Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 00:42, реферат
Точно сказать, когда возник учет невозможно. Учет возникал постепенно, долго и неопределенно. Известны эпохи, когда его не было, и мы знаем эпохи, когда он уже существовал. Но разграничить их не только трудно, но и немыслимо. Учет, его техника всегда зависели от вида учетных регистров. Регистры, предопределяя технику учета на многие века, оказывали влияние на учетную мысль. Можно сказать, что история учета начала свое развитие c того момента, когда человек научился считать.
Учет возник, как исторически объективная необходимость 6000 лет до н.э. Люди стали вести хозяйство и учет был простым практическим действием, то есть происходила целенаправленная регистрация фактов хозяйственной деятельности.
1.2 Характеристика систем бухгалтерского учета зарубежных стран
В 50-60–х годах двадцатого столетия начался новый этап международной экономической интеграции. Возникающие транснациональные компании стали вести экономическую деятельность в нескольких странах с различными национальными системами бухгалтерского учета. При этом компании столкнулись с достаточно сложной проблемой несоответствия национальных систем бухгалтерского учета, так как каждая национальная бухгалтерская система уникальна и ее принципы могут не соответствовать принципам других национальных систем бухгалтерского учета.
Системой бухгалтерского учета является определенный логический комплекс, сформированный на основе Плана счетов заданной оптики (производственной, доходной, прибыльной, затратной), обобщающий процессы производства, снабжения и реализации, решающий четко определенную цель и обеспечивающий управление предприятием и его центрами ответственности на основе реализации тактических и стратегических решений.
В целом система бухгалтерского
учета характеризуется
Таблица 1.1 – Показатели системы бухгалтерского учета
Показатели |
Характеристика |
Наличие и использование развитой системы национальных бухгалтерских стандартов |
Обеспечивает получение и использование достаточно полной информации для принятия решений на микро- и макроуровнях.Национальные бухгалтерские стандарты включают национальный План счетов, правительственные указы, директивы, кодексы и налоговое законодательство. |
Национальный План счетов бухгалтерского учета |
План счетов является определяющим в системе бухгалтерского учета, соответствует ее целям и задачам и тесно связан с формами собственности, методами формирования цен, налоговой политикой государства, способами самофинансирования и организацией подведения конечных результатов работы внутренних подразделений предприятия. План счетов строится по определенному принципу или оптике: прибыльной, продуктовой (производственной), маржевой (доходной), затратной. |
Система организации бухгалтерского учета в масштабе предприятия |
Для большинства учетных систем характерно наличие двух бухгалтерий – финансовой или общей бухгалтерии, решающей проблемы взаимоотношений фирмы с государством, банками, акционерами, поставщиками и покупателями и имеющей внешний характер. Организация внешней бухгалтерии, соответствующей национальной учетной системе, в той или иной степени регламентируется государством, а во многих случаях и группой государств в лице соответствующих межправительственных организаций. |
Методология определения конечного финансового результата. |
Количество равнозначных способов определения конечного финансового результата определяется размерами фирмы, наличием одноуровневой или двухуровневой бухгалтерий, фискальными или управленческими потребностями, срочностью получения показателей прибыли. В результате создается и функционирует определенная система, позволяющая определять прибыль (убыток) в целом по фирме, исходя из элементов затрат и доходов, по центрам ответственности на основе статей затрат и видов доходов, по данным бухгалтерских балансов путем соизмерения итогов статей актива и пассива. |
Цель учетной системы |
Цель направлена на определение результатов деятельности предприятия и его подразделений по определенному показателю или по системе показателей. Такими целевыми показателями могут быть: увеличение прибыли, дохода или маржи, снижение себестоимости, определение созданных резервов и т.п. Решение этих целей достигается соответствующей системой счетов, методами оценки активов. |
Окончание таблицы 1.1
Системы бухгалтерского учета развитых стран представляют сведения достаточно достоверные, открытые и доступные для пользователя. Поэтому результаты бухгалтерской деятельности позволяют оценить изменения рыночной конъюнктуры, коммерческие риски, прогнозировать и анализировать сценарии поведения конкурентов.
