Специальные налоговые режимы для малого бизнеса контрольные

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 16:34, реферат

Описание работы

Специальный налоговый режим создается в рамках специальной (и не обязательно льготной) систе-мы налогообложения, для ограниченных категорий нало-гоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог, как цент-ральное звено, и сопутствующее ему ограниченное коли-чество других налогов и сборов, заменить которые еди-ным налогом либо нецелесообразно, либо просто невоз-можно.

Файлы: 1 файл

Тема Специальные налоговые режимы для малого бизнеса контрольные.docx

— 54.83 Кб (Скачать файл)

Тема Специальные  налоговые режимы для малого бизнеса  контрольные

 

В Налоговом кодексе  РФ (часть первая, ст. 18) с 1 января 1999 года было введено понятие "специальный  нало-говый режим".

Специальный налоговый  режим создается в рамках специальной (и не обязательно льготной) систе-мы налогообложения, для ограниченных категорий нало-гоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог, как цент-ральное звено, и сопутствующее ему ограниченное коли-чество других налогов и сборов, заменить которые еди-ным налогом либо нецелесообразно, либо просто невоз-можно.

Специальный на-логовый режим, по сравнению с общим режимом нало-гообложения, можно рассматривать в качестве особого ме-ханизма налогового регулирования определенных сфер деятельности[28, c. 50].

Специальный налоговый  ре-жим следует рассматривать с двух методологических по-зиций: как организационно-финансовую категорию уп-равления объективными налоговыми отношениями и как особую форму (механизм) налогового регулирования.

Как организационно-финансовая категория, специ-альный налоговый режим также имеет две субстанции:

- с одной стороны,  ее содержание составляет движение  стоимости (объективные финансовые  отношения) в налоговой форме;

- с другой стороны, -- это категория особой организации  налогообложения, строящаяся на  специальных принципах, и управления  налоговым про-цессом в строго определенных сферах деятельности (субъективная сущность).

Поскольку объективную  сущность специального на-логового режима составляют налоговые отношения, сле-дует определиться в таком вопросе, как функции нало-гов. Наиболее общепризнанными в научной среде счи-таются две функции налогов: фискальная и регулирую-щая. При этом, чем эффективнее налоги выполняют ре-гулирующую функцию, тем выше фискальный эффект.

Анализ предполагает выделение не только субъектов, но и  объекта исследуемого явления. Таковым  выступает специальная систе-ма налогов, определяющих особенности, индивидуаль-ность и общность специальных налоговых режимов.

Как уже отмечалось ранее, общим для всех них является то, что центральное место в  объекте специального режима отводится  единому налогу. Взимание единого налога не освобождает его налогоплательщиков от обязанности уплаты ограничен-ного числа других налогов, которые нельзя включать в совокупный единый платеж в силу отсутствия прямой связи с производством и реализацией базовой продук-ции, служащей основанием для перевода на специаль-ный налоговый режим, а также в силу особой значимо-сти, специфики и строго целевой направленности на-логов.

К такого рода налоговым  платежам следует отне-сти следующие:

- налоги, взимаемые  субъектами в качестве налого-вых агентов у источника выплат (в основном налоги на доходы своих работников);

- акцизы на отдельные  виды товаров;

- государственная  пошлина;

- таможенные платежи;

- взносы (платежи)  на обязательное государствен-ное пенсионное страхование;

- лицензионные и  регистрационные сборы;

- налоги, уплачиваемые  физическими лицами с лич-ного или иного имущества, не связанного с производ-ством и реализацией базовой продукции;

- экологические  налоги;

- другие налоги  и сборы, поступающие в целевые  бюджетные фонды, непосредственно  не связанные с основной деятельностью  субъекта.

Все не перечисленные  выше налоговые платежи, установленные  общим режимом налогообложения, включая налог на добавленную  стоимость и налог на прибыль (за исключением операций по реализации про-дукции и прибыли или доходов от деятельности, не свя-занной с основной) должны быть учтены в базовой ставке единого налога в размере 70% фактических на-логовых поступлений за год (или в среднем за 3 года), предшествующего переводу на специальный режим.

