Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:58, реферат
В условиях рыночной экономики возрос интерес к практическому использованию балансов в управлении экономическими процессами, особенно в области инвестирования, сохранения, отчуждения, разделения и присвоения собственности: определения финансовых, налоговых отношений и других многочисленных ситуаций.
Основное предназначение
Поэтому в приложении к практике балансоведение
В российской практике слабо используются
современные подходы к
1.3 Немецкая школа балансоведения и её современное значение для повышения роли бухгалтерского баланса и принятия управленческих решений
В немецкой школе прослеживалось четкое разграничение учета на два самостоятельных цикла: торговая и производственная бухгалтерия. Торговая бухгалтерия вела учет внешних отношений предприятия, выявляла состав его
имущества и результаты хозяйственной
деятельности. Производственная бухгалтерия
охватывала все операции и точно
отображала процесс производства. Таким
образом, торговая бухгалтерия контролировала
долги и обязательства, а производственная
– внутрихозяйственные
В Германии торговая и производственная бухгалтерии взаимно дополняли друг друга, первая нашла наиболее полное теоретическое обоснование в балансоведении, вторая – в калькуляции.
Рост промышленности и распространение акционерных обществ привели к стремительному развитию теоретической мысли. В конце XIX и в начале XX веков зародилось оригинальное направление – балансоведение. Возникновение балансоведения было обусловлено пропагандой баланса как основополагающей исходной концепции бухгалтерии и деятельностью юристов, создавших специальную отрасль права – балансовое право. Балансовое право выдвинуло ряд требований к балансу:
1. Точность. Обусловлена требованиями закона и целями, которые выдвигает высшая администрация.
2. Полнота. Капитал в балансе должен показываться в полной номинальной, а не в фактически внесенной сумме. Разность должна отражаться в активе как отдельная статья дебиторской задолженности. (Противником такого подхода был Р. Фишер, настаивавший на отражении счета «Капитал» только в сумме фактически внесенных средств.).
3. Ясность. Баланс должен
быть понятен различным
4. Правдивость. Баланс должен быть составлен с учетом требований закона, и все его числа должны вытекатьиз первичных документов.
5. Последовательность. Делилась на внешнюю (сохранение из года в год структуры баланса) и внутреннюю(сохранение принципов оценки прошлого года в текущем году).
6. Единство баланса. Баланс
основной компании должен
Различные требования к балансам обусловили необходимость их классификации. В Германии стали различать баланс-брутто – составлялся с указанием нераспределенной прибыли и баланс-нетто – составлялся с уже распределенной прибылью. Более детальную классификацию балансов дал И. Крайбиг, он делил балансы по четырем основаниям:
В германской учетной теории принципиальным вопросом был метод оценки. Ляйтнеру Ф. принадлежала своеобразная классификация методов оценки, в соответствии с которой цены делились на абсолютные (текущие и продажные) и относительные (учетные, номинальные, калькуляционные, по себестоимости). Более гибкий подход характерен для И. Коверо, который исходил в теории из ликвидационной оценки и выделял следующие виды оценок:
Эти оценки предполагали мнимую ликвидацию предприятия и оценку имущества по текущим рыночным ценам. Однако Р. Фишер был не согласен с этим пожходом и предложил оценку по себестоимости, которая в учете получила название идеи бухгалтерского номинализма. У Фишера было много последователей, но все варианты оценки по себестоимости не удовлетворяли многих бухгалтеров – она делала несопоставимой ценности, увеличила актив скрытыми убытками, а иногда приводила к занижению прибылей.
Принципиально
новым в немецком
Различные виды оценок обусловлены различными целями, стоящими перед балансом как учетной категорией. В теории немецкой школы различали: динамический баланс, который правильно отражал финансовый результат, но мог искажать оценку имущества; статистический баланс, цель которого – точное отражение стоимости имущества. На практике различали
два баланса – налоговый и коммерческий.
Основоположником балансовой теории в немецкой школе был швейцарский ученый И.Ф. Шер. Он считал, что в основе бухгалтерского учета лежат не счета, а баланс, поэтому раскрывает строение и содержание бухгалтерского учета от общего к частному. Теорию учета, созданную Шером, называют балансовой. Шер вывел несколько уравнений капитала:
А – П = К ( актив – пассив = капитал).
