Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 15:07, курсовая работа
Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.
Аудиторские проверки необходимы государственным органом, судам, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.
Введе-ние………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование проведения аудита издержек обращения предприятия в ООО «Дормост»
1.1. Сущность аудиторской проверки и ее задачи…………............10
1.2 Аудит затрат на производство продукции…………………….…17
Глава 2. Аудиторская проверка издержек обращения в ООО «Дормост»
2.1 Этапы аудиторской проверки на предпри-ятии……………………27
2.2. Результаты аудиторской проверки издержек обращения
предприятия ООО «Дормост». ………………………………………………38
Заключение……………………………………………………………………43
Терминология………………………………………………………………..46
Список литературы…………………………………………………………49
- Приложения к балансу (расходы по обычным видам деятельности);
3.Учетные регистры аналитического и синтетического учета:
- карточки (ведомости) по заказам;
- разработочные таблицы (по распределению заработной платы, страховые взносы, услуг вспомогательных производств, расчета амортизации основных средств, нематериальных активов);
- ведомости распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов; расходов на содержание и эксплуатацию оборудования;
- листки-расшифровки, справки-расчеты о распределении расходов будущих периодов;
- акты (ведомости) инвентаризации незавершенного производства; ведомости сводного учета затрат на производство;
- учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 20,23,21,25,26,28,29,97, 96 и др., Главная книга и др.
4. К нормативным источникам информации относятся следующие документы:
- Положение по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации»;
- План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению;
- 25 гл. НК РФ;
- Отраслевые инструкции по учету затрат на производство.
- ФЗ РФ от 21.11.1996г № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 28.09.2010).
В зависимости от источников контрольных данных выделяют документальный и фактический контроль. В данном случае применен первый тип контроля, т.е. проверка осуществлялась по документальным данным с целью установления сущности хозяйственной операции (и хозяйственной деятельности в целом). Источниками конкретных данных являются первичные и сводные бухгалтерские документы , регистры синтетического и аналитического учета , планы и отчеты организации и другие источники (договоры, учредительные документы и другие документы внутренней регламентации организации). Специфика документального контроля состоит в том, что они могут быть как достоверными , так и недостоверными, полными и неполными, что безусловно сказывается на выборе аудитором технических приемов его осуществления , которые связаны, главным образом , с проверкой документов.
Изучив теоретическую часть аудиторской проверки издержек обращения, можно приступать непосредственно к аудиту на предприятии ООО «Дормост» и выявлять способы их меньшения.
При проведении аудита издержек обращения ООО «Дормост» аудиторская документация состоит из : бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2010 г. ; сведений о государственной регистрации клиента, учетной политики клиента; данных об учредителях; информации о видах деятельности клиента и результатах оценки и изучения системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
Для сбора общих данных и оценки системы внутреннего контроля составляем отдельный специальный вопросник для ООО «Дормост».
