Сущность, цели и содержание бухгалтерского учета. Роль бухгалтерского учета в системе управления экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 14:54, курс лекций

Описание работы

Оперативный учет – система наблюдений и контроля за отдельными хозяйственными операциями и процессами с целью получения информации непосредственно в ходе их совершения. Оперативный учет осуществляется для повседневного текущего руководства и управления организацией. Данные оперативного учета носят разовый характер (непостоянный).
Статистический учет – система изучения и контроля массовых общественных явлений в области экономики, культуры, образования, науки и других областях. Статистический учет изучает количественную сторону явлений.
Бухгалтерский учет – представляет собой упорядоченную систему сбора, обработки, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе организации и его источниках и их движении путем сплошного, непрерывного, взаимосвязанного и документального отражения всех хозяйственных операций.

Файлы: 1 файл

Теория бухгалтерского учета (лекции).docx

— 149.42 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА»

 

 

Сущность, цели и содержание бухгалтерского учета. Роль бухгалтерского учета в системе управления экономикой.

 

В РФ существует 3 вида хозяйственного учета:

1.Оперативный 

2.Статистический;

3.Бухгалтерский.

 

Оперативный учет – система наблюдений и контроля за отдельными хозяйственными операциями и процессами с целью получения информации непосредственно в ходе их совершения. Оперативный учет осуществляется для повседневного текущего руководства и управления организацией. Данные оперативного учета носят разовый характер (непостоянный).

Статистический учет – система изучения и контроля массовых общественных явлений в области экономики, культуры, образования, науки и других областях. Статистический учет изучает количественную сторону явлений.

Бухгалтерский учет – представляет собой упорядоченную систему сбора, обработки, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе организации и его источниках и их движении путем сплошного, непрерывного, взаимосвязанного и документального отражения всех хозяйственных операций.

Упорядоченная система предполагает систему, которая функционирует по определенным правилам и законам. В России эти правила устанавливаются правительством, президентом, Государственной Думой и другими ведомствами.

Сплошное отражение – все события, произошедшие на предприятии и относящиеся к его деятельности, должны быть отражены в бухгалтерском учете независимо от степени их важности.

Непрерывное отражение – бухгалтерский учет должен начать вестись в момент создания организации и прекратиться в момент ликвидации организации. При этом не допускается перерывов в отражении информации (если бухгалтер находится в отпуске или болеет, или бухгалтерский учет по каким-либо причинам в какой-либо момент времени не ведется, то по возвращении на рабочее место бухгалтер должен сначала отразить в бухгалтерском учет операции, которые произошли во время его отсутствия, а потом отражать текущие операции).

Взаимосвязанное отражение – любое событие в организации, так или иначе, связано с другими. В бухгалтерском учете должны найти отражение оба из них.

Документальное отражение – «Есть документ – есть хозяйственная операция. Нет документа – ничего не отображается». Бухгалтера работают только по документам.

Хозяйственная операция – событие, которое произошло на предприятии или какое-либо с ним связанное (=хозяйственное явление). Набор хозяйственных операций называется хозяйственным процессом.

Главной целью бухгалтерского учета является формирование полной, качественной, достоверной и своевременной информации, необходимой для принятия управленческих решений на различных уровнях управления, а также для определения поведения предприятия на рынке, перспектив его развития, определения конкурентоспособности.

Бухгалтерский учет является основным поставщиком экономической информации, как на уровне региона, так и государства в целом. На долю бухгалтерской информации приходится более 70% общего объема экономической информации.

Без бухгалтерского учета нельзя было бы прогнозировать, контролировать. Бухгалтерский учет – сердце предприятия, где отображена вся жизнь предприятия.

 

Состав пользователей бухгалтерской информацией в рыночной экономике.

Бухгалтерская информация подлежит дальнейшему экономическому и финансовому анализу с целью выработки каких-либо управленческих решений. В связи с этим существует множество пользователей бухгалтерской информацией. Всех пользователей делят на 2 группы:

1. Внутренние – лица, которые управляют организацией, управленческий персонал.

