Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 16:34, реферат
Специальный налоговый режим создается в рамках специальной (и не обязательно льготной) систе-мы налогообложения, для ограниченных категорий нало-гоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог, как цент-ральное звено, и сопутствующее ему ограниченное коли-чество других налогов и сборов, заменить которые еди-ным налогом либо нецелесообразно, либо просто невоз-можно.
Тема Специальные налоговые режимы для малого бизнеса контрольные
В Налоговом кодексе РФ (часть первая, ст. 18) с 1 января 1999 года было введено понятие "специальный нало-говый режим".
Специальный налоговый режим создается в рамках специальной (и не обязательно льготной) систе-мы налогообложения, для ограниченных категорий нало-гоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог, как цент-ральное звено, и сопутствующее ему ограниченное коли-чество других налогов и сборов, заменить которые еди-ным налогом либо нецелесообразно, либо просто невоз-можно.
Специальный на-логовый режим, по сравнению с общим режимом нало-гообложения, можно рассматривать в качестве особого ме-ханизма налогового регулирования определенных сфер деятельности[28, c. 50].
Специальный налоговый ре-жим следует рассматривать с двух методологических по-зиций: как организационно-финансовую категорию уп-равления объективными налоговыми отношениями и как особую форму (механизм) налогового регулирования.
Как организационно-финансовая категория, специ-альный налоговый режим также имеет две субстанции:
- с одной стороны,
ее содержание составляет
- с другой стороны,
-- это категория особой
Поскольку объективную сущность специального на-логового режима составляют налоговые отношения, сле-дует определиться в таком вопросе, как функции нало-гов. Наиболее общепризнанными в научной среде счи-таются две функции налогов: фискальная и регулирую-щая. При этом, чем эффективнее налоги выполняют ре-гулирующую функцию, тем выше фискальный эффект.
Анализ предполагает выделение не только субъектов, но и объекта исследуемого явления. Таковым выступает специальная систе-ма налогов, определяющих особенности, индивидуаль-ность и общность специальных налоговых режимов.
Как уже отмечалось ранее, общим для всех них является то, что центральное место в объекте специального режима отводится единому налогу. Взимание единого налога не освобождает его налогоплательщиков от обязанности уплаты ограничен-ного числа других налогов, которые нельзя включать в совокупный единый платеж в силу отсутствия прямой связи с производством и реализацией базовой продук-ции, служащей основанием для перевода на специаль-ный налоговый режим, а также в силу особой значимо-сти, специфики и строго целевой направленности на-логов.
К такого рода налоговым платежам следует отне-сти следующие:
- налоги, взимаемые
субъектами в качестве налого-
- акцизы на отдельные виды товаров;
- государственная пошлина;
- таможенные платежи;
- взносы (платежи)
на обязательное государствен-
- лицензионные и регистрационные сборы;
- налоги, уплачиваемые физическими лицами с лич-ного или иного имущества, не связанного с производ-ством и реализацией базовой продукции;
- экологические налоги;
- другие налоги
и сборы, поступающие в
Все не перечисленные выше налоговые платежи, установленные общим режимом налогообложения, включая налог на добавленную стоимость и налог на прибыль (за исключением операций по реализации про-дукции и прибыли или доходов от деятельности, не свя-занной с основной) должны быть учтены в базовой ставке единого налога в размере 70% фактических на-логовых поступлений за год (или в среднем за 3 года), предшествующего переводу на специальный режим.
Та-кие налоги ни в коем случае не должны взиматься в качестве самостоятельных налоговых платежей с пла-тельщиков единого налога. В противном случае, пропа-дает экономический смысл введения специального на-логового режима и единого налога и вряд ли можно ждать от такого механизма желаемой фискальной и ре-гулирующей отдачи[28, c. 51]..
Как организационно-финансовая категория, специальный налоговый режим должен строиться на определенных принципах построения. В основе таких базовых требований лежат известные общие принципы налого-обложения -- справедливости, эффективности, нейт-ральности и простоты.
Названные основополагающие требования достаточ-но четко реализуются в специальных налоговых режи-мах, базирующихся на использовании единого налога. Именно это и позволяет отделить специальные налого-вые режимы от системы налоговых льгот в рамках общего режима налогообложения, на-правленных на создание условий для минимизации на-логов, зачастую, в нарушение принципов налогообло-жения, в то время как специальный налоговый режим направлен на более полную реализацию этих принци-пов через единый налог в той или иной форме. Он мо-жет предполагать общее снижение налоговой нагрузки, но чаще всего -- достижение более значимого эконо-мического и фискального эффекта.
Налоговое регулирование в форме специального на-логового режима может проявляться в двух ипостасях: в виде упрощения общей системы налогов, налогообло-жения, учета и отчетности (не обязательно влекущее за собой снижение налогового бремени) и в виде реаль-ного снижения налоговой нагрузки по сравнению с общим налоговым режимом.
