Совершенствование взаимодействия предприятия и государства в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Формирование и укрепление институтов гражданского общества должно осуществляться на всех уровнях - от местного самоуправления до федерального масштаба и в рамках целостной концепции государственного строительства. К сожалению, на сегодняшний день она в данной области отсутствует.
Взаимоотношения предприятия и государства должны стимулировать деятельность хозяйствующих субъектов, повысить их эффективность и эффективность экономики в целом.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1 Роль государства в экономике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1Роль и функции государства в рыночной системе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2 Методы и инструменты государственного регулирования экономики . . . . . 8
2 Взаимодействие рынка и государства в современной экономике. . . . . . . . . . .11
2.1 Современные формы государственного регулирования . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.2 Принципы организации и функции государственных органов . . . . . . . . . . .13
2.3 Государство и рыночная инфраструктура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
3 Совершенствование взаимодействия предприятия и государства в условиях рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Список использованной литературы . . . .

Файлы: 1 файл

Kursovaya_sovershenstvovanie_2014 (1).docx

— 81.29 Кб (Скачать файл)

- подсистему целей социального  партнерства, закрепленных в нормативно-правовых актах (закон «О социальном партнерстве») и базовых концепциях (Стратегия развития региона, Стратегия развития социального партнерства);

- подсистему элементов  социального партнерства, классифицирующую  формы и содержание социального  партнерства в регионе;

- подсистему механизмов  социального партнерства, описывающую  основные методы и инструменты реализации социального партнерства;

- закрепление социального  партнерства в стандартах, правилах  деятельности сторон, стратегических и внутренних документах и нормативно-правовых актах;

- подсистему органов  социального партнерства, обеспечивающую  его реализацию, и нормативно-правовых актах, на которых основана их деятельность;

- подсистему инструментов мониторинга  эффективности и обратной связи взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций, а также информационной открытости социального партнерства.

  • Принцип интеграции социального партнерства в основную деятельность сторон. Основным механизмом реализации взаимодействия следует считать интеграцию его принципов в деятельность органов государственно-муниципальной власти, бизнеса и общественных организаций.
  • Принцип разноуровневости социального партнерства. В виду неравнозначности ресурсной базы коммерческих предприятий и некоммерческих организаций социальное партнерство может осуществляться на следующих уровнях: базовый – социальное партнерство в основной деятельности компании, уровень социальных инвестиций, уровень благотворительности.
  • Принцип информационной открытости социального партнерства, которая является залогом эффективности работы всей системы. Взаимодействие бизнеса, власти и некоммерческий организаций должно осуществляться на прозрачной основе для всех его участников, а также средств массовой информации и регионального сообщества. Важнейшей функцией информационной открытости является налаживание каналов обратной связи с населением территории и оценки эффективности социального партнерства [3, с. 75 - 87].

Принципы развития социального партнерства формируют систему приоритетных направлений совершенствования взаимодействия органов государственной власти и бизнеса.

Совершенствование института соглашения о социальном партнерстве, включая:

      • закрепление базовых понятий, целей и задач социального партнерства;
      • закрепление стратегии и приоритетных направлений развития социального партнерства в регионе;
      • закрепление механизмов реализации социального партнерства;
      • закрепление системы критериев и показателей эффективности социального партнерства, а также систем контроля и ответственности;
      • оптимальное разграничение полномочий сторон в рамках соглашений;
      • закрепление системы обязательств сторон, базирующихся на принципах конкретности, измеримости, реалистичности, согласованности и непротиворечивости, своевременности, а также максимального приближения к интересам территории;
    1. Расширение практики заключения соглашений, в том числе о реализации конкретных проектов и программ;
    2. Совершенствование механизмов реализации социального партнерства, обоснование критериев и создание методологической базы расчета показателей эффективности взаимодействия, изучение и обобщение опыта передовых регионов, предприятий и организаций в сфере частно-государственного партнерства;
    3. Развитие инструментов мониторинга текущей ситуации, оперативного выявления проблем и поиска их решений при участии общественных и некоммерческих организаций;
    4. Поиск резервов привлечения коммерческих предприятий и некоммерческих организаций к осуществлению региональных социальных программ, а также инструментов мотивации и финансирования проектов;
    5. Разработка систем привлечения бизнеса и общественных организаций к совершенствованию государственно-муниципального управления;
    6. Развитие института цивилизованного лоббирования интересов бизнеса и общественных в органах государственной власти;
    7. Совершенствование инструментария информационной открытости социального партнерства, в том числе налаживание обратной связи с населением региона и мониторинга общественного мнения;
    8. Налаживание устойчивых коммуникаций и взаимодействия с представительствами федеральных государственных органов, а также местным и территориальным общественным самоуправлением по вопросам социального партнерства.

Социальное партнерство должно быть направлено на развитие в следующих сферах, которые являются основными в реализации взаимодействия бизнеса и органов власти.

1. Социальное партнерство в основной деятельности бизнеса: качество и безопасность продукции и услуг, права потребителей, инвестиции и инновации, экономическая и финансовая устойчивость, кадровая политика (социальный пакет и социальные стандарты, минимальная и средняя заработная плата и мотивация труда, подготовка кадров и повышение квалификации, охрана труда и безопасность на рабочем месте и др.), социально ответственная реструктуризация и др.

2. Совершенствование системы  государственного управления территорией: стратегический анализ и планирование развития территории, формирование антикризисных программ, повышение эффективности бюджетных расходов, обмен опытом и консультирование, государственное регулирование и саморегулирование, государственный заказ, собственность и др.

