Сравнительная характеристика и методология МСФО и ПБУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Одной из центральных проблем, волнующих бухгалтерскую общественность во всем мире, остается проблема стандартизации бухгалтерских норм и правил в международном масштабе.
Глобализация экономических отношений объективно вызывает к жизни потребность в унификации норм и правил бухгалтерского учета, в его стандартизции. Сложность и новизна проблем, с которыми в процессе глобализации сталкиваются различные страны и отдельные участики рынка, повышает требования к нормативно-правовой базе, регулирующей деятельность компаний и банков.

Содержание работы

1. Национальные стандарты в практике бухгалтерского учета…………
1.1. Роль и значение национальных стандартов………………………
1.2. Принципы функционирования национальных стандартов……...
1.3. Концепция финансового учета в современной литературе……...
2. Национальные и международные стандарты в системе бухгалтерского учета……………………………………………………………………….
2.1. Сравнительная характеристика МСФО и российских стандартов..
2.2. Система стандартов GAAP…………………………………………..
2.3. Трансформация бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО…………………………………………………………………………….
3. Практическая часть………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………….

Файлы: 1 файл

МояКурсовая БФУ.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)


Реферат

Все меньше специалистов ставят вопрос о необходимости стандартизации бухгалтерских норм и правил в международном масштабе. Процессы глобализации, интернационализации экономических, финансовых, политических и общественных отношений постепенно приводят к созданию мирового рынка, для которого не существует национальных границ. Особенно наглядно эти процессы проявляются в деятельности транснациональных компаний. Неотъемлемой чертой интернационализации экономических отношений является также создание предприятий со смешанным капиталом, привлечение в национальные экономики иностранных инвестиций и кредитов. Унификация бухгалтерского учета с международными стандартами становится важной и для национальных компаний, собирающихся работать на международных рынках и стремящихся привлечь международные инвестиции.

Все эти процессы обусловливают необходимость в едином понимании и представлении финансовой информации, одним из основных и надежных источников которой продолжает оставаться бухгалтерский учет и финансовая отчетность.

Целью данной курсовой работы является

В работе поставлены следующие задачи

В данной работе раскрывается понятие национальных (российских) и международных стандартов бухалтерского учета и финансовой отчетности, рассмотрены их основные принципы и методология, проведена сравнительная характеристика МСФО (Международных Стандартов Финансовой Отчетности) и РСБУ (Российских Стандартов Бухгалтерского Учета).

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

1.      Национальные стандарты в практике бухгалтерского учета…………

      1.1. Роль и значение национальных стандартов………………………

      1.2. Принципы функционирования национальных стандартов……...

      1.3. Концепция финансового учета в современной литературе……...

2.      Национальные и международные стандарты в системе бухгалтерского учета……………………………………………………………………….

     2.1. Сравнительная характеристика МСФО и российских стандартов..

     2.2. Система стандартов GAAP…………………………………………..

     2.3. Трансформация бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО…………………………………………………………………………….

3.      Практическая часть………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………………….

Список использованной литературы………………………………………….

Приложения……………………………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из центральных проблем, волнующих бухгалтерскую общественность во всем мире, остается проблема стандартизации бухгалтерских норм и правил в международном масштабе.

Глобализация экономических отношений объективно вызывает к жизни потребность в унификации норм и правил бухгалтерского учета, в его стандартизции. Сложность и новизна проблем, с которыми в процессе глобализации сталкиваются различные страны и отдельные участики рынка, повышает требования к нормативно-правовой базе, регулирующей деятельность компаний и банков. К числу серьезных проблем, возникающих в связи с глобализацией финансовых рынков, относится несопоставимость финансовой информации о компаниях, привлекающих средства на рынках капитала. В этой связи насущной задачей становится выработка и адекватное применение в отдельных странах бухгалтерского учета и отчетности, соответствующих международным стандартам. Только в таком случае появится возможность обеспечить инвесторов, действующих на рынках капиталов, сопоставимой финансовой информацией об эмитентах ценных бумаг.

Практически все ведущие организации в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности, включая Комитет по международным стандартам учета (IASC), Международную федерацию бухгалтеров (IFAC), Европейскую федерацию бухгалтеров (FEE), Совет по стандартам финансового учета США (FASB), Международную организацию комиссий по ценным бумагам (IOSCO), определили свои позиции по вопросу разработки международных стандартов учета. Эти организации, высказывая различные точки зрения по поводу конкретных механизмов организации работы по переходу на международные стандарты, сходятся в одном – единые стандарты учета необходимы, их отсутствие приводит к дезориентации инвесторов.