Регулирующие способности специального налогового режима во многом зависят от объекта и базы обложе-ния единым налогом. Объект обложения единым нало-гом и его налоговая база, по возможности, не должны «наказывать» предприятия и предпринимателей за улуч-шение показателей производственной, экономической и финансовой деятельности.
Однако на практике такой ре-гулирующий подход не всегда применим в связи со спе-цификой той или иной деятельности, попадающей под специальный режим, к примеру, некоторые виды пред-принимательской деятельности.
Поэтому на практике приходится принимать в качестве налоговой базы до-ход малого предприятия или натуральный объем про-изведенного продукта другого налогоплательщика.
С 1 января 2002 г. вступили в силу раздел 8 «Специ-альный налоговый режим» и соответствующие им гла-вы Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая):
1. Глава 26.1 "Единый сельскохозяйственный налог" - с 1.01.2002 г.
2. Глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" - с 1.01.2003 г.
3. Глава 26.3 "Система
налогообложения в виде
4. Глава 26.4 "Система
налогообложения при
Единый сельскохозяйственный налог и Упрощенная система налогообложения могут применяться субъектами малого бизнеса наряду с общим режимом налогообложения, т. е. переход осуществляется в добровольном порядке, а переход на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности осуществляется в обязательном порядке.
2.2. Упрощенная система налогообложения
С 01 января 2003 года вступила в силу Глава 26.2 НК РФ. Она устанавливает новые правила применения упрощенной системы налогообложения (УСНО).
В новой редакции
гл.26.2 НК РФ в большей степени
по сравнению с ранее
За основу при подготовке гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» был взят Федеральный закон № 222 - ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства». Сохранилась добровольность перехода.
Гл.26.2 НК РФ была бы еще более востребована и численность организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на УСН, была бы значительно выше, если бы в первоначальной редакции гл.26.2 НК РФ была бы учтена экономическая целесообразность перехода на эту систему налогоплательщиков, занимающихся розничной торговлей.
Преимущество этого налога заключается в том, что он заменяет одним единым налогом уплату основных налогов: налога на прибыль, для индивидуальных предпринимателей - налога на доходы физических лиц, НДС, ЕСН и налога на имущество организаций (или индивидуальных предпринимателей).
Налоги, не уплачиваемые при применении упрощенной системы налогообложения представлены в Табл.2
Таблица 2
Налоги, не уплачиваемые при применении упрощенной системы налогообложения
Налогоплательщик |
Вид налога, от уплаты которого освобождается налогоплательщик |
|
Организация (юридическое лицо) |
налог на прибыль организаций |
|
налог на имущество организаций |
||
единый социальный налог |
||
не признается налогоплательщиком по налогу на добавленную стоимость, за исключением подлежащему уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. |
||
Индивидуальный предприниматель |
налог на доходы физических
лиц (в отношении доходов, полученных
от осуществления |
|
налог на имущество
(в отношении имущества, используемого
для осуществления |
||
единый социальный налог с доходов, полученных от предпринимательской деятельности |
||
единый социальный налог с выплат и иных вознаграждений, начисляемых предпринимателем в пользу физических лиц |
||
не признается налогоплательщиком по налогу на добавленную стоимость, за исключением подлежащему уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации |
||
Упрощенная система для субъектов малого предпринимательства, введенная с 1 января 2003 г. находится в стадии становления, поэтому в нормативные правовые акты по ее применению часто вносятся изменения и дополнения.
Упрощенная система
налогообложения организациями
и индивидуальными
Для этого нужно подать в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщик хочет перейти на упрощенную систему, в налоговый орган по месту нахождения, заявление. При этом организации в заявлении указывают размер доходов за 9 месяцев, который не должен превышать 11 млн.рублей (без учета НДС).
Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится в соответствии с законодательством РФ, а иные налоги (таможенные пошлины, государственные пошлины, лицензионные сборы и т.п.) уплачиваются , в соответствии с общим режимом налогообложения.
Сохраняется порядок ведения кассовых операций, предоставление статистической отчетности, также организации и предприниматели не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.
Не в праве применять упрощенную систему налогообложения:
- организации, имеющие филиалы или представительства;
- банки;
- страховщики;
- негосударственные пенсионные фонды;
- инвестиционные фонды;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- ломбарды;
- организации и индивидуальные предприниматели занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
- занимающиеся игорным бизнесом;
- нотариусы, занимающиеся частной практикой;
- организации и
индивидуальные
- организации и
индивидуальные
- организации. В
которых доля
- организации и
индивидуальные
- организации, у
которых стоимость
Налогоплательщики,
применяющие упрощенную систему
налогообложения не в праве до
окончания налогового периода перейти
на общий режим налогообложения,
если по итогам отчетного периода
доход налогоплательщика
Применяющий упрощенную
систему налогообложения
Объектом налогообложения при УСНО признаются:
1) доходы;
2) доходы, уменьшенные на сумму расходов.
Какой объект выбрать, решает сам налогоплательщик. Объект налогообложения нельзя поменять на протяжении всего срока применения упрощенной систему налогообложения.
Информация о работе Специальные налоговые режимы для малого бизнеса контрольные