Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:21, курсовая работа
Цель исследования данной курсовой работы - изучение учета амортизации основных средств, методов ее начисления и разработать рекомендации по ведению оптимальной учетной политики организации.
Для достижения указанной цели в курсовой работе необходимо последовательно решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие основных средств, порядок их классификации и оценки;
-ознакомиться с организацией документального оформления операции и их отражения в учете;
-ознакомиться с организацией деятельности предприятия;
ВВЕДЕНИЕ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
1.1. Понятие, классификация и оценка основных средств
1.2. Методы начисления амортизации объектов основных средств
1.3. Синтетический учет амортизации основных средств2. СОСТОЯНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
В ООО «АНАДА СТРОЙ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Учет основных средств, определение срока полезного использования, начисление амортизации в бухгалтерском учете
2.3. Начисление амортизации для целей налогообложения прибыли
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
3.1. Недостатки и нарушения, допущенные в учете основных средств, рекомендации по их устранению
3.2. Совершенствование учета амортизации основных средствЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ЛЕТЕРАТУРЫ
НДС в данном случае корректировке не подлежит, так как независимо от неправильной классификации имущества все условия для его вычета были выполнены в марте 2011 года.
Ошибка обнаружена в текущем периоде:
- в декларации по налогу на прибыль за I квартал расходы увеличатся и составят 13 559 руб.;
- декларацию
за полугодие необходимо
Организация вправе учитывать основные средства стоимостью менее 20 000 рублей в составе материально-производственных запасов и единовременно списывать их на расходы (п. 5 ПБУ 6/01).
Таким образом, для целей бухгалтерского учета считается ошибкой, если предприятие, закрепив вышеуказанный порядок в учетной политике, на практике продолжает учитывать имущество стоимостью менее 20 000 рублей в составе основных средств и начислять по ним амортизационные отчисления.
В налоговом учете все однозначно - имущество первоначальной стоимостью менее 20 000 рублей амортизируемым не является. Для предотвращения подобных ошибок необходимо четко соблюдать требования законодательства, а также положения принятой учетной политики и вовремя реагировать на их изменения.
01.07.2011 г. ООО «Анада Строй» приобрело основное средство – ленточный конвейер стоимостью 2 500 000 руб., в том числе НДС 381 356 руб. Ввели объект в эксплуатацию 15 июля 2011 года. Из учетной политики общества следует, что срок полезного использования для целей бухгалтерского учета определяется в соответствии с Классификацией основных средств. Иными словами, сроки полезного использования в бухгалтерском и налоговом учетах равны.
В соответствии с Классификацией основных средств ленточный конвейер относится к 3-й амортизационной группе (код ОКОФ 14 2915327). Бухгалтер ошибочно присвоил код ОКОФ 14 2915020 "Оборудование подъемно-транспортное подвижное", относящийся к 5-й амортизационной группе, и определил срок полезного использования 85 месяцев, а не от 37 до 60 месяцев, что соответствует 3-й группе.
Амортизация начислена линейным методом
(2 500 000 руб. – 381 356 руб.) : 85 мес. = 24 925 руб.
В учете
произведены следующие
Операции по начислению амортизации
Таблица 18
Дата |
Д-т |
К-т |
Сумма |
Наименование операции |
31.08.2011 |
20 (основное производство) |
02.01 (амортизация основных средств) |
24925 руб. |
Начислена амортизация за август 2011 г. |
30.09.2011 |
20 (основное производство) |
02.01 (амортизация основных средств) |
24925 руб. |
Начислена амортизация за сентябрь 2011 г. |
Ошибку обнаружили в феврале 2011 года. Корректный срок полезного использования определили равным 37 месяцам. Исправления необходимо произвести при помощи счета 91, представленные в таблице 19.
