Сравнение основных принципов подготовки финансовой отчетности по МСФО и РСБУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в анализе принципов подготовки отчетности в соответствии с МСФО и РСБУ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие финансовой отчетности, ее состав и виды в соответствии с РСБУ;
исследовать нормативную базу, регулирующую формирование финансовой отчетности в РФ;
изучить понятие и элементы финансовой отчетности в соответствии с МСФО;
рассмотреть состав и содержание финансовой отчетности в соответствии с МСФО;
провести сравнение основных принципов подготовки финансовой отчетности по МСФО и РСБУ.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы формирования финансовой отчетности в соответствии с РСБУ 5
Понятие финансовой отчетности, ее состав и виды 5
Нормативная база, регулирующая формирование финансовой отчетности в РФ 12
Особенности формирования финансовой отчетности в соответствии с МСФО 16
2.1 Понятие и элементы финансовой отчетности в соответствии с МСФО 16
2.2 Состав и содержание финансовой отчетности в соответствии с МСФО 22
3 Сравнение основных принципов подготовки финансовой отчетности по МСФО и РСБУ 27
Заключение 33
Список использованных источников 37

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 70.95 Кб (Скачать файл)

Финансовая отчетность представляет собой способ обобщения системных  данных бухгалтерского учета, который  позволяет представить полезную информацию финансового характера  основным группам заинтересованных лиц.

Управленческая отчетность представляет собой механизм обработки данных управленческого учета (включая данные бухгалтерского учета, данные систем контроля за производством и т. д.), их агрегирования и представления в виде отчетов о деятельности подразделений и в целом субъекта хозяйствования за отчетный период. При этом система управленческой отчетности дает возможность пользователям самостоятельно формировать отчеты в желаемых аналитических разрезах и проводить ее всесторонний анализ.

Налоговая отчетность представляет собой развернутый расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период либо на отчетную дату в соответствии с нормативными актами, регулирующими налоговые платежи организаций и данных налогового учета.

Статистическая отчетность - это комплекс показателей в денежном и натуральном выражении, представляемых предприятиями по установленным Федеральной службой государственной статистики формам в целях формирования сводной официальной статистической информации о социально-экономическом и демографическом положении страны. Статистическую отчетность организации обязаны в установленные сроки представлять в региональные статистические органы.

Статистическая отчетность служит для отражения отдельных сторон деятельности организации и их статистического  изучения. Она составляется на основе данных бухгалтерского, статистического  и оперативного учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности по единой методике, установленной Федеральной службой  государственной статистики и Минфином России.

Оперативная отчетность предназначена для текущего контроля и управления внутри организации в момент совершения хозяйственных операций или сразу же после их завершения. В ней содержатся сведения о выполнении планов поставок продукции, соблюдении договоров, финансовом положении организации [5].

По объему содержащихся в отчетах  сведений различают частную и общую отчетность.

Частная отчетность включает в себя информацию о работе организации на одном участке ее деятельности.

Общая отчетность характеризует хозяйственную деятельность организации в целом.

По назначению отчетность подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя отчетность служит средством информирования внешних пользователей - заинтересованных юридических и физических лиц о характере деятельности, доходности и имущественном положении организации. В соответствии с международной практикой она обязательно подлежит опубликованию, поэтому ее называют публичной.

Внутренняя отчетность формируется для целей оперативного и общего управления организацией.

По охватываемым периодам отчетность подразделяется на текущую (внутригодовую) и годовую.

Текущая (внутригодовая) отчетность составляется на внутригодовую дату. Текущая бухгалтерская отчетность называется промежуточной. К ней относится месячная и квартальная отчетность. Текущие отчеты составляются регулярно через определенные промежутки времени. Эту отчетность подразделяют на ежедневную, месячную, квартальную, полугодовую и за девять месяцев. Анализ текущей отчетности служит целям оперативного управления деятельностью организации.

Годовая отчетность составляется по окончании года и характеризует все стороны хозяйственной деятельности организации за финансовый год.

По степени обобщения данных отчетность подразделяется на индивидуальную, сводную и консолидированную.

Индивидуальная отчетность составляется по данным текущего учета конкретной организации.

Сводная отчетность составляется вышестоящими организациями, органами Федеральной службы государственной статистики по территориальному принципу и отраслям экономики путем обработки индивидуальной отчетности организаций.

Консолидированная отчетность – это объединенная отчетность двух и более юридически самостоятельных организаций, находящихся в определенных юридических и финансово-хозяйственных взаимоотношениях.

Общей целью составления отчетности всех видов является формирование качественной и своевременной информации о  финансово-хозяйственной деятельности организации [8].

 

1.2 Нормативная база, регулирующая формирование финансовой отчетности в РФ

 

Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях централизованно планируемой  экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями  государственного управления экономикой. Главным потребителем учетной информации в то время выступало государство  в лице отраслевых министерств и  ведомств, плановых, статистических и  финансовых органов. Изменение системы  общественных отношений, а также  гражданско-правовой среды предопределило необходимость адекватной трансформации  бухгалтерского учета. В настоящее  время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета  и отчетности, на формирование которой  огромное влияние оказали экономические  преобразования в стране, необходимость  для организаций работать в новых  рыночных условиях, а также активное распространение международных  стандартов финансовой отчетности.

