Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 17:24, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить Исследование аудитории средств массовых коммуникаций.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть средства СМИ и влияние на ее целевую аудиторию
2. Изучить методы исследования аудитории средств массовых коммуникаций.
Этапы и годы |
Каналы СМИ |
Теоретические ориентации |
Теоретические модели |
Методы |
Показатели эффективности |
I этап 1920-е- начало 1940-х гг. |
Печать, радио |
Необихевиоризм |
Пятичленка Г. Лассуэлла |
Количественные методы определения размера аудитории. Зарождение массовых опросов |
Тиражи газет. Мощность радиостанций. Количество проданных радиоприемников |
II этап конец 1940-х — 1960-е гг. |
Печать, радио, телевидение |
Необихевиоризм |
Йельская школа убеждающей коммуникации Ховланда (экспериментальная риторика). Модель «минимальных эффектов» Клэппера |
Эксперимент. Массовые опросы. Контент-анализ. Вычисление рейтингов |
Размер аудитории. Изменение социальных установок. Отдельные эффекты воздействия СМИ |
III этап 1970-е гг. - начало 1980-х гг. |
Печать, радио, телевидение |
Когнитивизм |
«Глобальная деревня» Маклюэна. «Использование и удовлетворение». «Определение повестки дня». «Когнитивные модели убеждающей коммуникации» Петти, Качоппо, Чейкен. «Культивирование» по Гербнеру |
Массовые опросы. Эксперимент. Контент-анализ. Семантический дифференциал. Вычисление рейтингов. Начало применения качественных методов исследования |
Рейтинги различных каналов и передач. Осведомленность аудитории о содержании сообщений СМИ. Частота обращения к различным каналам. Глубина переработки информации аудиторией |
IV этап конец 1980-х гг. - по настоящее время |
Печать, радио, телевидение, Интернет |
Когнитивизм. Социальный конструкцио- низм (Герген) |
Все модели III этапа + «дискурсивная модель СМИ» Фиска |
Массовые опросы. Медиаметрия. Контент-анализ. Семантический дифференциал. Вычисление рейтингов. Фокус-группы. Дискурс-анализ. Проективные методики |
Рейтинги различных каналов и передач. Осведомленность аудитории о содержании сообщений СМИ. Частота обращения к различным каналам. Коммерческая эффективность. Социальная эффективность. Социально-психологическая эффективность |
В конце 1990-х гг. в Австрии, Голландии и Дании получил распространение интегральный индекс эффективности телепередач, учитывающий четыре показателя:
количественный рейтинг передачи;
финансовые затраты на нее;
экспернтую оценку профессионалов или руководства вещательной компании;
зрительскую оценку.
Индекс вычисляется по следующей формуле: Индекс = RA - СЕ,
где R — средний рейтинг программы; А — средняя шкалированная зрительская оценка; С — показатель стоимости программы; Е — средняя шкалированная экспертная оценка или оценка руководства вещательной компании.
Если все величины привести к сопоставимым единицам, то знак разности покажет, что именно перевешивает — зрительская оценка или затраты и заинтересованность вещателя. Во втором случае исследователи рекомендуют снять передачу с эфира [9]. Весьма примечательно, что решающее значение придается именно оценкам телезрителей.
Показателями реализации социально-психологических функций массовой коммуникации могут служить отдельные выделенные в литературе психологические эффекты массовой коммуникации: утилитарный эффект (разрешение различных жизненных проблем); престижный эффект (удовлетворение от информации, поддерживающей цели и ценности социальной группы, к которой принадлежит реципиент).
Проблема выявления эффективности СМИ всегда являлась и продолжает оставаться одной из самых сложных. Ее сложность определяется особенностями средств массовой коммуникации и их неоднозначной связью с реальной действительностью. В социально-психо- логических исследованиях эффективности СМИ, как в зеркале, отражаются технологический уровень развития самих средств массовой коммуникации, социальной психологии как науки, ее теоретических ориентаций и методического аппарата.
Начиная с 20-х гг. XX в. когда появилось радио, в развитии социально-психологических исследований СМИ можно выделить несколько этапов, которые характеризуются определенным технологическим уровнем развития средств массовой коммуникации, господствующими теоретическими ориентациями, представлениями о силе воздействия СМИ и активности аудитории, преобладающими методами исследования и показателями эффективности СМИ.
Можно выделить несколько наиболее общих типов эффективности СМИ (коммерческую, социальную и социально-психологическую), которые тесно взаимосвязаны. Конкретными показателями различных форм эффективности СМИ могут служить самые разнообразные эффекты воздействия массовой коммуникации на аудиторию. Межличностное общение и массовая коммуникация являются разными формами общения, которые обычно не противостоят, а взаимно дополняют друг друга.
В начале XXI в. продолжают происходить постоянные изменения в мире информационных технологий, которые оказывают все большее влияние на нашу повседневную жизнь.
Как отмечают многие авторы, причиной этих стремительных изменений стал тесный союз компьютера и современных массмедиа. Одной из форм этого союза стали интернет-СМИ. Именно этот союз привел к появлению у массмедиа следующих характеристик:
доступ аудитории к огромным объемам информации;
интерактивность СМИ (увеличение возможностей для обратной связи);
транзактность (возможность смены коммуникативных ролей коммуникатора и аудитории);
мультимедийность (объединение в одном техническом устройстве практически всех современных СМИ);
асинхронность (возможность для реципиента получать необходимую для него информацию СМИ в любое удобное для него время).