№ п\п | Направления и вопросы тестирования | Нет ответа | Да | Нет | Примечание |
| УСЛОВИЯ |
|
|
|
|
1 | Имеет ли доступ к бланкам накладных, требованиям кто-либо, кроме ответственных лиц? |
| Да |
| Ограничить доступ только для ответственных лиц |
| РЕАЛЬНОСТЬ |
|
|
|
|
2 | Проверяются ли требования на товар и накладные на его отпуск после их подготовки зав. складом ? |
| Да |
|
|
3 | Проверяются ли еженедельные отчеты об использованных материалах и отпущенных товарах после их подготовки зав. складом? |
| Да |
|
|
| ПОЛНОТА |
|
|
|
|
4. | Проводится ли предварительная нумерация накладных и требований и используется ли она для выявления отсутствующих или фиктивных документов? |
| Да |
|
|
| ОТВЕТСТВЕННОСТЬ |
|
|
|
|
5. | Готовят ли накладные на товары и требования на материалы специально ответственные лица? |
| Да |
|
|
| ТОЧНОСТЬ |
|
|
|
|
6. | Проверяется ли расхождение между данными первичных документов на отпуск материалов и товаров и производственных отчетов |
|
| Нет | Назначить ответственное лицо на проверку |
| КЛАССИФИКАЦИЯ |
|
|
|
|
7. | Правильно ли квалифицируются затраты по элементам и статьям калькуляции |
|
| Нет | Проконсультировать ответственных лиц |
| ПЕРИОДИЗАЦИЯ |
|
|
|
|
8. | Отвечает ли учет затрат принципу “Временной определенности факторов” |
| Да |
|
|
| УЧЕТ |
|
|
|
|
9. | Проверяют ли лица , ответственные за учет затрат , данные учета по сегментам и сводного учета ? |
| Да |
|
|
Исходя из проведенного мною вопросника, уже можно наметить первые шаги по выявлению резервов уменьшения издержек. Так как к бланкам накладных, требованиям имеется доступ рабочим участка, это может привести не к искажению информации о использованных материалы, соответственно рекомендуем ограничить доступ к бланкам накладных и требовании. Одновременно с этим проводим работу с кладовщиками и отделом снабжения о правильности отнесения затрат по элементам и статьям калькуляции себестоимости для бухгалтерии. Делаем вывод, что регулирование контроля по формировании себестоимости на ранних этап производства, существенно может повлиять на реальную величину себестоимости.
Переходим к проверке бухгалтерских показателей, влияющих на величину издержек обращения.
Проверяем состав производственных затрат организации, устанавливаем, какой способ формирования себестоимости продукции (работ, услуг) используется в организации. Традиционный для отечественного учет, так называемый калькуляционный вариант или применяемый в международной практике «директ-костинг» (учет прямых затрат), применяется и в нашей организации.
При первом (традиционном) способе исчисляют полную производственную себестоимость продукции (работ, услуг) , списывая по окончании отчетного периода косвенные расходы на дебет счетов 20 «Основное производство» , 23 «Вспомогательные производства» и на другие счета учета затрат ( на которых учитываются издержки по другим видам деятельности организации ) со счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Суммы производственной себестоимости продукции и работ переносят со счетов 20 и 23, 25 и 26 в дебет счетов 40 «Готовая продукция», а со счета 40 на счет 90/2 «Себестоимость продаж». При этом способе необходимо обратить внимание на правильность распределения косвенных расходов между объектами производства и калькуляцией пропорционально той или иной базе (оплате труда, прямым затратам и др.).
При проверке достоверности и объективности списания затрат на издержки обращения в организации, убеждаемся в правильности списания издержек обращения на остаток товаров на складах и на реализованную часть товаров. Следует помнить, что распределению подлежат суммы транспортных расходов, связанных с заготовкой товаров, и суммы процентов за банковский кредит, списанных на издержки обращения согласно действующему порядку. Остальные издержки обращения носят текущий характер и подлежат отнесению общей суммой на себестоимость реализованной продукции.
Проверяя, учет списания и погашения стоимости МБП следует помнить, что организациям предоставляется право выбора в учетной политике одного из вариантов погашения стоимости находящихся в эксплуатации МБП.
Особое внимание уделяем правильности списания МБП и их износа при выбытии за непригодностью (наличие актов списания, обоснованность данной операции), а также правильности корреспонденции счетов по учету списания и погашения стоимости МБП.
Нередки факты, когда в затраты данного отчетного периода включают расходы , произведенные в другие отчетные периоды , а также начисления и платежи , которые должны покрываться за счет других источников.
По установленным правилам на затраты производства относят представительские расходы, расходы на служебные командировки, рекламу и подготовку кадров, компенсационные выплаты за использование личного транспорта , информационные, консультационные и аудиторские расходы, проценты за кредиты банков и за бюджетные кредиты, некоторые налоги и сборы и др. Вышеперечисленные расходы списываются на издержки обращения в пределах норм установленных законодательством. Сверхнормативные расходы должны быть присоединены к прибыли организации с целью налогообложения.
