Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 14:54, курс лекций
Оперативный учет – система наблюдений и контроля за отдельными хозяйственными операциями и процессами с целью получения информации непосредственно в ходе их совершения. Оперативный учет осуществляется для повседневного текущего руководства и управления организацией. Данные оперативного учета носят разовый характер (непостоянный).
Статистический учет – система изучения и контроля массовых общественных явлений в области экономики, культуры, образования, науки и других областях. Статистический учет изучает количественную сторону явлений.
Бухгалтерский учет – представляет собой упорядоченную систему сбора, обработки, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе организации и его источниках и их движении путем сплошного, непрерывного, взаимосвязанного и документального отражения всех хозяйственных операций.
Двойная запись в бухгалтерском учете используется для осуществления контроля за правильностью отражения на счетах бухгалтерского учета. Вследствие этого, итог оборотов по дебету всех счетов всегда должен быть равен итогу оборотов по кредиту всех счетов. Отсутствие такого равенства сигнализирует об ошибках в бухгалтерском учете. Поэтому двойная запись имеет важное контрольное значение.
Для того чтобы составить бухгалтерскую проводку необходимо выполнить следующие действия:
1) Определить, какие объекты участвуют в данной хозяйственной операции (откуда и куда).
2) Определить, что характеризуют данные объекты – имущество или источники.
3) Определить, на каких счетах отражается выбранные объекты (номер, название и определить активный или пассивный счет).
4) Составить корреспонденцию счетов.
Получено в кассу с расчетного счета 5000р.
1) Касса и расчетный счет;
2) Касса – имущество, расчетный счет – имущество;
3) Касса – 50 (А), расчетный счет – 51 (А);
4) Д50 К51 5000 (с кредита 51 в дебет 50)
Понятие, виды, содержание и значение регистров.
На основании первичных документов бухгалтер производит записи хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. На практике в качестве счетов бухгалтерского учета используются учетные регистры.
Учетные регистры – это таблицы специальной формы, которые предназначены для записи хозяйственных операций, отраженных в бухгалтерских документах.
В соответствии со Статьей 10 Федерального Закона «О бухгалтерском учете» регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета в бухгалтерской отчетности.
Виды учетных регистров классифицируются по ряду признаков:
1. По внешнему виду:
2. По видам записи.
3. По назначению.
Записи в учетные регистры производит бухгалтер. Поэтому он должен знать, как их осуществлять и исправлять.
В статье 10 Федерального Закона «О бухгалтерском учете» указано, что правильность отражения бухгалтерских операций в регистрах бухгалтерского учета должны обеспечивать лица, составляющие и подписывающие их.
Записи в учетных регистрах производятся вручную чернилами или шариковой ручкой, или на компьютере.
Исправление учетных регистров возможно только по специально установленным правилам.
Ошибки в учетных регистрах можно исправлять следующими способами:
1) Корректурный – предназначен для исправления ошибок в тексте документа (без использования корректора, ластика или лезвий) и применяется следующим способом:
2) Способ дополнительной записи – применяется, когда ошибка допущена в сумме, указанной в документе, при этом сумма занижена.
Отпущены материалы в производство
Д 20 К 10 9800 руб.
Д 20 К 10 200 руб.
3) Метода красного сторно - применяется, когда ошибка допущена в сумме, указанной в документе, при этом сумма завышена.
Отпущены материалы в производство
Д 20 К 10 10100 руб.
Сторнировочная запись составляется красной пастой, или черной и синей, но обводится в рамку. Это означает, что сумма вычитается.
Д20 К10 100 руб.
или
Д20 К10 100 руб.
Любые исправления в кассовых и банковских документах запрещены.
Содержание учетных регистров является коммерческой тайной, за разглашение которой бухгалтер несет ответственность, установленную законодательством РФ.
Формы бухгалтерского учета. Их достоинства и недостатки.
В зависимости от вида и объема деятельности, осуществляемой организацией, в учетных целях может применяться определенное количество учетных регистров. Их строение, взаимосвязь, а также последовательность и способы осуществления записей в них определяется формой бухгалтерского учета.
Форма бухгалтерского учета – это определенная система сочетаний и построения учетных регистров, а также последовательности и способов осуществления записей в них.
В настоящее время наиболее распространенными являются следующие формы бухгалтерского учета:
1. Мемориально-ордерная;
2. Журнально-ордерная;
3. Автоматизированная;
4. Упрощенная для малых
1. Мемориально-ордерная.
Является старейшей и в настоящее время применяется в бюджетных учреждениях.
Сущность этой формы заключается в том, что на основании первичных документов, поступивших в бухгалтерию, составляются бухгалтерские проводки, которые оформляются в виде мемориальных ордеров на бланках типовой формы:
Каждому мемориальному ордеру присваивается порядковый номер, который регистрируется в специальном журнале, который называется Регистрационный журнал и выглядит следующим образом:
На основании мемориального ордера оформляются также записи в главной книге.
Каждой странице главной книги присваивается определенный номер и отражается информация об определенном счете.
Страница главной книги выглядит следующим образом:
На основании данных главной книги по окончании отчетного месяца (квартала) составляется оборотно - сальдовая ведомость, которая выглядит следующим образом:
При формировании оборотно - сальдовой ведомости должно наблюдаться правило равенства трех пар итогов, т.е. итоги сальдо начального, итоги оборотов и итоги сальдо конечного равны между собой (по Дебету и Кредиту).
На основе показателей оборотной ведомости (выведенных остатков) составляется бухгалтерский баланс:
Данная форма бухгалтерского учета (мемориально-ордерная) имеет ряд недостатков.
Главным недостатком является то, что она очень трудоемка, т.к. требуется составлять большое количество мемориальных ордеров.
