государства в условиях рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Список использованной литературы . . . .

Файлы: 1 файл

Kursovaya_sovershenstvovanie_2014 (1).docx

— 81.29 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

1 Роль государства в экономике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

1.1Роль и функции государства в рыночной системе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

1.2 Методы и инструменты  государственного регулирования  экономики . . . . . 8

2 Взаимодействие рынка и государства в современной экономике. . . . . . . . . . .11

2.1 Современные формы государственного регулирования . . . . . . . . . . . . . . . . 11

2.2 Принципы организации и функции государственных органов . . . . . . . . . . .13

2.3 Государство и рыночная инфраструктура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

3 Совершенствование взаимодействия предприятия и государства в условиях рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Гражданское общество в Республике Беларусь, наряду со свободной рыночной экономикой, является необходимым условием достижения социальной и политической стабильности.

 Проблема становления  гражданского общества — это, в первую очередь, проблема создания  инфраструктуры взаимодействия  государства, бизнеса и общества  в решении задач социально - экономического  роста.

Формирование и укрепление институтов гражданского общества должно осуществляться на всех уровнях - от местного самоуправления до федерального масштаба и в рамках целостной концепции государственного строительства. К сожалению, на сегодняшний день она в данной области отсутствует.

Взаимоотношения предприятия и государства должны стимулировать деятельность хозяйствующих субъектов, повысить их эффективность и эффективность экономики в целом.

Это имеет отношение, как к коммерческим организациям, так и к не коммерческим организациям (НКО).

Отражая практически весь спектр интересов и ценностей, существующих в обществе, НКО служат связующим звеном между различными слоями общества и государством, механизмом для определения приоритетных задач и важнейших направлений деятельности, без чего невозможно эффективное управление общественными процессами и государственное строительство.

Сегодня государство, испытывая трудности в решении многих стоящих перед ним задач, может и должно опереться на кадровые, экспертные и другие ресурсы общественности. Гражданское общество проявляет и способность, и готовность к добровольной концентрации своих ресурсов - "интеллектуальной мобилизации" для решения общенациональных задач.

Из сказанного на лицо актуальность и практическая значимость выбранной темы курсовой работы.

При написании работы ставилась цель – раскрыть сущность проблемы взаимодействия государства и негосударственных организаций, а также привести методы совершенствования взаимодействия государства и предприятий. Для выполнения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: раскрытие спектра проблем взаимодействия государства и организаций, вырабатываются пути решения указанных проблем, посредством применения мер экономического и правового взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль государства в экономике
    1. Роль и функции государства в рыночной системе

Термин “государство” введен в понятийный аппарат обществознания сравнительно недавно. Вплоть до XVII века употреблялись более конкретные понятия для обозначения государства - княжество, королевство, республика, тирания. Это объясняется толкованием государства как общности людей, представляемой и организуемой органом высшей власти и проживающей на определенной территории. В данном понимании государство тождественно стране и политически организованному народу (государство в широком смысле). Одним из первых от такого традиционного подхода отошел Н. Макиавелли и ввел специальный термин “stato”-“государство”, применимый к любой его форме.

В целом, государство рассматривается как одна из многовариантных и многофункциональных структур, и сущность его выражается неоднозначно. С одной стороны, государство несет в себе принуждение, насилие, с другой - упорядочивает отношения в обществе, придает им определенную стабильность.

В обществоведческих науках государство рассматривается через соотношение трех подходов в его понимании:

А) Политико-философский, берущий свое начало с античности. Государство трактуется как средство решения “общих дел” и регулирования отношений власти и общества, а также как средство, обеспечивающее политическую жизнь самого народа и человека;

Б) Классовый. Государство есть результат классового разделения общества (марксистский подход). Классическое (по В. Ленину) определение трактует государство как “машину для угнетения одного класса другим, машину, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы”;

В) Правовой как “юридическое государство”, источник права и закона, организующее жизнь общества и деятельность самого государства и его структур в системе политических общественных отношений.

С одной стороны, государство и общество представляют собой одно целое и государство охватывает всю совокупность общественных отношений. Интересам этого единства служат созданные им аппараты контроля, органы пресечения, административные структуры, системы идеологических, политических, правовых отношений. Государство в данном случае унитарно, т.е. единообразно, когда оно объединяет и унифицирует общество. В этом случае можно говорить: «российское (американское, казахстанское и др.) государство», т.е. власть, страна и народ, их владения, территория и граница. С другой стороны, признание государства центром политической системы, институтом власти, распространяющейся на общество и включенной в него в качестве особого социального института, но не поглощающей общество. Общество относительно свободно от государства в своем развитии. Государство оказывается более динамичным, более способным эволюционировать, легче переживать смену политических режимов, типов правления, перестройку конкретных структур власти.

Следовательно, интерпретация государства сводится к рассмотрению его как наиболее важного института в политике, во всей общественной системе. Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно влиять на социальные процессы [10].