Это важнейшее уравнение называется постулатом Шера, который означает, что величина капитала предприятия равна разности между объемом
имущества и кредиторской задолженностью. Отсюда выводится балансовое уравнение:
А = К + П ( актив = капитал + пассив).
Таким образом, по теории Шера
баланс составляет альфу и омегу
всякого счетоводства. В сельском хозяйстве
Германии уже в XIX в. широко применялся
бухгалтерский учет. В то же время многие
ученые не видели необходимости в применении
двойной записи. Они считали, что введение
денежного измерителя нерационально для
сельскохозяйственного бухгалтерского
учета, потому что часть продукции вообще
не продается, а потребляется в своем хозяйстве,
а то, что и предназначено для продажи,
до тех пор, пока не будет продано, не может
быть и оценено в деньгах. Со временем
система двойной записи стала преобладающей.
Немецкая школа олицетворяла собой процедурный
аспект бухгалтерского учета. Она исходила
из того, что учетная процедура – и цель,
и предмет, и метод бухгалтерии. Вне бухгалтерии
нет бухгалтерии. Научная сторона сводится
к максимально возможной формализации
учетной процедуры, превращает ее в своеобразный
математический язык хозяйственного процесса.
Итальянская и французская школы шли от
частного к общему, немецкая – от общего
к частному. Бухгалтерское моделирование
берет начало из немецкой школы, создателем
которой был Шер. Он построил уравнение
А = П и, классифицировав все хозяйственные
операции с формальной точки зрения, положил
начало алгоритмизации учета. Двойная
запись трактуется как математическое
следствие баланса. Все счета по отношению
к балансу были разделены на активные
и пассивные. Содержание их сторон рассматривалось
как противоположное: дебет активного
счета – увеличение, кредит – уменьшение,
в пассивных счетах – наоборот. Главным
трудом ученого стал трактат «Бухгалтерия
и баланс», в котором выражена эта идея.
Наиболее сильное влияние
на развитие немецкой школы бухгалтерского
учета оказал Шер. Ученые, работавшие после
него, или повторяли его идеи, или, развивая
бухгалтерский учет, отталкивались от
его учения.
В
основе немецкой школы лежит трактовка
баланса как основополагающей, обобщающей
и направляющей категории. Немецкая ранняя
школа балансоведения имела три направления:
сторонников статического, динамического
балансов и компромиссного решения. В
дальнейшем шло развитие теории баланса
от статической его трактовки к динамической.
К. Сганцини отмечал, что цель бухгалтерии
– учет движения капитала, т. е. Д–Т–Д*.
При этом он выделял два ряда счетов: счета
контроля и счета результатов. Первый
ряд должен отразить контроль движения
денег в функции средств обращения, второй
– раскрыть содержание Д*.
Автор учения, названного динамическим
балансом, – Э. Шмаленбах. В основе его
концепции лежит модель, при построении
которой исходят из предпосылки, что баланс
показывает не состояние хозяйственных
средств и их источников, а, наоборот, движение
и средств, и источников. Он ставил в центр
бухгалтерский баланс и связывал классификацию
счетов с движением капитала. Эта классификация
позволяла сформулировать положение,
которое можно назвать постулатом Шмаленбаха:
«Разность между сальдо счетов собственных
средств и счетов основных средств равна
разности между сальдо счетов оборотных
средств и счетов кредиторской задолженности».
В
соответствии с этим в основе бухгалтерского
баланса лежит баланс оборотных средств,
а вытекающий из классификации план счетов
должен с наибольшей полнотой отражать
движение капитала, фазы его кругооборота.
Немецкая школа внесла большой вклад в развитие форм счетоводства: карточные формы и копирование. В 1905 году В. Бах создал карточную форму счетоводства хинтц, которая полностью восстанавливала принцип хронологической записи. Форма фортшритт (успех) предполагала наличие специальной доски с закрепленной линейкой. На эту доску подкладывались
два счета, а сверху закладывался журнал, так одновременно делались три записи. Этот принцип получил развитие в форме руф, которая основана на использовании аналогичного аппарата для закладки документов, применяемого в форме фортшритт. Подлинником здесь являются счета, копией – журнал. В конце дня хозяйственные операции рекапитулируются
(суммы группируются по
одинаковым проводкам) по