Все эти новые характеристики СМИ, особенно такие как интерактивность и транзактность, требуют тщательного изучения, поскольку они заставляют во многом по-новому оценить роль аудитории, реципиентов (получателей сообщений), с одной стороны, и коммуникатора (отправителя сообщений) — с другой, по сравнению с их ролями в традиционных СМИ.
Реципиенты (пользователи) современных СМИ благодаря интерактивности последних имеют возможность выступать и в качестве коммуникаторов, т.е. проявлять свою активную роль.
Следует также отметить, что зарубежные авторы отмечают не только достоинства новых информационных технологий, но и те этические и политические проблемы, которые вызывает их использование. Это, например, проблемы справедливости и равноправия в доступности широкой аудитории к новым инфомационным технологиям; информации о низших слоях общества; непристойности, порнографии, плагиа-
Тест неоконченных предложений.
Ниже представлены неоконченные предложения. Прочтите, пожалуйста, каждое и докончите его, записывая первую мысль, которая придет вам в голову Работайте с максимально возможной для вас быстротой.
Передачи подобного типа я смотрю, чтобы...
Наиболее удобное время для их просмотра для меня — это...
Из ведущих этих передач мне запомнился...
Он мне запомнился тем, что...
Его манера поведения напоминает мне...
Обычный недостаток в манере поведения ведущего — это...
Себя он видит как...
Нас он видит как...
В интересной передаче ведущий всегда...
Я бы чаще смотрел (а) подобные передачи, если бы...
Данная передача стала бы более интересной, если бы... Благодарим за участие!
Тест неоконченных предложений для пользователей интернет-СМИ2
Интернет нужен мне для...
Общение в Интернете...
Информация в Интернете...
Интернет для меня — это...
По сравнению с традиционными СМИ, интернет-СМИ...
Я захожу в Интернет...
Для меня интересны сайты...
Меня раздражает в Интернете...
Анкета биполярных профилей1
Обозначьте, пожалуйста, выраженность, на ваш взгляд, каждого из нижеприведенных качеств у «типичного американца», используя соответственно цифры 3, 2, 1, 0.
3 — высшая степень выраженности
указного признака. 2 — средняя
степень выраженности
патриотизм |
космополитизм |
оптимизм |
пессимизм |
гостеприимство |
негостеприимство |
воспитанность |
невоспитанность |
зависимость от социального |
независимость от социального |
окружения |
окружения |
дружелюбие |
агрессивность |
тактичность |
нетактичность |
гуманность |
негуманность |
доброта |
злобность |
доброжелательность к СССР |
недоброжелательность к СССР |
равнодушие к людям |
отзывчивость |
меркантилизм |
бескорыстие |
воинственность |
миролюбие |
стремление к успеху |
безразличие к успеху |
предприимчивость |
безынициативность |
деловитость |
бесхозяйственность |
раскованность |
скованность |
профессиональная компетентность |
профессиональная некомпетент |
ность | |
высокая самооценка |
низкая самооценка |
уверенность в себе |
неуверенность в себе |
трудолюбие |
лень |
индивидуализм |
коллективизм |
прагматичность |
непрагматичность |
общительность |
замкнутость |
бережливость |
расточительность |
примат материальных |
примат духовных ценностей |
ценностей |
|
чувство превосходства |
уважение к другим народам |
над другими народами |
недобросовестность |
добросовестность |
1 Разработана научным
Анкета-опросник для пользователей Интернета и интернет-СМИ[1]
Возраст
Пол
Образование
Профессия
Есть ли у вас компьютер дома?
Как часто в течение дня вы пользуетесь Интернетом?
менее одного часа;
1 или 2 часа;
3 часа;
4 часа;
более 5 часов.
Есть ли у вас служебная необходимость использовать Интернет на работе?
Есть ли у вас возможность пользоваться Интернетом на работе в личных целях?
Распределите по степени убывания интереса следующие тематические сайты Интернета:
развлечения; -СМИ;
политика;
экономика;
компьютеры;
наука и образование;
искусство, культура.
Каков для вас основной источник получения актуальной информации:
радио;
газеты; -TV;
Интернет.
И. Каковы, по вашему мнению, преимущества интернет-СМИ по сравнению с другими СМИ?
Каковы, по вашему мнению, недостатки интернет-СМИ по сравнению с другими СМИ?
Распределите по степени убывания значимости для вас следующие причины пользования Интернетом:
необходимость по работе и служебным делам;
получение информации нужных сведений;
связь с друзьями и коллегами в сети;
расслабление, отдых, игровая деятельность;
чувство принадлежности к миру;
самообразование;
возможность высказаться, заявить о себе;
возможность пообщаться с разными людьми;
самореализация.
В чем, по вашему мнению, состоит разница в информации, получаемой через Интернет и через другие СМИ?
Тест свободных ответов1
Просим вас дать 10 или как можно больше различных ответов на один вопрос: «Данный коммуникатор2 — кто он?»
Каждый из ответов вы можете обозначить словом или фразой. Отвечайте так, как отвечали бы самому себе, и записывайте ответы в том порядке, как они вам приходят на ум, не задумываясь об их порядке.
Отвечайте быстро, время на ответы ограничено (8 минут).
Данный коммуникатор — кто он?
Информация о работе Средства СМИ и влияние на ее целевую аудиторию