Сущностные характеристики государства наиболее отчетливо раскрываются через его функции, которые представляют собой содержательные принципы его существования.

Среди них отмечена, прежде всего, экономическая функция. Ее сущность выражается в организации, координации и регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций. Таким образом, через экономику государство осуществляет активную деятельность в обществе. Социальная функция выражается в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, охране здоровья, в представлении социальных гарантий, страховании и т.д. Правовая функция направлена на обеспечение правопорядка, установления правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан. Культурно-воспитательная функция направлена на создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения. Собственно политическая функция выражается в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса. Наконец, экологическая функция выражается в установлении правового режима рационального природопользования, обеспечении нормальной и здоровой среды обитания.

В целом, государственные функции имеют внутреннюю и внешнюю направленности. Внешние функции, прежде всего, подчинены принципам взаимовыгодного сотрудничества в экономической, социальной, технологической, информационной, культурной, торговой областях с другими государствами.

Специалисты в области экономической теории при рассмотрении функций государства выделяют собственно экономические функции последнего. В этой связи больше внимания уделяется функциям правительства, так как в современных политических системах с принципом разделения властей за экономическую политику отвечает именно правительство.

В «Экономикс» предложен следующий набор функций государства:

1) Обеспечение правовой  базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы;

2) Защита конкуренции;

3) Перераспределение дохода  и богатства;

4) Корректирование распределения  ресурсов с целью изменить  структуру национального продукта;

5) Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем  занятости и инфляции, порождаемых комбинациями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

Переход от плановой экономики к рыночной объективно сопровождается резким увеличением разных доходов населения. Причем в начале перехода этот процесс происходит на фоне экономического спада и высоких темпов инфляции, которые обостряют проблему неравенства, вызывая значительное снижение уровня жизни основной массы населения. В этих условиях, чтобы сгладить остроту социально-экономических противоречий и не допустить обнищания отдельных социальных слоев, государство вынуждено более интенсивно участвовать в перераспределении доходов.

Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в условиях жизни высоко - и низкодоходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности [9, с. 36 - 37].

Рыночные механизмы не обеспечивают рационального распределения ресурсов в тех случаях, когда речь идет о производстве или о создании общественных благ. В этих условиях государство берет на себя функцию корректировки распределения ресурсов. Такая корректировка и в переходной, и в рыночной экономике осуществляется традиционными методами. К их числу относятся установление административных ограничений и стандартов, препятствующих загрязнению окружающей среды, система специальных налогов и дотаций, финансирование производства общественных благ или непосредственное управление их производством, когда оно сосредоточено на государственных предприятиях.

Регулирование процесса перераспределения ресурсов и производство общественных благ в переходной экономике осложняется из-за высокой инфляции. От высокой инфляции больше всего страдают лица с относительно стабильными номинальными доходами, к которым, в частности, относятся работники бюджетных отраслей. Начинается переток квалифицированных научных, педагогических и других кадров в сферы деятельности, приносящие более высокие доходы. Для того чтобы препятствовать этому процессу, сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом политики перераспределения ресурсов на переходном этапе должна быть эффективная система защиты доходов работников бюджетной сферы от инфляции.

Государство старается стабилизировать экономическое развитие: сглаживать взлеты и падения деловой активности, сдерживать инфляцию и безработицу, поддерживать хозяйственный рост. В период кризисного спада оно увеличивает выплаты пособий по безработице, расширяет возможности получения предпринимателями кредита, уменьшает норму процента. Напротив, в период хозяйственного подъема сокращаются выплаты по безработице, уменьшается объем государственного кредита, повышается норма процента.

Следовательно, государственное регулирование экономики обусловлено рядом специфических функций. Государство и рынок взаимодополняют друг друга, взаимодействуют в решении социально-экономических задач. Это обстоятельство не исключает между ними противоречий. Но вполне очевидно, что без их сотрудничества современные экономические системы не смогут нормально функционировать. Взаимодействие государственных механизмов и рыночных аспектов распространяется на все фундаментальные вопросы экономики [10].

 

    1. Методы и инструменты государственного регулирования экономики

 

Система государственного регулирования рыночной экономики базируется на использовании экономических методов.

Экономические методы регулирования, в целом, адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг. Например, увеличение трансфертных платежей изменяет конъюнктуру рынка потребительских товаров, увеличивает спрос, что, в свою очередь, способствует повышению цен и заставляет товаропроизводителей увеличивать объем предложения. Экономические методы управления действуют, таким образом, через рынок посредством рыночных механизмов.

Разрушение системы административно-командных методов управления, блокирующих рыночные механизмы, - необходимое условие формирования и саморазвития рынка. Демонтаж системы административных регуляторов знаменует собой начало реальных преобразований на пути к рыночной экономике. Это не означает, однако, полного отказа от использования административных методов в переходной экономике.

Информация о работе Совершенствование взаимодействия предприятия и государства в условиях рынка