Операции по исправлению ошибки при начислении амортизации
Таблица 19
Дата |
Д-т |
К-т |
Сумма |
Наименование операции |
05.02.2011 |
02.01 (амортизация основных средств) |
91 (прочие доходы и расходы) |
124 625 руб. |
Восстановлена сумма ошибочно начисленной амортизации, относящейся к прошлому 2011 г. |
05.02.2011 |
20 (основное производство) |
02.01 (амортизация основных |
24 925 руб. |
Сторно, восстановлена сумма ошибочно начисленной амортизации, относящейся к текущему 2011 г. (январь) |
05.02.2011 |
91 (прочие доходы и расходы) |
02.01 (амортизация основных средств) |
283 303 руб. |
Начислена амортизация с августа по декабрь 2011 г. включительно (2 118 644руб/37мес.×5мес) |
05.02.2011 |
20 (основное производство) |
02.01 (амортизация основных средств) |
57 261 руб. |
Начислена амортизация за январь 2011 г. (2118644руб. / 37мес.) |
Для исправления ошибки, допущенной в 2011 году нужно подготовить уточненную декларацию за 2011 год - в декларации расходы по объекту должны составить сумму 286 303 руб. Декларация за I квартал 2011 года должна также формироваться исходя из правильной суммы амортизации (57 261 руб.).
05.04.2011 г. ООО «Анада Строй» приобрело основное средство – плоттер, стоимостью 53 100 руб. с учетом НДС (8100 руб.). Объект введен в эксплуатацию 5 апреля 2011 года. Срок полезного использования составляет 25 месяцев (2-я амортизационная группа от двух до трех лет включительно). Бухгалтер ошибся и определил срок полезного использования равный 24 месяцам. Амортизация начислена линейным методом
(53 100 руб. - 8100 руб.) : 24 мес = 1875 руб.
Вследствие чего составлены проводки приведенные в таблице 20.
Операции по начислению амортизации
Таблица 20
Дата |
Д-т |
К-т |
Сумма |
Наименование операции |
31.05.2011 |
26 (общехозяйственные расходы) |
02.01 (амортизация основных средств) |
1 875 руб. |
Начислена амортизация за май 2011 г. |
30.06.2011 |
26 (общехозяйственные расходы) |
02.01 (амортизация основных средств) |
1 875 руб. |
Начислена амортизация за июнь 2011 г. |
Ошибка обнаружена в текущем году (в июле), исправление представлено в таблице 21.
Операции по исправлению ошибки при начислении амортизации
Таблица 21
Дата |
Д-т |
К-т |
Сумма |
Наименование операции |
25.07.2011 |
26 (общехозяйственные расходы) |
02.01 (амортизация основных средств) |
75 руб. |
Сторно наисленной за май амортизации из расчета 1875 руб.(неправильная амортизация) – 1800 руб. (правильная амортизация) |
25.07.2011 |
26 (общехозяйственные расходы) |
02.01 (амортизация основных средств) |
75 руб. |
Сторно начисленной за июнь амортизации |
Необходимо подготовить и сдать уточненную декларацию за первое полугодие 2011 года с исправленной суммой. Расходы в декларации за первое полугодие уменьшатся на 150 руб.
ООО «Анада Строй», для обобщения информации о наличии и движении амортизационного фонда, предназначенного на полное восстановление основных средств, можно рекомендовать ввести в План счетов бухгалтерского учета сч. 87 "Амортизационный фонд", в котором отражается информация о неиспользованной сумме амортизационных отчислений на начало отчетного периода, о начисленной сумме амортизации за отчетный период и ее использовании, а также о неиспользованной сумме амортизации на конец отчетного периода".10
3.2. Совершенствование учета амортизации основных средств
Грамотно составленная учетная политика не только помогает существенно экономить на налогах. Вместе с ней работа бухгалтера может стать намного проще. Для этого необходимо:
Некоторые расходы, связанные с покупкой основных средств, по правилам бухучета включаются в их первоначальную стоимость, а по правилам налогового – могут относиться к прочим. Например, это госпошлины, которые платят, регистрируя права собственности на недвижимость (подп. 40 п. 1 ст. 264 НК), таможенные пошлины (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК), а также командировочные расходы, которые выданы работнику, направленному для покупки основного средства или нематериального актива (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК).
