Страховой аудит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 04:55, доклад

Описание работы

Страховой аудит - комплексная проверка (экспертиза) результатов финансово-хозяйственной деятельности страховых компаний, включающая правовую, экономическую и бухгалтерскую оценку данных финансовых отчетов, представляемых для публикации (обнародования) или вышестоящим организациям.

Файлы: 1 файл

Страховой аудит.doc

— 106.50 Кб (Скачать файл)

 

После утверждения программы аудиторской  проверки становится ясен полный объём  работ и уточняются остальные  параметры аудиторской проверки: срок проведения работ; персональный состав аудиторов; описание конечного результата.

 

Основными типами услуг являются:

 

 аудит с целью подтверждение  бухгалтерской отчетности на  отчетную дату;

 

 аудит с целью подтверждения  целевого расходования средств;

 

 анализ текущего финансового  состояния организации, анализ  инвестиционных рисков;

 

 инвентаризация активов  или пассивов;

 

 обзор финансовой  отчетности организации за определенный  промежуток времени. 

 

Аудиторская проверка может  проводится, с уклоном определенным заказчиком, в зависимости от причины  вызвавшей необходимость проведения аудиторской проверки:

 

 ежегодный обязательный  аудит;

 

 подтверждение актуарных  расчетов;

 

 аудит в связи  с проведением юридических регистрационных  изменений;

 

 аудит в связи  со сменой исполнительного руководства,  в целях поддержания процедуры  передачи дел и должности;

 

 аудит в связи  с изменениями в составе акционеров  или иных собственников;

 

 аудит в связи  с существенными изменениями  финансового состояния. 

 

Кроме аудиторских услуг, возможно предоставление услуг по управленческому  консультированию направленных на создание отдельных бизнес-процедур, совершенствования продуктового ряда услуг, постановка работы отдельных подразделений. В случае проведения обязательной ежегодной аудиторской проверки рекомендуется организовать проверку в два этапа, первый этап по окончанию 6 или 9 месяцев и второй этап по окончанию 12 месяцев. Этапность работ позволит максимально гарантировать бухгалтерскую службу от текущих ошибок, а саму работу сделает более плановой и эффективной. Работа аудитора и заказчика должна носить характер регулярных контактов, при которых аудиторы планомерно будут передавать свои знания сотрудникам организации Заказчика, аудитор является тем внешним консультантом, который способен первым заметить нерациональные формы учета и оказать помощь в их устранении.

 

2.2 Аудит кредитных  организаций

 

Аудиторская проверка кредитной  организации проходит в строгом  соответствии с требованиями установленными Министерством финансов РФ, это означает, что программа аудиторской проверки содержит обязательные разделы и  этапы, которые не могут быть сокращены. Определение полной программы аудиторской проверки происходит после изучения баланса банка и предметного собеседования с представителем заказчика. После утверждения программы аудиторской проверки становится ясен полный объём работ и уточняются параметры аудиторской проверки: срок проведения работ; персональный состав аудиторов; описание конечного результата.

 

Основными типами услуг  являются:

 

 аудит с целью  подтверждения бухгалтерской отчетности  на отчетную дату;

 

 аудит системы внутреннего контроля и управленческого учета;

 

 анализ текущего  финансового состояния кредитной  организации;

 

 инвентаризация активов  или пассивов;

 

 обзор финансовой  отчетности кредитной организации  за определенный промежуток времени;

 

 налоговый аудит и минимизация налогообложения.

 

Аудиторская проверка может проводится с уклоном, определенным заказчиком, в зависимости от причины вызвавшей  необходимость проведения аудиторской  проверки:

 

 ежегодный обязательный аудит;

 

 аудит в связи с проведением  юридических регистрационных изменений;

 

 аудит в связи со сменой  исполнительного руководства, в  целях поддержания процедуры  передачи дел и должности;

 

 аудит в связи с изменениями  в составе акционеров или иных  собственников;

 

 аудит в связи с существенными  изменениями финансового состояния.

 

В случае проведения обязательной ежегодной  аудиторской проверки рекомендуется  организовать проверку в два этапа, первый этап по окончанию 6 или 9 месяцев  и второй этап по окончанию 12 месяцев. Этапность работ позволит максимально гарантировать бухгалтерскую службу от текущих ошибок, а саму работу сделает более плановой и эффективной.

 

Работа аудитора и банка должна носить характер регулярных контактов, при которых аудиторы планомерно будут передавать сои знания сотрудникам банка, аудитор является тем внешним консультантом, который способен первым заметить нерациональные формы учета и оказать помощь в их устранении.

 

Глава 3. Особенности регулирования  аудита бирж и финансовых институтов

 

 

Правовое регулирование внешнего аудита в Российской Федерации осуществляется следующими основными нормативными документами:

 

1.Указом Президента РФ от 22 декабря  1993 г. № 2263 «Об аудиторской  деятельности в Российской Федерации»  и утвержденными данным Указом  «Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации». Временные правила определили правовые основы осуществления в Российской Федерации аудиторской деятельности как независимого финансового контроля и действуют до принятия Закона Российской Федерации, регулирующего аудиторскую деятельность;

 

2. Распоряжением Президента РФ  от 4 февраля 1994 г. № 54-рп «Об  организации работы Комиссии  по аудиторской деятельности  при Президенте РФ» и утвержденным  им «Положением о Комиссии  по аудиторской деятельности  при Президенте РФ»;

 

3. Постановлением Правительства  РФ от 6 мая 1994 г. № 482 «Об  утверждении нормативных документов  по регулированию аудиторской  деятельности в Российской Федерации». Данным постановлением были приняты:  «Порядок проведения аттестации  на право осуществления аудиторской деятельности» и «Порядок выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности» Последний документ действует только в части норм, касающихся порядка выдачи лицензий на осуществление банковского аудита.;

 

4. Постановлением Правительства  РФ от 27 апреля 1999 г. № 472 «О лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации» и утвержденным им «Положением о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации» Положение не распространяется на лицензирование деятельности в области банковского аудита.;

 

5. Правилами (стандартами)  аудиторской деятельности, утвержденными  Комиссией по аудиторской деятельности  при Президенте РФ.

