Сравнительный анализ финансового и управленческого учёта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью настоящей работы является финансовый и управленческий учет.

В свою очередь цель обуславливает поставленные мной задачи:

 Дать характеристику финансовому и управленческому учету;

 Рассмотреть сущность каждого вида;

 Провести сравнительный анализ управленческого и финансового учета.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..4

I. ИСТОРИЯ ФИНАНСОВЫЙ УЧЁТ, ЕГО СУЩНОСТЬ , ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ

1.1. История развития финансового учета……………………………….…6

1.2. Сущность финансового учета………………………………………..10

1.3. Принципы ведения финансового учёта………………………………13



II. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЁТ, ЕГО ИСТОРИЯ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ

2.1. История появления управленческого учёта……………………….…19

2.2. Сущность управленческого учёта…………………………………….20

2.3. Принципы и функции управленческого учёта…………………….…22



III.СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЁТА

3.1. Различия финансового и управленческого учёта………………..…..28

3.2. Назначение и применение финансового и управленческого учёта..32

3.3. Сравнительный анализ финансового и управленческого учета…….35



ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….…40

Файлы: 1 файл

управленческий учёт.doc

— 764.00 Кб (Скачать файл)

— ведение учета должно осуществляться на базе Международных и Российских стандартов учета и отчетности;

— финансовый учет должен отвечать всем требованиям пользователей финансовой отчетности;

— финансовая отчетность должна представляться в денежном выражении;

— финансовый учет и отчетность формируют достоверную, объективную, полную и современную информацию;

— финансовый учет и отчетность организуются на основе бухгалтерских счетов и двойной записи;

— финансовая информация предполагает проведение аудиторских проверок и осуществление анализа финансового состояния организации;

— организация учета инфляции (изменение цен). Организация на основании регламентирующих документов и приводимого в печати индекса цен должна определять реальную стоимость материально-производственных запасов.

Организации представляют квартальную и годовую отчетность. Квартальная отчетность представляется в течение 30 дней с момента окончания квартала, а годовая — в течение 90 дней.

В формах финансовой отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок. При выявлении ошибок, допущенных при составлении финансовой отчетности, лицами, подписавшими формат финансовой отчетности, составляются корректирующие формы отчетности и заверяются ими с указанием даты произведенной корректировки.

Сумма корректировки ошибок, допущенных при составлении финансовой отчетности предыдущих периодов, включается в доход или убыток отчетного периода.

При исправлении существенной ошибки предыдущего периода путем включения в результаты отчетного периода сравнительные данные представляются в том виде, в каком они отражены в финансовой отчетности предыдущего периода. Однако, дополнительная информация может представляться в виде отдельных таблиц, чтобы показать чистый доход или убыток за отчетный период и любые предыдущие периоды, как если бы существенная ошибка была исправлена в тот период, когда она была допущена.

При изменении вступительного сальдо бухгалтерского баланса на начало отчетного периода и изменении учетной политики отчетного периода в пояснительной записке к отчетности приводятся объяснения причин изменений и принятая учетная политика на следующий отчетный период.

Финансовая отчетность является открытой и может публиковаться в газетах и журналах, доступных пользователям финансовой отчетности, либо достигается распространением среди них брошюр, буклетов и других изданий. Однако акционерные общества открытого типа обязаны публиковать годовую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о финансово-бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою бухгалтерскую учетную политику и налоговую учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей финансовой деятельности.

Вся информация, содержащаяся в финансовой отчетности, подлежит аудиторской проверке, которая проводится в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», принятым Государственной Думой 13 июля 2001 г. и вступившим в действие с 1 сентября 2001 г., в котором указано:

«Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации», (ст. 1 п. 3 ФЗ).

Основные черты финансового учета в настоящее время формируются под влиянием международных стандартов финансовой отчетности и национальных правил составления публичной отчетности.

 

1.3. Принципы ведения финансового учёта

В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности содержатся следующие основные принципы организации финансового учета:

1. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

2. Руководитель организации в зависимости от объема работы может учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером:

                       ввести в штат должность бухгалтера;

                       передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.

3. Основанием для записи в учетных регистрах являются первичные учетные документы. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, содержащими обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы; дату составления; наименование организации; содержание хозяйственной операции; измерители (в натуральном и денежном выражении); наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации.

В составе форм первичного учета выделяются документы по учету основных средств, учету труда и его оплате, по материальному учету, учету денежных средств и расчетных операций. Также имеются различные специализированные формы документов для отражения результатов инвентаризации, оформления пенсий, пособий и т. п.