3. Развитие территории присутствия бизнеса и местных сообществ: программы развития местных сообществ и малого бизнеса, развитие инфраструктуры, социальной сферы, экология, транспорт, ЖКХ, недвижимость, общественный порядок и безопасность, поддержка благотворительных акций и других разовых мероприятий, политика занятости и вовлеченность в сферу образования, формирование гражданского общества и поддержка гражданских инициатив, поддержка политических партий и движений.

4. Этика взаимоотношений  и информационная открытость.

В целях создания эффективной системы реализации социального партнерства должна быть сформирована следующая многоуровневая институциональная структура.

1. Институты реализации  взаимодействия власти, бизнеса  и общественных организаций (институт государственного законодательного и договорного регулирования, институт частно-государственного партнерства, институт информационной прозрачности и контроля, институт реализации социальных проектов и др.)

2. Методы реализации  взаимодействия власти, бизнеса  и общественных организаций (трехсторонние  соглашения, лоббирование, GR-менеджмент, мотивация, государственный заказ, осуществление отдельных государственных функций, конкурсные методы, участие в координационных, наблюдательных, экспертных советах и др.)

3. Механизмы реализации взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций (коллективные переговоры, взаимные консультации, мониторинг законодательства, поддержка партий и общественных движений, концессии, лизинг, аренда, конкурсы грантов, социальных проектов, корпоративные фонды, программы пожертвований, стипендии и др.) [2, с. 89 - 134].

 

 

Заключение

Существует немало причин, вызывающих необходимость взаимодействия рынка и государства. В первую очередь, они вынуждены взаимодействовать по причине своей социальной природы. Кроме того, без этого взаимодействия маловероятным представляется полноценное и планомерное развитие современных социумов. Можно сформулировать немалое количество причин позитивного взаимодействия рынка и государства в современной Белоруси.

Фактически, с ХVI века в рамках экономической науки, началось осмысление целесообразности, форм и результативности вмешательства государства в экономические отношения. В разные исторические периоды, в различных странах мыслители и государственные деятели по-своему видели суть и меру этого вмешательства. Так, одни полагали, что это вмешательство должно быть минимальным или вообще отсутствовать в принципе, поскольку рыночная экономика обладает эффективным внутренним механизмом саморегулирования. Другие же специалисты и ученые настаивали на максимальном вмешательстве государства в экономику.

Практически все современные концепции признают более эффективной смешанную экономику. В условиях такой экономики государство является одним из экономических субъектов и, соответственно, его роль заключается в налаживании социального взаимодействия с другими экономическими субъектами. Именно такая экономика оптимальна для Беларуси, поскольку она в течение нескольких десятилетий развивалась в условиях господства лишь одной формы собственности (по сути, государственной). В нашей стране практически 70 лет не было рынка и свободы экономической деятельности.

Современным менеджерам/бакалаврам следует иметь четкое представление о роли и месте государства в современной экономической системе рыночно-смешанного типа, поскольку именно от характера и качества этой системы в значительной степени зависит практическая деятельность специалиста в области государственного и муниципального управления.

 

Список использованной литературы

 

1. Айнабек К. С. Теория рыночно экономики: Учебное пособие. - Алматы: 2007. - 376 с.

2. Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической теории : Высшая школа, 2008. - 224с.

3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - Москва: Юрайт,2006. - 384с.

4. Елемесов Р., Жатканбаев Е. Государство и рынок. Учебник- 2007. - 100с.

5. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории: “Владос”, 2006г.

6. Камаев В.Д. Экономическая теория. Учебник :» Владос», 2008г.

7. Лившиц А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику: Высшая школа, 2005г.

8. Теория организации Мильнер Б.З_Электронный учебник_2000 -480с

9. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика.Учебник- 2005. - 864с.

10. Чепурин М.Н., Киселёва Е.А. Курс экономической теории. Киров “АСА”,2005г.

11. Экономические функции государства. [Интернет-ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/ekonomicheskie-funkcii-gosudarstva.html. – Дата доступа: 01.04.2014.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1 – Основные черты кризиса управления

 

Корпоративный             уровень

Изменение форм собственности не сопровождается применением форм и методов эффективного управления

Бесхозность предприятий, находящихся в государственной собственности

Тенденция к разделению на отдельные части крупных и средних предприятий

Разрушение производственных и управленческих структур корпоративного типа

Права и ответственность собственников и руководителей не разграничены и во многом не упорядочены

Отсутствие нормативной базы, определяющей требования к управлению государственными предприятиями

Общегосударственный уровень

Самоустранение государственных структур от целенаправленного использования системы экономических и административных рычагов

Отсутствие четкого разграничения прав и ответственности как по вертикали власти, так и между властью и хозяйствующими субъектами

Необеспеченность правовой защитой договорных отношений

Дезорганизация системы заказов и закупок продукции, работ и услуг для государственных нужд

Неналаженность системы государственных контрактов

Отсутствие системы подготовки руководителей по управлению государственными пакетами акций

Отсутствие исполнительской дисциплины, координирующих и контрольных функций


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рисунок 1 - Подход к государственному регулированию промышленной сферы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Рисунок 2 - Роль государства в рыночной экономике


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Рисунок 3 - Конкурсная организация государственной поддержки приоритетных направлений промышленной сферы


 

 

 

 

 


Информация о работе Совершенствование взаимодействия предприятия и государства в условиях рынка