Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 19:00, курсовая работа
Формирование и укрепление институтов гражданского общества должно осуществляться на всех уровнях - от местного самоуправления до федерального масштаба и в рамках целостной концепции государственного строительства. К сожалению, на сегодняшний день она в данной области отсутствует.
Взаимоотношения предприятия и государства должны стимулировать деятельность хозяйствующих субъектов, повысить их эффективность и эффективность экономики в целом.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1 Роль государства в экономике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1Роль и функции государства в рыночной системе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2 Методы и инструменты государственного регулирования экономики . . . . . 8
2 Взаимодействие рынка и государства в современной экономике. . . . . . . . . . .11
2.1 Современные формы государственного регулирования . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.2 Принципы организации и функции государственных органов . . . . . . . . . . .13
2.3 Государство и рыночная инфраструктура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
3 Совершенствование взаимодействия предприятия и государства в условиях рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Список использованной литературы . . . .
- подсистему целей социального
партнерства, закрепленных в нормативно-
- подсистему элементов
социального партнерства, классифицирующую
формы и содержание
- подсистему механизмов социального партнерства, описывающую основные методы и инструменты реализации социального партнерства;
- закрепление социального партнерства в стандартах, правилах деятельности сторон, стратегических и внутренних документах и нормативно-правовых актах;
- подсистему органов социального партнерства, обеспечивающую его реализацию, и нормативно-правовых актах, на которых основана их деятельность;
- подсистему инструментов
Принципы развития социального партнерства формируют систему приоритетных направлений совершенствования взаимодействия органов государственной власти и бизнеса.
Совершенствование института соглашения о социальном партнерстве, включая:
Социальное партнерство должно быть направлено на развитие в следующих сферах, которые являются основными в реализации взаимодействия бизнеса и органов власти.
1. Социальное партнерство в основной деятельности бизнеса: качество и безопасность продукции и услуг, права потребителей, инвестиции и инновации, экономическая и финансовая устойчивость, кадровая политика (социальный пакет и социальные стандарты, минимальная и средняя заработная плата и мотивация труда, подготовка кадров и повышение квалификации, охрана труда и безопасность на рабочем месте и др.), социально ответственная реструктуризация и др.
2. Совершенствование системы
государственного управления
3. Развитие территории присутствия бизнеса и местных сообществ: программы развития местных сообществ и малого бизнеса, развитие инфраструктуры, социальной сферы, экология, транспорт, ЖКХ, недвижимость, общественный порядок и безопасность, поддержка благотворительных акций и других разовых мероприятий, политика занятости и вовлеченность в сферу образования, формирование гражданского общества и поддержка гражданских инициатив, поддержка политических партий и движений.
4. Этика взаимоотношений и информационная открытость.
В целях создания эффективной системы реализации социального партнерства должна быть сформирована следующая многоуровневая институциональная структура.
1. Институты реализации взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций (институт государственного законодательного и договорного регулирования, институт частно-государственного партнерства, институт информационной прозрачности и контроля, институт реализации социальных проектов и др.)
2. Методы реализации взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций (трехсторонние соглашения, лоббирование, GR-менеджмент, мотивация, государственный заказ, осуществление отдельных государственных функций, конкурсные методы, участие в координационных, наблюдательных, экспертных советах и др.)
3. Механизмы реализации взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций (коллективные переговоры, взаимные консультации, мониторинг законодательства, поддержка партий и общественных движений, концессии, лизинг, аренда, конкурсы грантов, социальных проектов, корпоративные фонды, программы пожертвований, стипендии и др.) [2, с. 89 - 134].
Заключение
Существует немало причин, вызывающих необходимость взаимодействия рынка и государства. В первую очередь, они вынуждены взаимодействовать по причине своей социальной природы. Кроме того, без этого взаимодействия маловероятным представляется полноценное и планомерное развитие современных социумов. Можно сформулировать немалое количество причин позитивного взаимодействия рынка и государства в современной Белоруси.
Фактически, с ХVI века в рамках экономической науки, началось осмысление целесообразности, форм и результативности вмешательства государства в экономические отношения. В разные исторические периоды, в различных странах мыслители и государственные деятели по-своему видели суть и меру этого вмешательства. Так, одни полагали, что это вмешательство должно быть минимальным или вообще отсутствовать в принципе, поскольку рыночная экономика обладает эффективным внутренним механизмом саморегулирования. Другие же специалисты и ученые настаивали на максимальном вмешательстве государства в экономику.
Практически все современные концепции признают более эффективной смешанную экономику. В условиях такой экономики государство является одним из экономических субъектов и, соответственно, его роль заключается в налаживании социального взаимодействия с другими экономическими субъектами. Именно такая экономика оптимальна для Беларуси, поскольку она в течение нескольких десятилетий развивалась в условиях господства лишь одной формы собственности (по сути, государственной). В нашей стране практически 70 лет не было рынка и свободы экономической деятельности.
Современным менеджерам/бакалаврам следует иметь четкое представление о роли и месте государства в современной экономической системе рыночно-смешанного типа, поскольку именно от характера и качества этой системы в значительной степени зависит практическая деятельность специалиста в области государственного и муниципального управления.
Список использованной литературы
1. Айнабек К. С. Теория рыночно экономики: Учебное пособие. - Алматы: 2007. - 376 с.
2. Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической теории : Высшая школа, 2008. - 224с.
3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - Москва: Юрайт,2006. - 384с.
4. Елемесов Р., Жатканбаев Е. Государство и рынок. Учебник- 2007. - 100с.
5. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории: “Владос”, 2006г.
6. Камаев В.Д. Экономическая теория. Учебник :» Владос», 2008г.
7. Лившиц А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику: Высшая школа, 2005г.
8. Теория организации Мильнер Б.З_Электронный учебник_2000 -480с
9. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика.Учебник- 2005. - 864с.
10. Чепурин М.Н., Киселёва Е.А. Курс экономической теории. Киров “АСА”,2005г.
11. Экономические функции государства. [Интернет-ресурс].
– Режим доступа: http://www.grandars.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 1 – Основные черты кризиса управления
Корпоративный уровень |
Изменение форм собственности не сопровождается применением форм и методов эффективного управления |
Бесхозность предприятий, находящихся в государственной собственности | |
Тенденция к разделению на отдельные части крупных и средних предприятий | |
Разрушение производственных и управленческих структур корпоративного типа | |
Права и ответственность собственников и руководителей не разграничены и во многом не упорядочены | |
Отсутствие нормативной базы, определяющей требования к управлению государственными предприятиями | |
Общегосударственный уровень |
Самоустранение государственных структур от целенаправленного использования системы экономических и административных рычагов |
Отсутствие четкого разграничения прав и ответственности как по вертикали власти, так и между властью и хозяйствующими субъектами | |
Необеспеченность правовой защитой договорных отношений | |
Дезорганизация системы заказов и закупок продукции, работ и услуг для государственных нужд | |
Неналаженность системы государственных контрактов | |
Отсутствие системы подготовки руководителей по управлению государственными пакетами акций | |
Отсутствие исполнительской дисциплины, координирующих и контрольных функций |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рисунок 1 - Подход к государственному регулированию промышленной сферы
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рисунок 2 - Роль государства в рыночной экономике
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Рисунок 3 - Конкурсная организация государственной поддержки приоритетных направлений промышленной сферы
Информация о работе Совершенствование взаимодействия предприятия и государства в условиях рынка