Процессы гармонизации систем бухгалтерского учета, выражающиеся в разработке и практическом внедрении международных стандартов отчетности, следует рассматривать в контексте вовлечения России в мировые рынки капитала. Необходимость создания в России системы раскрытия финансовой информации по стандартам, признаваемым в промышленно развитых странах, стала очевидной несколько лет назад в период становления фондового рынка. 

 

 

1.      Национальные стандарты в практике бухгалтерского учета

1.1. Роль и значение национальных стандартов

Национальные стандарты учета и отчетности – нормативы (положения) по бухгалтерскому учету, издаваемые для внутреннего использования в отдельной стране. Например, «Общепринятые принципы бухгалтерского учета в США» (система US GААР) или национальные стандарты России – Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ).

Каждый стандарт включает, как правило, следующие разделы:

- введение, отражающее общее содержание стандарта, его цели и задачи;

- определения, позволяющие избежать двусмысленности в трактовке;

- объяснения, рассматривающие понятия и их трактовку с точки зрения поставленных целей;

- описание методологических проблем, путей и возможностей их решения;

- предписания, связанные с практической реализацией стандарта; - дату вступления в силу. Каждый стандарт предусматривает несколько равных по возможностям, но дающих различные результаты вариантов. При этом их применение не носит жестко регламентированного характера.[11]

В нашей стране международные принципы были объявлены в 1992 году, и первым шагом в этом направлении был переход предприятий с 1 января 1992 года на новый План счетов. С тех пор было принято много нормативных документов, свидетельствующих о серьезных намерениях по переходу на принятую в международной практике систему учета и статистики:

- был принят ряд положений по бухгалтерскому учету:

"Учетная политика предприятия" (ПБУ 1/94) от 28.07.94;

Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций от 30.12.93 № 160;

"Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" (ПБУ № 2/94) от 20.12.94;

"Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ № 3/95) от 13.06.95;

"Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ № 4/96) от 08.02.96;

"Учет основных средств" (ПБУ №6/97) от 03.09.97;

- приказом Минфина России от 19.10.95 № 115 был установлен порядок применения метода по отгрузке при составлении годовой финансовой отчетности;

- приказом Минфина России от 27.03.96 № 31 были утверждены новые формы финансовой отчетности;

- приказ Минфина России от 28.07.95 № 81 вводит понятие "консолидация отчетности дочерних и зависимых предприятий";

-приказом Минфина России от 21.II.97 № 81-н введен новый порядок использования прибыли, а также требование к акционерному обществу, ценные бумаги которого обращаются на фондовом рынке, составлять годовую бухгалтерскую отчетность исходя из требований международных стандартов.

В рамках приближения России к рыночной экономике и создания элементов рыночного механизма постановлением Правительства РФ от 06.03.98 № 283 была принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами.[21]

Национальные стандарты - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающие принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. На этом уровне регулирующим органом в настоящее время выступает только Министерство финансов РФ, и никакой другой орган из числа участвующих в разработке стандартов не может осуществлять регулирование с точки зрения конечного результата. При разработке ПБУ Министерство финансов ориентируется на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). На данный момент принято 20 национальных стандартов. Среди них можно выделить наиболее важные, такие как:

-«Учетная политика организации». ПБУ 1/98. Утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.1998 г. № 60н. В нем изложены основные принципы бухгалтерского учета (непрерывности деятельности организации, осмотрительности, последовательности применения учетной политики и др.).

-«Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н. В Положении изложены требования к бухгалтерской отчетности: достоверность и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления. Они являются дополнительными по отношению к допущениям и требованиям, раскрытым в ПБУ 1/98 «Учетная политика предприятия».

 

1.2. Принципы функционирования национальных стандартов

Национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности разных стран существенно отличаются в зависимости от степени развитости страны и конкретных традиций сформировавших определенные принципы организации бухгалтерской отчетности.