Та-кие налоги ни в коем случае не должны взиматься в качестве самостоятельных налоговых платежей с пла-тельщиков единого налога. В противном случае, пропа-дает экономический смысл введения специального на-логового режима и единого налога и вряд ли можно ждать от такого механизма желаемой фискальной и ре-гулирующей отдачи[28, c. 51]..

Как организационно-финансовая категория, специальный налоговый  режим должен строиться на определенных принципах построения. В основе таких  базовых требований лежат известные  общие принципы налого-обложения -- справедливости, эффективности, нейт-ральности и простоты.

Названные основополагающие требования достаточ-но четко реализуются в специальных налоговых режи-мах, базирующихся на использовании единого налога. Именно это и позволяет отделить специальные налого-вые режимы от системы налоговых льгот в рамках общего режима налогообложения, на-правленных на создание условий для минимизации на-логов, зачастую, в нарушение принципов налогообло-жения, в то время как специальный налоговый режим направлен на более полную реализацию этих принци-пов через единый налог в той или иной форме. Он мо-жет предполагать общее снижение налоговой нагрузки, но чаще всего -- достижение более значимого эконо-мического и фискального эффекта.

Налоговое регулирование  в форме специального на-логового режима может проявляться в двух ипостасях: в виде упрощения общей системы налогов, налогообло-жения, учета и отчетности (не обязательно влекущее за собой снижение налогового бремени) и в виде реаль-ного снижения налоговой нагрузки по сравнению с общим налоговым режимом.

Регулирующие способности  специального налогового режима во многом зависят от объекта и базы обложе-ния единым налогом. Объект обложения единым нало-гом и его налоговая база, по возможности, не должны «наказывать» предприятия и предпринимателей за улуч-шение показателей производственной, экономической и финансовой деятельности.

Однако на практике такой ре-гулирующий подход не всегда применим в связи со спе-цификой той или иной деятельности, попадающей под специальный режим, к примеру, некоторые виды пред-принимательской деятельности.

Поэтому на практике приходится принимать в качестве налоговой базы до-ход малого предприятия или натуральный объем про-изведенного продукта другого налогоплательщика.

С 1 января 2002 г. вступили в силу раздел 8 «Специ-альный налоговый режим» и соответствующие им гла-вы Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая):

1. Глава 26.1 "Единый  сельскохозяйственный налог" - с  1.01.2002 г.

2. Глава 26.2 "Упрощенная  система налогообложения" - с 1.01.2003 г.

3. Глава 26.3 "Система  налогообложения в виде единого  налого на вмененный доход для отдельных видов деятельности" - с 1.01.2003 г.

4. Глава 26.4 "Система  налогообложения при выполнении  соглашения о разделе продукции" - с 1.01.2004 г.

Единый сельскохозяйственный налог и Упрощенная система налогообложения  могут применяться субъектами малого бизнеса наряду с общим режимом  налогообложения, т. е. переход осуществляется в добровольном порядке, а переход  на систему налогообложения в  виде единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности осуществляется в обязательном порядке.

2.2. Упрощенная  система налогообложения

С 01 января 2003 года вступила в силу Глава 26.2 НК РФ. Она  устанавливает новые правила  применения упрощенной системы налогообложения (УСНО).

В новой редакции гл.26.2 НК РФ в большей степени  по сравнению с ранее действовавшим  законом от 29.12.95 г. № 222-ФЗ решаются налоговые проблемы малого бизнеса.

За основу при  подготовке гл. 26.2 «Упрощенная система  налогообложения» был взят Федеральный  закон № 222 - ФЗ «Об упрощенной системе  налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства». Сохранилась добровольность перехода.

Гл.26.2 НК РФ была бы еще более востребована и численность  организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на УСН, была бы значительно  выше, если бы в первоначальной редакции гл.26.2 НК РФ была бы учтена экономическая  целесообразность перехода на эту систему  налогоплательщиков, занимающихся розничной  торговлей.

Преимущество этого  налога заключается в том, что  он заменяет одним единым налогом  уплату основных налогов: налога на прибыль, для индивидуальных предпринимателей - налога на доходы физических лиц, НДС, ЕСН и налога на имущество организаций (или индивидуальных предпринимателей).

