Средства СМИ и влияние на ее целевую аудиторию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить Исследование аудитории средств массовых коммуникаций.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть средства СМИ и влияние на ее целевую аудиторию
2. Изучить методы исследования аудитории средств массовых коммуникаций.

Файлы: 1 файл

Исследование аудитории (курсовая) антиплагиат.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Этапы и годы

Каналы СМИ

Теоретические ориентации

Теоретические модели

Методы

Показатели эффективности

I этап 1920-е- начало 1940-х гг.

Печать, радио

Необихевиоризм

Пятичленка Г. Лассуэлла

Количественные методы определения размера аудитории. Зарождение массовых опросов

Тиражи газет. Мощность радиостанций. Количество проданных радиоприемников

II этап конец 1940-х — 1960-е гг.

Печать, радио, телевидение

Необихевиоризм

Йельская школа убеждающей коммуникации Ховланда (экспериментальная риторика). Модель «минимальных эффектов» Клэппера

Эксперимент. Массовые опросы. Контент-анализ. Вычисление рейтингов

Размер аудитории. Изменение социальных установок. Отдельные эффекты воздействия СМИ

III этап 1970-е гг. - начало 1980-х гг.

Печать, радио, телевидение

Когнитивизм

«Глобальная деревня» Маклюэна. «Использование и удовлетворение». «Определение повестки дня». «Когнитивные модели убеждающей коммуникации» Петти, Качоппо, Чейкен. «Культивирование» по Гербнеру

Массовые опросы. Эксперимент. Контент-анализ. Семантический дифференциал. Вычисление рейтингов. Начало применения качественных методов исследования

Рейтинги различных каналов и передач. Осведомленность аудитории о содержании сообщений СМИ. Частота обращения к различным каналам. Глубина переработки информации аудиторией

IV этап конец 1980-х гг. - по настоящее  время

Печать, радио, телевидение, Интернет

Когнитивизм. Социальный конструкцио- низм (Герген)

Все модели III этапа + «дискурсивная модель СМИ» Фиска

Массовые опросы. Медиаметрия. Контент-анализ. Семантический дифференциал. Вычисление рейтингов. Фокус-группы. Дискурс-анализ. Проективные методики

Рейтинги различных каналов и передач. Осведомленность аудитории о содержании сообщений СМИ. Частота обращения к различным каналам. Коммерческая эффективность. Социальная эффективность. Социально-психологическая эффективность


 

 

В конце 1990-х гг. в Австрии, Голландии и Дании получил распространение интегральный индекс эффективности телепередач, учитывающий четыре показателя:

количественный рейтинг передачи;

финансовые затраты на нее;

экспернтую оценку профессионалов или руководства вещательной компании;

зрительскую оценку.

Индекс вычисляется по следующей формуле: Индекс = RA - СЕ,

где R — средний рейтинг программы; А — средняя шкалированная зрительская оценка; С — показатель стоимости программы; Е — средняя шкалированная экспертная оценка или оценка руководства вещательной компании.

Если все величины привести к сопоставимым единицам, то знак разности покажет, что именно перевешивает — зрительская оценка или затраты и заинтересованность вещателя. Во втором случае исследователи рекомендуют снять передачу с эфира [9]. Весьма примечательно, что решающее значение придается именно оценкам телезрителей.

Показателями реализации социально-психологических функций массовой коммуникации могут служить отдельные выделенные в литературе психологические эффекты массовой коммуникации: утилитарный эффект (разрешение различных жизненных проблем); престижный эффект (удовлетворение от информации, поддерживающей цели и ценности социальной группы, к которой принадлежит реципиент). 

Проблема выявления эффективности СМИ всегда являлась и продолжает оставаться одной из самых сложных. Ее сложность определяется особенностями средств массовой коммуникации и их неоднозначной связью с реальной действительностью. В социально-психо- логических исследованиях эффективности СМИ, как в зеркале, отражаются технологический уровень развития самих средств массовой коммуникации, социальной психологии как науки, ее теоретических ориентаций и методического аппарата.

Начиная с 20-х гг. XX в. когда появилось радио, в развитии социально-психологических исследований СМИ можно выделить несколько этапов, которые характеризуются определенным технологическим уровнем развития средств массовой коммуникации, господствующими теоретическими ориентациями, представлениями о силе воздействия СМИ и активности аудитории, преобладающими методами исследования и показателями эффективности СМИ.

Можно выделить несколько наиболее общих типов эффективности СМИ (коммерческую, социальную и социально-психологическую), которые тесно взаимосвязаны. Конкретными показателями различных форм эффективности СМИ могут служить самые разнообразные эффекты воздействия массовой коммуникации на аудиторию. Межличностное общение и массовая коммуникация являются разными формами общения, которые обычно не противостоят, а взаимно дополняют друг друга.

В начале XXI в. продолжают происходить постоянные изменения в мире информационных технологий, которые оказывают все большее влияние на нашу повседневную жизнь.

Как отмечают многие авторы, причиной этих стремительных изменений стал тесный союз компьютера и современных массмедиа. Одной из форм этого союза стали интернет-СМИ. Именно этот союз привел к появлению у массмедиа следующих характеристик:

доступ аудитории к огромным объемам информации;

интерактивность СМИ (увеличение возможностей для обратной связи);

транзактность (возможность смены коммуникативных ролей коммуникатора и аудитории);

мультимедийность (объединение в одном техническом устройстве практически всех современных СМИ);

асинхронность (возможность для реципиента получать необходимую для него информацию СМИ в любое удобное для него время).