Наличие единой первичной документации в организациях имеет важное организующее значение, дает возможность устранить разнобой в исходном звене организации бухгалтерского учета, а также наличие единой унифицированной документации важно для внедрения компьютеризации учета.

Таким образом, система документирования хозяйственных операций является важной составной частью организации финансового бухгалтерского учета.

4. Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота.

5. Для систематизации и накопления информации из первичных документов данные переносятся в регистры бухгалтерского учета. Формы регистров разрабатываются Минфином РФ. Хозяйственные операции в регистрах бухгалтерского учета должны отражаться в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

6. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. Порядок, сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации.

7. Одним из принципов организации финансового бухгалтерского учета является распределение обязанностей в бухгалтерии.

При распределении служебных обязанностей наиболее ответственные и сложные работы поручаются квалифицированным работникам. Распределение обязанностей строится так, чтобы была обеспечена взаимозаменяемость работников.

Перечень служебных обязанностей разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.

Распределение обязанностей зависит от организационной структуры учетного процесса.

8. Организационная структура учетного процесса в организациях может строиться на принципах полной централизации, децентрализации, частичной децентрализации.

Полная централизация учетного процесса заключается в том, что весь учетный процесс сосредоточен в центральной бухгалтерии. В связи с внедрением компьютеризации учета такая организация учетного процесса становится все более распространенной.

Децентрализация учетного процесса состоит в том, что в каждом подразделении организации ведется полный цикл учетных работ от заполнения первичных документов до составления баланса. В центральной бухгалтерии осуществляется сводный учет в целом по организации.

Более распространенной является частичная децентрализация. В этом случае в подразделениях ведутся документальное оформление хозяйственных операций, группировка и сводка документов до составления производственных отчетов. Важным становится рациональная увязка учетного процесса в центральной бухгалтерии и в подразделениях организации.

9. Важным элементом в организации бухгалтерского учета является хранение бухгалтерских документов и учетных регистров. Для правильной организации хранения документов составляется номенклатура дел, в которой указываются название документа, индекс, количество и срок хранения.

Все бухгалтерские документы и бухгалтерская отчетность хранятся в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Формируется учетная политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации. Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

Допущение имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника. В период становления рыночной экономики это допущение представляется важным, так как имущество многих организаций находится в личном пользовании учредителей, участников или работников.

Допущение непрерывности деятельности организации означает, что она будет продолжать свою деятельность в будущем и у нее отсутствует намерение ликвидации или существенного сокращения деятельности. Если у организации имеются указанные намерения, она обязана объявить об этом в учетной политике и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год.

Допущение последовательности применения учетной политики означает, что выбранная организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.

Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Бухгалтерская учетная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. При этом утверждаются:

• рабочий план счетов бухгалтерского учета;

• формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности;

• порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

• методы оценки активов и обязательств;

• правила документооборота и технологии обработки учетной информации;

• порядок контроля за хозяйственными операциями.

Бухгалтерская учетная политика организации должна обеспечить:

1) полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);

2) своевременное отражение факторов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

3) большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

4) отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

5) тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

6) рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

Таким образом, при организации финансового бухгалтерского учета основными принципами (требованиями) являются: полнота, своевременность, осмотрительность, непротиворечивость, рациональность и приоритет содержания перед формой.

В соответствии с международным учетным стандартом основополагающими финансовыми бухгалтерскими принципами являются: продолжение деятельности, преемственность (постоянство) учетной политики (накопления, прироста), методы оценки активов и обязательств, принцип двойной записи хозяйственных операций.

 

 

 

 

 

II. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЁТ, ЕГО ИСТОРИЯ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ

2.1. История появления управленческого учёта

Итак, до начала ХХ века существовал единый бухгалтерский учет, который в начале 30-х годов начали частично регламентировать.

В результате появился финансовый учет, то есть та часть бухгалтерского учета, которая подлежит обязательной регламентации.

Во второй половине 40-х голов другая часть, на которую не распространялась регламентация, получила название «Management accounting», что с английского языка означает – «управленческое счетоводство».[2]

Но необходимо заметить, что разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий нельзя понимать формально. Система двойной записи на счетах, описанная Л. Пачоли, получившая впоследствии в России название «бухгалтерский учет», предназначалась для контроля за сохранением и преумножением индивидуального капитала, отражения расчетных операций и имущества индивидуального предпринимателя или нескольких предпринимателей, объединенных в простое товарищество.[3] Бухгалтерский учет вели для внутреннего потребления, а оперативное управление осуществлялось путем личного надсмотра и наблюдения, даже надобность в калькулировании не возникала.

Информация о работе Сравнительный анализ финансового и управленческого учёта