Совершенствование взаимодействия предприятия и государства в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Формирование и укрепление институтов гражданского общества должно осуществляться на всех уровнях - от местного самоуправления до федерального масштаба и в рамках целостной концепции государственного строительства. К сожалению, на сегодняшний день она в данной области отсутствует.
Взаимоотношения предприятия и государства должны стимулировать деятельность хозяйствующих субъектов, повысить их эффективность и эффективность экономики в целом.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1 Роль государства в экономике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1Роль и функции государства в рыночной системе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2 Методы и инструменты государственного регулирования экономики . . . . . 8
2 Взаимодействие рынка и государства в современной экономике. . . . . . . . . . .11
2.1 Современные формы государственного регулирования . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.2 Принципы организации и функции государственных органов . . . . . . . . . . .13
2.3 Государство и рыночная инфраструктура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
3 Совершенствование взаимодействия предприятия и государства в условиях рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Список использованной литературы . . . .

Файлы: 1 файл

Kursovaya_sovershenstvovanie_2014 (1).docx

— 81.29 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы уменьшить масштабы кризисного сокращения производства, не допустить катастрофического падения жизненного уровня населения, государство на первых этапах реформ может, например, сохранять административный контроль над производством и реализацией небольшой группы товаров, составляющих основу производственного и личного потребления нации. По мере углубления рыночных преобразований, стабилизации экономической ситуации и овладения экономическими методами регулирования государство полностью сокращает сферу использования административных рычагов, не отказываясь в то же время полностью от их применения.

Даже на завершающих стадиях перехода к рынку и в условиях сложившейся рыночной экономики административные методы регулирования имеют немаловажное значение. Они используются, в частности, как средство антимонопольной политики. Государственные органы директивно определяют цены, объем и ассортимент продукции или предоставляемых услуг для так называемых естественных монополий, устанавливают систему административных ограничений, препятствующих усилению монополизации рынка. Административное регулирование активно используется с целью защиты прав потребителей и охраны окружающей среды. Многочисленные стандарты, ограничивающие выбросы вредных отходов производства, прямые запреты на использование опасных технологий, производство, реализацию и рекламу вредной для здоровья людей продукции и т. п. ограничивают свободу предпринимательства и относятся к административным методам регулирования. Нередко используются методы регулирования внешнеэкономической деятельности, например импортные квоты, и т. д.

Создается традиционная для стран с рыночной экономикой двухуровневая банковская система, в рамках которой Центральный банк посредством экономических нормативов осуществляет регулирование деятельностью широкой сети коммерческих банков. Манипулируя учетной ставкой процента, изменяя формы обязательных резервов и другие нормативы, установленные для коммерческих банков, осуществляя операции с ценными бумагами. Центральный банк получает возможность проводить активную кредитно - денежную политику.

Следовательно, рыночные условия перед государством задают трудную задачу: с одной стороны, оно с помощью экономических рычагов должно поддержать и облегчить функционирование рыночной системы, с другой стороны, - не разрушить эту систему излишним воздействием.

Таким образом, государство - специфический орган, который возник и существует для решения определенных задач. Особое место занимают задачи экономического характера. В рамках экономической теории теоретики либерального направления государству отводят незначительное место. Но при этом оставляют без внимания тот факт, что именно государство наделено возможностью и способностью принятия специальных мер для решения специфических задач. Среди них первостепенное значение имеет проведение собственной стратегической внешней и внутренней экономической политики. Государство, точнее целенаправленная государственная политика в области экономики, особенно важно в условиях развития нашей страны, где оно преобладает во всех сферах жизни [8, с. 34 - 36].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Взаимодействие рынка и государства в современной экономике

 2.1 Современные формы государственного регулирования

В условиях переходной экономики государство выступает, во-первых, как властная структура, устанавливающая «правила игры» на рынке и определяющая условия функционирования рыночных субъектов; во-вторых, как механизм экономического регулирования, поддержки и стимулирования и, в-третьих, как собственник государственного имущества, действующий на рынке наряду с иными субъектами хозяйствования. [Приложение 3]. Крайне важным при этом является баланс всех трех подходов. Преобладание какого-либо одного подхода ведет к слабости государственной власти, сдерживает экономическую активность агентов рынка.

В качестве властной структуры, устанавливающей для субъектов рыночной экономики общие правила поведения, государство должно как минимум не мешать деловой активности предпринимателей. Оно обязано создать стабильную правовую базу предпринимательства и на основе экономических и административных методов управления проводить активную политику поддержки предприятий (например, ввести обоснованный механизм налогообложения, создать реальную систему защиты предпринимательства и т. д.).

