Сущность и функции государственных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они – неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

Файлы: 1 файл

Курсовая Копылова Е.Н. - копия.docx

— 72.25 Кб (Скачать файл)

Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы - неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Современная экономика не может существовать без государственных  финансов. На определенных этапах исторического  развития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические  исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, а также предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и некоторые другие).

Финансы отражают уровень  развития производительных сил в  отдельных странах и возможности  их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни.

Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В  условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального  дохода финансы характеризуются  своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни граждан страны.

В условиях же экономического кризиса, спада производства, роста  безработицы состояние финансов резко ухудшается, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, финансируемых за счет внутренних и  внешних государственных займов, эмиссии денег, а также в увеличении государственного долга и расходов по нему. Все это влечет за собой  развитие инфляции, нарушение хозяйственных  связей, увеличение взаимных неплатежей, появление денежных суррогатов, увеличение бартерных сделок, сложности с  мобилизацией налогов, невозможность  своевременного финансирования государственных  расходов, снижение жизненного уровня широких слоев населения. Поэтому  первостепенная роль в экономических  и социальных отношениях принадлежит  состоянию реальной сферы производства.

 

 

1.2 Функции государственных финансов

 

 

Сущность финансов наиболее полно проявляется через их функции. Финансы выполняют три основные функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Распределительная функция финансов связана с распределением стоимости произведенного общественного продукта, формированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств. В результате перераспределения образуются вторичные или производные доходы.

Созданный в обществе валовый  внутренний продукт (ВВП) за вычетом  потребленных в процессе производства средств производства проходит первичное  распределение, результатом которого является формирование доходов основных участников сферы материального  производства. Однако этого недостаточно для того, чтобы общественное хозяйство  в целом могло развиваться и нормально функционировать. Возникает необходимость перераспределения созданного продукта, которое обусловлено:

• наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой материальный продукт не создается (образование, здравоохранение, оборона и т. п.);

• дифференциацией доходов различных групп населения, которая неизбежна в условиях рыночной экономики;

• неравномерностью развития отдельных территорий и отраслей хозяйства. [8, c.41]

В итоге перераспределения формируются доходы государства; доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы; население получает дополнительные денежные средства через социальные выплаты; территории и предприятия - дополнительные ресурсы для развития. Таким образом, вторичные доходы формируют конечные пропорции использования национального дохода и играют важную роль в сбалансированном развитии отдельных отраслей хозяйства и территорий, обеспечении достойного уровня жизни широких слоев населения.

Регулирующая функция финансов проявляется через воздействие государства на экономическое развитие (поведение хозяйствующих субъектов, развитие отдельных территорий и отраслей) посредством финансовых рычагов. Основными инструментами, которые при этом используются, являются следующие:

1) налоги, которые могут как сокращать, так и стимулировать предпринимательскую деятельность и частное потребление;

2) государственные расходы, которые побуждают фирмы или работников производить те или иные товары и услуги, а также социальные выплаты, обеспечивающие определенный уровень доходов некоторым слоям населения;

3) регулирование или контроль, посредством принятия соответствующих законов, определенных видов экономической деятельности, вплоть до запрещения некоторых из них;

4) установление предельных цен на некоторые товары и услуги (главным образом в отраслях естественных монополий).

Современное государство, увеличивая объем государственных капитальных  вложений, способствует повышению спроса, расширению инвестиций и росту объемов  промышленного производства. Выделяя  ассигнования на военные цели, государство  предъявляет спрос не только на военную  технику, но и на промышленную продукцию, оборудование, сырье, стимулирует научные  исследования. Финансируя инфраструктуру, государство способствует сокращению издержек частных компаний. Посредством  налогов оно может ограничить частное потребление отдельных  видов товаров (например, алкоголя, табачных изделий), а, варьируя разницей между доходами и расходами бюджета, государство способно поддерживать тот или иной баланс между накопленным  и действительно применяемым  в производстве капиталом.

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной функцией. Нельзя сказать, что контроль осуществляется только после того, как произошло распределение и перераспределение совокупного продукта и образовались централизованные и децентрализованные денежные фонды. Контрольная функция проявляется уже в ходе распределения ВВП по соответствующим фондам и представляет собой контроль за тем, насколько правильно было осуществлено формирование этих фондов. Кроме того, контрольная функция проявляется в ходе проверки расходования средств по их целевому назначению.

Финансовому контролю подлежит деятельность всех участников финансовых отношений как на микро, так и на макроуровне. Он охватывает сферу бюджетных отношений (контроль за правильностью составления бюджета, целевым использованием бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, своевременностью уплаты процентов по долгам государства и т. п.).

Финансовый контроль осуществляется и в отношении хозяйствующих  субъектов. Для частных предприятий  он связан с контролем в части  полноты и своевременности налоговых  платежей, правильности отражения затрат на производство и реализацию продукции, формирования и использования доходов  от предпринимательской деятельности. Для бюджетной сферы – это  контроль за целевым использованием бюджетных средств, исполнением  сметы расходов. Для частных лиц  контроль связан со своевременностью и полнотой уплаты налогов с доходов, собственности.