Налоги, не уплачиваемые при применении упрощенной системы  налогообложения представлены в Табл.2

Таблица 2

Налоги, не уплачиваемые при применении упрощенной системы  налогообложения

 

Налогоплательщик

Вид налога, от уплаты которого освобождается налогоплательщик

 

Организация

(юридическое лицо)

налог на прибыль  организаций

 
 

налог на имущество  организаций

 
 

единый социальный налог

 
 

не признается налогоплательщиком по налогу на добавленную стоимость, за исключением подлежащему уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

 

Индивидуальный  предприниматель

налог на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской  деятельности)

 
 

налог на имущество (в отношении имущества, используемого  для осуществления предпринимательской  деятельности)

 
 

единый социальный налог с доходов, полученных от предпринимательской  деятельности

 
 

единый социальный налог с выплат и иных вознаграждений, начисляемых предпринимателем в пользу физических лиц

 
 

не признается налогоплательщиком по налогу на добавленную стоимость, за исключением подлежащему уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации

 
     

Упрощенная система  для субъектов малого предпринимательства, введенная с 1 января 2003 г. находится  в стадии становления, поэтому в  нормативные правовые акты по ее применению часто вносятся изменения и дополнения.

Упрощенная система  налогообложения организациями  и индивидуальными предпринимателями  применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной  законодательством РФ о налогах  и сборах.

Для этого нужно  подать в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная  с которого налогоплательщик хочет  перейти на упрощенную систему, в  налоговый орган по месту нахождения, заявление. При этом организации  в заявлении указывают размер доходов за 9 месяцев, который не должен превышать 11 млн.рублей (без учета НДС).

Уплата страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование производится в соответствии с законодательством РФ, а иные налоги (таможенные пошлины, государственные  пошлины, лицензионные сборы и т.п.) уплачиваются , в соответствии с общим режимом налогообложения.

Сохраняется порядок  ведения кассовых операций, предоставление статистической отчетности, также организации  и предприниматели не освобождаются  от исполнения обязанностей налоговых  агентов.

Не в праве применять упрощенную систему налогообложения:

- организации, имеющие  филиалы или представительства;

- банки;

- страховщики;

- негосударственные  пенсионные фонды;

- инвестиционные  фонды;

- профессиональные  участники рынка ценных бумаг;

- ломбарды;

- организации и  индивидуальные предприниматели занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

- занимающиеся игорным бизнесом;

- нотариусы, занимающиеся  частной практикой;

- организации и  индивидуальные предприниматели,  являющиеся участниками соглашений  о разделе продукции;

- организации и  индивидуальные предприниматели.  Переведенные на систему налогообложения  в виде единого налога на  вмененный доход для отдельных  видов деятельности;

- организации. В  которых доля непосредственного  участия других организаций составляет  более 25 %;

- организации и  индивидуальные предприниматели,  средняя численность работников  которых за налоговый период  превышает 100 человек;

- организации, у  которых стоимость амортизируемого  имущества, находящегося в их  собственности, превышает 100 млн.  рублей.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему  налогообложения не в праве до окончания налогового периода перейти  на общий режим налогообложения, если по итогам отчетного периода  доход налогоплательщика превысит 15 млн. рублей или стоимость собственного амортизируемого имущества организации  превысит 100 млн. рублей. Тогда общий  режим налогообложения применятся в том квартале, когда было произведено  превышение и необходимо сообщить в налоговый орган о переходе на другой режим в течение 15 дней по истечении квартала.

Применяющий упрощенную систему налогообложения налогоплательщик имеет право перейти на общий  режим налогообложения, для этого  ему достаточно уведомить об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает сменить систему налогообложения, но перейти обратно на упрощенную систему можно только через 1 год.

Объектом налогообложения при УСНО признаются:

1) доходы;

2) доходы, уменьшенные  на сумму расходов.

Какой объект выбрать, решает сам налогоплательщик. Объект налогообложения нельзя поменять на протяжении всего срока применения упрощенной систему налогообложения.

Информация о работе Специальные налоговые режимы для малого бизнеса контрольные