Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 14:54, курс лекций
Оперативный учет – система наблюдений и контроля за отдельными хозяйственными операциями и процессами с целью получения информации непосредственно в ходе их совершения. Оперативный учет осуществляется для повседневного текущего руководства и управления организацией. Данные оперативного учета носят разовый характер (непостоянный).
Статистический учет – система изучения и контроля массовых общественных явлений в области экономики, культуры, образования, науки и других областях. Статистический учет изучает количественную сторону явлений.
Бухгалтерский учет – представляет собой упорядоченную систему сбора, обработки, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе организации и его источниках и их движении путем сплошного, непрерывного, взаимосвязанного и документального отражения всех хозяйственных операций.
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА»
Сущность, цели и содержание бухгалтерского учета. Роль бухгалтерского учета в системе управления экономикой.
В РФ существует 3 вида хозяйственного учета:
1.Оперативный
2.Статистический;
3.Бухгалтерский.
Оперативный учет – система наблюдений и контроля за отдельными хозяйственными операциями и процессами с целью получения информации непосредственно в ходе их совершения. Оперативный учет осуществляется для повседневного текущего руководства и управления организацией. Данные оперативного учета носят разовый характер (непостоянный).
Статистический учет – система изучения и контроля массовых общественных явлений в области экономики, культуры, образования, науки и других областях. Статистический учет изучает количественную сторону явлений.
Бухгалтерский учет – представляет собой упорядоченную систему сбора, обработки, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе организации и его источниках и их движении путем сплошного, непрерывного, взаимосвязанного и документального отражения всех хозяйственных операций.
Упорядоченная система предполагает систему, которая функционирует по определенным правилам и законам. В России эти правила устанавливаются правительством, президентом, Государственной Думой и другими ведомствами.
Сплошное отражение – все события, произошедшие на предприятии и относящиеся к его деятельности, должны быть отражены в бухгалтерском учете независимо от степени их важности.
Непрерывное отражение – бухгалтерский учет должен начать вестись в момент создания организации и прекратиться в момент ликвидации организации. При этом не допускается перерывов в отражении информации (если бухгалтер находится в отпуске или болеет, или бухгалтерский учет по каким-либо причинам в какой-либо момент времени не ведется, то по возвращении на рабочее место бухгалтер должен сначала отразить в бухгалтерском учет операции, которые произошли во время его отсутствия, а потом отражать текущие операции).
Взаимосвязанное отражение – любое событие в организации, так или иначе, связано с другими. В бухгалтерском учете должны найти отражение оба из них.
Документальное отражение – «Есть документ – есть хозяйственная операция. Нет документа – ничего не отображается». Бухгалтера работают только по документам.
Хозяйственная операция – событие, которое произошло на предприятии или какое-либо с ним связанное (=хозяйственное явление). Набор хозяйственных операций называется хозяйственным процессом.
Главной целью бухгалтерского учета является формирование полной, качественной, достоверной и своевременной информации, необходимой для принятия управленческих решений на различных уровнях управления, а также для определения поведения предприятия на рынке, перспектив его развития, определения конкурентоспособности.
Бухгалтерский учет является основным поставщиком экономической информации, как на уровне региона, так и государства в целом. На долю бухгалтерской информации приходится более 70% общего объема экономической информации.
Без бухгалтерского учета нельзя было бы прогнозировать, контролировать. Бухгалтерский учет – сердце предприятия, где отображена вся жизнь предприятия.
Состав пользователей бухгалтерской информацией в рыночной экономике.
Бухгалтерская информация подлежит дальнейшему экономическому и финансовому анализу с целью выработки каких-либо управленческих решений. В связи с этим существует множество пользователей бухгалтерской информацией. Всех пользователей делят на 2 группы:
1. Внутренние – лица, которые управляют организацией, управленческий персонал.
2. Внешние – заинтересованные стороны, которые находятся за пределами предприятия и нуждаются в информации для принятия решений в отношении этого предприятия; это другие различные организации.
Существуют также опосредованно заинтересованные пользователи – пресса, аудиторы, биржи, юридические и консалтинговые фирмы, антимонопольные компании, брокеры, профсоюзы, страховые компании – интересуются организациями по мере необходимости.
Задачи и функции бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет решает следующие задачи:
1. Формирование полной и достоверной информации в деятельности организации и её имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности.
2. Обеспечение контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
3. Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения её финансовой устойчивости.
В соответствии с поставленными целями и сформулированными задачами бухгалтерский учет выполняет следующие функции:
Контрольная функция
Виды контроля:
1) Предварительный контроль - проводится до завершения хозяйственной операции (например, контроль деловых и профессиональных качеств принимаемого на работу сотрудника; контроль за наличием сырья, необходимого для производства продукции и т.д.). Предварительный контроль необходим для принятия решений о возможности совершения каких-либо действий.
2) Текущий контроль - предполагает регулярную проверку работы и обсуждение рабочих вопросов. Текущий контроль не проводится одновременно с выполнением работы, а базируется на оценке выполнения её результатов.
3) Последующий контроль - проводится по истечению определенного времени, после выполнения работы. И его основная цель: проанализировать причины и найти пути ликвидации возникновения негативных явлений.
На базе бухгалтерской информации контроль осуществляется по следующим направлениям:
1. Выполнение планов объемов произведенной и проданной продукции.