Наряду с общим регулированием экономических отношений одной из важных задач государства является проведение селективной политики поддержки предприятий. Ее можно реализовать не только на базе нормативных актов общего действия, но и путем принятия адресных нормативных и административных актов, а также на основе конкурсного распределения ресурсов и средств для развития приоритетных направлений экономики. В приложении 3 представлена одна из схем государственной поддержки предприятий, предусматривающая селективное выделение ресурсов для осуществления приоритетных проектов в промышленной сфере на конкурентной основе.

Характер административных актов, как известно, не одинаков. Одно дело, скажем, установление квоты на экспорт какого-то вида сырья и проведение конкурсных торгов для ее получения и совсем другое - повышение тарифов на электроэнергию для прибыльных предприятий и их уменьшение — для убыточных по усмотрению местного органа власти. В первом случае речь идет об административном акте, не затрагивающем основ рыночной экономики, во втором — об административном произволе, разрушающем основы рынка, о «распределиловке», являвшейся сутью административно-командной системы.

Разумеется, названы крайние случаи. Между ними лежат правовые акты, которые при умелом использовании корректируют рыночные отношения в сторону удовлетворения общественного интереса. К таким актам относятся, например, льготное налогообложение, освобождение отдельных видов товаров от таможенных сборов и др. Без актов подобного рода, в которых проявляется активная политика государства, не могут обойтись даже наиболее передовые индустриально развитые страны.

Итак, можно выделить три формы государственного регулирования экономической жизни: 1) утверждение единых для всех общих правил поведения субъектов хозяйствования; 2) установление различных правовых режимов для отдельных групп хозяйствующих субъектов (или отдельных субъектов); 3) использование индивидуальных административных актов управления. Соотношение и степень внедрения указанных форм определяют степень вмешательства государства в экономические отношения.

Естественно, что применение первой из указанных форм, образующей правовой базис рынка, необходимо и целесообразно, если, конечно, речь не идет о чрезмерном числе запретительных норм, мешающих свободному обращению товаров на рынке. Иначе обстоит дело с применением второй и особенно третьей форм. Роль государства должна здесь ограничиваться лишь выполнением кардинальных задач развития общества и поощрением частной инициативы.

Действительно, чрезмерное вмешательство государства в экономическую жизнь подавляет частную инициативу, снижает эффективность частной собственности, лишает конкуренцию динамики, сводя к минимуму эффективность рыночной экономики. Однако не существует раз и навсегда установленных рациональных пределов вмешательства государства в экономическую жизнь. Любая страна в определенный период должна решать рассматриваемый вопрос, исходя из конкретных экономических условий. Например, резкие колебания рыночной конъюнктуры, высокие процентные ставки, резкий рост инфляции и другие факторы приводят к усилению государственного регулирования. С развитием противоположных тенденций необходимость государственного вмешательства в экономику снижается.

В условиях белорусской приватизации проблема роли государства в управлении производством в отношениях «государство—фирма» приобретает особую остроту. Объясняется это тем, что рыночный механизм в Беларуси только зарождается и рыночные рычаги из-за сохраняющейся высокой монополизации экономики и практически полного отсутствия конкуренции не могут заменить регулирующую роль государства.

 

2.2 Принципы организации и функции государственных органов

 

В переходной экономике Беларуси в качестве основных принципов организации деятельности отраслевых и межотраслевых органов федерального правительства в отношении предпринимательства могут рассматриваться следующие:

  • соответствие организационных звеньев задачам разработки и осуществления промышленной, инвестиционной и научно-технической политики, институциональных и экономических реформ;
  • обеспечение эффективного организационного взаимодействия центральных и региональных органов в связи с выполнением задач по поддержке предпринимательства;
  • отделение функций государственного управления и регулирования от хозяйственных функций с учетом изменения структуры собственности и новых форм хозяйственного управления в государственном секторе;
  • обеспечение надежности и устойчивости структуры государственного управления, преодоление неоправданного разнобоя в статусе, построении и характере деятельности правительственных органов, подразделений и служб с тем, чтобы были отлажены все рычаги государственного регулирования, в том числе по поддержке предпринимательства.

В соответствии с указанными принципами целесообразно провести назревшие изменения в организации и методах управления со стороны исполнительной власти.