Когда говорят о финансовом контроле со стороны органов государственной  власти, то речь идет прежде всего о  проверке соблюдения финансового законодательства в части своевременности и  полноты выполнения всеми хозяйствующими субъектами и гражданами обязательств перед бюджетной системой, налоговой  службой, кредитной системой, а также  взаимных расчетов и платежей между  предприятиями и организациями.

Финансовый контроль нацелен  на повышение эффективности использования  бюджетных средств, экономическое  стимулирование предпринимательской  деятельности, рациональное использование  имеющихся в распоряжении общества материальных, природных, трудовых и  финансовых ресурсов.

Контрольная функция финансов проявляется через деятельность финансовых органов. Контроль может  осуществляться как специальными финансовыми  подразделениями предприятий, банками, так и государственными налоговыми и финансовыми органами, органами законодательной власти и специальными ведомствами. В большинстве развитых стран существуют также общественные формы контроля за целевым использованием бюджетных средств.

ГЛАВА 2 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

 

2.1 Принципы и роль государственных и муниципальных финансов

 

 

Государственные и муниципальные  финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежно обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. 

Государственные финансы  играют важную роль в общей системе  экономической и политической жизни  страны, активизируя денежные ресурсы для выполнения государством своих функций.

Главными функциями государства  являются:

  • упорядочение жизни общества;
  • обеспечение и защита прав и свобод граждан;
  • обеспечение правопорядка и безопасности государства;
  • регулирование макроэкономического развития;
  • оказание государственных услуг населению;
  • разработка и реализация социальной политики, финансирование основных общественных и социальных услуг, поддержка малоимущих групп населения;
  • регулирование интеграции в мировую политическую систему и мировую экономику;
  • осуществление мер по охране окружающей среды и др.

Финансы как совокупность экономических отношений, возникающих  при формировании, распределении  и использовании фондов денежных ресурсов, не могут развиваться иначе, чем по определенным принципам. Это  предварительное условие стабильного развития любой сложной системы. 

Первый принцип финансов - единство законодательной и нормативно-правовой базы, единство денежной, кредитной и налоговой систем, унификация форм финансовой документации и отчетности, единообразие порядка отражения финансовых операций в бухгалтерском учете, инфицированность расчетов и платежей, общий порядок формирования затрат и финансовых результатов, а также применения санкций за нарушение финансовой, платежно-расчетной и налоговой дисциплины.

Финансовые отношения  сопровождаются возникновением денежных обязательств одной стороны перед  другой. Эти обязательства (кредиторскую задолженность) сторона-должник гасит  перед кредитором спустя определенный срок за счет собственных источников. Привлечение средств на возмездной (платной) основе требует соизмерения  процентных ставок и окупаемости  затрат. Все это означает, что  финансовые отношения предполагают выполнение принципа сбалансированности между расходами и доходами каждого  субъекта этих отношений.

Это в равной мере относится  и к государству. Сбалансированность бюджета и государственных внебюджетных фондов означает, что объем предполагаемых расходов должен соответствовать общему объему доходов, формируемых из налоговых  и неналоговых платежей, а также  заемных средств. Произведенные  заимствования не должны превышать  возможностей бюджета или внебюджетного  фонда по обслуживанию и погашению  государственного долга.

Сбалансированность финансов означает полное и своевременное  исполнение денежных обязательств и  погашение задолженности. Напротив, разбалансированность выражается в  росте просроченной задолженности  и обязательств, оборачивающихся  банкротством и требующих реструктуризации (пересмотра обязательств на иных финансовых условиях).

Важный принцип развития финансовых отношений - целевая направленность. Цели выбирают как предприятия и организации, так и государство. Движение без обозначенных целей бессмысленно. Целями коммерческой деятельности предприятий и организаций являются: извлечение прибыли, повышение рентабельности производства и производительности труда, обеспечение устойчивого положения на рынке, достаточности материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Цели государственных финансов - привлечение доходов в форме налогов, сборов и неналоговых поступлений; перераспределение ресурсов в соответствии с утвержденными параметрами и направлениями развития социальной сферы, государственного и муниципального секторов экономики, инвестиционными программами и выполнением внутренних и внешних обязательств по заимствованиям.

Четвертый принцип развития финансов - диверсификация источников финансирования и направлений вложений средств. Каждый участник финансовых отношений должен быть кредитором не для одного, а для нескольких заемщиков. Одновременно он должен заимствовать не у одного, а у нескольких кредиторов. Не следует делать ставку на один источник средств, каким бы крупным и надежным он ни был. В равной мере не следует осуществлять вложения средств по одному направлению, какие бы высокие прибыли оно ни приносило сегодня.

Диверсификация позволяет  снизить предпринимательский риск и повышает стабильность и конкурентоспособность  предприятия. Правда, она требует  высокой маневренности в использовании  ресурсов. Удобным способом диверсифицировать  свою финансовую деятельность служат вложения в ценные бумаги с формированием  портфеля ценных бумаг разных эмитентов.

Наконец, еще одним принципом  финансовой деятельности является ее организация во времени. Наряду с  текущими задачами субъекты финансовых отношений должны ориентироваться  на долгосрочные и среднесрочные  перспективы. В ряде случаев текущие выгоды следует приносить в жертву ради достижений более крупных выгод в дальнейшем.

Информация о работе Сущность и функции государственных финансов