Также к «минусам» можно отнести раздельное ведение синтетического и аналитического учета.
Вместе с тем, преимуществом мемориально-ордерной формы бухгалтерского учета является её простота и большие контрольные функции, т.к. одни и те же операции фиксируются одновременно в учетных регистрах.
2. Журнально-ордерная.
Является самой распространенной на сегодняшний день. На основе его принципов построено большинство компьютерных бухгалтерских программ.
Применение этой формы позволяет обеспечить ведение синтетического и аналитического учета всех объектов и исключает необходимость составления мемориальных ордеров.
При применении этой формы бухгалтерского учета данные из первичных документов заносятся в журналы-ордера, которые ведутся по кредитовому признаку и выглядят следующим образом:
На оборотной стороне журнала-ордера заполняется вспомогательная ведомость по этому же счету, которая ведется по дебетовому признаку.
Из журналов-ордеров и ведомостей данные переносятся в главную книгу:
На основании главной книги составляется оборотно - сальдовая ведомость, остатки которой служат информацией для заполнения бухгалтерского баланса.
Достоинство данной формы бухгалтерского учета заключается в том, что она обладает большими контрольными и аналитическими возможностями. Кроме того, она проста в применении и зачастую частично или полностью автоматизирована.
Недостатком данной формы является то, что журналы-ордера и ведомость имеют большой формат, что может вызвать затруднения при выведении электронных форм на бумажные носители.
3. Автоматизированная.
Ведется на базе использования компьютерной техники. Установленные программы позволяют накапливать бухгалтерские данные в традиционных регистрах и хранить их в электронном виде.
Применение машинно-ориентированных форм учета обеспечивает:
1) Механизацию и автоматизацию учетного процесса;
2) Высокую точность учетных данных;
3) Оперативность учетных данных;
4) Увеличение производительности труда учетных работников, освобождение их от выполнения простых технических функций и предоставление им большей возможности заниматься контролем и анализом хозяйственной деятельности.
Эта форма должна базироваться на следующих принципах:
1. Соблюдение принципа двойной записи при отражении хозяйственных операций.
2. Организация последовательной взаимосвязи бухгалтерских счетов в соответствии с кодами стандартных, ежемесячно повторяющихся хозяйственных операций.
3. Непосредственная индексация итоговой информации по каждому синтетическому счету и аналитическому счету и использование её для формирования показателей главной книги и бухгалтерского баланса.
Схема автоматизированной формы бухгалтерского учета:
ПД – первичные данные.
4. Упрощенная форма бухгалтерского учета.
Рекомендуется к применению к субъектам малого бизнеса и имеет две разновидности:
1) Простая форма без использования регистров бухгалтерского учета.
2) Простая форма с использованием регистров бухгалтерского учета.
Простая форма без использования регистров бухгалтерского учета рекомендована для небольших предприятий непроизводственной сферы, а также для предприятий, не имеющих собственных основных фондов и не имеющих процессы производства, связанного с большими материальными затратами. Такие организации, как правило, сосуществуют не более 30 операций в месяц, и все они являются типовыми.
Схематично простая форма без использования регистров бухгалтерского учета выглядит следующим образом:
Простая форма с использованием регистров бухгалтерского учета рекомендована для небольших предприятий, имеющих основные фонды производственного назначения и осуществляющих простой процесс производства продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Схема:
Понятие, виды, состав и значение бухг. отчетности. Порядок её представления.
Данные текущего бухгалтерского учета периодически обобщаются и систематизируются с целью формирования итоговой информации по состоянию имущества, капитала и результатов финансово-хозяйственной деятельности организации.
Этот этап учетного процесса называется этапом составления отчетности.
Все организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность и являющиеся юридическими лицами, независимо от формы собственности, составляют и представляют квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность.
Бухгалтерская отчетность – система показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату и финансовые результаты её деятельности за отчетный период.
Различают внешнюю и внутреннюю финансовую отчетность.
Внутренняя финансовая отчетность представляется руководству и собственникам организации для проведения анализа с целью принятия управленческих решений.
Внешняя финансовая отчетность представляется в инспекцию федеральной налоговой службы (ИФНС) по месту государственной регистрации организации, в органы статистики, инвесторам и другим заинтересованным пользователям.
К внешне-финансовой бухгалтерской отчетности предъявляются следующие требования:
1. Реальность и достоверность содержащейся в ней информации;
2. Взаимосвязь отчетных показателей с данными синтетического учета;
3. Инвентаризация всех активов и обязательств перед составлением годовой отчетности;
4. Соответствие показателей вступительного баланса за отчетный период заключительному за предыдущий период.
5. Своевременность составления и предоставления отчетности заинтересованным лицам;
6. Разумная экономия затрат на составление отчетности;
7. Отсутствие подчисток и помарок.
Ответственность за качество отчетности лежит на руководителе организации.
Годовая бухгалтерская отчетность состоит из следующих взаимосвязанных форм:
1. Бухгалтерский баланс (Форма №1)
2. Отчет о прибылях и убытках (Форма №2).
3. Отчет об изменениях капитала (Форма №3).
4. Отчет о движении денежных средств (Форма №4)
5. Приложение к бухгалтерскому балансу (Форма №5)
6. Пояснительная записка (произвольная форма).
7. Итоговая часть аудиторского заключения, если организация подлежит ежегодной обязательной аудиторской проверке.
Основными формами квартальной отчетности являются бухгалтерский баланс (Форма №1) и отчет о прибылях и убытках (Форма №2).
Составленную отчетность подписывает руководитель и главный бухгалтер организации.
В формах бухгалтерской отчетности заполняются все предусмотренные статьи, графы и строки. При отсутствии каких-либо показателей у организации делается прочерк.