При проверке достоверности амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам проверяем, нет ли начислений износа сверх нормативного срока их эксплуатации и проанализируем соблюдение порядка учета затрат на ремонт основных средств и создания резервов.
При проверке начисленной арендной платы за счет затрат на производство следует иметь в виду , что арендный процент (по долгосрочно арендуемым основным средствам) должен покрываться за счет чистой прибыли организации.
Проценты по ссудам, отсроченным и просроченным, полученным на восполнение недостатка собственных оборотных средств, приобретение основных средств и нематериальных активов после ввода их в эксплуатацию, оплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Аудиторской проверке подвергается также обоснованность отнесения на затраты производства сумм по отдельным налогам, сборам, отчислениям, платежам, т.к. зачастую здесь допускаются ошибку в корреспонденции счетов.
Проверке также подвергается достоверность показателей «незавершенного производства» и правильность списания затрат на готовую продукцию.
И так, исходя из разработанных мною этапов аудиторской проверки издержек обращения ООО «Дормост», была составлена программа аудита (таб. 2).
Таблица 2 . Программа аудита операций по учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции
| |||||
№ п/п | Перечень проверяемых вопросов и аудиторских процедур | Период проведения | Источники информации | Процедура |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
1 | Аудит учета затрат, включаемых в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) | В течение года |
|
|
|
1.1 | Правильность отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг): материальных затрат; затрат на оплату труда; отчислений на социальные нужды; амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам; прочих затрат |
| Учетная политика, Расчетно-платежные ведомости | Проверка документов |
|
1.2 | Правильность определения и учета незавершенного производства |
| Приказ об учетной политике, акты об изменении объемов НЗП | Проверка, сличение документов, перерасчет |
|
1.3 | Правильность учета и списания: затрат вспомогательных производств; общепро-изводственных расходов; общехозяйственных расходов; затрат обслуживающих и прочих хозяйств; полуфабрикатов собственного производства; брака в производстве; затрат, связанных с выполнением некапитальных работ; расходов будущих периодов |
| Учетная политика, ведомости распределения общепро-изводственных и общехозяйственных расходов, Инвентариза-ционные описи, журналы-ордера, накладные, акты приемки выполненных работ | Проверка документов, прослеживание |
|
1.4 | Правильность составления корреспонденции по счетам учета затрат (балансовые счета: 20,21,23,25,26,28,29,30,31,44) |
| журналы-ордера по счетам 20, 21, 23, 25, 26, 28, 29, 44, ведомости учета затрат | Проверка документов, прослеживание |
|
1.5 | Правильность калькулирования затрат по объектам учета | В течение года | Рабочие записи | Проверка документов |
|
2 | Проверка данных регистров учета затрат на производство и сверка их со счетами Главной книги | В течение года | Журналы-ордера, Главная книга | Пересчет, проверка учетных записей |
|
3 | Анализ состава и обоснованности отнесения отдельных видов расходов на себестоимость продукции | В течение года | Карточки по заказам, требования, табели учета рабочего времени | Проверка документов |
|
4 | Оценка соблюдения выбранного метода учета затрат на производство | В течение года | Учетная политика, расчеты | Проверка документов |
|
5 | Проверка правильности разграничения производственных затрат по отчетным периодам | В течение года | Карточки по заказам, требования, табели учета рабочего времени. | Сравнение данных первичных документов с бухгалтерскими записями |
|
6 | Проверка правильности списания общепроизводственных и общехозяйственных расходов | В течение года | Учетная политика, ведомости распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов | проверка соответствия методу, выбранному в учетной политике и последовательность его применения |
|
7 | Изучение данных инвентаризации незавершенного производства и сравнение результатов с данными аналитического учета. Проведение инвентаризации (при необходимости) | В течение года | Инвентаризационные описи, журналы-ордера | просмотр и сравнение документов, инвентаризация |
|