 

Перечисленные документы  являются общими для всех существующих видов аудита (банковского, страхового, инвестиционного и общего). Наряду с такими общими документами, по каждому виду аудита действует отдельное правовое регулирование Аудит банков. Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой, Е.А. Лебедева. М., 2001.

 

Конкретно по банковскому аудиту разработана следующая нормативная база, включающая основные документы:

 

6. Положение ЦБ РФ  от 23 декабря 1997 г. № 10-П «О  порядке составления и представления  в Банк России аудиторского  заключения по результатам проверки  деятельности кредитной организации за год»;

 

7. Правила (стандарты)  аудиторской деятельности в области  банковского аудита, одобренные  Экспертным комитетом при ЦБ  РФ по банковскому аудиту. К  настоящему времени разработан  и утвержден один стандарт  по банковскому аудиту: Правило (стандарт) № 1 «Порядок составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации, подготовленной по итогам деятельности за год».

 

В соответствии с вышеназванными документами организация государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации возложена на Комиссию по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Основными направлениями деятельности этой комиссии являются разработка на основе законодательства Российской Федерации проектов нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность в России, содействие реализации «Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации», обобщение практики их применения и подготовка предложений по совершенствованию правового регулирования аудиторской деятельности, выдача генеральных лицензий на осуществление лицензирования аудиторской деятельности, организация ведения государственных реестров аудиторов, аудиторских фирм и их объединений.

 

Непосредственное регулирование  аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации возложено на Банк России, который организует проведение аттестации на право осуществления аудита банков и иных кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии на осуществление банковского аудита, принимает нормативные документы, регулирующие аудиторскую деятельность в банковской системе России, обеспечивает систематический контроль за организацией банковского аудита.

 

На уровне государственного регулирования аудита для повышения  качества его проведения и внедрения в практику передового опыта была проведена стандартизация аудиторской деятельности: были разработаны и утверждены правила (стандарты) аудита, положениям которых должны следовать все представители этой профессии.

 

Основное назначение аудиторских стандартов состоит в закреплении единых основополагающих правил (принципов), определяющих нормативные требования к проведению и оформлению аудита, к оценке качества аудита, к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации и обеспечивающих определенные гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. Стандарты должны выполняться независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отклонение от стандарта, должен быть готов обосновать свои действия.

 

Отечественные стандарты аудиторской деятельности разрабатывались с учетом требований международных аудиторских стандартов. К настоящему времени Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ утверждено 34 стандарта аудиторской деятельности, Центральным банком РФ - один стандарт по банковскому аудиту, названный выше.

 

Одобренные Комиссией  по аудиторской деятельности при  Президенте РФ стандарты аудиторской  деятельности представлены:

 

1. Правилом (стандартом) аудиторской деятельности, утвержденным 9 февраля 1996 г. (протокол № 1) «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности»;

 

2. Правилами (стандартами)  аудиторской деятельности, одобренными  25 декабря 1996 г. (протокол № 6): «Планирование аудита», «Документирование  аудита», «Аудиторские доказательства», «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита», «Аудиторская выборка», «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности», «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита», «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита», «Использование работы эксперта», «Дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, происшедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности»;

 

3. Правилами (стандартами)  аудиторской деятельности, принятыми  22 января 1998 г. (протокол № 2), включающими  «Аналитические процедуры», «Аудит  в условиях компьютерной обработки  данных», «Существенность и аудиторский риск», «Образование аудитора»;

 

4. Правилами (стандартами)  аудиторской деятельности, одобренными  15 июля 1998 г. (протокол №4): «Внутрифирменный  контроль качества аудита», «Применимость  допущения непрерывности деятельности»,  «Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита», «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта», «Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности»;

 

5. Правилами (стандартами)  аудиторской деятельности, принятыми 18 марта 1999 г. (протокол №2): «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним», «Общение с руководством экономического субъекта», «Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита»;

 

6. Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными 27.04.99 (протокол № 3): «Изучение и использование работы внутреннего аудита», «Понимание деятельности экономического субъекта», «Использование работы другой аудиторской организации»;

 

7. Правилами (стандартами)  аудиторской деятельности, одобренными 20.08.99 (протокол № 5): «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности», «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую отчетность», «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете», «Проверка прогнозной финансовой информации»;

 

8. Правилом (стандартом) аудиторской деятельности, одобренным 20.10.99 (протокол № 6): «Порядок заключения  договоров на оказание аудиторских  услуг», «Права и обязанности  аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов», «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям», «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций».

 

Стандарты аудиторской  деятельности можно представить  в четырех взаимосвязанных частях:

 

 основные постулаты  - соответствие стандартам, доступность  и согласованность стандартов, беспристрастность  суждений, ответственность руководства,  средства внутреннего контроля, доступ к информации, контроль  деятельности, улучшение техники проверки, столкновение интересов и т.п.;

 

 общие правила;  они представляют собой свод  профессиональных требований по  квалификации аудитора, независимости  его точки зрения и должному  вниманию ко всем вопросам, касающимся  выполняемой работы, и др.;

Информация о работе Страховой аудит