Первый уровень наряду с другими  законодательными актами образует Федеральный  закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О  бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями). Данным Законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В соответствии с этими основами общее руководство бухгалтерским учетом осуществляет Правительство Российской Федерации, предоставившее право регулирования бухгалтерского учета Министерству финансов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, другим ведомствам и организациям. Появление этого документа трудно переоценить - в сущности бухгалтерская и налоговая системы приобрели одинаковый статус.

В Законе о бухгалтерском учете  дается определение бухгалтерской  отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении  организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета  по установленным формам.

Несколько статей этого Закона непосредственно  посвящены более конкретным вопросам состава и содержания отчетности.

В одном ряду с Законом  о бухгалтерском учете стоят  другие законы, например, Федеральный  закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 03.06.2009, с изм. от 18.07.2009) "Об акционерных обществах" (принят ГД ФС РФ 24.11.1995), Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, например, Постановление от 6 марта 1998 г. N 283 "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности", которые прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Важным нормативным актом первого  уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый Государственной  Думой 21 октября 1995 г. (в ред. ФЗ от 18.07.2009 N 181-ФЗ), в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета  и отчетности, в частности, наличие  самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения  годового отчета, понятия дочерних и зависимых обществ.

Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета является Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности утвержденное  Приказом  Минфина  России  от  29  июля  1998  г.  N  34н   (с изменениями и дополнениями), в котором сформулированы важнейшие принципы учета и отчетности в организациях.

Второй уровень составляют Положения  по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые  были разработаны Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в  международной практике систему  учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. Многие Положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны  с составлением отчетности - это прежде всего ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н, от 08.11.2010 N 142н).

К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности и Инструкцию по его  применению, являющиеся базовыми документами  системы бухгалтерского учета в  России. План счетов - документ общего порядка, является единым, обязательным к применению в организациях любых  видов деятельности и всех отраслей народного хозяйства независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных организаций  и банков. Минфин России приказом «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению» от 31 октября 2000 г. (в ред. Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 N 38н, от 18.09.2006 N 115н, от 08.11.2010 № 142н) утвердил новый План счетов, который введен в действие с 1 января 2001 г.

Третий уровень объединяет документы  рекомендательного характера: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и  ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.

Если документы второго уровня обязательны для всех организаций (например, План счетов), то документы  третьего уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 является документом второго уровня, то ежегодные приказы  Минфина России, издаваемые в его  развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня.

Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые  самой организацией. Так, рабочий  план счетов, составленный на основе единого  Плана счетов, или учетная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/08, являются документами четвертого уровня.

На современном этапе развития рыночной экономики за Министерством  финансов Российской Федерации, работающим при активном участии бухгалтерской  общественности, сохраняются функции  регулирования и постановки бухгалтерского учета и составления отчетности.

Формирование современной системы  регулирования бухгалтерского учета  и отчетности в нашей стране происходит под активным влиянием процесса распространения  во всем мире международных стандартов финансовой отчетности - МСФО, разрабатываемых  Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности - КМСФО.

С целью приведения национальной системы  бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики  и МСФО, формирования системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов, обеспечения  увязки реформы бухгалтерского учета  в России с основными тенденциями  гармонизации стандартов на международном  уровне, оказания методической помощи организациям в понимании и внедрении  реформированной модели бухгалтерского учета была разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности [5].

2 Особенности формирования  финансовой отчетности в соответствии  с МСФО

 

2.1 Понятие и элементы финансовой отчетности в соответствии с МСФО

 

Система международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) создана  для унификации принципов и методик  бухгалтерского учета, используемых компаниями разных стран для составления  финансовой отчетности. Поскольку отчетность составляется и представляется для  внешних пользователей, в разных странах мира существуют различия в  содержании, формировании и представлении  показателей, характеризующих результаты деятельности.

Для того чтобы составить  отчетность, которую адекватно воспринимают и понимают пользователи разных стран, созданы и совершенствуются международные  стандарты финансовой отчетности. Они  призваны сблизить правила ее составления  и процедуры подготовки и представления  сведений о деятельности той или  иной компании.

Финансовая отчетность, составленная в соответствии с МСФО, позволяет структурировано представить финансовое положение и операции, осуществленные компанией за отчетный период.

Целями финансовой отчетности являются:

представление сведений о  финансовом положении, финансовых результатах  компании и движении денежных средств для широкого круга пользователей с целью принятия экономических решений;

представление данных о результатах  управления ресурсами, доверенными  руководству компании.

На основе показателей  отчетности пользователи имеют возможности  прогнозировать движение потоков денежных средств организации или их эквивалентов в будущем, а также распределение  потоков во времени [7].

Информация, на основании которой  подготавливается финансовая отчетность, в соответствии с основополагающими  экономическими параметрами может  быть объединена в определенные категории, которые принято называть элементами финансовой отчетности.

Всего выделяют пять элементов, которые  условно можно разделить на две  группы.

В первую группу входят элементы, составляющие отчетный бухгалтерский баланс и  имеющие прямое отношение к оценке финансового положения компании. К ним относятся активы, обязательства и капитал компании.

Вторая группа элементов связана  с измерением результатов хозяйственно-финансовой деятельности организации и составляет отчет о прибылях и убытках. В нее входят доходы и расходы.

В свою очередь каждый элемент может  состоять из различных единиц информации, что позволяет классифицировать информацию в подклассы, подгруппы  с целью представления более  детальной и правильной информации, удовлетворяющей потребностям различных групп пользователей [13].

Информация о работе Сравнение основных принципов подготовки финансовой отчетности по МСФО и РСБУ