Все эти новые характеристики СМИ, особенно такие как интерактивность и транзактность, требуют тщательного изучения, поскольку они заставляют во многом по-новому оценить роль аудитории, реципиентов (получателей сообщений), с одной стороны, и коммуникатора (отправителя сообщений) — с другой, по сравнению с их ролями в традиционных СМИ.

Реципиенты (пользователи) современных СМИ благодаря интерактивности последних имеют возможность выступать и в качестве коммуникаторов, т.е. проявлять свою активную роль.

Следует также отметить, что зарубежные авторы отмечают не только достоинства новых информационных технологий, но и те этические и политические проблемы, которые вызывает их использование. Это, например, проблемы справедливости и равноправия в доступности широкой аудитории к новым инфомационным технологиям; информации о низших слоях общества; непристойности, порнографии, плагиа-

Тест неоконченных предложений.

Ниже представлены неоконченные предложения. Прочтите, пожалуйста, каждое и докончите его, записывая первую мысль, которая придет вам в голову Работайте с максимально возможной для вас быстротой.

Передачи подобного типа я смотрю, чтобы...

Наиболее удобное время для их просмотра для меня — это...

Из ведущих этих передач мне запомнился...

Он мне запомнился тем, что...

Его манера поведения напоминает мне...

Обычный недостаток в манере поведения ведущего — это...

Себя он видит как...

Нас он видит как...

В интересной передаче ведущий всегда...

Я бы чаще смотрел (а) подобные передачи, если бы...

Данная передача стала бы более интересной, если бы... Благодарим за участие!

Тест неоконченных предложений для пользователей интернет-СМИ2

Интернет нужен мне для...

Общение в Интернете...

Информация в Интернете...

Интернет для меня — это...

По сравнению с традиционными СМИ, интернет-СМИ...

Я захожу в Интернет...

Для меня интересны сайты...

Меня раздражает в Интернете... 

Анкета биполярных профилей1

Обозначьте, пожалуйста, выраженность, на ваш взгляд, каждого из нижеприведенных качеств у «типичного американца», используя соответственно цифры 3, 2, 1, 0.

3 — высшая степень выраженности  указного признака. 2 — средняя  степень выраженности указанного  признака. 1 — слабая степень выраженности указанного признака. 0 — нейтральная позиция, т.е. «не знаю».

патриотизм

космополитизм

оптимизм

пессимизм

гостеприимство

негостеприимство

воспитанность

невоспитанность

зависимость от социального

независимость от социального

окружения

окружения

дружелюбие

агрессивность

тактичность

нетактичность

гуманность

негуманность

доброта

злобность

доброжелательность к СССР

недоброжелательность к СССР

равнодушие к людям

отзывчивость

меркантилизм

бескорыстие

воинственность

миролюбие

стремление к успеху

безразличие к успеху

предприимчивость

безынициативность

деловитость

бесхозяйственность

раскованность

скованность

профессиональная компетентность

профессиональная некомпетент

 

ность

высокая самооценка

низкая самооценка

уверенность в себе

неуверенность в себе

трудолюбие

лень

индивидуализм

коллективизм

прагматичность

непрагматичность

общительность

замкнутость

бережливость

расточительность

примат материальных

примат духовных ценностей

ценностей

 

чувство превосходства

уважение к другим народам

над другими народами

недобросовестность

добросовестность

 

1 Разработана научным сотрудником, а сейчас профессором кафедры  социальной психологии Московского  государственного университета  Т. Г. Стефаненко (1991). 

 

Анкета-опросник для пользователей Интернета и интернет-СМИ[1]

Возраст

Пол

Образование

Профессия

Есть ли у вас компьютер дома?

Как часто в течение дня вы пользуетесь Интернетом?

менее одного часа;

1 или 2 часа;

3 часа;

4 часа;

более 5 часов.

Есть ли у вас служебная необходимость использовать Интернет на работе?

Есть ли у вас возможность пользоваться Интернетом на работе в личных целях?

Распределите по степени убывания интереса следующие тематические сайты Интернета:

развлечения; -СМИ;

политика;

экономика;

компьютеры;

наука и образование;

искусство, культура.

Каков для вас основной источник получения актуальной информации:

радио;

газеты; -TV;

Интернет.

И. Каковы, по вашему мнению, преимущества интернет-СМИ по сравнению с другими СМИ?

Каковы, по вашему мнению, недостатки интернет-СМИ по сравнению с другими СМИ?

Распределите по степени убывания значимости для вас следующие причины пользования Интернетом:

необходимость по работе и служебным делам;

получение информации нужных сведений;

связь с друзьями и коллегами в сети;

расслабление, отдых, игровая деятельность;

чувство принадлежности к миру;

самообразование;

возможность высказаться, заявить о себе;

возможность пообщаться с разными людьми;

самореализация.

В чем, по вашему мнению, состоит разница в информации, получаемой через Интернет и через другие СМИ? 

 

Тест свободных ответов1

Просим вас дать 10 или как можно больше различных ответов на один вопрос: «Данный коммуникатор2 — кто он?»

Каждый из ответов вы можете обозначить словом или фразой. Отвечайте так, как отвечали бы самому себе, и записывайте ответы в том порядке, как они вам приходят на ум, не задумываясь об их порядке.

Отвечайте быстро, время на ответы ограничено (8 минут).

Данный коммуникатор — кто он?

Информация о работе Средства СМИ и влияние на ее целевую аудиторию