Достаточно высокий
Понятие национальной системы бухгалтерского учета вытекает из определения системы бухгалтерского учета, приведенного выше.
Каждая национальная система бухгалтерского учета характеризуется:
1.Историческим местом учетной системы;
2.Используемыми принципами учета и оценки имущества и обязательств;
3.Способом составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
4.Организацией внешнего
контроля деятельности
Впервые комплексное исследование сопоставимости национальных бухгалтерских систем провела в 1977 году Межправительственная группа экспертов Центра по транснациональным корпорациям ООН. Эта группа исследовала 46 национальных систем бухгалтерского учета и пришла к выводу о несопоставимости национальных систем бухгалтерского учета по многим показателям, а при сравнении национальных бухгалтерских систем развитых капиталистических стран и развивающихся по всем показателям. Например, в некоторых страны (США, Япония, Англия) законодательно регламентируют в публикуемой отчетности указывать фактически использованные оценочные методы, при этом закон требует использование метода наименьшей оценки ресурсов, что отвечает интересам государства, так как обязывает компании отражать максимальную прибыль. Другие страны (Франция, Италия, Швеция) создают наиболее благоприятные условия для компаний и наименее благоприятные для государства. Таким образом, национальная система бухгалтерского учета позволяет решать определенные тактические и стратегические задачи развития экономики страны с учетом использования приоритетных направлений. Но, несмотря на существующие различия, можно найти и много общего, что характерно для некоторых национальных систем бухгалтерского учета. Если абстрагироваться от все же имеющихся различий, то всю совокупность национальных систем бухгалтерского учета можно классифицировать на основе кластерного анализа сущности элементов, выявляемых при практическом применении этих систем. Такую классификацию предлагали многие авторы, проводившие исследования национальных бухгалтерских систем. В настоящее время не существует единой классификации, поэтому мы рассмотрим несколько (рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 – Классификации бухгалтерских систем
Объективная необходимость применения единых принципов формирования и исчисления финансовых показателей и использования понятной всем пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности стимулировала работу над созданием унифицированной системы бухгалтерского учета.
В настоящее время наиболее известны два подхода к решению проблемы унификации бухгалтерского учета: гармонизация бухгалтерского учета и стандартизация бухгалтерского учета.
Гармонизация заключается в том, что в каждой стране может существовать своя национальная система бухгалтерского учета. Главное, чтобы национальные системы бухгалтерского учета не противоречили национальным системам бухгалтерского учета в странах – членах сообщества, т.е. находились в относительной «гармонии» друг с другом.
Стандартизация состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применимых к любой ситуации, в любой стране. В этом случае отпадает необходимость создания национальных стандартов. Но стандартизация предполагает внедрение унифицированных стандартов в каждой стране не законодательно, а путем добровольного перехода, с возможностью поэтапного введения отдельных стандартов.
Таким образом, в своем развитии каждое государство в результате выбора приоритетных путей решения общеэкономических проблем и источников их финансирования приобретает признаки одной из рассмотренных выше учетных систем. Однако наличие достаточно разнообразных подходов к формированию учетных систем в мировой практике затрудняет возможность международной экономической интеграции, выход на международные рынки капитала. Решение этой проблемы возможно только при формировании показателей финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами и принципами бухгалтерского учета.
1.3 Международные
стандарты бухгалтерского
Международные стандарты — набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.
В 1973 г. соглашением профессиональных
бухгалтерских организаций
В соответствии с Уставом Комитета его деятельность направлена на
достижение следующих основных целей представленных на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 – Основные цели Комитета
Деятельность КМСФО
МСФО, в отличие от некоторых национальных правил составления отчетности, представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестко прописанных правилах. Цель состоит в том, чтобы в любой практической ситуации составители могли следовать духу принципов, а не пытаться найти лазейки в четко прописанных правилах, которые позволили бы обойти какие-либо базовые положения. Среди принципов: принцип начисления, принцип непрерывности деятельности, осторожности, уместности и ряд других.