Сэкономить на налоге на имущество, а заодно и сблизить учеты, можно таким образом. Указать в учетной политике по бухучету, что несущественные затраты на приобретение внеоборотных активов будем учитывать в текущих расходах. Например, это могут быть суммы, не превышающие 5 процентов от первоначальной стоимости объекта (п. 1 указаний, утв. приказом Минфина от 22 июля 2003 г. № 67н).
По каждой группе основных средств имеем право устанавливать свой способ начисления амортизации (ст. 259 НК, п. 18 ПБУ 6/01). Воспользоваться этим правом можно, прописав такой порядок в учетной политике. Тогда при вводе основного средства в эксплуатацию будет возможность выбрать оптимальный для него метод амортизации.
Например, для дорогостоящих активов в бухучете выгоднее устанавливать способ по сумме чисел лет срока службы. С его помощью стоимость основного средства будет списываться быстрее. Следовательно, база для расчета налога на имущество будет ниже. В этом случае суммы начисленной амортизации в обоих учетах будут совпадать.
Правила раздельного учета в Налоговом кодексе четко не установлены. Поэтому лучше утвердить методику «деления» в учетной политике фирмы. Причем это касается не только налогового, но и бухгалтерского учета (п. 3 ст. 5 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, п. 8 ПБУ 1/98, п. 12 ст. 167 НК).
В одном периоде у фирмы может быть мало расходов, а в другом – сразу крупная сумма. Это может привести к резкому увеличению себестоимости и даже стать причиной убытка. Устранить эту проблему поможет постепенное списание затрат за счет резерва. Формировать резервы фирма может и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Это решение надо обязательно закрепить в учетной политике.
В бухгалтерском учете узаконенного порядка создания резервов нет. Фирма разрабатывает его самостоятельно. Для сближения бухгалтерского и налогового учета можно установить, что фирма создает резервы в бухгалтерском учете по правилам Налогового кодекса.
Законодатели разрешают компаниям создавать резервы по сомнительным долгам (ст. 266 НК), на предстоящую оплату отпусков, на выплату ежегодных вознаграждений (ст. 324.1 НК), на ремонт основных средств (ст. 324 НК), на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание (ст. 267 НК).
Дорогостоящее оборудование и офисная техника быстро устаревают. Однако у есть право ежегодно их переоценивать (п. 15 ПБУ 6/01). То, что мы хотим им воспользоваться, нужно зафиксировать в учетной политике по бухгалтерскому учету. В результате переоценки стоимость устаревших основных средств уменьшится. Это позволит сэкономить на налоге на имущество.
Основные средства, которые обычно используют совместно (например, принтер, системный блок и монитор), в большинстве случаев выгоднее списывать по отдельности. Для этого запишем в учетной политике: «Активы, используемые только в комплексе с другими, но не составляющие с ними единое целое, учитываются как отдельные основные средства».
Важным элементом учетной политики считают правила документооборота. Фирма обязана сформировать их и утвердить (п. 5 ПБУ 1/ 98). Лучше внести в приказ об учетной политике фразу: «Документирование хозяйственных операций осуществляется в соответствии с графиком документооборота, который руководитель организации утверждает отдельным приказом».
При применении ПБУ 18/02, постоянно приходится отслеживать разницу между бухгалтерским и налоговым учетом. Максимально упростить себе работу можно с помощью учетной политики.
Например, можно решить учитывать возникающие разницы в общей сумме. Методика заключается в следующем: надо посчитать общую сумму постоянных и временных разниц, определить величину отложенных и постоянных налоговых активов и обязательств. Затем по итогам квартала сделать проводки на их итоговые суммы. Прописать такой способ в учетной политике чиновники из Минфина разрешили в своем письме от 5 июня 2003 г. № 04-02-05/1/60.11