8 | Подсчет и сверка данных аналитического учета затрат на производство с данными учетных регистров | В течение года | Карточки по заказам, ведомости распределения расходов, журналы-распределения | Сравнение данных первичных документов с бухгалтерскими записями, пересчет |
|
9 | Проверка правильности исчисления себестоимости продукции | В течение года | Карточки по заказам, разработочные таблицы, ведомость сводного учета затрат на производство | просмотр и сравнение документов |
|
10 | Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета | В течение года | бухгалтерская отчетность, учетные регистры | Сравнение данных бухгалтерской отчетности с бухгалтерскими записями |
|
11 | Проверка качества оформления первичных документов, правомерности оценки и своевременности включения произведенных расходов в себестоимость | В течение года | Карточки по заказам, разработочные таблицы, ведомость сводного учета затрат на производство | поверка наличия у документов всех необходимых реквизитов, сравнение указанных в учетном регистре сумм и месяца, к которому они относятся, с первичными документами |
|
12 | Проверка правильности отражения услуг вспомогательных производств на сторону и исчисления налога на добавленную стоимость | В течение года | договора оказания услуг, подряда | просмотр и сравнение документов |
|
13 | Документальное оформление брака в производстве и правомерности списания потерь от брака | В течение года | акты о браке в производстве | просмотр и сравнение документов |
|
14 | Проверка правильности включения сумм амортизации по основным средствам и нематериальным активам в себестоимость | В течение года | регистры по счетам 02,04,05, ведомость расчета амортизации | Пересчет выборочным способом |
|
15 | Проверка правильности документального оформления и включения в себестоимость начисленной заработной платы | В течение года | разработочные таблицы по распределению заработной платы, трудовые соглашения, приказы о должностных окладах, | Сравнение указанных в учетном регистре сумм и месяца, к которому они относятся, с первичными документами |
|
Для того чтобы обоснованно оценить состояние учета затрат на производство, целесообразно зафиксировать все выявленные нарушения в специально разработанной ведомости, где должны быть предусмотрены следующие показатели : содержание операции, наименование документа, дата составления и номер документа, сумма, корреспонденция счетов, примечание. В примечание аудитор записывает выводы и обоснованные предложения по устранению недостатков.
Для того чтобы более быстро и точно сформировать результаты аудиторской проверки издержек обращения целесообразно составить рабочие таблицы для пересчета данных. Такие таблицы легко составить в программе «Exel» и использовать при арифметической (счетной) проверке. Пример составления такой таблицы приведен на таблице 3, при этом в случае внесения изменений по дебету или кредиту счетов сумма налога автоматически пересчитывается. Такая проверка дополняется аналитической проверкой регистров бухгалтерского учета, балансов и отчетности.
Арифметической проверке подвергаются также данные справок и расчетов бухгалтерии, составление которых связано с исправлением ошибок, расчетами по распределению фонда оплаты труда, начислению амортизации по основным средствам, распределению косвенных расходов, калькуляции себестоимости продукции и т.д. Применение автоматизации при расчетах в ходе аудиторской проверки позволяет значительно сократить время и существенно снизить вероятность ошибок при пересчете.
предприятия ООО «Дормост» .
При проведении внешнего аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности весьма важной задачей являются подготовка и оформление результатов проверки.
Результаты аудиторской проверки должны быть представлены в двух документах:
Аудиторское заключение
Я провела аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности ООО «Дормост» за период с 1 января по 31 декабря 2010 г. включительно. Финансовая (бухгалтерская) отчетность ООО «Дормост» состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
Ответственность за подготовку и представление этой финансовой (бухгалтерской) отчетности несет исполнительный орган ООО «Дормост». Моя обязанность - выразить мнение о достоверности во всех существенных отношениях данной отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации на основе проведенного аудита.