Международные стандарты широко используются во всём мире. Можно выделить несколько уровней их применения (рисунок 1.4).
Многие финансовые институты уже сейчас осуществляют кредитование предприятий только при предоставлении отчётности, составленной в МСФО.
Несмотря на всё большее распространение МСФО ряд стран пока не спешит переходить на новые стандарты. Это, прежде всего, США и Канада. Американская система учёта (US GAAP) является одной из ведущих в мире. Она занимает прочные позиции, в первую очередь, благодаря самому крупному и развитому рынку в мире, предлагающему самые выгодные условия привлечения капитала. Поэтому многие иностранные компании, желающие разместить свои ценные бумаги на американском рынке, идут на значительные затраты по трансформации отчётности в соответствии с GAAP. Комитет по стандартам финансового учёта США (FASB) неоднократно высказывался о том, что именно эта организация должна издавать международные стандарты для использования на рынках капитала. В то же время среди американских участников рынка нет однозначного мнения в отношении того, насколько выгодно американскому рынку, пусть даже самому крупному и развитому, противопоставлять всему остальному рынку свою систему финансовой отчётности, создавая, таким образом, для входа на рынок иностранных компаний барьеры в виде дополнительных транзакционных издержек на трансформацию отчётности в соответствии с GAAP. Как показала практика, американские стандарты являются далеко не самыми совершенными – так, например, по информации The Wall Street Journal, в 2002 году 330 публичных компаний были вынуждены пересматривать свою отчетность (в 2001 году – 270). Такие громкие скандалы с фальсификацией отчетности, как Enron, WorldCom подтверждают необходимость пересмотра ряда американских стандартов. По мнению президента Европейской федерации обществ финансовых аналитиков и консультанта Правительства РФ по вопросам реформирования системы бухгалтерской отчётности Д. Даманта США будут переходить на МСФО в течение пяти-семи лет в отличие от других стран, где этот процесс займёт три-четыре года.
Рисунок 1.4 – Уровни применения международных стандартов
Первый стандарт был разработан в 1974 г. и вступил в силу со следующего года. Каждый стандарт включает следующие элементы:
В таблице 1.3 приведен перечень действующих стандартов по состоянию на 1 января 2011 г.
Таблица 1.2 – Международные стандарты финансовой отчетности
№ |
Название |
IFRS 1 |
Первое применение Международных стандартов финансовой отчётности |
IFRS 2 |
Выплаты на основе долевых инструментов |
IFRS 3 |
Объединения бизнеса |
IFRS 4 |
Договоры страхования |
IFRS 5 |
Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность |
IFRS 6 |
Разведка и оценка запасов полезных ископаемых |
IFRS 7 |
Финансовые инструменты — раскрытия |
IFRS 8 |
Операционные сегменты |
IFRS 9 |
Финансовые инструменты |
IAS 1 |
Представление финансово отчетности |
IAS 2 |
Запасы |
IAS 7 |
Отчет о движении денежных средств |
IAS 8 |
Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике |
IAS 10 |
Условные события и события, произошедшие после отчетной даты |
IAS 11 |
Договоры подряда |
IAS 12 |
Налоги на прибыль |
IAS 16 |
Основные средства |
IAS 17 |
Аренда |
IAS 18 |
Выручка |
IAS 19 |
Вознаграждения работникам |
IAS 20 |
Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи |
IAS 21 |
Влияние изменения валютных курсов |
IAS 23 |
Затраты по займам |
IAS 24 |
Раскрытие информации о связанных сторонах |
IAS 26 |
Учет и отчётность по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам) |
IAS 27 |
Консолидированная и отдельная финансовая отчётность |
IAS 28 |
Инвестиции в ассоциированные организации |
IAS 29 |
Финансовая отчётность в условиях гиперинфляции |
IAS 31 |
Участие в совместной деятельности |
Информация о работе Сущность бухгалтерского учета, история его развития