Органы исполнительной власти, регулирующие развитие материального производства, должны быть наделены правом исполнять следующие блоки государственных функций:

  • поддержка предпринимательства и становление рыночных отношений (формирование нормативно-правовой базы, привлечение коммерческих структур к реализации государственных программ и заказов, развитие рыночной инфраструктуры, предоставление гарантий иностранным инвесторам, открытие предпринимателям доступа к кредитам, консультационно-методическая деятельность);
  • разрешительные функции (формирование и размещение государственных заказов, их ресурсное обеспечение, квотирование, лицензирование, субсидирование, создание бюджетных и внебюджетных фондов);
  • контрольно-запретительные функции (государственное инспектирование, приостановление деятельности предприятий, экономические и административные санкции, введение норм безопасности, антимонопольные меры);
  • прямое управление объектами государственной собственности, не подлежащими приватизации, и участие в управлении акционерными обществами с контрольным или иным пакетом акций государства (наблюдательные советы, правления, собрания акционеров);
  • аналитические функции (анализ и оценка состояния отраслей, выявление тенденций их развития, содействие развитию сферы услуг, рынков, конкурентной сферы и др.);
  • информационные функции (разработка и предоставление информации о прогнозируемых потребностях населения и экономики, степени удовлетворения спроса, складывающихся пропорциях и т. п.);
  • формирование и реализация научно-технической политики (определение приоритетных направлений развития техники и технологии, организация научных исследований и технических разработок, экспертиза, выпуск нормативно-технической документации, финансирование);
  • подготовка кадров для рыночных и нерыночных структур (формирование и функционирование сети центров обучения);
  • координирующие действия в области взаимосвязи региональных рынков, межгосударственных отношений стран СНГ, а также участие во внешнеэкономических связях.

 

2.3 Государство и рыночная инфраструктура

 

Становлению рыночных отношений в Беларуси в значительной степени препятствует неразвитость рыночной инфраструктуры. Важнейшей обязанностью государства является оказание решающего влияния на процесс формирования инфраструктуры рынка. В связи с этим его экономическая политика должна предусматривать целый комплекс специальных мер, затрагивающих важнейшие элементы рыночной инфраструктуры: кредитную систему и коммерческие банки; эмиссионную систему и эмиссионные банки; организационно оформленное посредничество на товарных, сырьевых, фондовых и валютных биржах; аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества; систему регулирования занятости и центры (государственные и негосударственные) содействия занятости (биржи труда); информационные технологии и средства деловой коммуникации; транспортные агентства по изучению рынка, рекламные и информационные агентства, консультационные и аудиторские компании.

Государственная поддержка предпринимательства может включать в себя как прямое финансовое субсидирование, льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов, так и предоставление льгот по налогообложению, участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий, формирование и регулирование рынка труда, предоставление выгодных государственных заказов. Важную роль играют содействие в подготовке кадров и развертывание государственной сети подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики, обеспечение правовых льгот предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, координация деятельности союзов и ассоциаций предпринимателей [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Совершенствование взаимодействия предприятия и государства в условиях рынка

В целях совершенствования взаимодействия организаций и органов власти необходимо формировать следующую систему базовых принципов развития социального партнерства:

  • Взаимовыгодный характер социального партнерства для участвующих в нем сторон. Реализация этого принципа предусматривает обеспечение эффективности социального партнерства для всех его сторон.
    1. Бизнес. Проявляется в социальном и бизнес-эффекте для компании. Среди выгод, получаемых предприятием от участия в системе социального партнерства можно выделить: экономические (капитализация, продажи, страхование рисков, снижение операционных расходов); репутационные (имидж компании, лояльность сотрудников и клиентов); нефинансовые (влияние на региональные и местные сообщества, корпоративная культура фирмы и т.д.).
    2. Стейкхолдеры бизнеса. Проявляется в первую очередь во влиянии развития предприятия на группы заинтересованных лиц и организаций.
    3. Власть. Проявляется в снижении затрат бюджета на финансирование социальной сферы, совершенствовании государственного и муниципального управления, развитии региона и повышении его рейтинга.
  • Добровольный характер социального партнерства. Данный принцип опирается на постулат о том, что в системе социального партнерства только добровольные инициативы могут быть эффективны. Однако этот принцип дополняется принципами обязательности, контроля и ответственности сторон на взятые на себя обязательства в рамках социального партнерства.
  • Содействие государства развитию социального партнерства. Роль государственной власти состоит в создании условий, нормативной и институциональной инфраструктуры, мотивации социального партнерства. При этом основным мотивирующим фактором взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций следует считать его взаимовыгодный характер; вместе с тем при разработке Регионального соглашения о социальном партнерства прописываются положения о мотивации участия в нем сторон.
  • Реальный и прагматичный характер социального партнерства. Система социального партнерства в регионе должна включать:

Информация о работе Совершенствование взаимодействия предприятия и государства в условиях рынка