2. Рациональное и эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
3. Рациональное использование основных средств и средств ремонтного фонда.
4. Формирование информации о фактических затратах на производство продукции и подсчет ее себестоимости.
5. Создание и использование резервных фондов.
6. Подсчет и использование финансовых результатов деятельности организации (прибыль или убытки) и прочие.
Функция обеспечения сохранности собственности
Инструментом для обеспечения этой функции является инвентаризация. Цель проведения инвентаризации: подтвердить соответствие фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета.
Информационная функция
Бухгалтерский учет поставляет заинтересованным пользователям бухгалтерскую информацию, которая подлежит в дальнейшем экономическому и финансовому анализу для принятия правильных управленческих решений.
Аналитическая функция
Предусматривает анализ полученной от бухгалтерии информации. Тесно связана с информационной функцией.
Нормативное регулирование бухгалтерского учёта РФ.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ представлена законодательными и нормативными актами и другими документами, которые по своей значимости и официальному статусу подразделяются на следующие 4 уровня:
1 уровень. Представлен федеральными законами, указами президента РФ и постановлениями правительства. Они обеспечивают единообразное ведение учета имущества, его источников и хозяйственных операций, осуществляемых организацией; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организации, ее доходах и расходах, необходимой заинтересованным пользователям.
Главнейшим документом этого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете №129 от 21.11.1996г. (с изменениями и дополнениями)».
2 уровень. Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету – ПБУ. ПБУ устанавливают принципы, правила и способы ведения бухгалтерского учета хозяйственных операций и составления бухгалтерской отчетности.
3 уровень. Представлен другими нормативными актами, методическими указаниями, инструкциями, разъяснениями по вопросам ведения бухгалтерского учета. Важнейшим документом этого уровня является «План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению».
4 уровень. Рабочие документы организации, в которых установлены правила ведения бухгалтерского учета в конкретных организациях (внутрифирменные стандарты ведения деятельности организации). Рабочие документы строятся на основе правил и принципов ведения бухгалтерского учета, зафиксированных документов первых трех уровней и не должны противоречить им и законодательству.
Основополагающие принципы бухгалтерского учета и критерии их формирования.
Перечень принципов бухгалтерского учета представляет собой систематизированные наиболее существенные положения, которые следуют из нормативных документов, а часть из них обусловлена бухгалтерской практикой.
В России существуют следующие основные принципы бухгалтерского учета:
1. Принцип непрерывности функционирования предприятия.
Суть: оценка активов, используемых на предприятии, должна быть постоянна на предположении, что предприятие будет работать в обозримом будущем.
2. Принцип денежного выражения.
Суть: Всё имущество, все источники и все хозяйственные операции для их отражения в бухгалтерском учете должны быть оценены в денежном выражении – в рублях.
3. Принцип раздельной оценки стоимости имущества.
Суть: имущество организации должно учитываться обособленно от имущества владельцев этих организаций.
4. Принцип оценки по стоимости.
Суть: бухгалтер должен определить ценность имущества при принятии его к бухгалтерскому учету как стоимость его приобретения, а не как ценность его ожидаемой отдачи. Любое имущество должно оцениваться по его стоимости, а не по желанию бухгалтера. В бухгалтерский учет заносятся данные о реальной стоимости.
5. Принцип полноты учета.
Суть: все хозяйственные операции, всё имущество и все обязательства без исключения должны быть отражены в бухгалтерском учете.
6. Принцип начисления.
Суть: все доходы, получаемые в отчетном периоде, а также все расходы, понесенные в отчетном периоде, считаются доходами и расходами этого отчетного периода, независимо от времени поступления и выплаты денежных средств.
7. Принцип соответствия или увязки.
Суть: затраты должны превратиться в расходы в том отчетном периоде, котором организация получает доход.
8. Принцип периодичности.
Суть: организация должна периодически предоставлять заинтересованным пользователям бухгалтерскую отчетность.
9. Принцип документальности.
Суть: все хозяйственные операции, отражаемые предприятием в бухгалтерском учете, должны быть подтверждены в бухгалтерском учете документом (например, факт поездки подтверждается билетом, покупки – чеком).
10. Принцип ответственности
Суть: В Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» определено, что руководители организации несут ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства РФ при отражении хозяйственных операций и за организацию хранения бухгалтерской документации.
Непосредственно руководителю подчиняется главный бухгалтер. У главного бухгалтера с руководителем могут возникать разногласия относительно осуществления отдельных хозяйственных операций. Решающее слово при этом остается за руководителем. Главный бухгалтер должен отразить в бухгалтерском учете требуемые руководителем хозяйственные операции. При этом чтобы снять с себя ответственность за последствия осуществления таких операций, главный бухгалтер должен потребовать с руководителя письменные распоряжения.
Предмет и методы бухгалтерского учета.
Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная деятельность организации и всё то, что в неё включается: наличие и движение имущества, источники его формирования и их использование, обязательства и полученные финансовые результаты.
Объектами бухгалтерского учета (составными предмета изучения) являются:
1.Хозяйственные средства;
2.Источники образования
3.Хозяйственные операции.
Классификация хозяйственных средств и их источников.
Хозяйственные средства = активы = активный капитал = имущество |
Источники формирования хозяйственных средств = пассивы = пассивный капитал |
1) Внеоборотные активы
2) Оборотные активы
|
1) Собственный капитал
2) Заемный капитал
|