2. Внешние – заинтересованные стороны, которые находятся за пределами предприятия и нуждаются в информации для принятия решений в отношении этого предприятия; это другие различные организации.

Существуют также опосредованно заинтересованные пользователи – пресса, аудиторы, биржи, юридические и консалтинговые фирмы, антимонопольные компании, брокеры, профсоюзы, страховые компании – интересуются организациями по мере необходимости. 

 

Задачи и функции бухгалтерского учета.

 

Бухгалтерский учет решает следующие задачи:

1. Формирование полной и достоверной информации в деятельности организации и её имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности.

2. Обеспечение контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

3. Предотвращение отрицательных  результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения её финансовой устойчивости.

В соответствии с поставленными целями и сформулированными задачами бухгалтерский учет выполняет следующие функции:

    • Контрольная функция.
    • Функция обеспечения сохранности собственности
    • Информационная функция.
    • Аналитическая функция

 

Контрольная функция

Виды контроля:

1) Предварительный контроль - проводится до завершения хозяйственной операции (например, контроль деловых и профессиональных качеств принимаемого на работу сотрудника; контроль за наличием сырья, необходимого для производства продукции и т.д.). Предварительный контроль необходим для принятия решений о возможности совершения каких-либо действий.

2) Текущий контроль - предполагает регулярную проверку работы и обсуждение рабочих вопросов. Текущий контроль не проводится одновременно с выполнением работы, а базируется на оценке выполнения её результатов.

3) Последующий контроль - проводится по истечению определенного времени, после выполнения работы. И его основная цель: проанализировать причины и найти пути ликвидации возникновения негативных явлений.

На базе бухгалтерской информации контроль осуществляется по следующим направлениям:

1. Выполнение планов объемов произведенной и проданной продукции.

2. Рациональное и эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

3. Рациональное использование основных средств и средств ремонтного фонда.

4. Формирование информации о фактических затратах на производство продукции и подсчет ее себестоимости.

5. Создание и использование резервных фондов.

6. Подсчет и использование финансовых результатов деятельности организации (прибыль или убытки) и прочие.

Функция обеспечения сохранности собственности

Инструментом для обеспечения этой функции является инвентаризация. Цель проведения инвентаризации: подтвердить соответствие фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета.

Информационная функция

Бухгалтерский учет поставляет заинтересованным пользователям бухгалтерскую информацию, которая подлежит в дальнейшем экономическому и финансовому анализу для принятия правильных управленческих решений.

 

 

Аналитическая функция

Предусматривает анализ полученной от бухгалтерии информации. Тесно связана с информационной функцией.

 

 

Нормативное регулирование бухгалтерского учёта РФ.

 

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ представлена законодательными и нормативными актами и другими документами, которые по своей значимости и официальному статусу подразделяются на следующие 4 уровня:

1 уровень. Представлен федеральными законами, указами президента РФ и постановлениями правительства. Они обеспечивают единообразное ведение учета имущества, его источников и хозяйственных операций, осуществляемых организацией; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организации, ее доходах и расходах, необходимой заинтересованным пользователям.

Главнейшим документом этого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете №129 от 21.11.1996г. (с изменениями и дополнениями)».

2 уровень. Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету – ПБУ. ПБУ устанавливают принципы, правила и способы ведения бухгалтерского учета хозяйственных операций и составления бухгалтерской отчетности.

3 уровень. Представлен другими нормативными актами, методическими указаниями, инструкциями, разъяснениями по вопросам ведения бухгалтерского учета. Важнейшим документом этого уровня является «План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению».

4 уровень. Рабочие документы организации, в которых установлены правила ведения бухгалтерского учета в конкретных организациях (внутрифирменные стандарты ведения деятельности организации). Рабочие документы строятся на основе правил и принципов ведения бухгалтерского учета, зафиксированных документов первых трех уровней и не должны противоречить им и законодательству.

 

Основополагающие принципы бухгалтерского учета и критерии их формирования.