В отношении России данное правило также применимо. Национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности в России обладают определенными характеристиками и принципами, которые во многом расходятся с Международными стандартами финансовой отчетности.
В первую очередь отличие национальных стандартов от стандартов МСФО выражается в конечных потребителях финансовой отчетности. Для России применимо правило фискальной отчетности более чем финансовой, то есть основными пользователями бухгалтерской и финансовой отчетности в России являются статистические и налоговые институты страны. Тогда как, отчетность согласно стандартам МСФО имеет своей целью информирование инвесторов и менеджеров о реальной ситуации коммерческого предприятия, для принятия наиболее оптимального, выверенного экономического решения.
      Следующее существенное отличие Национальных стандартов от стандартов МСФО лежит в плоскости обоснования и отображения основных элементов финансовой отчетности на балансе предприятия. Так, в законе «О бухгалтерском учете» действующим на территории Российской Федерации, не существует четкого описания таких категорий отчетности как «активы», «капитал» и «обязательства». Закон упоминает лишь о факте существования данных категорий как объектов бухгалтерского учета, в отличие от Международных стандартов финансовой отчетности, которые дают четкое определение абсолютно всем категориям объектов отчетности.
Также существенные различия, требующие доработки Национальных стандартов, проистекают из принципа соответствия, а также принципа приоритета содержания над формой, прописанных в Международных стандартах. Исходя из этих принципов, любая экономическая операция должна отражаться на балансе фирмы в момент ее совершения, а также в форме наиболее точно отображающей ее суть. Однако российские национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности тяготеют к отображению юридической формы операции, невзирая на возможные искажения сути операции, проистекающие из стандартной юридической формулировки.
     Большинство различий между Национальными стандартами и принципами, применяемыми в Международных стандартах финансовой отчетности, происходят в основном не столько из-за существенной разницы процедур, сколько из-за неприменения на практике всех положений Национальных стандартов. Так, например, в случае отображения расходов на амортизацию, Национальные стандарты российского бухгалтерского учета предписывают использовать в расчетах один из четырех методов расчета и отображения амортизации, 3 из которых, по сути своей применяются также и в 16 стандарте МСФО. Однако, исходя из предписаний российского Налогового кодекса, практикующие бухгалтера вынуждены использовать для расчетов и отчетности именно четвертый способ, так называемый линейный способ расчета амортизации, не совпадающий с предписаниями 16-го стандарта.
     Исходя из вышесказанного, проблемы внедрения Международных стандартов финансовой отчетности на территории России для местных компаний, лежат в плоскости не только и не столько всесторонней оптимизации законодательства с учетом рекомендаций Комитета по МСФО, сколько в области контроля над процессом применения и трактовкой законодательной базы. Как показала практика, основные различия российских Национальных стандартов бухгалтерской отчетности выражаются не только в недоработанной и специфической законодательной основе, но и в привычных традициях применения имеющихся нормативных актов и даже в самой идее фискальной и статистической отчетности взамен более эффективной финансовой составляющей бухгалтерского учета.

Рассмотрим  основные различия между российскими и международными стандартами.

Не смотря на то, что российские стандарты ориентируются на международные стандарты бухгалтерского учета, тем не менее, между ними имеются значительные различия.

Основные положения регулирования составления и предоставления финансовой отчетности

Определение бухгалтерской (финансовой) отчетности

В РСБУ бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Согласно МСФО финансовая отчетность представляет собой структурированное представление финансового положения и операций, осуществленных компанией.

Как следует из сравнения определений, которые дают РСБУ и МСФО понятию "финансовая (бухгалтерская) отчетность", международные стандарты не содержат условия о жесткой привязке показателей отчетности к данным бухгалтерского учета, выводя порядок отражения конкретных фактов хозяйственной деятельности за рамки регулирования стандартами составления отчетности. Кроме того, МСФО, в отличие от определения отчетности РСБУ, не указывают на наличие установленных форм отчетности.

Цель бухгалтерской (финансовой) отчетности

Согласно документам российской системы нормативного регулирования бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении (п. 6 ПБУ 4/99).

В МСФО целью финансовой отчетности общего назначения является представление информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств компании, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству компании (п. 7 МСФО 1).

При формулировании цели составления финансовой отчетности МСФО делают акцент на удовлетворении информационных потребностей широкого круга пользователей для принятия экономических решений. При этом согласно МСФО к пользователям отчетности относятся реальные и потенциальные инвесторы, работники, кредиторы (займодавцы), поставщики и иные торговые кредиторы, покупатели, правительства и их органы, общественность.

Однако информационные потребности всех пользователей не могут быть удовлетворены в равной мере, поэтому необходимо выделить те информационные потребности, которые будут являться общими для всех пользователей финансовой отчетности. При этом, поскольку согласно Принципам подготовки и составления финансовой отчетности (далее - Принципы) МСФО инвесторы являются поставщиками капитала для компании, предоставление информации, удовлетворяющей их потребности, также будет удовлетворять большинство потребностей других пользователей финансовой отчетности.

Информация о работе Сравнительная характеристика и методология МСФО и ПБУ