 

Перечень принципов бухгалтерского учета представляет собой систематизированные наиболее существенные положения, которые следуют из нормативных документов, а часть из них обусловлена бухгалтерской практикой.

В России существуют следующие основные принципы бухгалтерского учета:

1. Принцип непрерывности функционирования предприятия.

Суть: оценка активов, используемых на предприятии, должна быть постоянна на предположении, что предприятие будет работать в обозримом будущем.

2. Принцип денежного выражения.

Суть: Всё имущество, все источники и все хозяйственные операции для их отражения в бухгалтерском учете должны быть оценены в денежном выражении – в рублях.

3. Принцип раздельной оценки стоимости имущества.

Суть: имущество организации должно учитываться обособленно от имущества владельцев этих организаций.

4. Принцип оценки по стоимости.

Суть: бухгалтер должен определить ценность имущества при принятии его к бухгалтерскому учету как стоимость его приобретения, а не как ценность его ожидаемой отдачи. Любое имущество должно оцениваться по его стоимости, а не по желанию бухгалтера. В бухгалтерский учет заносятся данные о реальной стоимости.

 

5. Принцип полноты учета.

Суть: все хозяйственные операции, всё имущество и все обязательства без исключения должны быть отражены в бухгалтерском учете.

6. Принцип начисления.

Суть: все доходы, получаемые в отчетном периоде, а также все расходы, понесенные в отчетном периоде, считаются доходами и расходами этого отчетного периода, независимо от времени поступления и выплаты денежных средств.

7. Принцип соответствия или увязки.

Суть: затраты должны превратиться в расходы в том отчетном периоде, котором организация получает доход.

8. Принцип периодичности.

Суть: организация должна периодически предоставлять заинтересованным пользователям бухгалтерскую отчетность.

9. Принцип документальности. 

Суть: все хозяйственные операции, отражаемые предприятием в бухгалтерском учете, должны быть подтверждены в бухгалтерском учете документом (например, факт поездки подтверждается билетом, покупки – чеком).

10. Принцип ответственности руководителя.

Суть: В Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» определено, что руководители организации несут ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства РФ при отражении хозяйственных операций и за организацию хранения бухгалтерской документации.

Непосредственно руководителю подчиняется главный бухгалтер. У главного бухгалтера с руководителем могут возникать разногласия относительно осуществления отдельных хозяйственных операций. Решающее слово при этом остается за руководителем. Главный бухгалтер должен отразить в бухгалтерском учете требуемые руководителем хозяйственные операции. При этом чтобы снять с себя ответственность за последствия осуществления таких операций, главный бухгалтер должен потребовать с руководителя письменные распоряжения.

 

Предмет и методы бухгалтерского учета.

 

Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная деятельность организации и всё то, что в неё включается: наличие и движение имущества, источники его формирования и их использование, обязательства и полученные финансовые результаты.

Объектами бухгалтерского учета (составными предмета изучения) являются:

1.Хозяйственные средства;

2.Источники образования хозяйственных средств;

3.Хозяйственные операции.

 

Классификация хозяйственных средств и их источников.

 

Хозяйственные средства = активы = активный капитал = имущество

Источники формирования хозяйственных средств = пассивы = пассивный капитал

1) Внеоборотные активы

  • основные средства
  • нематериальные активы
  • незавершенное строительство
  • долгосрочные финансовые вложения

2) Оборотные  активы

  • сырье и материалы
  • готовая продукция и товары
  • незавершенное производство и полуфабрикаты
  • денежные средства
  • дебиторская задолженность
  • краткосрочные финансовые вложения

1) Собственный капитал

  • уставный капитал
  • добавочный капитал
  • резервный капитал
  • чистая прибыль

2) Заемный капитал

  • долгосрочные обязательства (долгосрочная кредиторская задолженность)
  • краткосрочные обязательства (краткосрочная кредиторская задолженность)

Информация о работе Сущность, цели и содержание бухгалтерского учета. Роль бухгалтерского учета в системе управления экономикой